Научная статья на тему 'ОБОГАЩЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СПОСОБНОСТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ'

ОБОГАЩЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СПОСОБНОСТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / МАГИСТРАНТ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СПОСОБНОСТЕЙ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Г. А., Дубов А. М., Ким Т. К., Михайлов А. Г.

Обогащение семантического пространства способностей к профессиональной деятельности при взаимодействии магистранта с работодателем выступает условием совершенствования профессиональных качеств при освоении образовательной программы «Теория спорта и технологии спортивной подготовки». В связи с этим цель нашего исследования состояла в том, чтобы на основе анализа содержания научно-исследовательской и педагогической практик указанной магистерской программы определить ресурсы обогащения семантического пространства актуальных для получаемой профессии способностей магистранта. Исследование проводилось на базе Института физической культуры, спорта и здоровья ФГБОУ ВО «МПГУ» с использованием опросных методов, сравнительно-сопоставительного анализа результатов и методов непараметрической статистики. Отмечено, что раскрытые в исследовании семантические блоки актуальных способностей инициируют развитие профессионального мышления при сопряжении ценностного, деятельностного и результативного аспектов профессиональной активности специалиста в системе спорта и выступают предпосылкой для совершенствования образовательной программы при условии их соответствия современным запросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Г. А., Дубов А. М., Ким Т. К., Михайлов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENRICHING THE SEMANTIC SPACE OF CAPABILITIES TO THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF MASTER DEGREE STUDENTS AS A CONDITION FOR OPTIMISING THE CONTENT OF WORKSHOP PRACTICE

The enrichment of semantic space of abilities for professional activity in interaction of a Master's degree student with an employer acts as a condition for the improvement of professional qualities in mastering the educational program “Theory of Sports and Technologies of Sports Training”. In this regard, the aim of our study was to identify the resources for enriching the semantic space of the Master's degree programme's abilities relevant to the profession based on the content analysis of research and pedagogical practices of the specified master's program. The study was carried out on the basis of the Institute of Physical Culture, Sports and Health of the Moscow State University using survey methods, benchmarking and nonparametric statistical methods. The semantic blocks of actual abilities disclosed in the study initiate the development of professional thinking at the conjunction of value, activity and productive aspects of a specialist's professional activity in the sports system and are a prerequisite for improving the educational program, assuming their compliance with modern demands.

Текст научной работы на тему «ОБОГАЩЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СПОСОБНОСТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 250-257. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 250-257.

Научная статья УДК 378.147.88

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.38

Обогащение семантического пространства способностей к профессиональной деятельности магистрантов как условие оптимизации содержания производственной практики

Галина Анатольевна Кузьменко1н, Артем Михайлович Дубов2, Татьяна Константиновна Ким3, Андрей Георгиевич Михайлов4

1,2д4московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

1kuzmenkoga2010@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-6308-5211

2https://orcid.org/0000-0002-5033-0388

3https://orcid.org/0000-0003-2398-958X

4https://orcid.org/0000-0003-0832-2947

Аннотация. Обогащение семантического пространства способностей к профессиональной деятельности при взаимодействии магистранта с работодателем выступает условием совершенствования профессиональных качеств при освоении образовательной программы «Теория спорта и технологии спортивной подготовки». В связи с этим цель нашего исследования состояла в том, чтобы на основе анализа содержания научно-исследовательской и педагогической практик указанной магистерской программы определить ресурсы обогащения семантического пространства актуальных для получаемой профессии способностей магистранта. Исследование проводилось на базе Института физической культуры, спорта и здоровья ФГБОУ ВО «МПГУ» с использованием опросных методов, сравнительно-сопоставительного анализа результатов и методов непараметрической статистики. Отмечено, что раскрытые в исследовании семантические блоки актуальных способностей инициируют развитие профессионального мышления при сопряжении ценностного, деятельностного и результативного аспектов профессиональной активности специалиста в системе спорта и выступают предпосылкой для совершенствования образовательной программы при условии их соответствия современным запросам.

Ключевые слова: спорт, магистрант, работодатель, профессиональная деятельность, семантическое пространство способностей, развитие

Для цитирования: Кузьменко Г.А., Дубов А.М., Ким Т.К., Михайлов А.Г. Обогащение семантического пространства способностей к профессиональной деятельности магистрантов как условие оптимизации содержания производственной практики // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 250-257. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.38.

Original article

Enriching the semantic space of capabilities to the professional activities of Master degree students as a condition for optimising the content of workshop practice

Galina A. Kuzmenko1H, Artem M. Dubov2, Tatiana K. Kim3, Andrey G. Mikhailov4

12'34Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia 1kuzmenkoga2010@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-6308-5211 2https://orcid.org/0000-0002-5033-0388 3https://orcid.org/0000-0003-2398-958X 4https://orcid.org/0000-0003-0832-2947

Abstract. The enrichment of semantic space of abilities for professional activity in interaction of a Master's degree student with an employer acts as a condition for the improvement of professional qualities in mastering the educational program "Theory of Sports and Technologies of Sports Training". In this regard, the aim of our study was to identify the resources for enriching the semantic space of the Master's degree programme's abilities relevant to the profession based on the content analysis of research and pedagogical practices of the specified master's program. The study was carried out on the basis of the Institute of Physical Culture, Sports and Health of the Moscow State University using survey methods, benchmarking and nonparametric statistical methods. The semantic blocks of actual abilities disclosed in the study initiate the development of professional thinking at the conjunction of value, activity and productive aspects of a specialist's professional activity in the sports system and are a prerequisite for improving the educational program, assuming their compliance with modern demands.

Keywords: sport, Master's degree student, employer, professional activity, semantic space of abilities, development

Кузьменко Г.А., Дубов А.М., Ким Т.К., Михайлов А.Г., 2021

For citation: Kuzmenko, G.A., Dubov, A.M., Kim, T.K. & Mikhailov, A.G. (2021) Enriching the semantic space of capabilities to the professional activities of Master degree students as a condition for optimising the content of workshop practice. Society: Sociology, Psychology, Pédagogies. (12), 250-257. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.38 (In Russian).

Развитие сферы спорта обусловлено подготовкой профессиональных кадров, призванных отвечать требованиям отрасли к теоретической и прикладной готовности выпускника вуза для полноценной реализации актуальных компетенций в практике профессиональной деятельности. Тесная взаимосвязь вуза и представителей работодателя позволяет своевременно сверять содержание профессиональных запросов с культивируемыми в практической подготовке видами деятельности. Жесткий временной регламент производственных практик не позволяет в полной мере сформировать широкий спектр знаний и навыков в соответствии с должностными обязанностями, необходимыми при трудоустройстве, и раскрыть их во всей полноте запроса в период освоения образовательной программы, но вместе с тем требования к уровню подготовленности выпускников предполагают демонстрацию универсальных способностей - гибкости профессионального мышления, оперативного планирования, программирования деятельности при решении профессиональных задач и способности к успешной их реализации.

Анализ информационных источников и научно-методической литературы позволяет подчеркнуть актуальность рассмотрения вопроса содержания практической деятельности студентов физкультурных и педагогических вузов. Д.А. Райкова, Н.Ю. Зыкова отмечают весомость опоры на методологические подходы к развитию профессионализма тренера, раскрытые ведущими в данной области учеными (Райкова, Зыкова, 2019: 341-344). Б.Г. Ананьевым психологическая организация жизнедеятельности человека рассматривается как «системный объект высочайшей степени сложности и пластичности, находящийся в постоянном становлении и преобразовании» (Ананьев, 1996). А.А. Деркач считает, что принципиальное значение имеет осознание студентом и молодым специалистом «своего индивидуального профиля профессионализма, обдумывание им индивидуальных стратегий и траекторий движения к профессионализму» (Деркач, 2004). По Е.А. Климову, психологическая организация жизнедеятельности человека определяется «стимулированием индивидуально-своеобразного приспособления тренера к профессиональной деятельности»1. А.Р. Баймурзин и С.Д. Неверкович выделяют фундаментальные направления стратегического управления вузами, характеризующими подходы к обновлению практической деятельности студента, в рамках которой осуществляется «управление деятельностью вуза и корпоративной культурой, интегрированным перечнем элементов - ресурсами, обстоятельствами, временем и человеческим потенциалом; корпоративной культурой как типом организационной платформы, объединяющей интересы персонала в связи с общими проективными установками профессиональной деятельности» (Баймурзин, Неверкович, 2019: 42). «Открытость» студента новым видам деятельности, по Л.Н. Рогалевой, обусловливается «интересом к новым дисциплинам, повышением мотивации к выбору тем магистерских диссертаций, соответствующих современным направлениям исследований» (Рогалева и др., 2019). Тем самым повышается социальная значимость формирования «нового поколения студентов, готовых к академическому обмену, саморазвитию и достижениям в профессиональной деятельности»2, что требует совершенствования, в том числе, и исполнительской культуры молодого специалиста. «Среди множества компетенций, определяющих готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности в современных условиях, серьезное значение имеет психолого-педагогическая компетентность, так как по своей сущности деятельность тренера по виду спорта во многом носит педагогический характер» (Бахарев и др., 2021: 34). Данная компетентность отражается в «психологической готовности к вызовам времени при оперативной адаптации в профессиональной среде» (Кузьменко, Ким, 2020: 69).

Репрезентированный спектр исследований характеризует актуальность содержания практической подготовки студентов с учетом запроса работодателя на полноценную реализацию в предметных ситуациях профессионально значимых качеств и вместе с тем позволяет обозначить проблему исследования - понимание магистрантами процесса формирования и развития смысловых единиц профессиональных способностей, отражающих их эффективную реализацию в деятельности, должных быть сформированными при освоении дисциплин, их закрепление в процессе производственных практик магистерской программы «Теория спорта и технологии спортивной подготовки», позволяющих удовлетворить связанные и разнонаправленные запросы работодателей.

1 Климов Е.А. Введение в психологию труда : учебник. М., 1988. 199 с.

2 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник. М., 2008. 544 с.

Цель исследования: на основе учета объектов профессиональной деятельности определить ресурсы обогащения семантического пространства актуальных для профессии способностей магистранта при взаимодействии с работодателем, рассматриваемом как условие оптимизации содержания научно-исследовательской и педагогической практик магистерской программы «Теория спорта и технологии спортивной подготовки».

Исследование проводилось на базе ИФКСиЗ ФГБОУ ВО «МПГУ» с участием студентов, обучающихся по магистерской программе «Теория спорта и технологии спортивной подготовки» (n = 25) и представителей работодателей (n = 10). Методы исследования: изучение образовательного запроса студентов, потребностей работодателя в специалистах конкретного уровня (интервьюирование), сравнительно-сопоставительный анализ, методы непараметрической статистики (Statistica 8): сравнение несвязанных выборок - Kolmogorov-Smirnov Test (Spredsheet9) By variable Var 2, Marked tests are significant at p < 0,05; сравнение связанных выборок - Wilcoxon Matched Pairs Test (Spredsheet9), Marked tests are significant at p < 0,05.

Содержание деятельности практиканта магистерской программы «Теория спорта и технология спортивной подготовки» регламентировано комплексом нормативно-правовых актов: Трудовым Кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 года № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2017 года № 1225 «О внесении изменений в Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 27 ноября 2015 года № 1383»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 апреля 2017 года № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специ-алитета, программам магистратуры»; федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования; профессиональными стандартами; методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн; Уставом МПГУ; методическими документами и другими локальными нормативными актами, регламентирующими учебный процесс в МПГУ: в частности, Положением о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры) (приказ № 1334 от 14.11.2018 г.), которое характеризует государственный и социальный запрос на качественные характеристики личности, находящие выражение в деятельности выпускника вуза.

Вместе с тем, несмотря на определенность критериев оценки педагогической практики, исследование суждений студентов, обучающихся по магистерской программе «Теория спорта и технологии спортивной подготовки», позволило установить ряд противоречий в восприятии ими ее требований, выступающих отправными позициями в преобразовании содержания практики:

- суждение «не хочу выполнять практические задания» вызвано к жизни рядом причин: реальной сложностью и разноплановостью деятельности, требующей задействования студентом множества профессиональных способностей (28 %), формальным отсутствием желания работать (12 %), противоречивым столкновением требований практики и текущей профессиональной деятельности студента (16 %), что требует гибкости в формировании содержания практических заданий и оперативной перестройки программы практики. В соответствии с желанием трудоустроенного студента возможность формировать программу практических заданий может быть предоставлена работодателю, что усиливает значимость ее освоения на практике и требует от преподавателя вуза реализации тьюторского сопровождения в прикладной деятельности;

- суждение «не могу выполнять практические задания», отмеченное у 16 % респондентов, также обусловлено рядом причин: отсутствием возможности для этого в виде необходимого организационного ресурса, интеллектуальных и физических сил, времени, что может быть связано с загруженностью на работе, состоянием здоровья и т.д. (8 %); непониманием сущности предъявляемых требований, отсутствием осознания значимости выполнения заданий (4 %); формальным подходом к исполнению (4 %) - все они требуют анализа возможности интегративности заданий в программах практики и учебных дисциплин, за счет чего может осуществиться экономи-зация деятельности магистранта.

Несмотря на то что, 56 % успешно обучающихся студентов, в том числе не вовлеченных в профессиональную деятельность, удовлетворены программой педагогической практики, требуется обновление ее содержания в направлении формирования выделенных в процессе исследования актуальных профессионально значимых качеств и способностей.

Собеседование с работодателями по результатам прохождения студентами магистратуры практик позволило обнаружить различное наполнение семантических блоков, отражающих актуальные профессиональные качества и способности будущих специалистов. В табл. 1 показано, насколько работодателем конкретизируется смысл реализации магистрантом профессионального качества, способности в рамках конкретной предметной деятельности. Содержательное наполнение спектра актуальных способностей по успешной реализации профессиональной деятельности различается с позиций работодателей и магистрантов - об этом свидетельствует дифференциация их суждений. Для одних студентов «очевидна» линия мышления работодателя, ожидаемо и понятно осуществляемое им объяснение профессиональных ситуаций и используемых формулировок; для других - позиция работодателя - это «открытие» нового семантического пространства, вызывающее удивление, удовлетворение, воодушевление, стремление к пониманию, обеспечивающие действенность воспитательных эффектов.

Важно отметить степень расхождения профессионально значимых формулировок у магистранта и работодателя: наблюдается их абстрактность, отвлеченность в первом случае и прикладная конкретика - во втором. Тезис, выдвинутый в свое время В.И. Лениным, «От абстрактного - к конкретному, и от него - к практике» удивительно актуален в рассматриваемой нами ситуации по обновлению содержания практической подготовки обучающегося при результативном общении с работодателем на протяжении всего периода практики. Достаточно выразительно определяется полная организация семантики универсальных актуальных способностей в профессиональной деятельности у работодателя, что является основанием для развития рефлексивного мышления магистранта и условием для присвоения им системы профессиональных критериев качества деятельности, что отражено в динамике семантики универсальных актуальных способностей в профессиональной деятельности (р < 0,01, р-level Wilcoxon Matched Pairs Test 0,005062, табл. 1).

Кроме того, общепринятая трактовка «первенства» педагогического вида деятельности над научно-исследовательским как дополняющим при реализации магистерских программ некорректна, поскольку все виды деятельности, начиная с профессиональной коммуникации, сопряжены между собой, предстают важными структурными компонентами профессиональной деятельности и только в совокупности формируют весь спектр необходимых профессионально и личностно значимых качеств, способностей, компетенций, позволяющих обеспечить наиболее полную реализацию выпускника в избранной профессии и гарантировать ее эффективность. Сказанное подтверждается опытом профессиональной подготовки магистрантов в Кельнском университете спорта (Deutsche Sporthochschule Köln) по 10 образовательным программам, в которых в полной мере отражены непосредственные структурно-содержательные связи между содержанием обучения в магистратуре, реализуемыми в практике отрасли физической культуры и спорта лонгитюдными исследованиями и научно-практическими мероприятиями (в табл. 2 представлен пример сопряженной реализации 4 программ магистратуры). Кроме того, в ключевых запросах к соискателю на обучение по программам магистратуры представлены основополагающие требования: «для получения степени магистра немецкого языка требуется знание английского языка, работа с публикациями, научными статьями, исследованиями» при непосредственной личностной коммуникации с научным руководителем и организаторами научно-исследовательских проектов.

J. Mittag (2014) актуализирует необходимость «составления схемы и поиска основной и соответствующей запросам абитуриента учебной программы по спорту для развития исследований», значимых в отрасли и социально ориентированных, создающих прикладные положительные эффекты для населения страны (Mittag, 2014). Организация научно-образовательной деятельности магистранта в Deutsche Sporthochschule Köln по формированию профессионально значимой научно-исследовательской компетентности характеризуется сопряженностью деятельности и результатов, где процессуальные уровни как атрибуты реализации способностей личности представлены в: 1) конкретизации ведущей темы научного исследования и определении ее научно-методических опор; 2) демонстрации умений действовать в профессиональных ситуациях исследования с определением актуальных проблемных зон научного поиска; 3) непосредственном выполнении научных и научно-образовательных проектов; 4) подготовке магистерской работы на фоне освоения дополнительных профессиональных курсов и дисциплин1, что создает для магистрантов Российской Федерации смысловые опоры глобального восприятия системы международных требований к профессиональному совершенствованию в отрасли «Физическая культура и спорт».

1 Deutsche Sporthochschule Köln. URL: https://www.dshs-koeln.de/ (дата обращения: 18.11.2021).

Таблица 1 - Сравнительно-сопоставительный анализ семантики универсальных

актуальных способностей, реализуемых в профессиональной деятельности в сфере спорта, фрагмент суждений студентов магистратуры (п = 25) и работодателей (п = 10

Объекты профессиональной деятельности Полюсная организация семантики универсальных актуальных способностей в профессиональной деятельности (количество семантических единиц), по мнению:

студентов (динамика результатов) работодателей

Процессы: воспитания физических качеств, двигательно-координационных способностей и высокой работоспособности; формирования двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний; формирования интегральной подготовленности к реализации соревновательной деятельности и совершенствования спортивного мастерства с установкой на достижение максимальных спортивных результатов; воспитание психических качеств и компонентов направленности личности студента на совершенствование качеств, обеспечивающих его социальную адаптацию к особенностям спортивной деятельности и взаимодействия в спорте, развитие духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных способностей, мировоззренческих позиций спортсмена, компонентов направленности личности: потребностей, мотивов, ценностных ориентаций,установок и убеждений, связанных со спортивным совершенствованием, оптимизацией психофизического состояния человека. Процессы: обучение, воспитание, развитие, просвещение в системе спортивной подготовки. Руководство процессами: планирования, организации учебно-тренировочной деятельности, контроля и оценки ее эффективности, организации соревновательной деятельности, аналитической и методической деятельностью в области спорта; управления образовательными системами в этой сфере; стратегическое руководство деятельностью по сопровождению развития спорта Уметь уверенно общаться на профессиональные темы (1); (2) Способность подвергать сомнению и проверять жизнеспособность выдвигаемых профессиональных гипотез (3)

Уметь уверенно общаться (1); (2) Уметь излагать мысль, профессионально рассуждать в условиях разрешения проблемной профессиональной ситуации (3)

Знать нормативно-правовые документы (1); (2) Способность осуществлять профессиональную деятельность в условиях нормативно-правовой реальности (2)

Знать закономерности спортивной подготовки (1); (3) Уметь строить тренировочный процесс с учетом закономерностей развития спортивной формы на этапах спортивного совершенствования (3)

Уметь обучать технике вида спорта (1); (3) Демонстрировать способность: обучать технике двигательных действий с учетом вероятностных ошибок; определять объемы теоретического и практического материала с учетом темпов обучения, воспитания, развития актуальных качеств и способностей; содержание ожидаемых результатов спортивной подготовки (5)

Уметь воспитывать актуальные личностные качества (1); (3); Побуждать личность к проблемному восприятию своих способностей и перспектив, ресурсов их развития для полноценной самореализации личности (5);

Уметь планировать содержание учебно-тренировочного процесса (1); (3); Демонстрировать способность планировать содержание учебно-тренировочного процесса, обеспечивающего достижение запланированного результата на основе оперативного, текущего, этапного педагогического контроля (5)

Формировать исполнительское мастерство (1); (2) Реализовывать запланированный педагогический процесс спортивного совершенствования, ведущий к ожидаемому результату (3)

Способность работать в команде (1); (4) Способность адекватно профессиональной ситуации: демонстрировать лидерские качества, осуществлять профессиональное сотрудничество и сотворчество; умение переключаться на новый вид командно-значимой деятельности; разделять ответственность за успех и низкую результативность в опоре на конструктивный анализ параметров деятельности и оперативную коррекцию программ, методик, технологий (8)

Проявлять ответственность (1); (3) Проявлять ответственность за физическое, психическое, социальное здоровье занимающихся, темпы спортивного совершенствования (5)

Суммарный; средний показатель 10; 1 42; 4,2

Cравнение двух независимых выборок: Kolmogorov-Smirnov Test (Spredsheet9) By variable Var 2, Marked tests are significant at p < 0,05 p-level 0,0000

Сравнение зависимых выборок (динамика суждений студентов) Wilcoxon Matched Pairs Test (Spredsheet9), Marked tests are significant at p < 0,05 p-level 0,005062

Таблица 2 - Научно-исследовательская ориентация производственной практики магистрантов Deutsche Sporthochschule Köln в условиях реализации проектов и мероприятий (фрагмент)_

Программы магистратуры Пролонгированные научно-исследовательские проекты, сроки реализации Научные мероприятия, ноябрь 2021 г.

Магистр реабилитации, профилактики и управления здоровьем «Адебар - профилактика ожирения на основе реализации семейной программы, включающей регулирование питания и физических упражнений», реализуется с 13.05.15 по настоящее время (НВ); «Профилактика мышечных судорог: обновление научных подходов к предотвращению судорог скелетных мышц», 01.01.13 - 31.12.15 Комплексный анализ профилей травм (07.11.2021); презентация журнала: «Границы физиологии» (03.11.2021)

М^. Физическое воспитание «Влияние упражнений на выносливость на центральную нервную деятельность мозга людей с ОВЗ», 13.05.15 - по НВ Посещение средней школы Норденхэма: анализ процесса и результатов физического воспитания (05.11.21)

М^с. Психология в спорте и упражнениях «Прикладная спортивная психология - от теории к практике и ее анализ», 01.05.12 - по НВ

M.Sc. Человеческие технологии в спорте и медицине «Разработка системы медицинского архивирования при регистрации случаев сотрясений мозга, связанных со спортивной деятельностью или полученных при занятиях спортом», 01.05.12 - по НВ Оценка стандартной батареи скрининговых тестов (07.11.2021)

Только на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации фактов деятельности и поведения субъекта спортивного совершенствования в профессиональной ситуации возможна корректная и адекватная реализация педагогических функций. Преподавательская деятельность гипотетична по своей сути, в связи с этим в структуре каждой учебной дисциплины и модуля должна быть представлена единственно верная форма восприятия материала - его научное познание, которое отражает этап исследования данной области, объекта и предмета -спортивного совершенствования занимающихся. И только на базе дифференцированных и систематизированных знаний (закономерностей, особенностей) формируется способность к отбору средств, методов и организационных форм подготовки в избранном виде спорта. Неслучайно Л.П. Матвеевым методологические аспекты теории спорта представлены в первой части учебника «Общая теория спорта и ее прикладные аспекты»1, а методологические предпосылки, методы и логика построения исследования в теории физической культуры2 рассматриваются как единственно верное условие научно обоснованного понимания всего спектра теоретических и прикладных аспектов физической культуры, физического воспитания и спорта, что являет собой яркий пример преемственного формирования модулей учебной дисциплины.

Структура практической деятельности магистранта предполагает опору на глубокий анализ профессиональной проблематики, множество факторов определяют и характеризуют глубину научно-педагогического постижения профессии. В связи с этим педагогическая практика и научно-исследовательская работа формируют обоснованный подход к осуществлению профессиональной деятельности, в которой представлены научно-исследовательские компетенции, отражающие первостепенную реализацию педагогического наблюдения и педагогического эксперимента как условия организации физического воспитания и спортивной подготовки разных контингентов, а научно-исследовательская практика дополняется и завершается научно обоснованным изложением полученных результатов, представленных к публичной апробации и публикации.

Выводы. Результаты проведенных исследований позволяют определить следующие актуальные положения.

Содержательное наполнение тезауруса на основе признанных в профессии, в том числе работодателями, ценностных характеристик, отражающих адекватные проявления актуальных профессиональных качеств и способностей в деятельности, способствует обогащению мировоззрения выпускника вуза. Сопряжение процессуально-результативных описаний значимых профессиональных качеств и способностей воплощает прикладные смыслы полноценной их реализации. Представленные семантические блоки актуальных способностей инициируют развитие профессионального мышления, в котором наблюдается сопряжение ценностного, деятельност-ного и результативного аспектов профессиональной активности специалиста в системе спорта.

Образовательная программа 44.04.01 «Теория спорта и технологии спортивной подготовки» в полной мере будет соответствовать современным требованиям магистерской программы, если базовой основой для ее содержания будет выступать научно-исследовательская

1 Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник. СПб., 2005. С. 73.

2 Его же. Теория и методика физической культуры ... С. 40.

деятельность на всех структурно-содержательных уровнях: от модулей и дисциплин обязательного, вариативного циклов и дисциплин по выбору до отдельных лекционных, семинарских, практических занятий и внеаудиторной работы магистранта. А педагогическая деятельность (должная быть ведущей) уже выстраивается на основе процесса и результатов научно обоснованного поиска в профессионально значимой области теории спорта.

Разные масштабы интегративности, отраженные в систематизации профессионально актуальных проявлений качеств и способностей в деятельности, их результирующий накопительный потенциал, представленный работодателями в описательных характеристиках, характеризуют векторы развития мировоззрения магистранта - молодого специалиста, в которых сущностные черты профессиональной деятельности выкристаллизовываются в личностно значимые ориентиры развития.

Список источников:

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. Воронеж, 1996. 384 с.

Баймурзин А.Р., Неверкович С.Д. Методологические основы программного уровня построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт - наука и практика. 2019. № 1. С. 42-46.

Бахарев Ю.А., Соколовская С.В., Кузенкова Г.В., Устюхова Н.Н. Использование дистанционных технологий в формировании компетентности специалистов физкультурно-спортивной сферы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. 2021. № 3 (193). С. 34-40. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p34-41

Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Воронеж, 2004. 752 с.

Кузьменко Г.А., Ким Т.К. Вызовы времени и психологическая готовность педагогов к требованиям профессиональной деятельности // Рудиковские чтения - 2020 : материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М., 2020. С. 69-75.

Райкова Д.А., Зыкова Н.Ю. Анализ методологических подходов к развитию профессионализма тренера // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма : сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов. Воронеж, 2019. С. 341-344.

Рогалева Л.Н., Малкин В.Р., Лукманова Э.И., Гумерова А.А. Реализация проекта «Теория и практика достижения превосходства в спорте» в подготовке магистрантов сетевого университета СНГ // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире : материалы XXI российской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург, 2019. С. 895-900.

Mittag J. Mapping the framework and looking for a core curriculum in Sport for Development Studies // Global Human Resources Development in Physical Education and Sport: Master's Degree Program in International Development and Peace through Sport (IDS): Program and Proceedings of the 2nd International Symposium on International Development and Peace through Sport. Tokyo, 2014. Р. 39-45.

References:

Anan'ev, B. G. (1996) Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya: izbrannye psikhologicheskie Trudy [Psychology and the Problems of Human Cognition: Selected Psychological Writings.]. Voronezh. 384 р. (in Russian).

Bakharev, Y. A., Sokolovskaya, S. V., Kuzenkova, G. V. & Ustyukhova, N. N. (2021) The Use of Distance Technologies in the Formation of the Competence of Specialists in the Physical Culture and Sports Sphere. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. (3 (193)), 34-40. Available from: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p34-41 (in Russian).

Baymurzin, А. R. & Neverkovich, S. D. (2019) Methodological Bases of Program Construction Level of Management Strategy of a Physical Education and Sport University. Fizicheskaya kul'tura i sport - nauka i praktika. (1), 42-46 (in Russian).

Derkach, A. A. (2004) Akmeologicheskie osnovy razvitiya professional [Acmeological Foundations of Professional Development]. Voronezh. 752 р. (in Russian).

Kuz'menko, G. A. & Kim, T. K. (2020) Vyzovy vremeni i psikhologicheskaya gotovnost' pedagogov k trebovaniyam profes-sional'noi deyatel'nosti [Challenges of the Time and Psychological Readiness of Teachers to the Requirements of Professional Activity]. In: Rudikovskie chteniya - 2020 : materialy xVl Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Moscow, рр. 69-75 (in Russian).

Mittag, J. (2004) Mapping the framework and looking for a core curriculum in Sport for Development Studies. In: Global Human Resources Development in Physical Education and Sport: Master's Degree Program in International Development and Peace through Sport (IDS): Program and Proceedings of the 2nd International Symposium on International Development and Peace through Sport. Tokyo, рр. 39-45.

Raikova, D. A. & Zykova, N. Yu. (2019) Analiz metodologicheskikh podkhodov k razvitiyu professionalizma trenera [Analysis of Methodological Approaches to the Development of Trainer's Professionalism]. In: Perspektivy razvitiya studencheskogo sporta i Olimpizma : sbornik statei Vserossiiskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov. Voronezh, рр. 341-344 (in Russian).

Rogaleva, L. N., Malkin, V. R., Lukmanova, E. I. & Gumerova, A. A. (2019) Realizatsiya proekta «Teoriya i praktika dosti-zheniya prevoskhodstva v sporte» v podgotovke magistrantov setevogo universiteta SNG [Implementation of the Project «Theory and Practice of Achieving Excellence in Sports» in the Training of Master Students of CIS Network University]. In: Rossiiskii chelovek i vlast' v kontekste radikal'nykh izmenenii v sovremennom mire : materialy xxI rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii (s mezhdunarodnym uchastiem). Ekaterinburg, рр. 895-900 (in Russian).

Информация об авторах

Г.А. Кузьменко - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=359400.

А.М. Дубов - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=359400.

Т.К. Ким - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=341860.

А.Г. Михайлов - директор Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия.

Information about the authors G.A. Kuzmenko - D.Phil. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=359400.

A.M. Dubov - PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department, Department of Physical Education and Sports, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=359400.

T.K. Kim - D. Phil. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=341860.

A.G. Mikhailov - Director of the Institute of Physical Education, Sport and Health, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.12.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.