Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ИРАКЕ: ОПЫТ БАГДАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ИРАКЕ: ОПЫТ БАГДАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ / КОЛЛЕДЖ / БАГДАДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / EDUCATION / TEACHER EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION / SPORT / COLLEGE / BAGHDAD UNIVERSITY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов И. Е., Федотова О. Д.

Статья посвящена проблеме подготовки кадров по физической культуре и спорту в Ираке в период с начала ХХ века по настоящее время. Авторами представлен краткий обзор степени разработанности тематики, характеризующей публикационную активность российских исследователей по проблемам подготовки кадров для сферы физической подготовки обучающихся в странах арабского Востока. На примере подготовки учителей физического воспитания в Ираке выделены и наименованы три этапа ее развития. Установлено, что этап реализации стратегии «точечной мобильности», элементы которого сохраняются и в настоящее время, характеризуется отправкой студентов в европейские страны для получения специального образования. Данному этапу предшествовало проведение обучающих курсов для педагогов, работающих в системе скаутского движения. Этап институционального оформления системы подготовки физкультурных кадров включает меры по созданию новых образовательных учреждений, относящихся к системе среднего специального образования, или открытия физкультурных отделений в действующих педагогических колледжах. В статье показано, что открытие в 1957 году Багдадского университета явилось новым импульсом к совершенствованию системы подготовки за счет включения в его состав ранее созданного Колледжа физического воспитания, реализующего программы по подготовке учителей физической культуры, а также Педагогического колледжа для женщин, имеющего специальное отделение физического воспитания для подготовки учительниц для начальной школы. Этап консолидации усилий по гармонизации образовательных программ бакалаврской подготовки. Современная система подготовки кадров для физической культуры и спорта отражает качественное своеобразие развития системы образования в Ираке, сочетающее национальные традиции и глобализационные тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов И. Е., Федотова О. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF TRAINING IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN IRAQ: THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITY OF BAGHDAD

The article is devoted to the problem of training in physical culture and sports in Iraq from the beginning of the twentieth century to the present. The authors provide a brief overview of the degree of development of topics characterizing the publication activity of Russian researchers on the problems of training for the physical training of students in the Arab East. Three phases of physical education teacher training were identified. It has been established that the first stage of implementation named “stage of point mobility” strategy, the elements of which are preserved at the present time, is characterized by the sending of students to European countries to receive special education. This stage was preceded by training courses for teachers working in the Scout system. The second stage is the stage of institutionalization of the system of training physical education personnel. It includes: (1) measures for creation of new educational institutions related to the system of secondary specialized education, and (2) the opening of physical education departments in existing pedagogical colleges. The article shows that the opening of the University of Baghdad in 1957 was a new impulse to improve the training system by including in its composition the previously created College of Physical Education, which implements programs for the training of teachers, as well as the Pedagogical College for Women, which has a special department of physical education for the training of teachers for primary school. The stage of consolidation of efforts to harmonize educational programs of bachelor's training is ongoing now. The modern system of training for physical culture and sports reflects the qualitative peculiarity of the development of the educational system in Iraq, combining national traditions and globalization trends.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ИРАКЕ: ОПЫТ БАГДАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/35PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Коновалов И.Е., Федотова О. Д. История подготовки кадров по физической культуре и спорту в Ираке: опыт Багдадского университета // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Konovalov I.E., Fedotova O.D. (2020). History of training in physical culture and sports in Iraq: the experience of the University of Baghdad. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN420.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35

Коновалов Игорь Евгеньевич

ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия Заведующий кафедрой «Теории и методики волейбола и баскетбола» факультета «Спорта»

Доктор педагогических наук, доцент E-mail: igko2006@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2953-1975 РИНЦ https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=349648

Федотова Ольга Дмитриевна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Зав. кафедрой «Начальное образование» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: fod1953@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1731-7154 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=460681 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/A-4639-2016 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55857403900

История подготовки кадров по физической культуре и спорту в Ираке: опыт Багдадского университета

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки кадров по физической культуре и спорту в Ираке в период с начала ХХ века по настоящее время. Авторами представлен краткий обзор степени разработанности тематики, характеризующей публикационную активность российских исследователей по проблемам подготовки кадров для сферы физической подготовки обучающихся в странах арабского Востока. На примере подготовки учителей физического воспитания в Ираке выделены и наименованы три этапа ее развития. Установлено, что этап реализации стратегии «точечной мобильности», элементы которого сохраняются и в настоящее время, характеризуется отправкой студентов в европейские страны для получения специального образования. Данному этапу предшествовало проведение обучающих курсов для педагогов, работающих в системе скаутского движения. Этап институционального оформления системы подготовки физкультурных кадров включает меры по созданию новых образовательных учреждений, относящихся к системе среднего специального образования, или открытия физкультурных отделений в действующих педагогических колледжах. В статье показано, что открытие в 1957 году Багдадского университета явилось новым импульсом к

https:// mir-nauki. com

совершенствованию системы подготовки за счет включения в его состав ранее созданного Колледжа физического воспитания, реализующего программы по подготовке учителей физической культуры, а также Педагогического колледжа для женщин, имеющего специальное отделение физического воспитания для подготовки учительниц для начальной школы. Этап консолидации усилий по гармонизации образовательных программ бакалаврской подготовки. Современная система подготовки кадров для физической культуры и спорта отражает качественное своеобразие развития системы образования в Ираке, сочетающее национальные традиции и глобализационные тенденции.

Ключевые слова: образование; педагогическое образование; физическое воспитание; спорт; колледж; Багдадский университет; подготовка кадров

Вхождение Российской Федерации в систему всемирных связей в области науки и образования открывает новую страницу в развитии отечественной культуры. Она отражает потребность в изучении достижений зарубежных стран во всех сферах деятельности, связанных с разработкой новых технологий, развитием экономики, общественных отношений и здравоохранения, создавших фундамент для научных открытий и их широкого использования в мировой практике. Вместе с тем, история развития российской науки показывает, что в отечественном научном дискурсе наличествовала тенденция к изучению опыта европейских стран, в то время как интерес к практикам и достижениям стран Азии не являлся доминирующим. Исключением является проект создания Азиатской академии, автор которого - министр просвещения А. Уваров - еще в XVIII обосновал необходимость систематического исследования как стран азиатского Востока, так и российских азиатских территорий и самобытных культур народов Сибири и Дальнего Востока [1].

Тенденция к преимущественному изучению традиций и опыта европейских стран сохраняется в нашей стране и в настоящее время. Однако в странах Азии, и, в частности, странах арабского Востока, имеют место значительные сдвиги в сфере науки, культуры, образования, которые, в сочетании с традиционным укладом жизни, дают интересную и даже поучительную информацию о возможностях развития стран, являющихся евразийским фронтиром. Территории, расположенные в Европе и Азии, имеют Россия, Турция, Казахстан, в то время как вопрос о греческих территориях, расположенных на островах вблизи Турции, является спорным.

Анализ публикационной активности по вопросам, связанным с подготовкой кадров в странах арабского Востока, показал, что имеются исследования по проблемам изучения педагогического наследия арабского педагога Абдуллы Абдулдайма, оказавшего большое влияние на становление и развитие систем профессионального образования в Сирии, Бахрейне, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах [2; 3]. Отечественные исследователи знакомы: с историей физического воспитания и спорта в арабских странах благодаря диссертации В.В. Луткова [4], с развитием международного туризма в странах ближнего Востока благодаря работе И.Ф. Макарем [5], с отражением спортивной тематики в учебных книгах арабских стран благодаря исследованию А.Б. Панькина и Г.Ф. Карповой [6].

Тем не менее, проблемы, связанные с подготовкой кадров для сферы физической культуры и спорта в странах арабского Востока, не являются достаточно изученным аспектом современной педагогики спорта в России.

Введение

Концептуальные основы и методология исследования

Тематика, связанная с подготовкой кадров по физической культуре и спорту, является недостаточно разработанной в российском научном дискурсе. Целью данной статьи является ознакомление специалистов с отдельными аспектами становления и развития организационных основ системы подготовки квалифицированных кадров по физической культуре и спорту в Ираке на примере Багдадского университета.

Концепция исследования заключается в его проведении в следующей логике. Изучение материалов, относящихся к подготовке кадров по физической культуре и спорту, также представление результатов исследования должны отражать хронологическую последовательность становления и развития основных этапов развития системы в гендерном измерении с учетом исторического контекста становления государственности Ирака. Учитывая тот факт, что история военной подготовки, ритуальные и досуговые практики на территориях, относящихся к современному Ираку, имеют давнюю историю в доисламский и исламский период (что требует специального рассмотрения), мы ограничимся анализом современных процессов, происходивших в ХХ веке. Источниками, использованными в данной статье, являются нормативные и статистические материалы, представленные на официальном сайте Багдадского университета, а также аналитические статьи арабских авторов, посвященные отдельным аспектам подготовки кадров по физической культуре в историческом аспекте.

Используются теоретические методы исследования: метод ретроспективного анализа, сравнительный анализ, аналогия, генерализация, обобщение.

Результаты исследования

Становление системы подготовки кадров по физической культуре и спорту отражало сложную специфику политической ситуации в Ираке, связанную со сменой форм государственного устройства и политических режимов. До обретения страной независимости от Великобритании в 1932 году правительство последовательно реализовывало стратегию «точечной» академической мобильности, направляя небольшое количество обучающихся в страны Европы, в частности, в Швецию, для получения образования в сфере физической культуры и спорта. Как отмечают историки спорта, студенты из Ирака, в отличие от европейских студентов, специализировались не в одной, а в нескольких спортивных дисциплинах. Спортивное образование в период с 1930 по 1936 год получили граждане Ирака, обучавшиеся в не только в Швеции, но и в Дании, Германии и Великобритании, в том числе фримуверы, обучавшиеся по своей инициативе и за свой собственный счет. Многие из них в дальнейшем принимали активное участие в организации спортивного движения в Ираке, возглавляли департаменты Министерства образования и спортивные общества [7].

Институциональное оформление национальной системы подготовки кадров было определено растущими потребностями страны в преподавании физической культуры в системе общего и профессионального образования. В 1942 году был открыт Институт физической культуры, который удостоверял завершение обучения дипломом о среднем профессиональном образовании в области физической культуры. Выпускники имели право преподавания физической культуры и спортивных дисциплин в системе начального общего и среднего общего образования. В 1946 году данное учебное заведение было закрыто.

В 1952 году Министерство образования Ирака организовало в городе Дахук (иракский Курдистан, север Ирака) обучающую сессию для педагогов, работающих в системе скаутского движения. Сессия включала специальные курсы по физическому воспитанию, которые прошли более 50 сотрудников [8]. Следует отметить, что в этот период меры по созданию целостной, последовательной системы подготовки кадров не увенчались успехом, однако четко

обозначили проблемные моменты, связанные с недостатком квалифицированных кадров преподавателей, а также с необходимостью разработки и реализации программ обучения по отдельным видам спорта и общетеоретическим дисциплинам в соответствии с предлагаемым уровнем образования. Были приняты управленческие решения, связанные с созданием под эгидой Министерства образования Института физического воспитания, который осуществлял подготовку школьных учителей физического воспитания. Срок освоения программы обучения составлял три года. Выпускник, прошедший полный курс обучения, получал диплом учителя или тренера. В конце 1954 года решением Министерства образования был создан специальный комитет по разработке новых учебных программ по физическому воспитанию для их реализации в рамках данного института. Членами комитета являлись эксперты в области спорта, учителя физического воспитания начальных и средних школ, а также преподаватели средних профессиональных учебных заведений, осуществляющие подготовку кадров по разным специальностям и направлениям промышленного и сельскохозяйственного производства. В январе 1955 года Министерство образования приняло решение о формировании второго комитета, задачей которого стала разработка требований к уровню физической и интеллектуальной подготовки абитуриентов, поступающих в Институт физического воспитания. Было определено, что возраст абитуриента должен составлять 18-22 года, он должен иметь среднее общее образование, сдать теоретический экзамен и спортивный норматив [8]. В институт в качестве преподавателей были приглашены профессора из США, Великобритании, Египта и ФРГ. Одновременно продолжалась практика реализации стратегии академической мобильности для обучающихся, что позволило направить выпускников института за границу для продолжения обучения в аспирантуре.

После открытия в 1957 г. Багдадского университета, основанного по инициативе королевского правительства (рисунок 1), Институт физического воспитания, реализующий программы подготовки учителей для начальных и средних общеобразовательных школ, был включен в его состав на правах учебного структурного подразделения.

Рисунок 1. Герб Багдадского университета (источник: http://cope.uobaghdad. ейилц/)

Следует отметить, что политические сдвиги, связанные с образованием в 1958 году единой Арабской Федерации с Королевством Иордания, а также включение в 1962 году в состав Багдадского университета Мунтасирия, не оказали существенного влияния на реализацию магистральных стратегий подготовки кадров для сферы физического воспитания и спорта. В данный период был осуществлен постепенный переход на принятую в Европе систему подготовки бакалавров и магистров.

В 1965 г. было принято решение о перенаименовании Института физического воспитания в «Колледж физического воспитания». Были изменены учебные планы и программы в сторону увеличения срока обучения до четырёх лет. Удостоверение полученного уровня образования квалификации осуществлялось выдачей диплома «бакалавр физического

воспитания». Таким образом, багдадский колледж стал первым колледжем физического воспитания в арабском мире, реализующим программы бакалаврской подготовки [9] (рисунок 2).

Рисунок 2. Сайт Колледжа физического воспитания Багдадского университета (источник: http://cope.uobashdad.edu. iq)

Регламент и подходы к формированию содержания обучения Колледжа физического воспитания Багдадского университета были утверждены в качестве основы для перевода различных институтов физического воспитания, открытых в арабских странах, на новый уровень - уровень колледжей, реализующих программы бакалаврской подготовки, подтверждаемые дипломом с присвоением академической степени бакалавра.

Колледж физического воспитания реализует программы профессиональной подготовки в различных видах спорта, ориентируя обучающихся на изучение проблем физической культуры в теоретическом или прикладном плане. В настоящее время обучение осуществляется в рамках четырехлетней бакалаврской программы, на каждом курсе обучаются примерно 450 студентов; преподавательский и вспомогательный состав насчитывает около 230 сотрудников.

Борьба женщин за равноправие в общественной жизни имеет свою историю в сфере образования, культуры и спорта [9]. В настоящее время Багдадский университет позиционирует себя как образовательное учреждение, осуществляющее совместное обучение лиц обоего пола. В настоящий момент в области физического воспитания и спорта структурная организация университета включает два равноправных специализированных колледжа - колледж для лиц мужского пола и для лиц женского пола.

История колледжа физического воспитания для женщин берет свое начало в реструктуризации Педагогического колледжа для женщин, располагавшегося в багдадском квартале Баб-аль-Муадхам. В 1956 году в колледже была открыта новая специализация -подготовка учительниц физического воспитания. Первый выпуск состоялся в 1960 году. Выпускницы получили диплом бакалавра и успешно осуществляли профессиональную деятельность в системе дошкольного, начального и основного общего образования, а также в женских спортивных клубах и объединениях. В 1996 году в связи с необходимостью развития женского спорта по решению Министерства высшего образования и науки отделение физического воспитания педагогического колледжа было переименовано в «Колледж физического воспитания для женщин» и, обретя новый статус, стало новым структурным подразделением Багдадского университета (рисунок 3).

Рисунок 3. Сайт Колледжа физического воспитания для женщин Багдадского университета (источник: http://copew.uobaghdad.edu.¡д)

В настоящее время структура Колледжа физического воспитания и спорта для женщин включает три отделения - отделение теоретической подготовки, отделение командных игр и отделение индивидуальных видов спорта. В Колледже обучаются 730 студенток, осваивающих программы баклавриата, и 60 студенток, обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры [9].

Выводы

Становление системы подготовки кадров по физической культуре и спорту в Ираке в период с начала ХХ века года по настоящее время отражает основные потребности страны в подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых направлена на поддержку физического воспитания в образовательных учреждениях различного типа и уровня, на развитие юношеского спорта и здоровья общества, на подготовку исследователей в области спортивных наук для развития иракского спорта. С определенной долей условности можно выделить следующие этапы развития системы профессиональной подготовки в области физического воспитания и спорта в ХХ веке:

• этап реализации стратегии «точечной мобильности», отдельные элементы которого сохраняются в настоящее время в форме академической мобильности студентов и профессиональной мобильности преподавателей;

• этап институционального оформления системы подготовки кадров, в ходе которого были реорганизованы учреждения среднего профессионального образования, специально созданные для развития физического воспитания и спорта и/или имеющие соответствующие профили подготовки;

• этап консолидации усилий по гармонизации образовательных программ, позволивший унифицировать сроки освоения образовательных программ определенных образовательных уровней, содержание, и, как следствие, качество профессиональной подготовки в системе женского и мужского образования в сфере физической культуры и спорта.

Можно выделить устойчиво повторяющиеся моменты, характеризующие общий алгоритм функционирования систем как мужского, так и женского образования в сфере физической культуры и спорта. Подготовка кадров проходит в режиме раздельного обучения

по гендерным основаниям, сохраняется ориентация на реализацию стратегии академической мобильности студентов и привлечения зарубежных специалистов на должности преподавателей, благодаря которым укрепляются связи с зарубежными вузами и спортивными организациями, вводятся международные учебные курсы, спонсируемые Международной академией обучения и развития (IATD). Система подготовки кадров для физической культуры и спорта отражает качественное своеобразие развития системы образования в Ираке, сочетающее национальные традиции и глобализационные тенденции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Fedotova O., Latun V. The first Russian proj ect of the Asian academy: new geopolitical vector // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 4. С. 356-361.

2. Аласаад Далин. Становление и развитие теории профессионального образования в наследии сирийского педагога Абдуллы Абдулдайма. Авторефю дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2019. - 18 с.

3. Аласаад Д., Федотова О.Д. Влияние Абдуллы Абдулдайма на теорию и практику профессионального образования в странах арабского Востока. Москва: Мир науки, 2020. - 145 с.

4. Лутков В.В. Социально-исторические основы физического воспитания и спорта в арабских странах: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 1994. 196 с.

5. Макарем И.Ф. Влияние арабской культуры и искусства на развитие международного туризма в странах ближнего Востока // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2013. № 1. С. 223-226.

6. Панькин А.Б., Карпова Г.Ф. Популяризация спорта как элемента образа жизни в учебной книге для студентов, изучающих арабский язык // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 4. С. 19.

7. 5^ 2000 2 ^i^bjl ^HJ^I ' oyjil

8. Jjb .,»1998-1919 jл (j'j*-^ ^ >^¿JJ^I JJ^J ' 153<^ OIJJ&J Â^JJLI ' AJC J 2011 ..20^> '»1963-1962 ' ^

9. Костина К.А., Коновалов И.Е., Волчкова В.И.История борьбы женщин за равноправие в спорте // Science and Sport: Current Trends. 2017. Т. 17. № 4 (17). С. 91-95.

Konovalov Igor Evgenevich

Volga region state academy of physical culture, sport and tourism, Kazan, Russia

E-mail: igko2006@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2953-1975 РHНЦ https://www.elibrary.ru/author items.asp?authorid=349648

Fedotova Olga Dmitrievna

Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: fod1953@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1731-7154 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=460681 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/A-4639-2016 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55857403900

History of training in physical culture and sports in Iraq: the experience of the University of Baghdad

Abstract. The article is devoted to the problem of training in physical culture and sports in Iraq from the beginning of the twentieth century to the present. The authors provide a brief overview of the degree of development of topics characterizing the publication activity of Russian researchers on the problems of training for the physical training of students in the Arab East. Three phases of physical education teacher training were identified. It has been established that the first stage of implementation named "stage of point mobility" strategy, the elements of which are preserved at the present time, is characterized by the sending of students to European countries to receive special education. This stage was preceded by training courses for teachers working in the Scout system. The second stage is the stage of institutionalization of the system of training physical education personnel. It includes: (1) measures for creation of new educational institutions related to the system of secondary specialized education, and (2) the opening of physical education departments in existing pedagogical colleges. The article shows that the opening of the University of Baghdad in 1957 was a new impulse to improve the training system by including in its composition the previously created College of Physical Education, which implements programs for the training of teachers, as well as the Pedagogical College for Women, which has a special department of physical education for the training of teachers for primary school. The stage of consolidation of efforts to harmonize educational programs of bachelor's training is ongoing now. The modern system of training for physical culture and sports reflects the qualitative peculiarity of the development of the educational system in Iraq, combining national traditions and globalization trends.

Keywords: education; teacher education; physical education; sport; college; Baghdad University; training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.