Научная статья на тему 'Система образования в вузах Ирака'

Система образования в вузах Ирака Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ВНУТРЕННЯЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INTERNAL EFFICIENCY / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО / DIALECTICAL UNITY / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллин Альфер Азатович, Хабибуллин Арзу, Фахрутдинова Анастасия Викторовна

Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные реалии, новая идеология общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов. Образование не является рыночным благом. Основными составляющими его элементами являются обучение и воспитание. В данной статье будет рассмотрена воспитательная система в высших учебных заведениях одной из стран Ближнего Востока Ирака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система образования в вузах Ирака»

2018, том 2, А.А. Хабибуллин, Арзу Хабибуллин, А.В. Фахрутдинова

№ 2 (5) СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ИРАКА

УДК 378

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ИРАКА

А.А. Хабибуллин*, Арзу Хабибуллин, А.В. Фахрутдинова

alferman@mail.ru *

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные реалии, новая идеология общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов. Образование не является рыночным благом. Основными составляющими его элементами являются обучение и воспитание. В данной статье будет рассмотрена воспитательная система в высших учебных заведениях одной из стран Ближнего Востока — Ирака.

Ключевые слова: воспитательная система, внутренняя эффективность, религия, диалектическое единство, социальное воспитание.

Образование, без сомнения, играет огромную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Его основной задачей является формирование внутреннего мира и самосознания человека, раскрытие личностных качеств. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального, политического и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В Республике Ирак функционируют 2 типа образовательных организаций высшего образования: технические институты и университеты. Технические институты предлагают два типа образовательных программ: двухгодичные программы на получение диплома техника и четырехлетние программы на получение степени бакалавра. В то время как, университеты осуществляют обучение по образовательным программам, ведущим к получению степени бакалавра, степени магистра и степени PhD. В систему высшего образования Ирака входят государственные и негосударственные университеты. Последние были образованы после 1980 года. Большая часть из них аккредитована Министерством Высшего Образования и Научных Исследований (МВОиНИ).

Успешное окончание бакалаврских программ по направлениям филологии, лингвистики и литературы ведет к получению степени бакалавра в области иску с-ства (Bachelor of Arts). Выпускникам бакалаврских программ по направлениям естественных наук, сельскому хозяйству, инженерным наукам присуждается степень бакалавра в области естественных наук (Bachelor of Science). Продолжительность большей части бакалаврских программ составляет 4 года. Программы по стоматологии, фармакологии и ветеринарии имеют продолжительность 5 лет. Обучение по программе бакалавров в области медицины составляет 6 лет. Степень бакалавра является законченной квалификацией и дает право осуществления профессиональной деятельности на рынке труда или продолжения обучения по программе следующего уровня. Образовательная нагрузка составляет 32 часа в неделю аудиторных и практических занятий. Студент изучает не более 8 дисциплин каждый учебный год.

После окончания бакалаврских программ студенты с наиболее высокими результатами (65 и 75-80% для программ по медицинским и инженерным направле-

ниям) могут продолжить обучение по программам, ведущим к получению диплома магистра. Продолжительность программ данного уровня составляет 2 года.

Две трети общей нагрузки по данной программе отводится домашним заданиям и научно-исследовательской работе, одна треть отдается на написание итоговой работы. Защита диплома является публичной и проходит перед экзаменационной комиссией. Выпускники бакалаврских программ, получившие итоговые оценки в интервале 50-59%, могут продолжить обучение по университетским программам для получения дипломаспециалиста (диплома о высшем образовании). Продолжительность данных образовательных программ составляет 2 года [8].

После успешного окончания программы на получение степени магистра студенты могут продолжить обучение по программам на получение степени PhD. Три года обучения на данном уровне образования включают один год обучения и 2 года научных исследований и написания диссертации. Зачисление на программы данного уровня ограничено.

Все университеты находятся в ведении МВОиНИ. Однако данная система несовершенна и руководство страны намеревается изменить ее в ближайшее время. Основная проблема, отмеченная большинством ученых, связана с ранее существовавшими двумя административными и политическими системами в Северном Ираке.

Административная структура была сильно централизованной. Вопросы структур, содержания исследований, подбора персонала и студентов и межвузовских отношений должны быть пересмотрены, чтобы обеспечить более высокую эффективность и создать дух национального единства.

На университетском уровне деканы колледжей составляют Совет университета, а также имеют представителя академического персонала и представителей министерств, имеющих отношение к специализации университета (например, Министерства промышленности, строительства или здравоохранения).

Основными направлениями, которые предлагают университеты, являются: педагогика, искусство, право, социальные науки, менеджмент, экономика, естественные науки, инженерия, медицина, ветеринария, сельское хозяйство. Все эти направления предлагает почти каждый университет (17 из 20), в области права (14), инженерии (14) и медицине (13). Все университеты, за исключением «Университета Исламских Исследований» предлагают базовые предметы.

В области педагогики существует 24 учебных колледжа, которые готовят учителей для школ, 7 учительских колледжей, готовящих учителей для начальных школ и детских садов, и 7 колледжей, готовящих учителей для физического воспитания. Пять колледжей предназначены только для девочек. В Багдадском университете основаны различные педагогические колледжи искусств (Ибн Рашд) и науки (Ибн Аль-Хайтам). Только «Университет Технологии» имеет специализированный колледж технического образования, который обучает учителей для профессионально-технических училищ и технических институтов.

Обычными предметами в педагогических колледжах являются арабский, английский, история, география, биология, химия, математика и физика. Учебные и психологические исследования предлагаются в качестве основных предметов в 12 учебных заведениях и компьютерных науках в 11. Курдский язык преподается только в трех учебных колледжах Севера, то есть в университетах Салах-эд-Дина, Сулеймании и Духока. Исламское образование и методология преподавания Корана предлагаются в 4 учебных заведениях [6].

В высших учебных заведениях, которые по своей структуре намного сложнее школ, показатели внутренней эффективности, такие как темпы повторения курсов и коэффициентов по курсам или годам, не доступны и не были включены в анализ обследования. Однако, интервью с сотрудниками показывает, что уровень успевае-

мости студентов в медицине и юридических науках выше, чем в специализации образования. Уровень успеха также был выше у тех, кто учился в магистратуре.

Должностные лица министерства образования Ирака в настоящее время заявляют, что выпускникам трудно найти работу, особенно в условиях, когда были введены экономические санкции. Опыт программы «Нефть в обмен на продовольствие» показывает несоответствие между квалификацией выпускников и рынком занятости, причем инженеры-выпускники иногда работают в качестве водителей или клерков. Это было подтверждено в исследовании рынка труда в мире проведенном в провинции Сулеймания [9], которая показала несоответствие во многих профессиях. Занятость студентов после окончания обучения становится сейчас важным показателем качества для университетов [7].

Помимо вышеперечисленных формальных критериев эффективности, ситуация в секторе образования в Ираке в целом, особенно отсутствие квалифицированных учителей, постоянно поднималась на дискуссионных совещаниях, таких как встреча заинтересованных сторон в высшем образовании для доклада Группе ООН по вопросамразвития (ГООНВР).Квалификация учителей - очень сложный вопрос, который имеет разные элементы (мотивация, связанная с уровнем заработной платы, социальной репутацией, условиями труда и т.д.) [3; 4]. В секторе высшего образования, где обучается большинство будущих учителей, были подняты следующие проблемы во время обсуждений, а также в интервью:

- в педагогических ВУЗах студенты имеют более слабую успеваемость, чем другие, особенно в области медицины и техники;

- необходимы новые методологии в обучении, особенно методы, которые способствуют творчеству и практическому опыту;

- международный обмен необходим для ознакомления персонала с фактическими тенденциями в образовании;

- для колледжей могут быть рассмотрены новые структуры и курсы, такие как специальные исследования в области высшего образования для выпускников колледжей искусств и наук.

Образовательные ВУЗы явно нуждаются в особом внимании в процессе реструктуризации и обновления системы высшего образования, направленной на то, чтобы вначале улучшить качество будущих учителей, учитывая важность образования в формирующемся обществе, основанном на информации. Некоторые эксперты считают, что число учебных заведений, возможно, придется сократить, чтобы повысить качество их продукции.

С развитием Ирака как государства и цивилизации в целом, возрастает влияние образования на политические, социально -экономические и культурные процессы, затрагивающие все аспекты образа жизни человека, все стороны его жизнедеятельности. Современное общество всё более осознанно приходит к выводу о необходимости формирования нового мировоззрения саморазвивающейся личности в контексте создания устойчивой мотивации. Это с полным основанием относится и к высшему образованию, которое переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме.

Сегодня высшие учебные заведения Ирака используют в образовательной деятельности подходы, базирующиеся на принципах обеспечения гарантий качества профессионального образования, что соответствует сегодняшним направлениям развития национальной системы образования в государстве и рекомендациям Болонского процесса.

В связи с этим, актуализируется задача пересмотра теоретических и методологических подходов к технологиям воспитания бакалавров в вузах Ирака, построения образовательного процесса таким образом, чтобы достичь максимально-

го эффекта. Данная задача относится к числу важнейших в подготовке бакалавров в Республике Ирак.

Культурная глобализация в современном мире поставила перед вузами Ирака и других арабских стран задачу воспитания такого выпускника, который мог бы вступать в открытый диалог с культурами других стран, оставаясь при этом патриотом своей страны. Диалектическое единство своего и чужого в культурах развивающихся стран в большинстве случаев уже стало фактом учебного процесса, что не решает, к сожалению, многих «тактических» проблем. К таким проблемам воспитания относятся: а) более агрессивный, по сравнению с другими цивилизациями, характер распространения «западных» духовных ценностей в странах Юга планеты;б) культурное «несовпадение» точек отсчета, т. е. «западного» и «восточного» взгляда на образование; в) различие исторических этапов;г) противоречие между рыночными требованиями к выпускнику вуза и бескорыстной, вневременной и мистической сутью некоторых профессий [1].

Образовательный процесс в арабских странах под влиянием глобализации модернизируется, но идея сохранения национальной самобытности остается стержнем государственных образовательных стратегий.

Также нужно отметить, что с 2003 года во многих ВУЗах обучение стало более религиозным. И хотя официально образование по -прежнему отделено от религии, однако преподаватели на уроках объясняют студентам двойственность парадигм, например, что дождь идет, как по естественным причинам, так и по воле Создателя.

«На регулярной основе ВУЗы страны посещают религиозные деятели, и делятся соображениями о необходимости направлять студентов в русло учения ислама», - говорит кандидат наук - преподаватель естественных наук одного из университетов города Багдад.

По ее словам, даже полеты в космос объясняются с исламской перспективы, «в соответствии с директивами о роли религии в учебной программе».

«Религии удалось в значительной степени проникнуть в государственную образовательную программу», - отмечает социолог Суад аль-Хафаджи.

Социальное воспитание, направляемое религиозными убеждениями, подталкивает гражданина - с детства, еще до поступления в школу - к принятию религиозных интерпретаций событий и явлений, формируя его жизнь в соответствии с религиозными учениями. Человек начинает мерить каждое физическое или социальное явление религиозными критериями.

Борьба религиозных и светских сил в образовательной сфере страны идет уже без малого сто лет.

Гражданская, нерелигиозная система образования действует в Ираке, начиная с 1920-х годов. На самом деле, бывший в то время директором образовательных программ Сати аль-Хусри попытался и вовсе покончить с религиозным образованием, но его проект столкнулся с противодействием суннитских и шиитских религиозных ученых», - напоминает доктор философских наук Рашид аль-Хайюн [1].

Во все времена правители Ирака пытались приспособить образовательную систему к своим политическим нуждам. В 1970-х Саддам Хусейн, считавшийся первым светским лидером страны, объявил «войну религии» в учебных заведениях. Но после успеха Исламской революции в Иране в 1979 году, когда на всем Ближнем Востоке произошел резкий всплеск религиозного сознания, он резко сменил тактику.

Вопреки официальной идеологии правящей партии Баас, Саддам Хусейн объявил о возрождении исламского учения. По всей стране закрывали ночные клубы, а в образовательные программы ввели изучение Корана.

Сейчас образование в Ираке пытаются разделить не по половому признаку, а по религиозным направлениям. Последователи суннизма и шиизма учатся в разных школах, получают высшее образование в разных группах и по различным учебным программам. Особенно заметен образовательный раскол в исторических аспектах.

«Биография Хусейна ибн Али преподается в государственных образовательных учреждениях в шиитских районах иначе, чем в образовательных системах суннитских районов. То же самое относится к событиям, связанным с правлением праведных халифов», - говорит преподаватель истории Хатем Альван.

По его словам, сегодня трудно «однозначно назвать государственное образование светским или религиозным, поскольку есть религиозные учителя, религиозные партии и религиозные школьные программы. Религиозность заменила националистический и баасистский характер образования в прошлом».

В такой многонациональной и смешанно -религиозной стране, как Ирак, раскол в школьном образовании может углубить раскол во всем обществе, опасается еще один преподаватель истории Хасан Султан.

«Изучение истории - крайнеострая тема для иракских религиозных течений. Каждое из них стремится интерпретировать ее в соответствии со своими собственными убеждениями. Нынешние разногласия укрепляют культурные барьеры, что вызывает конфликты и споры», - говорит он.

Таким образом, система образования Республики Ирак имеет свою уникальную структуру. Несмотря на значительные трудности правового и финансового характера система образования Ирака продолжает работать и развиваться. Продолжающиеся военные действия, террористические акты, финансовые трудности по обеспечению образовательного процесса оказывают негативное влияние на реализацию конституционного права на получение образования.

Литература

1. Абдуалразак Альхеляли. История образования в Ираке во время британской оккупации 1914-1924 гг. Багдад, 2005. (на араб. яз).

2. Джассим Рана АбдальссатарДжассим. Развитие готовности иракских студентов - будущих преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни у школьников: дисс. канд. пед. наук. Воронеж, 2011. 151 с.

3. Фахрутдинова А.В., Махмутова М.Д.Реализация воспитательного потенциала культурного наследия народов востока в локальном сообществе // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4-2. С. 67-70

4. Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г.Современные тенденции социоориентированного воспитания учащихся в условиях мультикультурализма: нравственный аспект // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2015. Т. 221. N° 1. С. 228-231.

5. World Declaration of Higher Education for the twenty-first century: vision and action, document of World Conference in HigherEducation, 5-9 October 1998.

6. Alwan А. (2004) "Education in Iraq: current situation and new perspectives", Ministry of Education, Baghdad.

7. http://mohesr.gov.iq/

8. http://en.unesco.org/

9. http://www.hays.ru/Hays-Global-Skills-Index-2015/index.html

Авторы публикации

Хабибуллин Альфер Азатович, ассистент кафедры преподавания английского языка, Университет «ЫШЫК», г. Эрбиль, Ирак. Аспирант заочного отделения, Казанский федеральный университет, Институт международных отношений, истории и востоковедения, г. Казань, Россия. Email: alferman@mail.ru

Хабибуллин Арзу, преподаватель в подготовительной школе, Университет «ЫШЫК», аспирант заочного отделения, Казанский федеральный университет, Институт международных отношений, истории и востоковедения, г. Казань, Россия. Email: kubelek@hotmail.com

Фахрутдинова Анастасия Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение Высшая школа иностранных языков и перевода. Кафедра иностранных языков для социально-гуманитарного направления (основной работник).

EDUCATIONAL SYSTEM IN IRAQI UNIVERSITIES A. khabibullin, Arzu khabibullin, А.V. Fahrutdinova

Abstract. New social time, a new social environment, new social realities, a new ideology of society put new tasks in the training of specialists before the higher education. Education is not a market good. The main components of its elements are education and upbringing. This article will consider the educational system in higher education institutions of one of the countries of the Middle East — Iraq. Keywords: educational system, internal efficiency, religion, dialectical unity, social education

References

1. Abdualrazak Al'khelyali. Istoriya obrazovaniya v Irake vo vremya britanskoi okkupatsii 1914-1924. Bagdad, 2005. (na arab.yaz).

2. Dzhassim Rana Abdal'ssatarDzhassim. Razvitie gotovnosti irakskikh studentov - budushchikh prepodavatelei fizicheskoi kul'tury k formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni u shkol'nikov: diss. kand. ped. nauk. Voronezh, 2011. 151 s.

3. Fakhrutdinova A.V., Makhmutova M.D.Realizatsiya vospitatel'nogo potentsiala kul'turnogo naslediya narodov vostoka v lokal'nom soobshchestve // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014. № 4-2. S. 67-70

4. Fakhrutdinova A.V., Kondrat'eva I.G.Sovremennye tendentsii sotsioorientirovannogo vospitaniya uchashchikh-sya v usloviyakh mul'tikul'turalizma: nravstvennyi aspekt // Uchenye zapiski Kazanskoi gosudarstvennoi akademii veterinarnoi meditsiny N.E. Baumana. 2015. T. 221. № 1. S. 228-231.

5. World Declaration of Higher Education for the twenty-first century: vision and action, document of World Conference in HigherEducation, 5-9 October 1998.

6. Alwan A. (2004) "Education in Iraq: current situation and new perspectives", Ministry of Education, Baghdad.

7. http://mohesr.gov.iq/

8. http://en.unesco.org/

9. http://www.hays.ru/Hays-Global-Skills-Index-2015/index.html

Authors of the publication

A. khabilnillin, (Erbil, Iraq), Assistant Lecturer in English Language Teaching Department, "ISHIK" University, post-graduate student, Kazan Federal University, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan, Russia. Email: alferman@mail.ru

Arzu Khabibullin, (Erbil, Iraq), Instructor at Preparatory School, "ISHIK" University, post-graduate student, Kazan Federal University, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan, Russia. Email: kubelek@hotmail.com

Anastasiya Fahrutdinova, head of department, doctor of science, associate professor, Head University/ Institute of International Relations, History and Oriental Studies.

Дата поступления 12.12.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.