Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SAFETY / PHYSICAL EDUCATION / MONITORING / MODELLING / METHODOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неверкович Сергей Дмитриевич, Попова Анастасия Александровна

В статье представлена разработанная институциональная модель исследования безопасности образовательной системы физической культуры и спорта c позиций методологического анализа. Обоснованы рекомендации по мониторингу источника опасностей в сфере физкультурного образования. Разработан комплексный подход к обеспечению национальной безопасности физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неверкович Сергей Дмитриевич, Попова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINSTREAMING SECURITY THREATS IN PHYSICAL EDUCATION

The article presents the institutional model developed for the study of the security of the educational system of physical culture and sport, together with methodological analysis. Recommendations for monitoring the source of hazards in physical education are well founded. A comprehensive approach to national security in physical education has been developed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2020. №1

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.Д. Неверкович, A.A. Попова

Актуализация темы угроз безопасности в сфере физкультурного образования

(кафедра педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, научно-исследовательский институт олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры; e-mail:popova.niios@yandex.ru)

В статье представлена разработанная институциональная модель исследования безопасности образовательной системы физической культуры и спорта c позиций методологического анализа. Обоснованы рекомендации по мониторингу источника опасностей в сфере физкультурного образования. Разработан комплексный подход к обеспечению национальной безопасности физкультурного образования.

Ключевые слова: безопасность; физкультурное образование; мониторинг; моделирование; методологический анализ.

Актуальность рассматриваемого вопроса определяется общими социально-экономическими условиями, диктующими необходимость перестройки физкультурного образования населения, оптимизацией образовательного процесса, созданием и применением в учреждениях высшего и среднего специального образования новых управленческих систем, адаптированных условиям сложившихся социально-экономических отношений и соответствующих им методов и средств управления . Вполне естественно, что создание учебного заведения инновационного типа, в котором осуществляется непрерывность физкультурного образования, вызывает необходимость в изменениях функций педагогических работников, существующих служб, а также в коренных изменениях всей структуры и содержания управленческой деятельности в вузе спортивной направленности [4].

Подчеркивая актуальность рассматриваемого нами вопроса, сошлемся на мнения некоторых руководителей вузов о тенденциях высшего образования нашей страны [2]:

- качество высшего образования в России сегодня настолько низкое, что никому не придет в голову закрывать вузы, которые оказывают хоть сколько-нибудь качественные образовательные услуги (В . Ели-сеенко);

- у двухступенчатой системы есть очень много сбоев и рисков . Работодатель пока плохо понимает, кто такие бакалавры и магистры (В . Журавлев);

- реформа высшего образования направлена на экономию бюджетных средств: стоимость подготовки бакалавра существенно ниже цены, которую государство платит за обучение специалиста (А . Хромов).

В рамках данной статьи акцент сделан на оценку угроз безопасности в сфере физкультурного образования . Такого рода подход к оценке физкультурного образования становится все более актуальной темой Именно так можно понять следующие слова: «Меры, предпринимаемые сегодня на уровне государства для реформирования сферы высшего образования России, стали поводом для серьезной дискуссии в научно-педагогическом сообществе о качестве физкультурного образования» [9].

Степень исследованности данного вопроса всегда была довольно высокой . Но одновременно, с течением времени, появлялись новые угрозы безопасности в сфере физкультурного образования И, соответственно, появлялись определенные способы (варианты) их решения «Меры, предпринимаемые сегодня на уровне государства для реформирования сферы высшего образования России, стали поводом для серьезной дискуссии в научно-педагогическом сообществе о качестве физкультурного образования» [10].

Справедливо выделяются два вида угроз в сфере физкультурного образования Иначе их называют проблемами, негативно влияющими на качество высшего физкультурного образования: внешние и внутренние, зависящие от самих вузов (от уровня ППС). Можно согласиться и с тем, что содержание образования до сих пор носит эклектичный характер, содержание дисциплин при этом не согласовано между собой, следовательно акценты смещаются в рамках компетентностного подхода на конечный результат профессиональной подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта (ФКиС) национальной экономики

В данной работе нами делается акцент на обще- и социокультурные компоненты, являющиеся интегративными показателями учебных достижений студентов вуза физической культуры Важна также критическая оценка выбора педагогических технологий, с опорой на диалогическое взаимодействие в рамках миниэкономики образования [6].

Результаты исследования систематизированы в работе следующим образом: 1) институциональная модель исследования безопасности образовательной системы ФКиС; 2) мониторинг источника опасностей; 3) комплексный подход к обеспечению национальной безопасности в сфере физкультурного образования

1 . Ведя речь об институциональной модели исследования безопасности образовательной системы ФКиС, отметим, прежде

всего, наличие проблем не только внешнего, но и внутреннего характера . Среди них: эклектика в содержании профессиональной подготовки спортивных менеджеров, ее (во многом) оторванность от реальной жизнедеятельности хозяйствующих субъектов . Это связано с уровнем профессионализма ППС вуза, несогласованностью между собой отдельных дисциплин, читаемых будущим спортивным менеджерам, научным обоснованием критериев отбора содержания данных дисциплин

Специалисты справедливо называют и такую проблему, как преимущественное использование монологических педагогических технологий . Однако с позиций подготовки будущих спортивных менеджеров важно диалогическое взаимодействие с другими субъектами физкультурного образования, профессиональное общение со своими коллегами . Отмеченное касается и самих педагогов с позиций обмена опытом -и обсуждения общих профессиональных проблем . Особую значимость при этом имеет наличие режима диалога, о котором писал в свое время С .И . Гессен [3]. По его мнению, университетское преподавание заключается не столько в преподавании, сколько в исповедании ученым своих научных взглядов Существо лекций состоит в том, что наука предлагается в её «расплавленном виде», в том её особенно поучительном состоянии, когда исследование, только что законченное, ещё ищет адекватного своего выражения в слове [4]. «Настоящая университетская лекция никогда не излагает просто результатов исследования; нет, она показывает, как ученый лектор пришел к этим результатам» . Собственно говоря, именно такой подход к подготовке специалистов для сферы ФКиС намечается у нас в стране (по опыту других сфер национальной экономики)

В соответствии со всем сказанным выше нами разработана институциональная модель исследования безопасности образовательной системы ФКиС, включающая в свой состав три субмодели (См . Табл . 1). таблица 1. институциональная модель исследования безопас-

ности образовательной системы ФКиС

Субмодель Содержательный аспект

1. Образование как государственно-ведомственный институт Система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей национальной экономики. Строится данная субмодель по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания физкультурного образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин

2. Рационалистический подход к физкультурному образованию Предполагает такую организацию физкультурного образования, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. При этом обязательно должна обеспечиваться передача (усвоение) только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры ФКиС

3. Личностно-развивающий подход к физкультурному образованию Физкультурное образование получает реальную возможность быть востребованным другими сферами. Такой подход предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям

Основная роль образования, изучаемого в вузе физической культуры, видится в том, чтобы передавать молодому поколению элементы культурного наследия в рамках рассматриваемой сферы национальной экономики . Будущие спортивные менеджеры (как предполагается в соответствии с представленной моделью) приобретают адаптивный поведенческий опыт, необходимый для собственного адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами и ожиданиями общества

Следует подчеркнуть также, что вузы физической культуры, как мировые образовательно-воспитательные системы, оказывают значительное влияние на прогресс ФКиС Однако в последние годы все чаще речь идет о наличии угроз безопасности в сфере физкультурного образования

2. мониторинг источника опасностей в сфере данного образования. Его организация осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии образования (на региональном или общероссийском уровне), а также для обеспечения данного вида безопасности на самих контролируемых объектах . При этом можно оценивать как собственно параметры опасностей в сфере национального образования, так и непосредственно судить об эффективности педагогических технологий личностно-ориентированного

обучения в вузе физической культуры Проведение последним аналитического контроля является основой обеспечения безопасности на микро- и миниуровне и общим условием комплексного подхода к обеспечению национальной безопасности в сфере образования (и подготовки на его основе спортивных менеджеров). Этот контроль должен проводиться самостоятельно вузами физической культуры (с привлечением специалистов, если позволяют источники финансирования) Следует особо подчеркнуть, что задачи данного контроля имеют непосредственное отношение к деятельности ППС (по отдельным направлениям подготовки специалистов для сферы ФКиС национальной экономики)

Такого рода контроль в современный - санкционный - период, затрагивающий профессиональный спорт, должен быть не просто «абстрактным»; он должен своей основой иметь вопросы безопасности личностно-ориентированного обучения на названных ранее уровнях .

Методологической основой такого подхода к аналитическому контролю являются теоретические основы учения о ноксологии Конкретно речь идет о следующих ее принципах в рамках нашего объекта исследования: принцип возможности создания качественной технологической среды образовательного процесса, принцип выбора путей реализации безопасности в сфере образования, принцип эволюционного развития систем образования, принцип отрицания абсолютной безопасности, принцип мини- и микроцентризма в сфере формирования безопасной зоны образовательного процесса в вузе физической культуры.

На Рис названы этапы мониторинга источников опасностей в сфере образования В рамках третьего этапа выделено планирование действий, а также формирование необходимого уровня безопасности в сфере образования

Планирование тактики исследования Анализ культурного пространства безопасности в сфере высшего образования

1 2 3

- теоретические основы учения о ноксологии - принципы осуществления мониторинга - формирование исследовательского задания - потенциал мониторинга - операционные и стратегические цели - исследовательское задание относительно мониторинга - обработка результатов - планирование действий - формирование необходимого уровня безопасности - аналитический контроль

Время

Рис. Этапы мониторинга источника опасностей в сфере образования: 1 - подготовка, 2 - проведение, 3 - использование результатов

3 . Комплексный подход к обеспечению национальной безопасности в сфере физкультурного образования. В Табл . 2 названы параметры комплексности (и их содержательный аспект) Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого социально-экономического, политического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства (и исключало опасность ослабления роли и значения российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать свои национальные интересы на международной арене)

В качестве определенного комментария к Табл . 2 укажем на основные направления деятельности по обеспечению безопасности в сфере физкультурного образования Особый акцент при этом сделаем на психологический аспект управления профессиональным образованием в вузе физической культуры

таблица 2. Комплексный подход к обеспечению национальной безопасности в сфере физкультурного образования

Параметры комплексности Содержание параметров

Субъекты угроз безопасности Государство Общество Территориальные образования

Источники угроз Внешние Внутренние

Основные направления деятельности по обеспечению безопасности Анализ и прогнозирование угроз Определение критериев безопасности и их пороговых значений Организация работы всех органов государственной власти Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов

Аспекты безопасности Экономический Социальный Политический Военный Экологический Демографический Этнокультурный Криминологический Миграционный

Объекты защиты национальных интересов Здоровье населения Духовные ценности Национальное достоинство Информационные ресурсы

Учет регионального фактора Цена жизни человека Влияние на нее иммиграции и эмиграции Региональная концепция ориентации на перспективу Региональный менеджеризм Оценка миграционного потенциала на региональном уровне Оценка роли вузов физической культуры в этом вопросе

1 . Самообразование личности преподавателя как рефлексивный процесс. Он должен быть мотивирован потребностями данной личности и ее ценностными ориентирами рефлексия при этом рассматривается как принцип мышления и критический анализ содержания преподаваемого предмета с позиций организационного культуростро-ения в спорте (его ценностного аспекта) Важен и такой аспект мотивации, как критическое осмысление новой информации о профессиональной деятельности и средствах её совершенствования

2. С позиций рассматриваемой темы, важен такой вопрос, как критерии и методы изучения сформированности познавательных потребностей студентов вуза физической культуры. Особую значимость при этом имеет их избирательность, ценностная ориентация и сила внутреннего тяготения к отдельным вопросам будущей профессиональной деятельности И здесь следует указать на важность оценки всего этого со стороны ППС вуза физической культуры

3 . Следующий аспект исследования: структурно-функциональный подход к оценке направленности личностного развития студента. К числу структурных элементов в этом плане следует относить: мотивы, потребности, убеждения, идеалы (а также мировоззрение и установку на социокультурное развитие в интересах профессионального роста). Преподаватель вуза должен учитывать, что все эти элементы выполняют соответствующие функции направленности личностного - социокультурного - развития, проявляющиеся в форме определенных связей, отдельных действий, выполняемых ролей. И здесь особую роль играет учет вполне конкретных функций, играющих важную роль в развитии всех компонентов личности профессионального спортсмена, обучающегося в вузе физической культуры. Направленность личностного развития, как показали исследования в сфере педагогики спорта, характеризуются по уровню интеллектуальной зрелости, творческому

подходу к своей будущей деятельности, ценностным мотивам, а также устойчивости и силе проявления исследуемой нами направленности.

4. Переход профессионального образования в самообразование. Это также важный аспект исследования с позиций оценки угроз безопасности в сфере физкультурного образования С позиций методологии, имеется в виду следующая закономерность данного перехода: умение увидеть познавательную проблему в сфере социокультурного развития и, сформулировав ее, выбрать оптимальные средства ее решения Рефлексивный подход при этом играет решающую роль (при наличии личностной позиции в отношении качества профессиональной подготовки в вузе физической культуры)

5. Системный подход к оценочной деятельности личностного социокультурного развития. Здесь важно иметь в виду, что речь идет о завершающем этапе мыслительного акта (в рамках конкретных задач саморазвития) Это могут быть и промежуточные этапы целесообразной деятельности профессионального спортсмена, обучающегося в вузе физической культуры и стремящегося к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств . Следует подчеркнуть, что все отмеченное выше рассмотрено нами с позиций миниэкономики образования [7]. Именно этот уровень исследования особенно важен в исследуемой нами теме оценки угроз безопасности в сфере физкультурного образования

В заключение сформулируем выводы нашего исследования .

1 . Наличие названных в работе образовательных угроз напрямую влияет на физическую культуру и спорт Их действие может быть длительным или краткосрочным, прямо или косвенно влияющим на результативность спортивного менеджмента

2. Комплексный подход к обеспечению безопасности в сфере физкультурного образования, как показано в работе, определяется рядом параметров Прежде всего это субъекты угроз, аспекты безопасности и основные направления деятельности по обеспечению безопасности

3 . Методологический анализ угроз безопасности в сфере физкультурного образования лежит в основе разработки рекомендаций по мониторингу источника опасности и формирования институциональной модели обеспечения безопасности образовательной системы ФКиС.

4. Основой методологического анализа является институционализм, в соответствии с которым научные теории обеспечения безопасности в сфере физкультурного образования являются не пассивным отражением угроз, а свободным творением разума, резюмирующим происходящее наиболее приемлемым образом

5. С развитием физкультурного образования неуклонно возникают требования к качеству профессиональной подготовки спортивных менеджеров, что предполагает новые подходы к методологическому анализу передовых форм и методов их обучения в вузе физической культуры Однако не менее актуальной с позиций данного анализа является оценка угроз безопасности в сфере физкультурного образования

Литература

1. БенинВ.Л. Специфика профессиональной морали и нравственной культуры педагога . // Философия университетской педагогики и экономики. Магнитогорск: МГТУ, 2013. С. 41-66.

2. Боярский А. Опасные вузы. // Деньги . 2011 . № 22 . С . 36-40.

3. Гессен С.И. Основы педагогики . Введение в прикладную философию . / Отв. ред. и сост. П . В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 с.

4. Губина Е.М. Проблемы эффективности и конкурентоспособности вуза на современном этапе . // Подготовка профессиональных кадров в вузе физической культуры . Волгоград: ВГАФК, 2013 . С . 26-35.

5. Менщикова Н.В. Методологические основы формирования и развития культуры управленческой деятельности / Н . В . Менщикова, А . Ф . Попова // Актуальные проблемы развития экономической теории и отраслевой экономики . Костанай: КГУ, 2011 . С. 61-66.

6 . Экономика образования . Часть третья: миниэкономика образования /

С . Д . Неверкович, А . А. Попова . М .: РАО, 2019. 248 с.

7 . Попова А . А. Основные категории экономического образования в сфере

физической культуры и спорта. // Проблема междисциплинарности в современных экономических исследованиях челябинск: УралГУФК, 2013 С 36-52

8. Попова А.А. Концепция экономической педагогики как основополагающие идеи преодоления кризисных явлений в физкультурно-спортив-ном образовании . // Методология социально-экономических и общественных систем Магнитогорск : МГТУ, 2015 С 17-20

9. Попова А.Ф. Концепция высшего образования в области физической культуры / А. Ф . Попова, Д. В . Викторов // Философия университетской педагогики и экономики . Магнитогорск : МГТУ, 2013. С. 41-66.

10. Сахарчук Е.И. Качество высшего физкультурного образования: тенденции совершенствования // Менеджмент и маркетинг в олимпийском движении : актуальные проблемы и пути совершенствования Волгоград : ВГАФК, 2015. С. 351-357.

Сведения об авторах

Неверкович Сергей Дмитриевич - доктор педагогических наук,

профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Российский

государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», академик РАО, заслуженный работник высшей школы, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации. E-mail: rectorat@rgufk.ru

Попова Анастасия Александровна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского института олимпийского спорта Уральского государственного университета физической культуры. E-mail: nana2684@yandex.ru

Mainstreaming security threats in physical education

S.D. Neverkovich, A.A. Popova

The article presents the institutional model developed for the study of the security of the educational system of physical culture and sport, together with methodological analysis. Recommendations for monitoring the source of hazards in physical education are well founded. A comprehensive approach to national security in physical education has been developed.

Keywords: safety; physical education; monitoring; modelling; methodological analysis.

References

1 . Benin V . L Specifika professional'noj morali i nravstvennoj kul'tury pedagoga [Specifics of the teacher's professional morals and moral culture], Filosofija universitetskoj pedagogiki i jekonomiki [Philosophy of university education and economics], Magnitogorsk: MGTU. 2013 . pp . 41-66. (In Russ. ).

2. Bojarskij A. Opasnye vuzy [Dangerous universities], Den'gi [Money], 2011, № 22. pp. 36-40. (In Russ. ).

3 . Gessen S . I . Osnovy pedagogiki . Vvedenie v prikladnuju filosofiju [Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy], P . V . Alekseev (eds . ). Moscow: Shkola-Press, 1995. 448 p. (In Russ. )

4. Gubina E . M . Problemy jeffektivnosti i konkurentosposobnosti vuza na sovremennom jetape [Current problems of efficiency and competitiveness], Podgotovka professional'nyh kadrov v vuze fizicheskoj kul'tury [Training of professional staff in physical education institutes]. Volgograd: VGAFK, 2013 . pp. 26-35. (In Russ. ).

5. Menshhikova N . V. Metodologicheskie osnovy formirovanija i razvitija kul'tury upravlencheskoj dejatel'nosti [Methodological bases for the creation and development of a management culture] In N V Menshhikova, A F Popova (eds . ). Aktual'nye problemy razvitija jekonomicheskoj teorii i otraslevoj jekonomiki [Current problems in the development of economic theory and the sectoral economy], Kostanaj: KGU, 2011 . pp . 61-66 . (In Russ. ).

6. Jekonomika obrazovanija . Chast' tret'ja: minijekonomika obrazovanija [Education economy. Part III: mini-economy of education]. In S. D. Neverkovich, A . A. Popova (eds. ) Moscow: RAO, 2019. 248 p . (In Russ . ).

7. Popova A. A. Osnovnye kategorii jekonomicheskogo obrazovanija v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta [Main categories of economic education in physical education and sports], Problema mezhdisciplinarnosti v sovremennyh j ekonomicheskih issledovanijah [The problem of interdisciplinary in modern economic research], Cheljabinsk: UralGUFK, 2013 . pp . 36-52. (In Russ . )

8 . Popova A. A. Koncepcija jekonomicheskoj pedagogiki kak osnovopolagajushhie

idei preodolenija krizisnyh javlenij v fizkul'turno-sportivnom obrazovanii [The concept of economic pedagogy as fundamental ideas for overcoming the crisis phenomena in physical culture and sports education] Metodologija social'no-jekonomicheskih i obshhestvennyh system [Methodology of socioeconomic and social systems] Magnitogorsk : MGTU, 2015 pp 17-20 (In Russ )

9 . Popova A. F. Koncepcija vysshego obrazovanija v oblasti fizicheskoj kul'tury

[Concept of higher education in physical education]. In A. F. Popova, D. V. Viktorov (eds. ). Filosofija universitetskoj pedagogiki i jekonomiki [Philosophy of university education and economics] Magnitogorsk: MGTU, 2013 pp 41-66. (In Russ. ).

10. Saharchuk E. I. Kachestvo vysshego fizkul'turnogo obrazovanija: tendencii sovershenstvovanija [Quality of higher physical education: development trends], Menedzhment i marketing v olimpijskom dvizhenii : aktual'nye problemy i puti sovershenstvovanija [Management and Marketing in the Olympic Movement: challenges and ways to improve], Volgograd: VGAFK, 2015. pp. 351-357. (In Russ. ).

About the Authors

Neverkovich Sergej Dmitrievich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Pedagogy Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, RAO Academician, Honoured Worker of Higher Education, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation. E-mail: rectorat@rgufk.ru

Popova Anastasija Aleksandrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Research Fellow, Olympic Sports Research Institute, Ural State Physical Culture University. E-mail: nana2684@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.