Научная статья на тему 'Бизнес-образование в категориях объективного и субъективного знания'

Бизнес-образование в категориях объективного и субъективного знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / КОМПЕНСАТОРНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Н. П., Попов А. Н.

Представлено исследование личностноо-риентированных основ культуры педагогической деятельности в сфере бизнес-образования. Дана структуризация объективного и субъективного знания о современном развитии бизнес-образования. Обучаемость исследована с позиций развития личности менеджера в высшем учебном заведении. Особое внимание уделено методологии и миниэкономике образования, содержательно определяющими творческую деятельность педагогического вуза. Речь прежде всего идет о процессах перестройки бизнес-образования с учетом современных требований и реалий мирового экономического развития. Ключевая задача повысить качество подготовки будущих корпоративных менеджеров в процессе экономизации образовательного процесса и подготовки специалистов по принятию управленческих решений. Руководители корпоративных организаций должны стать эффективными предпринимателями с установкой в своей работе на деловой успех (чтобы называться бизнесменом, нужно научиться управлять производственно-коммерческой и финансовой деятельностью, улавливать различные изменения в окружающей среде, влияющие на направленность корпоративного менеджмента). Объектом нашего исследования являются государственные учебные заведения, функционирующие в условиях динамично развивающихся рыночных отношений в промышленно развитом регионе. Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления конкуренцией высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг. Цель исследования заключается в разработке теоретико-концептуальных и практических положений технологизации обучения в системе бизнес-образования, представленного в категориях объективного и субъективного знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-образование в категориях объективного и субъективного знания»

Бизнес-образование в категориях объективного и субъективного знания

Виноградова Наталья Павловна

Кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», vin.natalya@gmail.com

Попов Александр Николаевич

доктор экономических наук, профессор, профессор Института экономики, Уральский государственный университет физической культуры

Представлено исследование личностно-ориен-тированных основ культуры педагогической деятельности в сфере бизнес-образования. Дана структуризация объективного и субъективного знания о современном развитии бизнес-образования. Обучаемость исследована с позиций развития личности менеджера в высшем учебном заведении. Особое внимание уделено методологии и миниэкономике образования, содержательно определяющими творческую деятельность педагогического вуза. Речь прежде всего идет о процессах перестройки бизнес-образования с учетом современных требований и реалий мирового экономического развития. Ключевая задача - повысить качество подготовки будущих корпоративных менеджеров в процессе экономизации образовательного процесса и подготовки специалистов по принятию управленческих решений. Руководители корпоративных организаций должны стать эффективными предпринимателями с установкой в своей работе на деловой успех (чтобы называться бизнесменом, нужно научиться управлять производственно-коммерческой и финансовой деятельностью, улавливать различные изменения в окружающей среде, влияющие на направленность корпоративного менеджмента). Объектом нашего исследования являются государственные учебные заведения, функционирующие в условиях динамично развивающихся рыночных отношений в промышленно развитом регионе.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления конкуренцией высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Цель исследования заключается в разработке теоретико-концептуальных и практических положений технологизации обучения в системе бизнес-образования, представленного в категориях объективного и субъективного знания. Ключевые слова: знание, междисциплинарность, культура управления, методология, теория, фа-силитация, импровизация, компенсаторное общение.

Введение

В последние годы все большую роль играет бизнес-образование. Речь идет о его перестройке с учетом требований и реалий мирового экономического развития [9].

Сущностное его представление определяется подготовкой студентов к эффективной предпринимательской деятельности, формированием у них профессиональной культуры, самостоятельности, ответственности за свои поступки и принятые решения.

В реальной образовательной практике выделяются следующие подходы к бизнес-образованию: технократический, культурно-функциональный, личностно-ориентиро-ванный [3]. Известен также комплексный подход, предусматривающий объединение всего ценного, имеющегося в теории и практике. Дальнейшее его развитие связано с критическим рассмотрением бизнес-образования в категориях объективного и субъективного знания.

Как свидетельствует обзор специальной литературы, степень исследованности данного вопроса пока недостаточна, особенно с позиций методологии [7]. Особого внимания заслуживает углубленное исследование аксиологических принципов бизнес-образования, его структуры, мотивации и технологизации [11].

Результаты исследования. В таблице 1 названы категории объективного и субъективного знания, описанные ниже более подробно. Их деление на две части в некоторой степени условно, особенно если речь идет о культуре управления и междисципли-нарности [12]. О них (и некоторых других категориях) есть смысл «поговорить» более детально, особенно о тех, которые характеризуют современное развитие педагогической науки в целом.

Методология отнесена нами к категории объективного знания. Прежде всего это основная - конвенционалистская - методология (Э. Мах, А. Пуанкаре). В соответствии с ней научные теории не пассивные отражения событий, которые происходят вне нас, а свободные творения разума, резюмирующие происходящее наиболее приемлемым образом.

Далее следуют методологии первого плана, способствующие пониманию основной. Это:

- инструменталистская (М. Фридмен) - научные теории являются лишь инструментами для прогнозирования природных и общественных явлений (и все попытки считать эти теории чем-то большим - к примеру, сколь-нибудь достоверным объяснением причинно-следственных связей, - могут быть отвергнуты как наивные);

- дескритивистская (П. Самуэльсон) - научные объяснения представляют собой всего лишь хорошие описания, правильно предсказывающие широкий круг наблюдаемых явлений;

- операционалистская (П. Бриджмен) - в экономике важен подход, основанный на построении определенных «правил соответствия» для установления связи между абстрактными концепциями и попытками физического измерения относящихся к рассматриваемой проблеме величин.

И, наконец, это методологии второго плана:

- априористская (Л. Мизес, Л. Роббинс) - экономическая наука по существу является системой дедуктивных заключений из ряда постулатов, установленных путем интроспекции и не доступных эмпирической верификации (доказательности).

- фальсификационалистская (К. Поппер) - экономические теории могут быть признаны некорректными не после единичной и имеющей решающее значение проверки, а только после целой серии эмпирических тестов (но даже и этот результат должен быть взвешен с учетом альтернативных теорий, старающихся объяснить тот же комплекс явлений).

Основой педагогической методологии некоторые авторы признают культурологическую компетентность (или, иначе, методологию компетентностного самоменеджмента в деятельностной культуре) [1]. Структурно ее можно представить следующим образом:

- культуро-комплексный подход как основа модернизации профессионального образования;

О £

Я

3

Г

3

сч со £

Б

а

2 о

- система педагогических компетенций в структуре культуры педагога вуза;

- мониторинг сформированности профессиональных компетенций;

- этапы и уровни формирования профессиональных компетенций;

- формирование культурологической компетентности педагога вуза: социокультурная идентичность личности педагога и профессиональная компетентность, специфика культурной компетентности в системе высшего профессионального обучения, требования к уровню сформированности компетенций, особенности модульно-компетентност-ного обучения.

Компетентности подход в современных условиях является основой непрерывной и спиралеобразной модернизации профессионального образования, основой которого является установка на деловой успех выпускников вуза. Такого рода установка проявляется прежде всего в умении: самостоятельно критически и непременно творчески мыслить, видеть возникающие в реальной деятельности проблемы, искать пути их эффективного решения, гибко ориентироваться в меняющейся внешней среде, используя при этом современные управленческие технологии.

В процессе исследования нами классифицированы формы культуры методологического мышления педагога вуза. Она соответствуют основным ее признакам - когнитивному, аксиологическому, целостному. Выделены: субъекты деловой активности и носители культуры (ППС вуза, руководители научных подразделений).

Культурологические компетенции педагога вуза с позиций «методологии внешних страт» мы подразделяем на: 1) страту социализации; 2) страту адаптации. Именно в этом порядке они формируются также и у выпускников вуза, ориентированных на деловой успех, выступая, соответственно, в виде медианной и маргинальной культуры личности.

Междисциплинарность. Особую значимость в этом плане имеет взаимосвязь педагогики со смежными дисциплинами, изучающими личностное развитие человека и управленческую деятельность в целом.

Данному вопросу уделяется все большее внимание, что выражается прежде всего в дискуссиях в солидных педагогических журналах и на научно-практических конференциях, посвященных проблемам подготовки научно-педагогических кадров. И прежде всего отмеченное каса-

Таблица 1

Категории объективного и субъективного знания о современном развитии личности в бизнес-образовании

Категория | Содержательный аспект

Категории объективного шапин

1. Теория Сткла достоверного, обобщенного знания

2. Методология Предмет теории, ееоенггеенпелп аппарат, при шшпм. способствующие оценке формирующегося в процессе творческой н п 14 ii.liш' ш научно!» знания

3- Парадигма Исходная концептуальная схема мышления, модель постановки проблем, господствующая в течение <111 релеленного исторического периода в научном еоо бщес тве

4. Культура управления С концептуальных позиций высшего образования это: нормы поведения, ценности, ментальностъ, взгляды, компетентность, методы и приемы управленческой деятельности

5. Me жди с ши и 1 инар нос ть Реализация на практике дидактических возможностей и возможностей расширения рамок неоинституционального менеджмента в высшем учебном заведении

Категории еуб!>СЕ.чттного знания

6. Фасилитация Облегчать, соденстнона 1 к. способствовать, помогай,, предвидеть. Ее реальным воплощением па практике является деятельность руководителей научных школ но координации накопленных шянееее и обобвктшн) своего . шчностиого знания

7. Импровизация (.'пснпфическип компонент творческой де ягсльностн, способствующий развитию профессионального мышления. ОтареЕше, рождение идеи в определенных (специфических) условиях: коммуникативных, поведенческих, адаптационных. Перманентная ее ЕЕеобходЕЕмая характерней пеа «житии» пау много сообщества

8. Компенсаторное общение Проявление самопешЕосттеой формы коммунигатпвной акчЕЕшгоетн. Ото особою рода деятельность nut рческои личности, осуществляемая по схеме: потребность - ишерее -мотив - цель - стимул - средство — объект - процесс -результат общения с воображаемым партнером (в том числе, IE С СОбОЙ)

9. Обучаемость Способность к учению и усвоению, рецепта в i гость познания (субьект может познать и усвоить с номоецью друго! с человека, владеющего знаниями не умениями)

10. Мини-экономика Успешная организация подготовки спортивных менеджеров в вузе физической культуры, определяемая ее педагогической культурой, укладом неформального (скрытого) содержания образовательного процесса, выработанными способами его реализации, [рунповой идентификацией и гиежличнос i ньш общением в рамках системы «преподаватель выпускающая кафедра - факультет - студент»

ется экономического образования в высшем учебном заведении. Речь - по сути - идет о рождении новых отраслей знаний, что делает оправданным (в некоторых случаях) появление или уточнение некоторых понятий, а также подчеркивает актуальность вопросов объективного и субъективного знания в рамках экономического образования.

Можно также утверждать, что в межпредметных сферах, на гранях предметных областей возникают очаги развития инновационной педагогики и формируются новые тенденции, объединяющие возможности синтеза экономических предметов, категорий, направлений и механизмов. В современных условиях все более рельефно проявляется необходимость безотлагательного восстановления межпредметного, межцелевого и межфункционального баланса интересов в

системе экономического образования. Ярким примером междисциплинарного подхода в этом плане является «теория управления» как учебная дисциплина, изучаемая - практически - во всех высших учебных заведениях.

В качестве обобщения отметим, что междисциплинарность нами представи-ма в виде специфических компонент творческой деятельности и категорий научного образа мышления творческой личности. Бизнес-образование представлено в данной работе и другими категориями объективного и субъективного знания, определенным образом связанными между собой [4].

Иначе данные категории можно назвать «категориями творчества» личности педагога высшего учебного заведения [5]. Как показано на рисунке 1, ее состав определяется также «творческим мышле-

Рисунок 1 - Категории творчества личности педагога высшего учебного заведения

нием», оцениваемым с позиций его истинности.

Важно, чтобы творческое мышление было оценено с позиций истинности (онтологической или гносеологической). В самом общем виде под истинностью понимается адекватное отражение действительности педагогом вуза (воспроизведение ее такой, какова она есть вне зависимости от сознания).

Подчеркнем также, что категория истинности характеризует результаты творческой деятельности с точки зрения их объективного содержания, междисцип-линарности, креативности и процессу-альности.

Немаловажную роль при этом - с позиций творческой деятельности педагога вуза - играет «динамизм личности», ее потенциал [2].

Речь прежде всего идет о продуктивном воображении, направленном на вычленение и идеальное прослеживание возможных траекторий развития и функционирования объектов культуры, на полноценное воспроизведение их общественной сущности. Такого рода воображение - с позиций истинности - всегда реалистично.

Заключение.

1. Бизнес-образование - активно исследуемая проблема, рассматриваемая во взаимосвязи с вопросами управления хозяйствующими субъектами и их технологическим развитием. Она рассматривается как с исторических, так и культур-но-цивилизационных позиций.

2. В работе данная проблема исследуется в рамках культуры педагогической деятельности в бизнес-образовании высшей школы. Интерес представляет философский, экономический и социологический план такого исследования (и прежде всего с позиций - категорий -объективного и субъективного знания).

3. Такой подход к оценке культуры педагогической деятельности характеризуется наличием противоречий, обусловленных несоответствием между соци-

альным заказом общества, адаптирующегося к рыночным отношения, и требованиями рынка к личностным качествам будущих предпринимателей (их образу мышления), обучающимся в высшем учебном заведении. Особую роль при этом имеет активизация процесса личностной подготовки, а также потребность определения педагогических условий, формирующих специалиста в сфере экономики и бизнеса.

Литератураа

1.Виноградова, Н.П. Экономика делового успеха: учебное пособие / Н.П. Виноградова, А.Н. Попов, А.А. Попова. -М.: АНО «Академия Естествознания», КФ ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2017. -252с.

2. Виноградова, Н.П. Управление персоналом: обучение, кадровый менеджмент: монография / Н.П. Виноградова, А.А. Попова. - Костанай: КФ ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2015. -264 с.

3. Журавлев, В. В. Культура педагогической деятельности в бизнес-образовании / В. В. Журавлев. - Челябинск: ЮУрГУ, 2007. - 201 с.

4. Неверкович, С. Д. Педагогическая импровизация как категория научного образа мышления экономической личности / С. Д. Неверкович, А. А. Попова // Менталитет экономической личности : сб. статей. - Челябинск: УралГУФК, 2014. -С. 4-10.

5. Попов, А. Н. Актуализация функций и видов компенсаторного общения: на примере экономической личности / А. Н. Попов // Саморефлексия делового предприятия в сфере организационного культуростроения: сб. статей. - Костанай: КСТУ, 2011. - С. 4-24.

6. Попова, А. А. Теоретико-методологические основания и генезис проблемы педагогического управления экономическим образованием в вузе физической культуры / А. А. Попова. - М.: РГУФКС-МиТ, 2014. - 104 с.

7. Попова, А. Ф. Методологическая направленность подготовки научных и

научно-педагогических кадров / А. Ф. Попова // Актуальные проблемы развития экономической теории и отраслевой экономики: сб. статей. - Костанай: КГУ им. А. Байтурсынова, 2011. - С. 6-11.

8. Фасилитация организационного культуростроения: биоэкономический аспект / Под ред. А. Н. Попова, И. М, Генералова, А. Т. Кузьменко / Костанай: КСТУ, 2011. - 104 с.

9. Формирование культуры управления бизнесом на основе введения Р-сис-темы / А. Н. Попов, С. Е. Брулев. - Челябинск: Институт экономики УралГУФК, 2004. - 127 с.

10. Шамхалов, Ф. И. Роль предпринимателя в рыночной экономической системе / Ф. И. Шамхалов // Маркетинг. -1997. - № 2. - С. 94-98.

11. Ширшов, В. Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / В. Д. Ширшов. - Екатеринбург: УрГПУ, 1994. - 218 с.

12. Экономика образования. Часть 3. Миниэкономика образования / С. Д. Неверкович, А. А. Попова. - М.: РАО, 2019. - 248 с.

Business education in categories of objective and subjective knowledge

Vinogradova N.P., Popov A.N.

Kostanay branch Chelyabinsk State University, Ural State University of Physical Education

A study of the personality-oriented foundations of the culture of pedagogical activity in the field of business education is presented. Given the structuring of objective and subjective knowledge about the modern development of business education. Learning is researched from the standpoint of the development of the personality of a manager in a higher educational institution. Particular attention is paid to the methodology and mini-economics of education, which constitute the creative activity of a pedagogical university. First of all, we are talking about the processes of restructuring business education, taking into account modern requirements and the realities of global economic development.

The key task is to improve the quality of training future corporate managers in the process of economizing the educational process and training specialists in making management decisions. Heads of corporate organizations must become effective entrepreneurs with the installation of business success in their work (to be called a businessman, you need to learn how to manage production and commercial and financial activities, catch various environmental changes affecting the direction of corporate management).

The object of our research is public educational institutions operating in a dynamic market relation in an industrialized region.

The subject of the research is the organizational and economic relations arising in the process of managing the competition of a higher education institution in the educational services market.

The purpose of the study is to develop theoretical conceptual and practical provisions of the technologization of education in the system of business education, presented in the

О À

В

S

if w

categories of objective and subjective knowledge.

Key words: knowledge, interdisciplinarity, management culture, methodology, theory, facilitation, improvisation, compensatory communication. References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Vinogradova, N.P. Economics of business success: a tutorial / NP. Vinogradova, A.N. Popov, A.A. Popova. -M .: Autonomous Non-Profit Organization "Academy of Este-Consciousness", KF FSBEI of HE "ChelSU", 2017. -252c.

2. Vinogradova, N.P. Human resource management:

training, personnel management: monograph / NP. Vinogradova, A.A. Popova. - Kostanay: KF FGBOU VPO «ChelSU», 2015. -264 p.

3. Zhuravlev, V. V. Culture of pedagogical activity

in business education / V. V. Zhuravlev. -Chelyabinsk: SUSU, 2007. - 201 p.

4. Neverkovich, S. D. Pedagogical improvisation as

a category of the scientific way of thinking of an economic person / S. D. Neverkovich, A. A. Popova // Mentality of an Economic Personality: Proc. articles. - Chelyabinsk: UralGUFK, 2014. - P. 4-10.

5. Popov, A. N. Actualization of functions and types

of compensatory communication: an example of an economic person / A. N. Popov // Self-reflection of a business enterprise in the field of organizational culture construction: Sat. articles. - Kostanay: KSTU, 2011. - P. 4-24.

6. Popova, A. A. Theoretical and methodological

foundations and the genesis of the problem of pedagogical management of economic education in the university of physical culture / A. A. Popova. - M .: RGUFKSMiT, 2014. -104 p.

7. Popova, A. F. Methodological orientation of the

training of scientific and scientific-pedagogical personnel / A. F. Popova // Actual problems of the development of economic theory and

industry economics: Coll. articles. - Kostanay: KSU them. A. Baitursynova, 2011. - p. 6-11.

8. Facilitation of Organizational Cultural Construction: The Bioeconomic Aspect / Ed. A.N. Popova, I.M., Generalova, A.T. Kuzmenko / Kostanay: KSTU, 2011. - 104 p.

9. Formation of a culture of business management

based on the introduction of the R-system / A.N. Popov, S.E. Brulev. - Chelyabinsk: Institute of Economics, UralGUFK, 2004. -127 p.

10. Shamkhalov, F. I. The Role of an Entrepreneur in a Market-based Economic System / F. I. Shamkhalov // Marketing. - 1997. - № 2. - p. 94-98.

11. Shirshov, V. D. Pedagogical communication: theory, experience, problems / V. D. Shirshov.

- Ekaterinburg: UrGPU, 1994. - 218 p.

12. Economics of education. Part 3. Mini-economics of education / S. D. Neverkovich, A. A. Popova.

- M .: RAO, 2019. - 248 p.

СЧ c«j £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.