ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.4.11 .html
Конфликты родителей и детей-студентов на фоне их
совместного проживания
Морозова А.А.,
1320978@bsu. edu. ru
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
(г. Белгород, Россия)
УДК 316.48
Аннотация. В современном мире бывшие молодежь все чаще стремиться к независимости и самостоятельности. Бывших подростков зачастую не устраивает факт совместного проживания с родителями. Они стремятся к самобытности к уникальности и независимости. Но что на самом деле скрывается за этим настойчивом порывом - психологические особенности, экономическая состоятельность, социальный фактор, или что-то иное? Исследований на данную тематику крайне мало в современном мире, но это не уменьшает важности данной проблемы в нынешнее время. В данной работе представлено исследование, проводимое среди студентов с целью узнать их личное мнение - нужно ли проживать с родителями и какие трудности возникают (и возникают ли) на этой почве. В статье представлены причины для совместного и раздельного проживания с родителями. Цель работы - рассмотреть конфликты родителей и детей-студентов на фоне их совместного проживания, акцентировать внимание на их причинах и последствиях, а также узнать мнение студентов о важности совместного проживания с родителями. Методы и объекты исследования был выбран такой метод сбора данных, как анкетный опрос, проводимый в онлайн форме, с помощью средств Google - формы среди студентов НИУ «БелГУ». Объект исследования - студенческая молодежь. Результаты. Выявлены основные причины для совместного или раздельного проживания детей и родителей. Выводы: обобщаются результаты опроса, направленные на изучение важности совместного проживания родителей и детей-студентов.
Ключевые слова: конфликты, молодежь, студенты, родители.
Conflicts between parents and student children against the background of their cohabitation
Morozova A.A.,
1320978@bsu.edu.ru
Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)
Annotation. In today's world, former youth increasingly strive for independence and self-sufficiency. Former teenagers are often not satisfied with the fact of living together with their parents. They strive for identity, uniqueness and independence. But what is actually hidden behind this persistent impulse - psychological characteristics, economic viability, social factor, or something else? There are very few studies on this topic in the modern world, but
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-2.4.11 .html
UDC 316.48 this does not diminish the importance of this problem at the present
time. This paper presents a study conducted among students in order to find out their personal opinion - whether it is necessary to live with their parents and what difficulties arise (and whether they arise) on this basis. The article presents the reasons for living together and separated from parents. Purpose of the article is considering conflicts between parents and student children against the background of their cohabitation, focus on their causes and consequences, as well as find out the students' opinion on the importance of cohabitation with parents. Methods and objects of the research are a method of data collection was chosen as a questionnaire survey conducted in an online form, using the Google form among students of the National Research University "BelSU". The object of the research is student youth. Results. The main reasons for the joint or separate residence of children and parents have been identified. Conclusions: summarizes the results of a survey aimed at studying the importance of cohabitation of parents and children-students.
Keywords: conflicts, youth, students, parents.
Введение
В жизни каждого подростка наступает период взросления. Чаще всего данный период ассоциируют с окончанием школы и это не спроста. В школе мы находимся под прямым влиянием родителей и ответственность за наше поведение возложена на их плечи.
Школьники полностью зависят от родителей или опекающих их лиц. Они живут в родительской квартире, за родительский счет, с родительскими устоями. Уже на этом жизненном этапе зарождаются детскородительские конфликты на фоне совместного проживания, но будучи школьником невозможно оторваться от родительского крыла. Поэтому проживание вместе сопровождается постоянными компромиссами и договорами. [1,2]
Как только прошлые школьники становятся абитуриентами возникает вопрос - куда поступать? Чаще всего абитуриенты достаточно амбициозны и стремятся попасть учиться в другие города.
Далеко не все родители могут позволить себе обучение ребенка в другом городе, а порой и стране. Поэтому большинство студентов продолжают проживать с родителями. Так как студенческий возраст более осознанный и взрослый, то конфликты с родителями при совместном проживании становятся, соответственно, более серьезными.
Разные взгляды на быт, ритм жизни, желание более свободной жизни и т.д. - все это встречается между родителями и детьми при совместном проживании. В той или иной мере каждый конфликт отражается на развитии личности.
Смирнова А.А и Шомина Е.С. в своей работе «Жилищный вопрос для студентов: проблемы и возможности» рассуждая на эту тему, считают, что студентам следует самостоятельно проявлять инициативу и находить жилье, так как университетские общежития редко идут на встречу студентов. [4]
Кадацких И.Ю. и Ковалева В.В. указали несколько видов конфликтогенов, которые выделяют в наше время. [3] Среди самых основных - это навязывание своих советов, снисходительное отношение, категоричность, и т.д.. Если рассмотреть каждый вид конфликтогенов, то можно
Ф Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 77 www.forummn.ru
Youth 11 Forun Irnal http://foriimmn.rn/articlc-2.4.1 1 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
прийти к выводу что все они встречаются чаще всего в детскоролительских отношениях. Именно поэтому данная тема интересна для исследования.
Цель данной работы - изучить основные факторы детско-родительских конфликтов на основе совместного проживания уже в молодом возрасте.
Основная часть
С помощью проведенного исследования мы хотели выяснить - каким образом совместное проживание студента с родителями сказывается на дальнейшем развитии и стоит ли съезжать от родителей в этот период, по мнению молодежи.
Основным методом сбора был выбран такой метод сбора данных, как анкетный опрос, проводимый в онлайн форме, с помощью средств Google - формы среди студентов НИУ БелГУ в возрасте от 17 до 25 лет.
Один из вопросов анкеты задавался с целью выявления мнения респондентов на тему того должны ли студенты проживать совместно с родителями или же не стоит. Результаты данного вопроса показали, что опрашиваеые студенты больше склонны к мнению, что проживать родителям и студентов лучше раздельно.
Должны ли студенты жить совместно с родителями или раздельно?
52 ответа
# Определенно вместе
# Спорее вместе Скорее отдельно
ф Определенно отдельно
# Затрудняюсь ответить
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Должны ли студенты жить совместно с
родителями или раздельно?»
Это связано с многими факторами, но важно понимать, что в студенческом возрасте формируются взгляды на взрослую жизнь. Часто данные взгляды расходятся с родительскими, что в дальнейшем приводит к множеству конфликтов и подавлению вкусов и нравов.
Ф Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 78 www.forummn.ru
Youth 1 1 с 11 irnal http://forummn.ru/article-2.4.11 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Почему должны жить раздельно?
51 ответ
Дети становятся самостоятельными, приуч...
Дети начинают более внимательно приспуш...
Дети раньше становятся независимыми, вк...
Дети освобождаются от жесткого контроля. ..
Затрудняюсь ответить
О 10 20 30 40 50
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Почему должны жить раздельно?»
Для респондентов, считающих, что совместное проживание нужно прекращать был задан следующий вопрос. Считается, что при раздельном проживании студенты становятся более независимыми, самостоятельными, у них появляется большее чувство ответственности за свои поступки. Также немаловажным является то, что раздельно проживание помогает избегать множества конфликтов, которые возникают на почве совместного проживания - это способствует укрепление детско-родительских уз.
В каком возрасте съезжать от родителей, по вашему мнению, лучше всего?
52 ответа
17-20 21-23 24-26 27-30
Лучше не съезжать от родителей
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «В каком возрасте съезжать от родителей, по
вашему мнению, лучше всего?»
Лучший возраст для начала взрослой жизни, по мнению респондентов, - это 21 -23 года - в этом возрасте многие студенты заканчивают университеты, трудоустраиваются и видят необходимость в отдельном жилье. Также большой процент отвеченных отмечают возраст 17-20 лет - это возраст абитуентуры (окончание школьной жизни и наступление этапа студенчества). Дети, которые смогли покинуть родительское гнездо в этом возрасте, редко возвращаются обратно к родителям.
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.ru/article-2.4.11 .html
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Почему должны жить вместе?»
Существуют различные взгляды на анализирование причин совместного проживания. Самой яркой причиной является то, что при раздельном проживании ослабевает родительский контроль, что способствует выбору «неправильного» пути в жизни ребёнка. Все зависит от психоэмоционального состояния и ребёнка, и родителей. Для кого-то проживание раздельно только укрепит узы, а для кого-то это будет поводом разрушить свою жизнь.
Также многие опрошенные уверенны, что дети не привыкли к быту и не способны организовывать самостоятельную жизнь.
Каковы основные причины таких конфликтов могут быть, по вашему мнению?
52 ответа
Разные взгляды на религию
Неприятие выбора сына или дочери.
Бытовые неурядицы.
Систематические нотации.
Вторжение в личное пространство.
Запрет визитов друзей.
Финансовое различие.
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Каковы основные причины таких конфликтов
могут быть, по вашему мнению?»
Главными причинами детско-родительских конфликтов выступают прежде всего бытовые неурядицы и вторжение в личное пространство. Находясь в студенческом возрасте, дети
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 80 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //fommmn. ru/article-2.4.1 1 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
начинают приобретать свои личные взрослые взгляды на жизнь и на бытовой лад и чаще всего этот взгляд не сходится с родительским. Это непонимание между ними растет и накаляется, возникают постоянные ссоры, что негативно отражаются на взаимоотношениях.
Для родителей тяжело осознать личные границы детей с учетом их возраста, поэтому для многих матерей и отцов не существует рамок в общении с детьми. Использование личных вещей без разрешения и вторжение в личное пространство - серьезно подрывает отношения родителей и детей.
Заключение
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.
Но если контакты носят исключительно негативный характер и все попытки по исправлению этого безуспешно, то следует прекращать совместный быт и пробовать быть счастливыми раздельно.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что совместное проживание с родителями в период студенческой жизни является верным или неправильным -это не догма. Каждый человек, каждая семья и каждое взаимоотношение между людьми индивидуально и неповторимо. Для такого выбора нужно учитывать множество факторов. Если атмосфера в отношениях в большей части носит негативный характер и попытки по устранению проблемы остаются безуспешными, то более психоздоровый субъект в отношениях должен принять решение оставить это в стороне и жить здоровой жизнью.
Благодарности
Работа подготовлена под руководством ассистента кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного исследовательского университета Заводян Ирины Сергеевны и ассистента кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного исследовательского университета Валиевой Ирины Николаевны.
Библиографический список
1. Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для вузов. М: Юнити, 2008. 528
с.
2. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. Супружеская жизнь: гармония и конфликты 4-е изд. М.: Профиздат, 2013. 203 с.
3. Кадацких И.Ю. Ковалёва В.В. Психологические особенности конфликтов в семейной семье // Территория науки. 2017. № 5. С. 41-44.
4. Смирнова А.А., Шомина Е.С. Жилищный вопрос для студентов: проблемы и возможности // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. №3. С. 92-103.