Научная статья на тему 'Конфликтологическая подготовка будущих менеджеров в процессе обучения в вузе: социально-технологичекий аспект'

Конфликтологическая подготовка будущих менеджеров в процессе обучения в вузе: социально-технологичекий аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТ-МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / CONFLICT / TROUBLESHOOTING / TRAINING / PROFESSIONAL MANAGER / PROFESSIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL PRACTICE / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатецкая Алена Юрьевна

В статье рассматриваются социально-технологические аспекты конфликтологической подготовки будущих специалистов по управлению в системе высшего профессионального образования. Представлена трехуровневая модель подготовки менеджеров, позволяющая решить задачи по обучению грамотного и компетентного руководителя, способного конструктивно управлять конфликтами в современной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflictological preparing future managers in the process of learning at university: social and technological aspect

This article discusses the social and technological aspects conflictological prepare future management professionals in the higher education system. Presented a three-tier model of training managers, allowing to solve the problem of training a competent and competent leader, able to constructively manage conflict in the modern organization.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая подготовка будущих менеджеров в процессе обучения в вузе: социально-технологичекий аспект»

литература

1. леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

2. Khoshaba D., Maddi S. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63. N 2. P. 265-274.

3. Khoshaba D., Maddi S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journal. Spring. 1999. Vol. 51. N 2. Р. 106-117.

4. Александрова л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. Т. 51. № 7. С. 83-84.

5. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования. 2009. № 1. 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy. ru/index.php/num/2009n1-3/54-belinskaya3 (дата обращения 17.09.2013).

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 175 с.

7. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

8. Hobfoll S. E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. N 3. Р. 513-524.

9. Анцыферова л. И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. № 1. С. 3-16.

10. Bandura A. Self-efficacy // Encyclopedia of human behavior / Ed. by V. S. Ramachaudran. Vol. 4. New York: Academic Press, 1994. P. 71-81.

11. Карпова Е. А. Интегральный статус жизнестойкости в условиях совладания с трудными ситуациями // Психология безопасности, психологическая безопасность личности: человек и общество: материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-14 октября 2011 г., Махачкала) / под общ. ред. М. М. Далгатова. Махачкала: ИП Овчинников, 2011. С. 265-268.

УДК 005.95

А. Ю. Булатецкая

Конфликтологическая подготовка будущих менеджеров в процессе обучения в вузе: социально-технологичекий аспект

A. Y. Bulatetskaya. Conflictological preparing future managers in the process of learning at university: social and technological aspect

В статье рассматриваются социально-технологические аспекты конфликтологической подготовки будущих специалистов по управлению в системе высшего профессионального образования. Представлена трехуровневая модель подготовки менеджеров, позволяющая решить задачи по обучению грамотно-

This article discusses the social and technological aspects of conflictological preparing future managers in the higher education system. It is presented a three-tier model of training managers, allowing to solve the problem of training a literate and competent leader, who is able to construc-

Алена Юрьевна Булатецкая — аспирант кафедры «Философия, социология и психология» Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © А. Ю. Булатецкая, 2013.

го и компетентного руководителя, способного конструктивно управлять конфликтами в современной организации.

Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая подготовка, специалист-менеджер, профессиональная деятельность, образовательная практика, интегративный подход.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 57502-87; alena.bulatetskay@gmail.com.

tively manage conflict in the modern organization.

Keywords: conflict, conflictological, training, manager, professional activities, educational practice, integrative approach.

Contact details: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 575-02-87; alena.bulatetskay@gmail.com.

Современный социум создает сложные условия деятельности управленцев, характеризующиеся высоким уровнем конфликтогенности профессиональной среды. Знания по конфликтологии необходимы специалистам любого профиля, но особое место они занимают в профессиональной подготовке менеджера. Умение будущего менеджера конструктивно действовать в конфликте, его способность учитывать все особенности конфликтной ситуации, навыки эффективного взаимодействия позволяют ему быть успешным в профессии.

Образовательная среда вуза стала заметно более прагматичной и, к сожалению, менее культурной. На первый план выходят такие задачи вузовского образования, как информатизация, экономическая эффективность учебного процесса, успешная социализация и адаптация будущих специалистов и др. Появление новых целей и ценностей в образовании обусловлено потребностью российского общества в образованных специалистах, но это же общество нуждается и в культурных специалистах, способных к проявлению позитивной мировоззренческой позиции и конструктивной профессиональной деятельности в трудных ситуациях социального взаимодействия. В этой связи встает вопрос о пересмотре теоретико-методологических основ подготовки современного менеджера и практических способов и технологий ее реализации.

На смену уходящей в прошлое основной цели высшей школы — транслировать культурный опыт новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний — приходит новая задача: развивать личность студента, а в дальнейшем и профессионала, готовить его к преобразованию социума, к реализации конструктивных моделей социального взаимодействия [1; 2]. Это актуально и для подготовки специалистов-менеджеров.

Актуальность конфликтологии как самостоятельной науки в современных условиях развития общества делает правомерным формулирование понятия конфликтологической культуры личности, которая трактуется как качество личности, проявляющееся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. Культура конфликта основана на конфликтологической компетентности и грамотности личности, разработке этапов, уровней и содержания конфликтологической подготовки.

Проведенное среди студентов 4-5-го курсов Санкт-Петербургского университета управления и экономики и работающих менеджеров разного уровня социологическое исследование позволило нам выделить не только этапы становления конфликтологической культуры личности, но и уровни сформированности конфликтологической культуры:

• низкий — будущий специалист владеет только теоретическими знаниями по конфликтологии;

• средний — умеет моделировать и анализировать ситуации, применяет теоретические знания на практике;

• высокий — демонстрирует бесконфликтное поведение в различных ситуациях.

Конфликтологическая культура базируется на конфликтологической грамотности и конфликтологической компетентности человека, составляя вместе с ними конфликтологическое образование, конфликтологическую подготовку личности.

Конфликтологическая компетентность — это система научных знаний о конфликте и умений управлять им, целенаправленно развиваемых в процессе специальной подготовки применительно к ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов общения (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты конфликтологической компетентности личности

№ Компоненты Содержание

1 Когнитивный Владение знаниями о сущности, природе, структуре, динамике, стратегиях, видах конфликта и управления им; сформиро-ванность интеллектуальных операций анализа, синтеза, сравнения классификации, интерпретации конфликтов; способность к рефлексии во всех ее проявлениях

2 Эмоциональный Позитивный эмоциональный фон настроения; отсутствие длительных деструктивных эмоциональных состояний (тревоги, паники, отчаяния, страха, агрессии); конфликтоустойчи-вость; стрессоустойчивость; эмпатия и др.

3 Волевой Решительность, настойчивость, целеустремленность, ассертив-ность (уверенность в себе), конструктивный нонконформизм

4 Поведенческий Гибкость поведения, толерантность; коммуникативные и организаторские умения; конкретно-практические умения прогнозировать, диагностировать, предотвращать, регулировать, разрешать, контролировать протекание конфликта в соответствии с контекстом их протекания; конструктивные копинг-стратегии

Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностно-смысловой сферы; культура мышления; культура чувств; коммуникативная культура; культура воображения; осознание контекста [3].

Содержание названных компонентов обусловлено рядом определенных способностей.

Культура ценностно-смысловой личности: развитая рефлексия, способность ценить достигнутое, не поддаваться амбициям, стремиться «быть», а не «иметь», установка на сотрудничество, понимание и приятие личности другого, интерналь-ный локус контроля, установка на сохранение и поддержание здоровья, на продуктивную деятельность.

Культура чувств: способность осознавать конструктивный и деструктивный характер своих переживаний и управлять ими, в частности, преодолевать деструктивные переживания — гнев, агрессию, страх, депрессию; способность проявлять оптимизм, сохранять спокойствие, уравновешенность, эмоциональную устойчивость в проблемных ситуациях, проявить эмпатию, быть толерантным.

Культура мышления: способность рационально анализировать конфликтную ситуацию, формулировать суть проблемы, выделять главное и второстепенное, делать выводы, использовать их в своем поведении.

Коммуникативная культура: способность вербализировать свои и чужие переживания, владение «я-сообщением», техниками бесконфликтного, «ассер-тивного» общения.

Культура воображения: способность актуализировать прошлые образы, весь имеющийся опыт (воссоздающее воображение) и мысленно визуализировать возможное дальнейшее развитие событий (антиципация на уровне представлений, творческое воображение), с помощью которых обеспечивается саморегуляция своего поведения; способность представлять образ и ситуацию конфликта с точки зрения всех его участников.

Осознание контекста соотносится с понятиями «контекстуальная компетентность», «чувствительность к ситуации», «ситуационная проницательность». Аналогичное понятие используют К. Роджерс, Д. Фрейберг [4]. Данная способность проявляется в чувствительности к ситуации, быстроте ориентации в ней, принятии решений с учетом сложившихся обстоятельств.

Предложенный состав компонентов конфликтологической культуры личности не является универсальным, он может быть дополнен и пересмотрен. В частности, культуру мышления, воображения и чувств можно объединить в когнитивно-эмоциональную культуру. Отдельно можно выделить рефлексивную культуру.

Мы исходим из того, что конфликтологическую культуру менеджера можно рассматривать как интегративную характеристику субъекта управления, содержание которой напрямую зависит как от внутренних (индивидуально-психологических), так и от внешних (социально-психологических) условий жизнедеятельности специалиста по управлению.

Сама категория конфликтологической культуры, сложная и системная по своей структуре, задает необходимость создания в системе профессионального образования в вузовский и послевузовский период специальной образовательной среды, в которой учебный процесс должен носить междисциплинарный характер, а содержание учебных курсов должно быть интегративным. В такой среде основной фигурой в образовательном процессе является студент, будущий менеджер, осуществляющий в вузе субъектную деятельность — учение. В этом случае субъектное, практико-ориен-тированное и развивающее личность профессиональное высшее образование, в частности в аспекте конфликтологической подготовки, становится реальностью.

Процесс усвоения конфликтологических знаний необходимо рассматривать в тесной связи с созданием условий их реального применения. Нам представляется, что усвоение и применение знаний о конфликтах являются частями единого процесса профессиональной подготовки, так как усвоение новой учебной информации, а значит, и новых знаний в максимальной степени возможно только тогда, когда реализуется в практической деятельности специалиста. Сначала это происходит на уровне практической учебной, а затем и профессиональной деятельности и становится значимым для личности, «вписывается» в ее систему ценностей и смыслов.

Достижение высокого уровня развития конфликтологической культуры специалистами по управлению необходимо рассматривать в качестве цели профессиональной конфликтологической подготовки менеджера в вузовской и послевузовской системах образования. Процесс становления и дальнейшего развития конфликтологической культуры специалиста должен осуществляться поэтапно, носить непрерывный, преемственный характер и протекать в интегративном образовательном контексте, цель которого состоит не столько в усвоении теоретической информации о конфликте, а также в формировании умений и навыков управления конфликтом в организации, сколько в развитии соответствующих личностных качеств и свойств специалиста, в создании позитивной системы цен-

ностей и смыслов, направленной на конструктивные взаимоотношения с людьми, в формировании целостной картины мира.

Интегративный подход к конструированию содержания профессиональной подготовки менеджеров в русле конфликтологии помогает успешно решать проблему подготовки специалистов по управлению с высоким уровнем конфликтологической культуры. В русле этого подхода содержание конфликтологической подготовки специалистов-менеджеров понимается как часть профессионального образования, обеспечивающего становление и развитие у студентов конфликтологической культуры на основе интеграции знаний из различных областей науки и практики, приобретения соответствующих умений и навыков, отвечающих за освоение комплекса специальных профессиональных компетенций выпускником вуза и его личностного роста через формирование интегративных качеств личности (социальной адаптивности, готовности к управлению конфликтами в организации, ответственности, креативности и др.).

Профессиональная деятельность специалиста по управлению представляет собой разноплановый, динамичный, стрессогенный и конфликтогенный процесс, связанный со сложностями социального взаимодействия. Конфликтогенность любой профессиональной среды носит объективный характер, что подтверждается социологическим (Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, К. Левин, А. Г. Здравомыслов и др.) и психологическим (З. Фрейд, К. Хорни, Н. Гришина, А. Я. Анцупов и др.) направлениями изучения конфликта [5-9]. Конфликт рассматривается не только как сложное социально-психологическое явление, источник противоречий, но и детерминанта социального развития и изменения социальных систем (В. П. Шей-нов, Л. Козер, Д. Скотт и др.) [10-12].

Современному менеджеру необходимо не только грамотно и эффективно реа-лизовывать управленческие задачи в условиях конфликтогенности организационной среды, но и преобразовывать эту среду с целью предупреждения деструктивных конфликтов в организации. Все это наряду с умением эффективно преодолевать собственные личностные кризисы является показателями высокого профессионализма управленца.

Профессиональная деятельность специалистов в области управления непосредственно связана с организационными конфликтами. И здесь необходимы не только знания, раскрывающие механизмы развития и закономерности протекания таких конфликтов, но и практическое владение различными методами урегулирования конфликтов в организациях, технологиями конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Менеджер должен быть готов находиться в эпицентре конфликта и управлять им. Наиболее сложным при этом является определение собственных возможностей в трудной ситуации организационного конфликта.

Человек, вовлеченный в конфликт, чаше всего теряет способность анализировать конфликт и себя в нем со стороны. Специалист-менеджер не имеет такой возможности, тем более что конфликт — это область применения его профессиональных способностей и компетенций.

Чтобы реконструировать сложную социальную реальность, менеджеру необходимы специальные знания, практические навыки и умения по разрешению конфликтов разного рода, готовность изменить поведение, отойти от стереотипов, не относиться к оппоненту в конфликте как к «врагу», требуется также психологическая готовность к личностному изменению.

Образовательный процесс в вузе может быть рассмотрен как первый этап в получении специальных конфликтологических знаний, умений и навыков. Сегодня очевидна потребность в специальной конфликтологической подготовке

будущих менеджеров. Основной проблемой, стоящей перед вузовской и послевузовской системами образования, является установление методологических предпосылок такой подготовки специалистов по управлению и разработки на их основе ее соответствующего содержания.

С нашей точки зрения, конфликтологическую подготовку менеджеров в вузовской системе образования необходимо вести на трех уровнях: теоретическом; теоретико-прикладном; практическом.

Теоретический уровень включает теоретическое акмеологическое знание, представляет собой теоретический модуль управления конфликтами. На данном уровне приобретаются общегуманитарные, междисциплинарные знания, формируются мировоззренческие ориентации, жизненные ценности, усваиваются нравственные нормы и принципы, которыми руководствуются в профессиональной деятельности.

Таким образом, теоретический уровень конфликтологической подготовки менеджера в вузовской системе образования выполняет ценностно-мировоззренческую функцию формирования профессионального самосознания менеджера.

Теоретико-прикладной уровень представляет собой систему теоретико-прикладных акмеологических сведений, определяет практическую ориентацию и обоснованность профессиональной деятельности менеджера в управлении организационными конфликтами. Именно эти знания обеспечивают успешность в конструктивном разрешении организационных конфликтов и преобразовании конфликтогенной профессиональной среды.

Они приобретаются в процессе освоения лекционного материала, в деловых играх, тренингах, групповом обсуждении конкретных конфликтных ситуаций, при моделировании и проектировании организационных конфликтов. Отметим, что многообразие форм практического знания и умений на локальном, ситуативном уровне применения требует высокоразвитой рефлексивной способности, которая наиболее полно развивается в научно-исследовательской и проектировочной деятельности менеджеров.

Таким образом, теоретико-прикладной уровень конфликтологической подготовки менеджеров в вузе реализует практическую направленность обучения специалистов по управлению.

Практический уровень подготовки менеджеров способствует приобретению ими практического акмеологического знания, возникающего и функционирующего в процессе реальной профессиональной деятельности, представляет собой индивидуальный социальный опыт управленческой работы в трудных ситуациях социального взаимодействия, в т. ч. и в конфликтах.

Этот уровень конфликтологической подготовки осваивается в основном в системе послевузовского образования специалистов-менеджеров. Практическое знание, рожденное реальной управленческой деятельностью, предполагает формирование личного опыта управления конфликтами в организации, общения в конфликтном взаимодействии, формирования собственной стратегии поведения в конфликте, способность прогнозировать, анализировать и даже при необходимости проектировать реальные конфликты при решении организационных задач.

Личный опыт нуждается в осмыслении и закреплении положительного результата на более высоком интеллектуальном уровне, что способствует возникновению интеллектуального навыка конструктивного поведения в конфликте. Критерием практической применимости знаний о конфликте становится конкретное профессиональное умение управлять им в организации.

При прохождении всех трех уровней конфликтологической подготовки специалист-менеджер:

• приобретает теоретические знания в области конфликтологии;

• овладевает практическими технологиями прогнозирования, профилактики, управления, проектирования конфликтов в организации, минимизации деструктивных форм конфликта;

• формирует профессиональный тип мышления, включающего рефлексивность, методологичность, креативность и т. д.;

• овладевает технологиями психорегуляциии, повышения конфликто- и стрес-соустойчивости личности в трудных социальных ситуациях;

• соблюдает в своей деятельности профессионально-этические нормы в работе с людьми.

Основными условиями получения таких результатов в процессе подготовки специалиста-менеджера в системе вузовского и послевузовского обучения являются:

• высокая степень интеллектуальной и эмоционально-психологической напряженности учебных ситуаций;

• проведение занятий в форме практического эксперимента;

• использование реальных противоречий и конфликтов в процессе обучения в качестве эмпирического материала для группового обсуждения и учебных дискуссий;

• наработка в процессе практических занятий новых идей, теоретических схем, практических средств диагностики конфликтов и методов их разрешения;

• возможность использования технологий проектирования и прогнозирования управленческих конфликтов на примерах реальных организаций и др.

Сегодня профессиональная конфликтологическая подготовка специалистов по управлению в системе вузовского и послевузовского образования в нашей стране не решает всех вышеперечисленных задач и не отвечает требованиям, предъявляемым к профессии менеджера.

Исследования, проведенные среди студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» в вузах г. Перми, показали, что 94% респондентов при определении важных профессиональных характеристик менеджера назвали способность эффективно действовать в конфликтных ситуациях, предвидеть и предупреждать возможные конфликты, а также конструктивно разрешать возникшие межличностные конфликты в трудовом коллективе.

Однако 87% опрошенных считают, что их профессиональная подготовка в области конфликтологии недостаточна, 79% хотели бы продолжить изучать конфликтологию в форме тематических семинаров, групповых дискуссий, тренингов и т. д.

Анализ форм и содержания конфликтологической подготовки менеджеров, сложившейся в вузовской образовательной практике г. Перми, показывает, что существует ряд нерешенных проблем, а именно:

• ограниченность и малая эффективность конфликтологической подготовки специалистов-менеджеров в системе вузовского образования, низкий уровень компетентности преподавательского состава в области практической конфликтологии. Обладая обширными научными знаниями в данной предметной области, эффективно действовать в реальном конфликте они не в состоянии;

• неразработанность критериев эффективности конфликтологической подготовки будущих управленцев;

• ограниченность числа академических часов, отведенных на освоение конфликтологии;

• отсутствие связи между конфликтологическими знаниями и реальной жизненной и профессиональной практикой менеджеров и т. д. Как показало наше исследование, проблемой, сопровождающей процесс внедрения, в частности, новых технологий вузовского обучения в подготовку специалистов, является наличие конфликтофобии (страха перед конфликтами) у большинства участников образовательного процесса. Конфликт не воспринимается как механизм разрешения противоречий, обеспечивающий развитие человека и социальных отношений.

Реальный учебный процесс неизбежно связан с конфликтными ситуациями. Однако очень редки, даже единичны случаи, когда реальный конфликт становится предметом рассмотрения на учебном занятии с применением соответствующих методов анализа и диагностики, группового обсуждения конфликтной ситуации, в процессе которого конфликтующими сторонами на практике осваиваются способы конструктивного разрешения возникшего противоречия.

Анализ образовательной практики по конфликтологической подготовке специалистов-менеджеров убедительно показывает, что имеется необходимость учитывать актуальные нужды профессиональной управленческой деятельности, выстраивать учебный процесс, адаптировать его содержание, методы и технологии обучения в соответствии с заказами реальной управленческой практики. Целевая заданность конфликтологической подготовки менеджеров рассматривается нами в качестве методологического основания, определяющего качество конфликтологической подготовки специалистов-менеджеров.

Таким образом, становление и развитие конфликтологической культуры специалиста по управлению возможны лишь при у^овии сочетания общекультурной подготовки менеджеров и их целенаправленной профессиональной конфликтологической подготовки в процессе вузовского и послевузовского обучения в русле интегративного подхода. Закономерной является тенденция к конкретизации вузовского и послевузовского образования, к его более тесной связи с профессиональной деятельностью менеджера, т. е. к большей практикоориентированности. Специально организованная конфликтологическая подготовка менеджеров с успехом решает эти задачи, позволяя обеспечить результативность и успешность его деятельности по управлению конфликтами в организации.

литература

1. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 101-105.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2009. 223 с.

3. Щербакова О. И. Формирование и развитие конфликтологической культуры специалиста в контекстном обучении // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3. С. 16-17.

4. Роджерс К., Фрайберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева; под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект-Пресс, 1997.

6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. 380 с.

7. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995. 209 с.

8. Гришина Н. Психология конфликта. СПб., 2000. 318 с.

9. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. М., 1999. 551 с.

10. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1997.

11. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991.

12. Козер л. Функции социального конфликта. М., 2000. 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.