Научная статья на тему 'Конфликтологическая подготовка будущего специалиста по управлению: интегративный подход'

Конфликтологическая подготовка будущего специалиста по управлению: интегративный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО УПРАВЛЕНИЮ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INTEGRATIVE APPROACH / CONFLICT RESOLUTION TRAINING / PROSPECTIVE SPECIALIST IN MANAGEMENT / CONFLICT RESOLUTION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебровская Наталья Евгеньевн

В статье поднимается вопрос о создании междисциплинарной системы знания, способной обеспе­чить высокий уровень профессионализма и культуры специалиста-менеджера. Автором предложены способы интеграции содержания учебных дисциплин в процессе конфликтологической подготовки ме­неджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебровская Наталья Евгеньевн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict Resolution Training of a Prospective Graduate in Management: Integrative Approach

The article is concerned with creation of interdisciplinary system of knowledge able to ensure a high level of professionalism and culture of a prospective manager. The author proposes ways of integration of contents of various academic disciplines during the training process of managers.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая подготовка будущего специалиста по управлению: интегративный подход»

2. Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов [Электронный ресурс] // Методы политических исследований / К. П. Бо-ришполец. — М., 2005. — Режим доступа: http:// politics.ellib.org.ua/pages-1502.html. — Загл. с экрана (дата обращения 12.04.11).

3. Общая и прикладная политология : учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. — М. : МГСУ ; Союз, 1997. — 992 с.

4. Симонов, К. В. Политический анализ [Электронный ресурс] : учеб. пособие / К. В. Симонов. — М. : Логос, 2002. — 152 с. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/2569. — Загл. с экрана (дата обращения 12.04.11).

5. Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии : учеб. / А. И. Соловьев. — М. : Аспект Пресс, 2006. — 559 с.

6. Федеральный государственный образова-

тельный стандарт высшего профессионального образования по направлению 030200 «Политология» (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] // Российское Образование: Федеральный портал. — Режим доступа: http://

www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm. — Загл. с экрана (дата обращения 12.04.11).

7. Цыганков, П. А. Международные отношения : учеб. пособие / П. А. Цыганков. — М. : Новая школа, 1996. — 320 с.

8. Korany, В. Analyse des relations Internationales. Approches, concepts et donnees / B. Korany. — Montreal : Gaetan Morin et Centre quebecois de relations internationales, 1987. — 361 p.

Поступила 11.05.11.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО УПРАВЛЕНИЮ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Н. Е. Серебровская (Нижегородский институт менеджмента и бизнеса)

В статье поднимается вопрос о создании междисциплинарной системы знания, способной обеспечить высокий уровень профессионализма и культуры специалиста-менеджера. Автором предложены способы интеграции содержания учебных дисциплин в процессе конфликтологической подготовки менеджеров.

Ключевые слова: интегративный подход; конфликтологическая подготовка; будущий специалист по управлению; конфликтологическая культура.

Образовательная среда вуза стала заметно более прагматичной и, к сожалению, менее культурной. На первый план выходят такие задачи вузовского образования, как информатизация, экономическая эффективность учебного процесса, успешная социализация и адаптация будущих специалистов и др. Появление новых целей и ценностей в образовании обусловлено потребностью российского общества в образованных специалистах, но это же общество нуждается и в культурных специалистах, способных к проявлению позитивной мировоззренческой позиции и конструктивной профессиональной деятельности в трудных ситуациях социального взаимодействия. В этой связи встает вопрос о пересмотре теоретико-методологических основ подготовки современного менед-

жера и практических способов и технологий ее реализации.

Культуросообразность — один из важнейших и известнейших принципов обучения, определенный еще А. Дистер-вегом в работе «О природосообразности и культуросообразности в обучении» (1832). Выдающийся немецкий педагог утверждал, что «...та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно ей, если только хотим добиться положительных результатов» [1, с. 13—14].

На смену уходящей в прошлое основной цели высшей школы транслировать культурный опыт новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний приходит новая задача — развивать личность студента, а в дальнейшем

© Серебровская Н. Е., 2011

и профессионала, готовить его к преобразованию социума, к реализации конструктивных моделей социального взаимодействия [2; 3]. Это актуально и для подготовки специалистов по управлению.

С нашей точки зрения, сегодня при обсуждении перспектив развития высшего профессионального образования и подготовки специалистов в области управления необходимо говорить о системном взгляде и интегративном подходе.

Использование интегративного подхода при разработке содержания высшего образования активно обсуждается в настоящее время педагогами и психологами. Аналитический обзор научных исследований показывает, что интеграция содержания образования в современных условиях развития общества и общественных отношений представляет собой сложное, многоаспектное явление. Проблема междисциплинарного синтеза, интеграции содержания образования находит свое отражение в работах многих авторов [см., напр.: 4].

Мы считаем, что интеграция и междисциплинарные связи — это части одного целого, объединения теории и практики в системе высшего образования. При этом способом реализации интеграции является координация, т. е. тщательно разработанная взаимосвязь учебных курсов, или междисциплинарные связи.

Координация как согласование учебных программ по родственным предметам с точки зрения общности трактовки основных изучаемых понятий, явлений, процессов, согласование последовательности изучения учебных дисциплин означает тщательно разработанную взаимосвязь содержания учебных курсов, т. е. междисциплинарных связей, способствующую интеграции получаемых студентом знаний.

Приобретенные ранее знания, привлекаемые при изучении нового материала, выступают в роли дополнительных раздражителей, отвечающих за усвоение новых знаний студентами [3]. Междисциплинарные связи в широком смысле в учебных дисциплинах представляют собой то диалектическое единство, кото-

рое обеспечивает целостное представление человека о мире, складывает мозаичную картину мира, создает культурную основу личности профессионала. Ни одна учебная дисциплина, сколь значительной она бы ни была, не может сформировать целостного профессионального мировоззрения специалиста по управлению, а может лишь участвовать в этом процессе наряду со многими. Таким образом, основной задачей становится создание междисциплинарной системы знания, способной обеспечить высокий уровень профессионализма и культуры специали-ста-менеджера.

Со всей очевидностью встает задача формирования междисциплинарных связей в профессиональной подготовке менеджера. Они, в свою очередь, позволят:

— сформировать научное мышление специалиста, т. е. единое представление об окружающем мире, разрешив, таким образом, противоречие частного видения действительности с позиций отдельных наук;

— установить место и роль каждого учебного предмета в общей системе профессиональных знаний;

— обеспечить системность управленческих знаний;

— решить проблему интеграции знаний, отражающую единство содержательной и процессуально-технологической стороны обучения будущих менеджеров в вузе.

Для обозначения междисциплинарных связей при изучении тех или иных учебных дисциплин чрезвычайно важным представляется использование таких обобщенных знаний, которые могут в интегративной форме давать единую картину изучаемого явления профессиональной действительности менеджера. В данном контексте интегративное содержание профессионального высшего образования специалиста по управлению становится продуктом интегративной, специально организованной образовательной деятельности в вузе, которая осуществляется посредством реализации междисциплинарных связей. На наш взгляд,

междисциплинарные связи выступают как средство образовательной интеграции.

Исходя из теоретического исследования проблемы, интеграцию содержания образования можно рассматривать как средство реализации компетентно-стного подхода в профессиональной конфликтологической подготовке будущих специалистов по управлению.

По мнению некоторых авторов, и в частности Т. М. Сорокиной, в рамках компетентностного подхода междисциплинарные связи усиливают прикладной характер учебного содержания [6]. С этим нельзя не согласиться. Приобретение специалистом-менеджером соответствующих требованиям его профессии компетенций, безусловно, может в достаточной степени реализовываться за счет междисциплинарного подхода к разработке учебного содержания и отражать конфликтологический аспект деятельности. Однако основной в обсуждении подготовки специалистов-менедже-ров в системе высшего образования, в том числе в области конфликтологии, должна являться проблема культурного, а значит, и личностного развития профессионала по управлению. Помимо приобретения и освоения профессиональных компетенций для менеджера не менее значимой на сегодня задачей является развитие его личности, способной к культурному саморазвитию и самоопределению в профессии. Решить эту сложную задачу в процессе высшего профессионального образования можно, по нашему глубокому убеждению, только системно, используя наряду с компетент-ностным также и интегративный подход.

Подлинное вузовское образование «запускает» развитие и саморазвитие студента, выступая личностно развивающим процессом. Таковой должна быть его истинная стратегия. Главным субъектом образовательного процесса в высшей школе является будущий специалист, и этот будущий специалист должен быть культурно целостен. В трактовке данного вопроса мы отталкиваемся от

самой сущности такого понятия, как «культура».

Культура — это именно та универсальная категория, благодаря которой возможна интеграция всех переменных, влияющих на формирование личности и ее поведения в тех или иных социальных условиях, в том числе в конфликтных ситуациях профессионального взаимодействия.

С нашей точки зрения, конфликтологическую культуру менеджера можно рассматривать как интегративную характеристику субъекта управления, содержание которой напрямую зависит как от внутренних (индивидульно-психологи-ческих), так и от внешних (социальнопсихологических) условий жизнедеятельности специалиста по управлению.

Сама категория конфликтологической культуры, сложная и системная по своей структуре, задает необходимость создания в системе профессионального образования в вузовский и послевузовский период специальной образовательной среды, в которой учебный процесс должен носить междисциплинарныгй характер, а содержание учебных курсов должно быть интегративныт. В такой среде основной фигурой в образовательном процессе является студент, будущий менеджер, осуществляющий в вузе субъектную деятельность — учение. В этом случае субъектное, практико-ориентирован-ное и развивающее личность профессиональное высшее образование, в частности в аспекте конфликтологической подготовки, становится реальностью.

Сочетание разных подходов при разработке концепции подготовки культурного специалиста по управлению в области конфликтологии в системе высшего профессионального образования должно быть основано на понимании того, что конфликтологическая культура как интегративная категория предполагает сочетание разных направлений исследования проблематики, изначально задает интегративное содержание образовательной программы подготовки специалиста-ме-неджера. Подобная подготовка составляет часть целостного образовательно-

№ 3, 2011

го процесса, который направлен на общекультурное и специально-профессиональное развитие менеджера в вузе. В результате усиливаются практический, междисциплинарный, прикладной аспекты профессионального управленческого образования. Это достигается преимущественно не за счет введения новых дисциплин, увеличения объемов времени на их изучение, а за счет переориентации их содержания в сторону профессионально важных задач и актуальных тенденций, т. е. от «всеобщих» знаний (обо всем) через практические (как? каким образом?) к осмысленным и ценным для личности (зачем? почему?).

Процесс усвоения конфликтологических знаний необходимо рассматривать в тесной связи с созданием условий их реального применения. Данная проблема сегодня активно обсуждается в высшей школе [см., например: 2]. Представляется, что усвоение и применение знаний о конфликтах являются частями единого процесса профессиональной подготовки, так как усвоение новой учебной информации, а значит, и новых знаний в максимальной степени возможно только тогда, когда реализуется в практической деятельности специалиста. Сначала это происходит на уровне практической учебной, а затем и профессиональной деятельности и становится значимым для личности, «вписывается» в ее систему ценностей и смыслов.

Таким образом, интеграция содержания профессионального образования путем реализации междисциплинарных связей в процессе вузовского обучения менеджера дает возможность определять в качестве цели высшего профессионального образования становление и развитие культурного профессионала — специалиста по управлению, в том числе в конфликтологической области.

Интеграция содержания высшего профессионального образования — один из способов разрешения противоречия между объективно нарастающим объемом современных научных знаний и невозможностью их системного усвоения студентами в сегодняшних «классиче-

ских» условиях организации учебного процесса в вузе, при традиционном дифференцированном структурировании содержания учебных дисциплин и организации их преподавания. То же можно сказать и о конфликтологической подготовке менеджеров. Необходимо изменить ситуацию за счет осуществления междисциплинарных связей, преемственности содержания понятийного аппарата и учебных технологий между дисциплинами (общегуманитарного и специального профилей). Именно междисциплинарные связи могут стать действенными средствами интеграции процесса высшего профессионального образования менеджера.

Профессиональная деятельность специалиста по управлению представляет собой разноплановый, динамичный, стрессогенный и конфликтогенный процесс, связанный со сложностями социального взаимодействия. Многообразие планов деятельности определяет высокие требования к личности специалиста-менеджера. С нашей точки зрения, интеграция образовательного процесса его профессиональной подготовки сначала в вузовский, а затем и в послевузовский период обучения служит тем способом, который позволяет получить профессионально компетентного и культурно развитого специалиста. Подобная преемственность осуществляется через синтез идей, взглядов, позиций, мнений по поводу явлений окружающей действительности, формирование целостного взгляда на мир наряду с многообразием способов его познания на базе уже имеющегося профессионального и жизненного опыта. Такого рода синтез создает основу для становления и развития профессиональной и личностной культуры менеджера, в конечном счете детерминируя процесс саморазвития профессиональной культуры специалиста.

Интегративный подход делает возможным качественно новый учебный процесс в системе вузовского и послевузовского образования, воплощающий единство и системность всех сторон учебной и профессиональной деятель-

ности обучающегося, в результате которого у будущих специалистов формируются интегративные знания, умения и навыки, составляющие набор профессиональных компетенций менеджеров, реализующиеся затем на практике.

Под интегративными знаниями, умениями и навыками понимаются учебные знания, умения и навыки, необходимые для расширения и углубления междисциплинарных знаний, их систематизации и обобщения, формирования междисциплинарных учебно-познавательных умений, а также для решения других образовательных проблем, связанных с усвоением междисциплинарной учебной информации. Именно они являются основным содержанием профессиональных компетенций специалиста.

Необходимо отметить, что процесс развития интегративных знаний, умений и навыков оказывает большое влияние на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов-менеджеров в процессе обучения: она становится эффективнее и успешнее. Способность студен-тов-менеджеров к анализу, синтезу и структурированию знаний из разных учебных дисциплин можно считать успешным проявлением профессионального развития и освоенных учебно-профессиональных компетенций.

Процессы взаимосвязи и взаимопроникновения знаний, умений и навыков, развития профессиональных компетенций в профессиональной подготовке менеджеров можно представить в виде такой последовательности: интеграция знаний в рамках одной дисциплины; установление взаимосвязей между темами и разделами разных учебных дисциплин; создание интегрированных курсов; применение приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков в практической деятельности по управлению; формирование единой картины мира как части личностной культуры менеджера.

Предметная система профессиональной подготовки специалистов во многом расчленяет целостность представлений о многих явлениях и процессах, в том числе о будущей профессиональной дея-

тельности. В результате знания и умения приобретаются будущим специалистом дискретно, с разрывами во времени и пространстве. Высшее образование нуждается в новых научных конструкциях межпредметных и междисциплинарных знаний, которые существенно повысят качество подготовки будущих специалистов.

Интеграционная модель конфликтологической подготовки менеджеров позволяет выделить в образовательном пространстве взаимосвязанные компоненты и уровни интеграции, определить их вариативные возможности, а следовательно, способствовать повышению качества дополнительного образования.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования акцентирует внимание на значимости формирования у специалистов по управлению в процессе вузовского обучения собственно управленческой, коммуникативной, экономической и других компетентностей [5]. Несомненно, это — достойная задача. Однако не менее важными, на наш взгляд, в профессиональной подготовке будущих менеджеров являются становление и развитие конфликтологической культуры как одной из основополагающих составляющих профессионализма специалиста по управлению.

Достижение высокого уровня развития конфликтологической культуры специалистами данного профиля необходимо рассматривать в качестве цели профессиональной конфликтологической подготовки менеджера в вузовской и послевузовской системах образования. Процесс становления и дальнейшего развития конфликтологической культуры специалиста должен осуществляться поэтапно, носить непрерывный, преемственный характер и протекать в интегративном образовательном контексте, цель которого состоит не столько в усвоении теоретической информации о конфликте, а также в формировании умений и навыков управления конфликтом в организации, сколько в развитии соответствующих личностных качеств и свойств

специалиста, в создании позитивной системы ценностей и смыслов, направленной на конструктивные взаимоотношения с людьми, в формировании целостной картины мира.

Интегративный подход к конструированию содержания профессиональной подготовки менеджеров в русле конфликтологии поможет успешно решить проблему подготовки специалистов по управлению с высоким уровнем конфликтологической культуры. В русле этого подхода содержание конфликтологической подготовки специалистов-менедже-ров понимается нами как часть профессионального образования, обеспечивающего становление и развитие у студентов конфликтологической культуры на основе интеграции знаний из различных областей науки и практики, приобретения соответствующих умений и навыков, отвечающих за освоение комплекса специальных профессиональных компетенций выпускником вуза и его личностного роста через формирование интегративных качеств личности (социальной адап-тивности,готовности к управлению конфликтами в организации, ответственности, креативности и др.).

Существует ряд проблем, решение которых необходимо для реализации содержания высшего профессионального образования менеджеров средствами такого рода многоуровневой интегративной подготовки специалистов. Это не только формирование содержания образования на основе обеспечения преемственности и интеграции учебных дисциплин как общекультурного, так и специально-профессионального профиля, но и разработка единых междисциплинарных критериев промежуточной и итоговой аттестации студентов, использование единого терминологического аппарата в

смежных дисциплинах, создание новых интегративных учебных курсов для менеджеров, разработка соответствующих форм подачи материала и методов его усвоения и т. д.

Основными преимуществами такого рода профессионального образования являются улучшение качества образованности выпускников вузов, повышение степени профессионализма и компетентности менеджеров, личностный рост специалистов по управлению, высокий уровень профессиональной (в том числе конфликтологической) и личностной культуры специалистов, возможность интеграции выпускников-менеджеров в мировую бизнес-систему.

Становление и развитие конфликтологической культуры специалиста по управлению, с нашей точки зрения, возможны лишь при условии сочетания общекультурной подготовки менеджеров и их целенаправленной профессиональной конфликтологической подготовки в процессе вузовского и послевузовского обучения в русле интегративного подхода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения (руководство для немецких учителей) / А. Дистервег. — М., 1956. — 216 с.

2. Зиновкина, М. Креативная технология образования / М. Зиновкина // Высш. образование в России. — 2009. — № 3. — С. 101—105.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. — М., 2009. — 223 с.

4. Образование и культура // Вестн. СЗО РАО. — СПб., 2001. — Вып. 6. — 95 с.

5. Розин, В. М. Обучение, образование, культура / В. М. Розин // Вестн. высш. шк. — 2007. — № 2. — С. 21—24.

6. Сорокина, Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы / Т. М. Сорокина. — Н. Новгород ; М., 2002. — 178 с.

Поступила 12.02.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.