Научная статья на тему 'Конфликтологическая подготовка будущих специалистов по управлению: Актуальные проблемы и задачи'

Конфликтологическая подготовка будущих специалистов по управлению: Актуальные проблемы и задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конфликт / конфликтологическая подготовка / специалист-менеджер / профессиональная деятельность / образовательная практика / conflict / conflict resolution training / professional manager / professional occupation / educational practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебровская Наталья Андреевна

В статье рассматриваются проблемы конфликтологической подготовки будущих специалистов по управлению в системе высшего профессионального образования. Представлена трехуровневая модель подготовки специалистов-менеджеров, позволяющая решить задачи по обучению грамотного и компетентного руководителя, способного конструктивно управлять конфликтами в современной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебровская Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of special training for future managers in the system of higher professional education. The author suggests a three-levels model of training for managers. This method allows to determine the task for training competent and skilful managers able to resolve conflict situations in the modern enterprises

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая подготовка будущих специалистов по управлению: Актуальные проблемы и задачи»

13. Калаков Н. И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России : монография : в 2 т. Москва-Ульяновск, 2004. 372 с.

14. Бабушкин Г. Д. Вероятностное прогнозирование в экстремальных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4(39). С. 49-52.

15. Бабушкин Г.Д., Караваев А. Ф., Харитонов А. Н. Потенциальное и актуальное в достижении профессионализма // Там же. 1996. № 1. С. 5-7.

16. Регуш Л. А. Указ. соч.

17. Бажин Е. В., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. С. 152-162.

18. Климов Е. А. Психология профессионала. Москва-Во-ронеж, 1996. 400 с.

19. Сонин В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 272 с.

20. иЯЕ: http://azps.rU/tests/2/gotsh.html (дата обращения: 27.02.2009).

21. Реан А. А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 2. С. 52-56.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ

Н. Е. Серебровская

В статье рассматриваются проблемы конфликтологической подготовки будущих специалистов по управлению в системе высшего профессионального образования. Представлена трехуровневая модель подготовки специалис-тов-менеджеров, позволяющая решить задачи по обучению грамотного и компетентного руководителя, способного конструктивно управлять конфликтами в современной организации.

Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая подготовка, специалист-менеджер, профессиональная деятельность, образовательная практика.

Знания по конфликтологии необходимы специалистам любого профиля, но особое место они занимают в профессиональной подготовке менеджера. Конфликт как трудная ситуация социального взаимодействия требует от профессионального управленца проявления спектра особых личностных качеств, практических навыков и умений для его успешного разрешения. Неразрешенный конфликт негативно влияет на социально-психологический климат организации, на результаты ее деятельности и, в конечном счете, на ее конкурентоспособность.

Конфликтогенность любой профессиональной среды носит объективный характер, что подтверждается философско-социологическим (Т. Парсонс, Э. Дюрк-гейм, К. Левин, А. Г. Здравомыслов) и психологическим (З. Фрейд, К. Хорни, Н. Гришина, А. Я. Анцупов) направлениями изучения конфликта [1-5]. Конфликт рассматривается не только как сложное социально-психологическое явление, источник противоречий, но и детерминанта социального развития и изменения социальных систем (В. П. Шейнов, Л. Козер, Д. Скотт) [6].

Современному менеджеру необходимо не только грамотно и эффективно реализовывать управленческие задачи в условиях конфликтогенности организационной среды, но и преобразовывать эту среду с целью предупреждения деструктивных конфликтов в организации. Все это наряду с умением эффективно преодолевать собственные личностные кризисы является показателями высокого профессионализма управленца.

Профессиональная деятельность специалистов в области управления непосредственно связана с организационными конфликтами. И здесь необходимы не только знания, раскрывающие механизмы развития и закономерности протекания таких конфликтов, но и практическое владение различными методами урегулирования конфликтов в организациях, технологиями конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Менеджер должен быть готов находиться в эпицентре конфликта и управлять им. Наиболее сложным при этом является определение собственных возможностей в трудной ситуации организационного конфликта.

Человек, вовлеченный в конфликт, чаще всего теряет способность анализировать конфликт и себя в нем со стороны. Специалист-менеджер не имеет такой возможности, тем более что конфликт - это область применения его профессиональных способностей и компетенций.

Чтобы реконструировать сложную социальную реальность, менеджеру необходимы специальные знания, практические навыки и умения по разрешению конфликтов разного рода, готовность изменить поведение, отойти от стереотипов, не относиться к оппоненту в конфликте как к «врагу», требуется также психологическая готовность к личностному изменению.

Образовательный процесс в вузе может быть рассмотрен как первый этап в получении специальных конфликтологических знаний, умений и навыков.

Сегодня очевидна потребность в специальной конфликтологической подготовке будущих менеджеров. Основной проблемой, стоящей перед вузовской и послевузовской системой образования, является установление методологических предпосылок такой подготовки специалистов по управлению и разработки на их основе ее соответствующего содержания.

С нашей точки зрения, конфликтологическую подготовку менеджеров в вузовской системе образования необходимо вести на трех уровнях: теоретическом; теоретико-прикладном; практическом.

Теоретический уровень включает теоретическое акмеологическое знание, представляет собой теоретический модуль управления конфликтами. На данном уровне приобретаются общегуманитарные, междисциплинарные знания, формируются мировоззренческие ориентации, жизненные ценности, усваиваются нравственные нормы и принципы, которыми руководствуются в профессиональной деятельности.

Таким образом, теоретический уровень конфликтологической подготовки менеджера в вузовской системе

образования выполняет ценностно-мировоззренческую функцию формирования профессионального самосознания менеджера.

Теоретико-прикладной уровень представляет собой систему теоретико-прикладных акмеологических сведений, определяет практическую ориентацию и обоснованность профессиональной деятельности менеджера в управлении организационными конфликтами. Именно эти знания обеспечивают успешность в конструктивном разрешении организационных конфликтов и преобразовании конфликтогенной профессиональной среды.

Они приобретаются в процессе освоения лекционного материала, в деловых играх, тренингах, групповом обсуждении конкретных конфликтных ситуаций, при моделировании и проектировании организационных конфликтов. Отметим, что многообразие форм практического знания и умений на локальном, ситуативном уровне применения требует высокоразвитой рефлексивной способности, которая наиболее полно развивается в научно-исследовательской и проектировочной деятельности менеджеров.

Таким образом, теоретико-прикладной уровень конфликтологической подготовки менеджеров в вузе реализует практическую направленность обучения специалистов по управлению.

Практический уровень подготовки менеджеров способствует приобретению ими практического ак-меологического знания, возникающего и функционирующего в процессе реальной профессиональной деятельности, представляет собой индивидуальный социальный опыт управленческой работы в трудных ситуациях социального взаимодействия, в том числе и в конфликтах.

Данный уровень конфликтологической подготовки осваивается в основном в системе послевузовского образования специалистов-менеджеров. Практическое знание, рожденное реальной управленческой деятельностью, предполагает формирование личного опыта управления конфликтами в организации, общения в конфликтном взаимодействии, формирования собственной стратегии поведения в конфликте, способность прогнозировать, анализировать и даже при необходимости проектировать реальные конфликты при решении организационных задач.

Личный опыт нуждается в осмыслении и закреплении положительного результата на более высоком интеллектуальном уровне, что способствует возникновению интеллектуального навыка конструктивного поведения в конфликте. Критерием практической применимости знаний о конфликте становится конкретное профессиональное умение управлять им в организации.

При прохождении всех трех уровней конфликтологической подготовки специалист-менеджер:

- приобретает теоретические знания в области конфликтологии;

- овладевает практическими технологиями прогнозирования, профилактики, управления, проектирования

конфликтов в организации, минимизации деструктивных форм конфликта;

- формирует профессиональный тип мышления, включающего рефлексивность, методологичность, креативность и т. д.;

- овладевает технологиями психорегуляциии, повышения конфликте- и стрессоустойчивости личности в трудных социальных ситуациях;

- соблюдает в своей деятельности профессионально-этические нормы в работе с людьми.

Основными условиями получения таких результатов в процессе подготовки специалиста-менедже-ра в системе вузовского и послевузовского обучения являются:

- высокая степень интеллектуальной и эмоционально-психологической напряженности учебных ситуаций;

- проведение занятий в форме практического эксперимента;

- использование реальных противоречий и конфликтов в процессе обучения в качестве эмпирического материала для группового обсуждения и учебных дискуссий;

- наработка в процессе практических занятий новых идей, теоретических схем, практических средств диагностики конфликтов и методов их разрешения;

- возможность использования технологий проектирования и прогнозирования управленческих конфликтов на примерах реальных организаций и др.

Сегодня профессиональная конфликтологическая подготовка специалистов по управлению в системе вузовского и послевузовского образования в нашей стране не решает всех вышеперечисленных задач и не отвечает требованиям, предъявляемым к профессии менеджера.

Исследования, проведенные среди студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» в вузах Нижнего Новгорода, показали, что 94% респондентов при определении важных профессиональных характеристик менеджера назвали способность эффективно действовать в конфликтных ситуациях, предвидеть и предупреждать возможные конфликты, а также конструктивно разрешать возникшие межличностные конфликты в трудовом коллективе.

Однако 87% опрошенных считают, что их профессиональная подготовка в области конфликтологии недостаточна, 79% их хотели бы продолжить изучать конфликтологию в форме тематических семинаров, групповых дискуссий, тренингов и т. д.

Анализ форм и содержания конфликтологической подготовки менеджеров, сложившейся в вузовской образовательной практике Нижнего Новгорода, показывает, что существует ряд нерешенных проблем, а именно:

- ограниченность и малая эффективность конфликтологической подготовки специалистов-менеджеров в системе вузовского образования, низкий уровень компетентности преподавательского состава в области практической конфликтологии. Обладая обширными

научными знаниями в данной предметной области, эффективно действовать в реальном конфликте они не в состоянии;

- неразработанность критериев эффективности конфликтологической подготовки будущих управленцев;

- ограниченность числа академических часов, отведенных на освоение конфликтологии;

- отсутствие связи между конфликтологическими знаниями и реальной жизненной и профессиональной практикой менеджеров и т. д.

Учебный процесс в вузовской образовательной среде неизбежно сопровождается выявлением и обострением реальных противоречий и конфликтов. Как показало наше исследование, проблемой, сопровождающей процесс внедрения, в частности, новых технологий вузовского обучения в подготовку специалистов, является наличие конфликтофобии (страха перед конфликтами) у большинства участников образовательного процесса. Конфликт не воспринимается как механизм разрешения противоречий, обеспечивающий развитие человека и социальных отношений.

Вряд ли кто-либо станет отрицать тот факт, что реальный учебный процесс неизбежно связан с конфликтными ситуациями. Однако очень редки, даже единичны случаи, когда реальный конфликт становится предметом рассмотрения на учебном занятии с применением соответствующих методов анализа и диагностики, группового обсуждения конфликтной ситуации, в процессе которого конфликтующими сторонами на практике осваиваются способы конструктивного разрешения возникшего противоречия.

Проведенный нами анализ образовательной практики по конфликтологической подготовке специалистов-менеджеров убедительно показывает, что имеется необходимость учитывать актуальные нужды профессиональной управленческой деятельности, выстраивать учебный процесс, адаптировать его содержание, методы и технологии обучения в соответствии с заказами реальной управленческой практики. Целевая заданность конфликтологической подготовки менеджеров рассматривается нами в качестве методологического основания, определяющего качество конфликтологической подготовки специалистов-менеджеров.

Таким образом, закономерной является тенденция к конкретизации вузовского и послевузовского образования, к его более тесной связи с профессиональной деятельностью менеджера, т. е. к большей практикоори-ентированности. Специально организованная конфликтологическая подготовка менеджеров с успехом решает эти задачи, позволяя обеспечить результативность и успешность его деятельности по управлению конфликтами в организации.

1. Parsons T. An outline of the Social System // Theories of Society. 1962. V. 2. 354 p.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. 380 с.

3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995. 209 с.

4. Гришина Н. Психология конфликта. СПб., 2000. 318 с.

5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учебник для вузов. М., 1999. 551 с.

6. Ковер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.