Научная статья на тему 'К вопросу о конфликтологической компетентности специалистов'

К вопросу о конфликтологической компетентности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Людмила Юрьевна, Мунши Алевтина Юрьевна

Conflictological competence is one of the most important characteristics of professionalism and a part of general communicative competence. The article describes the characteristics, structure, the stages of the conflict, types and phases of stress, ways of psychological defence in a conflict. It gives a detailed analysis of the essence, functions and stages of forming conflictological competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE QUESTION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF EXPERTS

Conflictological competence is one of the most important characteristics of professionalism and a part of general communicative competence. The article describes the characteristics, structure, the stages of the conflict, types and phases of stress, ways of psychological defence in a conflict. It gives a detailed analysis of the essence, functions and stages of forming conflictological competence.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конфликтологической компетентности специалистов»

УДК 331.109

К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л.Ю. Александрова, А.Ю. Мунши

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами.

Эффективность их профессиональной деятельности зависит не только от уровня профессионализма, наличия развитой профессиональной культуры, но и умения конструктивно разрешать деловые конфликты. Выявлено, что в результате профессиональных конфликтов теряется 15% рабочего времени, а производительность труда сокращается на 16%.

Конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия. С одной стороны, неконструктивное поведение сторон в конфликтной ситуации ведет к перерастанию деловых конфликтов в эмоциональные, которые приводят к росту эмоциональной напряженности, повышению уровня тревожности, провокации неоправданных способов психологической защиты. С другой стороны, разрешение конфликта может способствовать достижению более высокого уровня развития взаимодействующих сторон, их самосовершенствованию. Это достижимо в том случае, если конфликты воспринимаются их субъектами как неизбежное явление жизни, на которое можно активно влиять и направлять в позитивное русло.

Проблемы общей теории конфликта исследовались в рамках философии, социологии, психологии. Результаты исследований представлены в трудах отечественных (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, В.Н. Кудрявцев, Л.А. Петровская, А.И. Ши-пилов и др.) и зарубежных (К. Боулдинг, Р. Да-рендорф, Л. Козер, Х. Корнелиус, Е. Мели-бруда, Дж. Скотт и др.) учёных. Ими раскрыты сущность, движущие силы, динамика конфликта, разработаны типологии конфликтов, описаны способы управления ими, определены причины конфликтов в средней и высшей школе (Е.Е. Акимова, В.И. Андреев,

А.Я. Анцупов, Г.К. Макарова, С.А. Новикова, А.И. Шипилов и др.).

В настоящее время необходимость конфликтологических знаний и навыков признается всеми, а подготовка в области конфликтологии становится неотъемлемой частью обучения специалистов различного профиля. Различные аспекты их конфликтологической подготовки также становились объектом внимания многих исследователей. Ими определены содержание понятий «конфликтологическая компетентность» (Л. А. Петровская, Д. В. Ивченко), «конфликтная компетенция» (А. В. Дорохова, Б.И. Хасан), «конфликтный потенциал» (Г. М. Болтунова, 3.3. Дринка), «конфликтологическая культура», (Е.Е.Ефимова, Д.В. Ивченко, Н.В. Самсонова и др.), «мотивация конфликта» (Н.В. Гришина, В. Г. Каменская); разработаны подходы к конфликтам, свойственные специалистам различного профиля (Д. В. Ивченко, Т.Н. Черняева); выявлены конфликтогенные профессионально важные качества специалиста (В.И. Андреев, Н.В. Гришина, Е.А. Климов, Л.А. Петровская, Я.Л. Коломинский, СВ. Кудрявцев, Б.И. Хасан).

Однако комплексные исследования по формированию конфликтологической компетентности специалистов отсутствуют. Конфликтологический компонент в структуре профессиональной подготовки будущих специалистов присутствует фрагментарно (в рамках изучения учебных дисциплин «Педагогика и психология», «Управление персоналом», «Деловое общение»). Как показывает краткий анализ исследований, специалисты нуждаются в обоснованных рекомендациях по предотвращению и разрешению конфликтов в профессиональной деятельности, развитии конфликтологической компетентности.

Для раскрытия сущности, уровней и этапов формирования конфликтологической компетентности необходимо рассмотреть содержание понятий и особенности конфликта, стресса и способов психологической защиты личности. Конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом взглядов, интересов и позиций субъектов взаимодействия, свя-

занное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической. Современная точка зрения заключается в том, что конфликты не только возможны, но и желательны, так как они помогают выявить разнообразие точек зрения и большее число альтернатив. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, структуру и виды.

Возникновению конфликта могут способствовать многие факторы: ситуационные (несанкционированные действия, непредвиденные обстоятельства), психологические (свойства личности) и поведенческие (стремление найти виновного, ощущение давления и принуждения и др.). Причины конфликтов можно разбить на информационные, поведенческие, структурные, ценностные группы.

Каждый конфликт имеет четко выраженную структуру (пока существуют все элементы его структуры, кроме повода, он неустраним): предмет и объект конфликта, повод столкновения, оппоненты, микро- и макросреда (условия, в которых находятся и действуют участники конфликта). Несмотря на свою специфику и многообразие, можно выделить следующие стадии протекания конфликта:

• латентная или предконфликтная ситуация (потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм). В ней субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности, предпринимают шаги для консолидации сил противоборствующих сторон и поиска сторонников;

• открытый или начавшийся конфликт (переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, разрешение конфликта). Он включает в себя инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта. Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Эскалация заключается в интенсификации борьбы оппонентов. Она может быть непрерывной (с возрастающей степенью напряженности отношений) и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта;

• послеконфликтная стадия. Она включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов (характеризуется переживаниями, наличием негативных эмоций наряду с коррекцией самооценки) и полную нормализацию отношений (наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия).

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации (диагностика конфликта), выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий. К этапам разрешения конфликтов можно отнести следующие: аналитический, прогностический, реализационный, оценочный, заключительный. Они тесно связаны со стратегиями поведения в условиях конфликта: конкуренцией, сотрудничеством, компромиссом, уклонением, приспособлением. Ни одна из них не может быть выделена как наиболее оптимальная и универсальная. Важно научиться эффективно использовать каждую из стратегий, учитывая конкретные обстоятельства, место и время, национальность деловых партнеров и другие факторы.

Исходя из сказанного можно выделить формулы конфликтов:

• конфликт = конфликтная ситуация + инцидент;

• конфликт = конфликтная ситуация + ... + конфликтная ситуация.

В формулах под конфликтной ситуацией понимаются накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Они являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Разрешить конфликт по указанным формулам - значит, устранить каждую из конфликтных ситуаций, исчерпать инцидент.

Участие в конфликтной ситуации часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Умелое управление стрессами позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения - грамотно их решать. Стресс - состояние человека, которое возникает как ответ на различные экстре -мальные виды воздействия внешней и внутренней среды, выводящие из равновесия его физические или психологические функции. Выделяют информационные, острые, физиологические, психологические, хронические стрессы. В последнее время чаще говорят о «менеджерском типе стресса», обусловленном взаимоотношениями людей в условиях

сложных рыночных отношений, когда изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба. Все это усиливает необходимость принятия адекватных управленческих решений для обеспечения устойчивого развития предприятия.

В динамике стрессового реагирования выделим следующие его фазы: реакцию тревоги, проявляющуюся в мобилизации защитных сил и ресурсов организма; фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями; фазу истощения, если затянувшаяся интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеванием. Основоположник учения о стрессе Г. Селье предложил различать собственно «стресс» как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий (напряжение, мобилизующее организм для борьбы с источником негативных эмоций) и «дистресс» как состояние, вредное для организма. Состояние последнего фактически соответствует третьей фазе стрессового реагирования. Именно с ней необходимо бороться, точнее, - стараться не допускать перехода стресса в дистресс. Знание методов минимизации стрессов, владение навыками их использования на практике поможет выработке индивидуальной стратегии стрессоустойчивого поведения.

Пережить тяжелые жизненные ситуации помогут развитые адаптационные способ -ности человека, которые можно совершенствовать с помощью различных упражнений, используемых способов психологической защиты. В отечественной психологии понятие «психологическая защита» рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. При этом имеется в виду защитная перестройка, происходящая в системах взаимосвязанных психических установок и отношений и направленная на редукцию (снижение) патогенного эмоционального напряжения, способствуя предотвращению дальнейшего развития психофизиологических нарушений. Система психологической защиты состоит из конкретных психологических механизмов, приемов и технологий, каждый из которых имеет свою специфику и «срабатывает» в определенных жизненных ситуациях (вытеснение, перцептивная защита, подавление, блокирование, отрицание, рационализация,

включение, интеллектуализация, изоляция, смещение, проекция и др.). Указанные механизмы психологической защиты «работают» в комплексе. В одной и той же жизненной ситуации могут актуализироваться одновременно несколько способов защиты. Они индивидуальны и по предпочитаемым способам, и по уровню их развития. При низком уровне их развития человек становится психологически беззащитным.

Все рассмотренные понятия («конфликт», «стресс», «психологическая защита») необходимы для раскрытия понятия «конфликтологическая компетентность», которое имеет множество родственных терминов (конфликтологическая грамотность, конфликтологическая культура, конфликтологическая компетенция и др.).

Конфликтологическая компетенция определяется как способность действующего лица в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.

Понимание феномена компетентности включает все субъектные свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие ее эффективность. Конфликтологическая компетентность - информационно - когнитивно - ре гуляторная подсисте ма профессионализма, связанная с умениями управлять конфликтом и разрешать его. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами (в т.ч. деловыми) в высшей школе, профессиональной деятельности, в жизни в целом. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения учебных и профессиональных задач.

Значение конфликтологической компетенции выражается в ее функциях: мобилизационной (способность рассматривать конфликт как неотъемлемую составляющую жизни); информативной (способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видение перспектив его разрешения); прогностической (способность применять различные техники для минимизации деструктивных форм конфликта); регулятивной (способность осуществлять

деятельность посредника); ценностной (изменение отношения к конфликту).

Структура конфликтологической компетентности влючает в себя следующие компоненты: аксеологический (система качеств, характеризующих индивидуальность и личность); информационный (содержательный блок - знания); операциональный (практические умения). Выделим уровни конфликтологической компетентности.

1. Низкому уровню соответствует интуитивный уровень, характеризуется следующими показателями: конфликтологические знания носят поверхностный характер; конфликт сопровождается эмоциями раздражения, нетерпения (эмоции неконтролируемые, неуправляемые, отрицательные); положительное отношение к насилию как способу разрешения эмоционального напряжения; деструктивная мотивация конфликта; импульсивность, ригидность, уровень тревожности - высокие; поведение в конфликтной ситуации реактивно, уровень субъективного контроля низкий; конфликтологические задачи не формулируются.

2. Среднему уровню соответствует репродуктивный уровень. Он характеризуется следующими показателями: имеются поверхностные, бессистемные конфликтологические знания; компоненты «ригидность», «импульсивность», «самооценка», «субъективный контроль» имеют средние показатели; эмоциональный фон - неуверенность в себе, страх, обида; отношение к насилию как способу достижения целей отрицательное; в конфликте характерно обращение за помощью к третьему лицу; конфликтологические задачи управления конфликтом формулируются и реализуются по образцу, несамостоятельно; задачи по моделированию конфликта вызывают затруднение.

3. Высшему уровню соответствует продуктивный уровень. Показатели информационного, аксиологического и операционного блоков имеют высокий уровень развития, функционируют системно. Формулируется оптимальная цель вступать или не вступать в конфликт, определяющаяся факторами учета условий сложившейся ситуации, реальностью достижения в ней поставленных целей, вниманием к индивидуальным и личностным особенностям оппонентов конфликта. Для высокого уровня конфликтологической готовности характерны также развитые умения по управлению и моделированию конфликта.

Модель формирования конфликтоло-

гической компетентности специалистов в процессе вузовского и послевузовского образования включает в себя следующие компоненты:

• диагностический (представлен стандартными методиками по определению уровня конфликтности личности, уровня регуляции в стрессовой ситуации, включает методики и средства изучения конфликтологической компетентности специалистов);

• целевой компонент (представляет собой систему целей конфликтологической подготовки);

• содержательный (представляет совокупность дидактических единиц, отобранных в соответствии с критериями отбора содержания конфликтологического образования);

• процессуальный (система учебных задач и заданий, направленных на овладение навыками бесконфликтного общения);

• аналитический (предполагает определение уровня компетентности общими для образовательного процесса методами диагностики и специфическими конфликтологическими методами, организацию ситуации оценивания как продуктивного конфликта).

Представим содержание выделенных нами этапов формирования конфликтологической компетентности.

1. Начальный этап. Предполагает формирование общетеоретических знаний о конфликтах (их сущности, структуре, типологиях, причинах возникновения, особенностях развития, умений по мониторингу конфликта). Здесь развиваются качества аксиологического блока, прежде всего - гибкость и критичность ума, конструктивное отношение к конфликту, рефлексивность, стремление к самосовершенствованию. На этом этапе создаётся база для дальнейшего развития компетентности.

2. Этап становления. Предусматривает формирование базовой конфликтологической компетентности. Здесь общетеоретические конфликтологические знания дополняются знаниями и практическими навыками управления конфликтами, совершенствуются навыки управления своим эмоциональным состоянием, поведением и деятельностью в конфликтной ситуации. Аксиологический компонент приобретает целостность.

3. Этап специализации. Формирует специальные знания и умения, необходимые для решения задач по управлению конфликтами в определённой сфере ответст-

венности. Происходит дальнейшее совершенствование аксиологического компонента.

Для успешного «прохождении» первых двух этапов важно уже в высших учебных заведениях обеспечить педагогические условия формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов:

• обеспечение социального сотрудничества студентов (с преподавателями, психологами, работниками медицинского центра вуза);

• включение в рабочие программы ряда дисциплин («Психология и педагогика», «Управление персоналом», «Социология», «Деловое общение» и др.) вопросов, связанных с особенностями конфликтов и стрессов;

• реализация конфликтно-средового подхода, позволяющего проводить конфликтологическую подготовку студентов с максимальным учётом их будущей профессионально-предметной среды;

• владение преподавателями и студентами диагностическими умениями по выявлению уровня конфликтности личности и его конфликтологической компетентности с целью проведения необходимой коррекционной работы.

Вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы. Проблема повышения эффективности профессиональной деятельности является актуальной и в современных условиях. Достижение успеха в ней зависит не только от знаний предмета деятельности, но и владения социальнопсихологическими знаниями и умениями, в частности, по управлению деловыми конфликтами. Полагая, что конфликтологическая компетентность является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, считаем необходимым рассматривать ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о природе конфликта и стресса, способах психологической защиты.

Конфликтологическая компетентность занимает особое место в системе профессиональных навыков специалистов, поскольку их деятельность напрямую сопряжена с деловыми конфликтами. Она подразумевает такой способ общения, в котором конфликтующие субъекты взаимодействуют на уровне конструктивной коммуникации. Следовательно, конфликтологическая компетентность предполагает «экологичный» стиль ведения конфликта, в котором результатом взаимодействия является стратегия «выигрыш-выигрыш», «выгода - выгода».

Литература

1. Анцупов А.Я. Конфликтология/А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб. : ПИТЕР, 2007. -496 с.

2. Бережная Г. С. Диагностика конфлик-тогенности социума: методическое пособие / Г.С. Бережная, И.Н. Кваша, М.С. Николаенко. -Калининград: КОИРО, 2007. - 31с.

3. Геворякин С. Р. Феномен конфликта и педагогическая наука / С.Р. Геворякин // Интеграция образования. - 2005. - № 3. - С. 167-172.

4. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное пособие / под ред. проф. А.В. Карпова. - М.-Ярославль: Ремдер, 2003. - 183 с.

5. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. -М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.

6. Самсонова Н. Конфликтологическая культура специалиста / Н. Самсонова // Высшее образование в России. - 2003. - № 1. - С. 124-127.

7. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. - СПб.: Питер, 2003. -250 с.

Глоссарий

Диагностика конфликта - знание основных параметров конфликтного столкновения (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Динамика конфликта - движение конфликтного взаимодействия, стадии и фазы его развития.

Конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом взглядов, интересов и позиций субъектов взаимодействия, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликтологическая компетентность -информационно-когнитивно-регуляторная подсистема профессионализма, связанная с умениями управлять конфликтом и разрешать его.

Конфликтологическая культура - качество личности, проявляющееся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами.

Управление конфликтами - целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп.

L.Y. Aleksandrova, A.Y. Munshi. CONCERNING THE QUESTION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF EXPERTS.

Conflictological competence is one of the most important characteristics of professionalism and a part of general communicative competence.

The article describes the characteristics, structure, the stages of the conflict, types and phases of stress, ways of psychological defence in a conflict.

It gives a detailed analysis of the essence, functions and stages of forming conflictological competence.

АЛЕКСАНДРОВА Людмила Юрьевна, родилась в 1973 г., окончила Нижегородский государственный педагогический университет (1995), кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор свыше 70 научных работ.

МУНШИ Алевтина Юрьевна, родилась в 1968 г., окончила Чебоксарский филиал Московского ордена Дружбы народов кооперативного института (1989), кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента. Автор свыше 100 научных работ.

УДК 378.1

ИНТЕГРАЦИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Андреев

Необходимость модернизации системы высшего профессионального образования на основе совершенствования организационно -экономического механизма, повышения конкурентоспособности и качества образования, формирования предпосылок становления отечественных вузов как кластеров инновационного развития государства - для отечественной высшей школы проблематика не новая, но по-прежнему актуальная. Ряд активно развивающихся, преимущественно государственных вузов, следует в направлении поддержания статуса предпринимательского инновационно ориентированного учебного заведения, обладая исторически сложившимся необходимым научно-исследовательским, материально-техническим потенциалом, поддерживаемым и развиваемым с участием государства.

Негосударственный сектор образования формировался в последние десятилетия как инструмент повышения конкурентоспособности отечественной системы образования и полигон для внедрения новых образовательных технологий, апробации современных инновационных методик обучения, подготовки востребованных рынком труда специалистов.

Однако условия, в которых функционируют оба сектора, возможности и потенциал их участия в процессе подготовки специалистов, востребованных современной экономикой и обществом, государственных научных и образовательных программах неравнозначны. Более того, на реальную государственную поддержку в условиях нестабильной экономической ситуации, вызванной глобальным финансовым кризисом, могут рассчитывать исключительно отдельные государственные вузы. Кризисная ситуация для негосударственного сектора образования усугубляется многолетним демографическим спадом, результатом которого может стать невостребованность в сравнении с бюджетными вузами негосударственных образовательных учреждений, ведущих обучение на платной основе. Это далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается в последние годы и не находит соответствующей поддержки со стороны государства негосударственный сектор образования.

Среди наиболее значимых из них выделяют: отсутствие или неразвитость собственной материально-технической базы образовательного процесса, отставание вузов на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.