УДК 316 485 ББК Ю953
Ирина Михайловна Воротилкина,
доктор педагогических наук, профессор, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия), e-mail: [email protected] Сергей Николаевич Монастырёв, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет (Воронеж, Россия), e-mail: [email protected]
Компетентность в управлении конфликтами в спорте как показатель профессионализма деятельности тренера
В статье раскрывается понятие конфликтологической компетенции как одного из компонентов общей структуры профессионализма тренера. По убеждению авторов, оно наиболее ёмко и точно отражает способность тренера ориентироваться в спортивных конфликтах. На основании теоретического анализа и с учётом методологических принципов нами предлагается психологическая структура конфликтологической компетентности тренера, которая состоит из трёх блоков, включающих в себя разделы знаний и умений в области прогнозирования, предупреждения и разрешения спортивных конфликтов, которая может быть положена как в основу практической деятельности тренера, так и для построения системы подготовки к эффективному управлению конфликтами в спорте. Предложенная авторами психологическая структура конфликтологической компетентности даёт возможность сориентировать тренера на формирование навыков в области спортивной конфликтологии с целью успешного осуществления деятельности по управлению конфликтами в спорте.
Ключевые слова: компетентность, конфликты в спорте, профессионализм тренера, структура, управление.
Irina Mikhailovna Vorotilkina,
Doctor of Pedagogy, Professor, Priamursky State University named after Sholom Aleichem (Birobidzhan, Russia), e-mail: [email protected] Sergey Nikolayevich Monastyrev, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), e-mail: [email protected]
Competence of Managing Conflicts as an Indicator of Professional Coaching in Sport
The article deals with the concept of conflictological competence as a component of the overall structure of professional coaching. According to the authors, it succinctly and accurately reflects the coach’s ability to navigate in sports conflicts. Based on the theoretical analysis and taking into account the methodological principles, the article offers the coach’s conflictological competence psychological structure which consists of three blocks including the sections of knowledge and skills in forecasting, preventing and resolving sports conflicts. This structure may be used as the basis for the coach’s practical activity and for building a training system for effective conflict management in sport. The authors offer a psychological structure of conflictological competence that may guide the coach in the development of skills in sports conflictology to successfully carry out activities for managing conflicts in sport.
Keywords: competence, sport conflicts, professional coaching, structure, management.
Тренеру, как основному действующему звену в управлении учебно-тренировочным процессом, отводится значительная роль в осуществлении технико-тактической, физической,
а порой и психологической подготовки спортсменов. В большинстве случаев, особенно на начальном этапе подготовки, когда формируются взаимоотношения в команде и проис-
© И. М. Воротилкина, С. Н. Монастырёв, 2012
153
ходит становление личности спортсмена, он является единственным, кто сталкивается со всеми видами противоречий, возникающими в спортивной деятельности [8; 9; 12]. В спортивной литературе для определения эффективной деятельности тренеров, руководителей часто применяются такие понятия, как «профессионализм» и «компетентность».
Необходимо отметить, что в социальной психологии понятие компетентности исследуется в недостаточной мере. Компетентность чаще всего определяется как сочетание психологических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно; как овладение человеком способностью и умением выполнять определённые трудовые функции. О. А. Полищук в своей диссертационной работе [11], посвящённой изучению рефлексивной компетентности, отмечает, что компетентность выступает, с одной стороны, как круг полномочий, который определяет ответственность в решении практических задач должностным лицом; с другой - знания, опыт, умения самого должностного лица, то есть способность и реализация конкретным лицом этого круга полномочий.
Ряд психологов [4; 6; 14], ставя проблему профессионализма и профессиональной пригодности человека, вводит такое понятие, как «профессиональная компетентность».
Э. Ф. Зеер под термином «профессиональная компетентность» понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [7]. В настоящее время необходимым условием эффективной деятельности тренера является не только его профессиональная, но и социально-психологическая компетентность. Здесь мы рассматриваем социальнопсихологическую компетентность как сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержания и качественных характеристик.
А. А. Деркач с соавторами [3] определяют «социально-психологическую компетентность руководителя как его способность организовывать эффективное взаимодействие с подчиненными в системе деловых и личностных отношений. Она является ключевой составляющей в решении проблемы оптимизации управленческой деятельности и в её развернутой, конкретной, продуктивной форме и базируется не столько на особенностях личности, сколько на специфике его взаимодействия с подчинённы-
ми, поглощающего как обстоятельства межличностного взаимодействия, так и возможности самой личности».
По мнению этих авторов [3], одной из причин негативных сторон профессиональной деятельности, неудовлетворённости взаимоотношениями в коллективе, а в ряде случаев и неспособности руководителей успешно выполнять управленческие функции и кардинально влиять на социально-психологический климат среди персонала является их низкая социальнопсихологическая компетентность.
Составной частью социально-психологической компетентности тренера является его способность прогнозировать, предотвращать, разрешать конфликты.
Современный взгляд на спортивную деятельность, как на «сложное и противоречивое социальное образование», позволяет констатировать тот факт, что сама специфика спорта способствует появлению проблемных ситуаций, часто перерастающих в конфликты разного уровня и приводящих к негативным последствиям. Значительную роль в процессе прогнозирования, предупреждения и разрешения конфликтов отводится тренеру, который является связующим звеном между спортсменами и спортивными администраторами и основным действующим лицом в установлении позитивных отношений.
Деятельность спортивных организаций, практика работы в командах различного уровня подготовленности и специализаций показывает, что современным руководителям в области спорта и тренерам необходимы знания и навыки в области конфликтологии с целью управления конфликтами.
При исследовании компетентности тренера в вопросах управления спортивными конфликтами мы исходили из необходимости проведения теоретического анализа данного явления на основе диалектического метода и с учётом основных методологических принципов, таких как методологическая полнота, системность, оптимальность, надёжность и т. д.
В научной литературе для характеристики конфликтологической осведомленности личности, её способности управлять конфликтными ситуациями в коллективе и во внешней среде используются содержательно близкие понятия: «конфликтоустойчивость личности» [1], «конфликтная компетентность» [10; 13], «конфликтологическая компетентность» [2; 6; 14].
В психологии управления понятие «конфликтологическая компетентность» является сравнительно новым. По утверждению Е. Н. Богданова, В. Г. Зазыкина [2], «речь о необходимости развития данной когнитивной подструктуры, особенно в контексте развития профессионализма, вообще говоря, шла давно. В психологических исследованиях до недавнего времени термин «конфликтологическая компетентность» прямо не употреблялся, но подразумевалось, что нужны соответствующие специальные знания и умения».
Л. Н. Цой [14] считает конфликтологическую компетентность как «способность действующего лица в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта. Она представляет собой уровень развития осведомлённости о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации» [14, с. 138].
Таким образом, ряд авторов под термином «конфликтологическая компетентность», которая, по их мнению, является элементом социально-психологической компетентности личности, понимают: знания о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов; умение ориентироваться в конфликтной ситуации, прогнозировать её динамику.
По нашему убеждению, наиболее ёмким и точным определением способности личности тренера ориентироваться в спортивных конфликтах является понятие «конфликтологическая компетентность», которая включает в себя блоки знаний, умений и навыков в управлении конфликтами.
С. И. Ерина с соавторами [5], исследуя способность предупреждать и прогнозировать конфликты у государственных служащих, выявила, что высокий уровень развития конфликтологической компетентности, который характеризуется наиболее выраженной приспособленческой стратегией поведения в конфликте, свидетельствует о профессионализме в управлении конфликтами. В то же время недостаток конфликтологической компетентности, по утверждению Е. Н. Богданова и В. Г. Зазы-кина [2], является одной из важнейших психологических причин конфликтов.
Одним из первых учёных, поставивших конфликтологическую компетентность на кон-
цептуальную основу, является В. Г. Зазыкин. Автор [6] рассматривает её как когнитивнорегуляторную подсистему профессионально значимой стороны личности, включающую соответствующие специальные знания и умения.
Исследования этих авторов могут служить методологическим ориентиром для последующего изучения конфликтологической компетентности, условий и факторов её развития.
Рассматривая конфликтологическую компетентность с системных позиций, Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин [2] выделяют в ней гностический, конструктивный (регулятивный), коммуникативный, нормативный и рефлексивностатусный компонент. В свою очередь наличие определённых знаний и умений в области конфликтологии требует развития определённых личностно-профессиональных качеств, позволяющих применять с требуемой эффективностью данные знания и умения для управления конфликтом.
Поскольку предметом теоретического исследования является компетентность тренера в управлении конфликтами, то мы исходим из предположения о том, что общение, влияющее на совместную деятельность, может существенно её оптимизировать, а инструментом оптимизации может стать конфликтологическая компетентность.
Практика современного спорта показывает, что большинство руководителей и тренеров для управления конфликтами вырабатывает навыки общения в проблемных ситуациях, а если того требует обстановка, и тактику ведения переговоров, исходя из жизненного опыта и полагаясь на свою интуицию. Это малоэффективный и очень продолжительный путь, приводящий порой к потере времени и обострению противоречий в условиях динамично развивающихся отношений в спорте. Данный факт является следствием недостаточной подготовленности тренера к задачам управления конфликтами. К этим моментам следует добавить специфические особенности ряда спортивных организаций, где преобладает авторитарность в поведении тренеров и руководителей, следствием чего является отсутствие умения вести переговоры в условиях равных возможностей сторон, а откровенная грубость рассматривается как нормативная форма общения.
Ещё в 1984 г. Ю. А. Коломейцевым [8] было отмечено, что «62 % тренеров в индивидуальных видах спорта и 84 % в командных, понимая
пагубную роль разрушительных конфликтов в формировании психологического климата, первыми ищут пути к нормализации обстановки в коллективе: пересматривают планы подготовки, собственные педагогические приёмы и т. д.». По мнению автора, «устранение конфликтов -дело чрезвычайно тонкое, требующее большого педагогического мастерства и обладания целым комплексом необходимых качеств» [8, с. 64]. Поэтому насущной необходимостью стал во-
прос о решении задач по определению психологической структуры конфликтологической компетентности тренера в индивидуальных видах спортивной деятельности, её содержания, методов диагностики и развития.
На основании теоретического анализа и с учётом методологических принципов нами разработана психологическая структура конфликтологической компетентности тренера, которая состоит из трёх блоков (рис.).
Рис. Психологическая структура конфликтологической компетентности тренера
Первый блок включает в себя теоретические знания о спортивном конфликте: объективные и субъективные причины возникновения конфликтов, закономерности развития (функции и динамика конфликтов), а также стратегии регулирования конфликтов в спорте. Структура данного блока является базисом для формирования конфликтологической компетентности тренера и, по определению Е. Н. Богданова и В. Г. Зазыкина [2], составляет гностический компонент.
Во второй блок входят способности тренеров по прогнозированию и предупреждению конфликтов (проектировочный компонент), умения регулировать или конструктивно разрешать конфликты, а по необходимости прекращать их (регулятивный компонент), умение осуществлять эффективное общение с участниками конфликта с учётом их личных особенностей и эмоциональных состояний (коммуникативный компонент). Сюда представляется возможным включить навыки дей-
ствовать в конфликте, с учётом поступающей информации и собственным статусом тренера (рефлексивно-статусный компонент).
Третий блок представляет собой личностно-конфликтологические характеристики, позволяющие применять с требуемой эффективностью имеющиеся знания и умения для управления конфликтами. В структурноличностный компонент конфликтологической компетентности тренера нами включены: индивидуальная конфликтность; стили реагирования на конфликтные ситуации; локус ролевого конфликта, определяющий склонность личности выбирать одну из двух (интерналь-ную или экстернальную) стратегий поведения в ролевом конфликте; особенности формирования образа конфликтной ситуации; уровень посреднического потенциала в разрешении конфликта.
При составлении структуры данного блока наша позиция в полной мере соответствует структурному подходу Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, К. К. Платонова и других исследователей, в соответствии с которым целостная личность есть совокупность функционально взаимосвязанных подструктур. Таким образом, одной из причин негативных сторон профес-
сиональной деятельности тренера, неудовлетворённости взаимоотношениями в коллективе, а в ряде случаев и неспособности его успешно выполнять управленческие функции по управлению конфликтами и кардинально влиять на социально-психологический климат в команде, является низкая конфликтологическая компетентность. Выделенные нами три блока конфликтологической компетентности тренера позволяют ориентировать его на формирование знаний, умений и навыков для успешного осуществления деятельности по управлению конфликтами.
Исследование социально-психологической деятельности тренера позволило сделать вывод о том, что модель конфликтологической компетентности может быть положена как в основу его практической деятельности, так и для построения системы подготовки к эффективному управлению конфликтами в спорте.
Предложенная нами психологическая структура конфликтологической компетентности даёт возможность сориентировать тренера на формирование знаний, умений и навыков в области спортивной конфликтологии с целью успешного осуществления деятельности по управлению конфликтами в спорте.
Список литературы
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учеб. для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 496 с.: ил.
2. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 224 с.
3. Деркач А. А., Евсеев А. В., Мусатов М. И. Модель социально-перцептивной компетентности современного руководителя // Развитие социально-перцептивной компетентности личности: материалы науч. сессии, посвящённой 75-летию акад. А. А. Бодалева. М.: Луч, 1998. 248 с.
4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Компетентность руководителей в оптимизации материальных условий деятельности персонала. М.: Луч, 1998. 248 с.
5. Ерина С. И., Иванова О. П., Мухина О. А. Конфликтологическая компетентность государственных служащих // Социальный мир человека. Ижевск: ERGO, 2007. С. 150-151.
6. Зазыкин В. Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих // Российское государство и государственная служба на современном этапе: материалы науч.-практ. конф. М.: РАГС, 1998. С. 264-266.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, 2-е изд., стер. М.: Academia, 2007. 240 с.
8. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. М., 1984. 128 с.
9. Озолин Н. Г. Наука побеждать: настольная книга тренера. М.: Астрель; АСТ, 2002. 864 с.: ил.
10. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. М.: МГУ, 1997. № 4. С. 41-45.
11. Полищук О. А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы: дис. ... канд. псих. наук. М., 1995. 157 с.
12. Туманян Г. С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера. М.: Советский спорт, 2006. 494 с.: ил.
13. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 192 с.
14. Цой Л. Н. Практическая конфликтология: монография. Кн. 1. М.: РУДН, 2001. 231 с.
Spisok literatury
1. Ancupov A. Ja., Shipilov A. I. Konfliktologija: ucheb. dlja vuzov. 3-e izd. SPb.: Piter, 2008. 496 s.: il.
2. Bogdanov, E. N., Zazykin V. G. Psihologija lichnosti v konflikte: ucheb. posobie. 2-e izd. SPb.: Piter, 2004. 224 s.
3. Derkach A. A., Evseev A. V, Musatov M. I. Model' social'no-perceptivnoj kompe-tentnosti sovremennogo rukovoditelja // Razvitie social'no-perceptivnoj kompetentnosti lichnosti: materialy nauch. sessii, posvjawjonnoj 75-letiju akad. A. A. Bodaleva. M.: Luch, 1998. 248 s.
4. Derkach A. A., Zazykin V. G. Kompetentnost' rukovoditelej v optimizacii material'-nyh uslovij dejatel'nosti personala. M.: Luch, 1998. 248 s.
5. Erina S. I., Ivanova O. P., Muhina O. A. Konfliktologicheskaja kompetentnost' gosu-darstven-nyh sluzhawih // Social'nyj mir cheloveka. Izhevsk: ERGO, 2007. S. 150-151.
6. Zazykin V. G. Konfliktologicheskaja kompetentnost' kak faktor professionalizma gosudarst-vennyh sluzhawih // Rossijskoe gosudarstvo i gosudarstvennaja sluzhba na sovre-mennom jetape.: materialy nauch.-prakt. konf. M.: RAGS, 1998. S. 264-266.
7. Zeer Je. F. Psihologija professional'nogo razvitija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. za-vedenij, 2-e izd., ster. M.: Academia, 2007. 240 s.
8. Kolomejcev Ju. A. Vzaimootnoshenija v sportivnoj komande. M., 1984. 128 s.
9. Ozolin N. G. Nauka pobezhdat': nastol'naja kniga trenera. M.: Astrel'; AST, 2002. 864 s.: il.
10. Petrovskaja L. A. K voprosu o prirode konfliktnoj kompetentnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologija. M.: MGU, 1997. № 4. S. 41-45.
11. Poliwuk O. A. Razvitie refleksivnoj kompetentnosti kadrov gosudarstven-noj sluzhby: dis. ... kand. psih. nauk. M., 1995. 157 s.
12. Tumanjan G. S. Strategija podgotovki chempionov: nastol'naja kniga trenera. M.: Sovetskij sport, 2006. 494 s.: il.
13. Hasan B. I., Sergomanov P. A. Psihologija konflikta i peregovory: ucheb. poso-bie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 2-e izd., ster. M.: Akademija, 2006. 192 s.
14. Coj L. N. Prakticheskaja konfliktologija: monografija. Kn. 1. M.: RUDN, 2001. 231 s.
Статья поступила в редакцию 09.02.2012 г.