Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования.
Финансовый отдел ведет бухгалтерский и статистический учет, находится в постоянном контакте с бухгалтерией вуза, через которую ведет дела с внешними клиентами.
Исследовательские группы по отдельным видам деятельности. Наиболее эффективной видится матричная организационная структура агентства, в которой первоначально предполагаются группы:
• общего назначения (для работы с внешними клиентами);
• исследования качества образования (для работы с внутренними заказчиками в лице руководства вуза).
Эти группы разрабатывают планы исследований, составляют анкеты, опросные листы, бюллетени и другую рабочую документацию, собирают первичную информацию и передают ее в аналитический отдел.
Аналитический отдел занимается обработкой всей собранной исследовательскими и контрольно-ревизионной группами первичной информации. Агрегированные данные передаются обратно исследователям, которые формируют выводы и презентации.
Контрольно-ревизионная группа необходима для проверки деятельности групп и отделов агентства. Ее основное назначение состоит в выявлении недочетов и удачных решений для последующей корректировки в целях повышения эффективности работы.
Как нам представляется, именно в таком виде Студенческое маркетинговое агентство может достичь целей, возлагаемых на него. Вероятнее всего, в результате работы и накоплении опыта структуры, задачи и формы работы будут корректироваться.
В случае положительной работы экспериментального Студенческого маркетингового агентства на базе кафедры «Маркетинг и менеджмент» и поддержки вузом такого начинания, можно создавать подобные Студенческие предприятия на основе других выпускающих кафедр МГТУ «МАМИ», что позволит снизить остроту проблем, вынесенных в начало этой статьи.
В качестве завершения данной работы следует ввести важное дополнение. Как показывает опыт работы студенческих предприятий в других вузах России, данный проект достигает основных целей подготовки специалистов, если он изначально рассматривается как некоммерческий. Как правило, в случае постановки основной задачи в виде получения доходов происходит свертывание группы с последующим расформированием, так как уровень доходов членов группы бывает несоизмерим с затраченными усилиями, а первоначальные задачи уже не решаются.
Формирование конфликтологической компетентности в системе высшего образования: сущность проблемы и ее оценка.
к.п.н., доц. Щербакова О.И., к.т.н., проф. Крылов О.В.
МГТУ «МАМИ»
В последнее десятилетие при подготовке специалистов все больше внимания уделяется формированию компетентностной модели качества подготовки выпускников ВУЗов. Впервые термин «компетентность» был представлен на встрече министров образования стран Европы в 2001 году. Компетентность трактуется как выраженная способность применять свои знания и умения, которые проявляются в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности[2].
Ориентация на компетенцию является сегодня новым принципом целеполагания при создании образовательных программ и трансформации образования в целом.
Введение в профессиональное образование новых образовательных конструктов - ком-петентностей, компетенций и ключевых квалификаций было предложено еще в восьмидесятых годах двадцатого столетия Р. Бадером, Д. Мертенсом, Б. Оскарсоном, Дж. Равеном и др. В отечественной литературе внедрение и трактовка этих понятий компетентного подхода
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. связаны с исследованиями В.И. Байденко, В.А. Болотова, А.А. Деркача, И.А. Зимней, А.А. Вербицкого, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, В.В. Серикова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторского и многих других.
Сегодня требуется специалист, владеющий не только узкопрофессиональными знаниями и умениями, но и способный к продуктивному сотрудничеству, обладающий развитым умением управлять своим поведением, грамотно и целенаправленно взаимодействовать с другими людьми, принимать решения в сложных ситуациях, владеть психологическими приемами общения, а также минимизировать отрицательные последствия, связанные с непониманием другого человека. Все эти умения предполагают другой уровень психологической культуры личности. (И.В. Дубровина, Н.И. Исаева, А.Б. Орлов, В.В. Семикин и др.). Идея «образованного человека» сменяется идеей «человека культуры», для которого важны не только готовые знания, умения, навыки, но культура их применения, формирования и изменения, способность активизировать механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни.
Кроме того, современная система образования находится в поисках не только педагогических теорий и технологий, которые позволили бы усвоить определенный объем информации, но и способствовали становлению и развитию личностно-профессиональных качеств будущих специалистов. С нашей точки зрения, эта возможность появилась в рамках контекстного обучения, разрабатываемого научной школой А. А. Вербицкого. Автор теории
A.А. Вербицкий считает, что процесс «вхождения» студента в профессию осуществляется от учебной деятельности к профессиональной через освоение действий в обучающих моделях базовых и промежуточных форм деятельности.
Рассмотрение вопросов, связанных с профессиональными компетентностями мы связываем с подготовкой менеджеров. Современные управленческие работники должны обладать многими характеристиками на поведенческом уровне: предприимчивостью, обязательностью, надежностью, компетентностью, устойчивостью к стрессам и конфликтам. Мы в своем экспериментальном исследовании рассмотрели и проанализировали одно из важных личностно-профессионально-значимых качеств личности - конфликтность менеджеров.
От специалистов все чаще требуется своевременное предотвращение и прогнозирование влияния негативных факторов на эффективность деятельности, обеспечение безопасности и психологического комфорта, способность эффективно управлять конфликтами, что предъявляет особые требования к их конфликтологической подготовке и связано с формированием конфликтной, конфликтологической компетентности специалиста (Е.Н. Богданов,
B.Г. Зазыкин, М.М. Кашапов, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан и др.) и с необходимостью развития конфликтологической культуры личности, которая, несомненно пересекается с психологической и управленческой культурой личности, но характеризуется и своими аспектами.
Мы считаем, конфликтологическая культура - это качества личности, проявляющиеся в способности решать проблемы и достигать поставленных целей конструктивными способами.
Формирование конфликтологической культуры происходит в соответствии с механизмами психосоциального развития, представленными в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Развитие конфликтологической культуры специалиста не может быть ограничено лишь его конфликтологической компетентностью. Конфликтологическая культура предполагает сформированность не только конкретных знаний и практических умений, но и ряда специфических свойств личности, являющихся проявлениями его самости, в которых человек выступает субъектом самопознания, самосовершенствования, самореализации. Отсюда следует, что необходимо систематически и в определенной последовательности строить образовательный процесс будущего специалиста.
Подготовка будущих специалистов к управлению конфликтами и овладению соответствующими компетенциями, с нашей точки зрения, должна осуществляться в контекстном
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. обучении как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа к собственно профессиональной деятельности с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной (таблица 1).
В представленной таблице в самом общем виде отражены условия и механизмы формирования конфликтологической компетентности личности в контекстном обучении. Конкретное содержание учебных занятий, практических и тренинговых заданий требует дальнейшего отдельного рассмотрения.
Таким образом, конфликтологическая компетентность - это интегральная способность личности, выражающаяся в эффективном управлении конфликтами в целях обеспечения оптимального функционирования той системы, в которой они имеют место.
Конфликтологическая компетентность руководителя выражается прежде всего в его способности управлять конфликтами на всех уровнях организации: индивидуальном/межличностном, групповом, организационном, каждый из которых является контекстом для другого, отражая их взаимосвязь и взаимопроникновение.
Следовательно, предстоит разработать общие составляющие модели конфликтологической компетентности менеджера и ее содержание (таблица 2).
Таблица 1
Этапы, модели освоения и содержания конфликтологического образования
Этапы конфликтологического образования Культурно-исторические модели освоения и содержание конфликтологического образования
Семиотическая Имитационная Социальная
Конфликтологическая грамотность Житейский, интуитивный, вербализуемый опыт, мифологическое сознание Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами Овладение нормами и правилами межличностной, игровой, эмоционально-непосредственной коммуникации
Конфликтологическая компетентность Система научных знаний о конфликте и его феноменах, усвоенных в знаковой форме Тренинги, деловые и ролевые игры, анализ конфликтных ситуаций Овладение нормами и правилами учебного взаимодействия
Конфликтологическая культура Система осознаваемых смыслов и ценностей личности Внешняя демонстрация бесконфликтного, конструктивного взаимодействия Внутриличностная культура, система ценностей, владение нормами и правилами профессионального конструктивного взаимодействия
В нашем исследовании принимали участие 320 испытуемых, которые определяли самооценку конфликтности (тест ТСК представлен многими исследователями: Емельяновым С.М., Розановой М.А., Леоновым Н.И. и др.), среди которых были студенты факультета менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова, студенты экономического факультета МГТУ «МАМИ» в возрасте от 21 до 25 лет, представители среднего бизнеса в возрасте от 20 до 55 лет разной половой принадлежности.
Как видно, количество конфликтных личностей в исследованных группах испытуемых практически в 4 раза превышают данные, указанные в исследовании Р. Брэмсона [1]. Чем
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. можно объяснить такое различие? Мы считаем, что игнорирование исследователем контекста при интерпретации результатов тестов приводит к тому, что они могут иметь лишь обобщенное значение, не имеющее отношение к поведению человека в конкретной ситуации. Личность и ситуация должны рассматриваться в свете общих процессов - на поведение человека влияют и контекст, и сам человек.
Обработка результатов исследования проводилась на основе контекст-анализа. Контекст-анализ представляет собой процедуру организации и обработки результатов исследования, основывающуюся на учете различных внешних и внутренних контекстов, в которых может проявляться исследуемый феномен. Также для обработки результатов исследования применялись методы математической статистики, в частности Коэффициент линейной корреляции Пирсона и тест х Стьюдента, а также правомочность их использования.
Была проведена выборка из 102 студентов, где каждому испытуемому соотнесены два параметра: успеваемость X и уровень конфликтности У.
Переменная случайная величина X - принимает фиксированные значения 3, 4, 5 соответствуют оценкам «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Переменная случайная величина У принимает фиксированное значение 60, 40, 20, соответствующие оценкам конфликтности «конфликтным», «избегающим», «устойчивым».
Таблица 2
Условия и механизмы формирования конфликтологической компетентности
личности в контекстном обучении
Условия формирования конфликтологической культуры личности Виды деятельности студента в контекстном обучении
Учебная деятельность Квазипрофессиональная деятельность Учебно-профессиональная деятельность
Ведущая обучающая модель Семиотическая Имитационная Социальная
Формы и виды учебных занятий контекстного вида Лекции проблемного типа, семинары и практикумы с использованием фактологического материала Спец. практикумы, спец. семинары, деловые и ролевые игры, тренинги, метод кейсов Производственная практика, курсовые и дипломные проекты
Содержание деятельности студентов Овладение теоретическим материалом курса «Конфликтологии», знакомство с методами диагностики Овладение профессионально- значимыми умениями анализа и управления конфликтами, развитие конфликтологически значимых качеств личности (конфликтоустойчи-вость, толерантность, ас-сертивность и др.) Выполнение заданий, связанных с решением реальных проблем и конфликтов в профессиональной деятельности
Показатели уровня сформированности конфликтологической компетентности Знание конфликтологии Умения и свойства личности по анализу, управлению и самоуправлению конфликтами Опыт применения
Получены следующие данные: среди 6 тойчивых было 0 человек и избегающих - 20 ло 12 человек, устойчивых было 3 человека и
троечника конфликтных было 41 человек, ус-человек; среди 31 хорошиста конфликтных бы-избегающих - 16 человек; среди 10 отличников
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования.
конфликтных было 4 человека, устойчивых - 1 человек, а избегающих было 5 человек.
Полученные данные занесены в корреляционную таблицу 3, где: Х - успеваемость, У -конфликтность.
Таблица 3
Корреляционная таблица.
^^ X у Троечники х1=3 Хорошисты х2=4 Отличники хэ=5 Всего пг
Конфликтные у1=60 41 12 4 57
Устойчивые у2=40 0 3 1 4
Избегающие уэ=20 20 16 5 41
Всего п] 61 31 10 102
1). Х = = х[3 х(41 + 0 + 20) + 4 х (12 + 3 + 16 ) + 5 х(4 + 1 + 5)] = 3,5
2). Y = м[у] = — х [60 х (41 +12 + 4) + 40 х (0 + 3 +1) + 20 х (20 +16 + 5)] = 43,14
102
3). а я И = Л х±пг х (X г - М [X ])2 =
V п г = 1
х[(3 - 3 ,5)2 х(41 + 0 + 20) + (4-3,5)2 х(12 + 3 + 6)+(5 -3,5)2 х(4 +1 + 5)] = 0,667
4). а п М
1 п
- х^ п] х(г -М№
г=1
' 102 х [(60 - 43,14)2 х (41 +12 + 4) + (40 - 43,14)2 х (0 + 3 +1) + (20 - 43,14)2 х (20 +16 + 5)
5). Кп[X,V] = 1 х±щ х(Xг -МОД) -М[Y]) =
=19,35
г=1
1
102
<[(3-3,5)х(60-43,14)х41+(4-3,5)х(60-43,14)х12+(5-3,5) х(60-43,14)х4+
+(3-3,5)х(40-43,14)х0+(4-3,5)х(40-43,14)х3+(5-3,5)х(40-43,14)х1+
+(3-3,5)х(20-43,14)х20+(4-3,5)х(20-43,14)х16+(5-3,5)х(20-43,14)х5] = -2,74
6). Вычисляем коэффициент корреляции Пирсона:
К -2 74
г =—ха,.=—х19.35 = -0,2123
' X
ху
а.
0,667
7). Коэффициент регрессий у(х):
а х
\ = гх-^ ^ху а
-0,2123 х —,-= -0,007 (почти горизонталь)
19,35
у - 43,14 = -0,007 х (х - 3,5) - уравнение регрессии
Малая абсолютная величина говорит о незначительной связи между Х и У. Минус говорит только о том, что с ростом Х - функция У убывает, с ростом успеваемости конфликт-212 Известия МГТУ «МАМИ» № 2(6), 2008.
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. ность убывает.
Так как для других выборок будут несколько другие значения корреляционного момента К [Х,У] и коэффициента корреляции Гу, то после корреляционной оценки требуется с
помощью теста Стьюдента при уровне значимости 0,05 или 0,01 оценить принятые гипотезы Но (об отсутствии связи между X и У) или Н1 (о существовании связи между X и У на уровне а = 0,05 или а = 0,01).
■хл/п - 2 = Ь0,212^ 102 - 2 = 2,12.
1 способ: для этого вычислим г =
л/1 - г2 - 0,2122
По таблице Стьюдента для а = 0,05 величина I = 1,96 и числа степеней свободы К=102-2=100, т.к. 2,12>1,96 => связь между X и У существует на уровне значимости 5%.
2 способ: проверим надежность вычисленного значения коэффициента Г по формуле Г
г э
4п - з
0,212 х л/99 = 2 ,10 для числа степеней свободы V = ю по таблице
1-Стьюдента: находим гкр = 1,96 для ( а < 0,05 )р = 0,95, сравнив = 2,10 ^ г = 1,96 .
Данные говорят о том, что связь между параметрами X и У существует на уровне значимости 5% с доверительной вероятностью р = 0,95 (принятие гипотезы Н1).
Приведенные выше параметрические критерии: линейный коэффициент корреляции Пирсона и критерий Стьюдента можно применять только в том случае, когда изучаемые признаки X и У подчиняются нормальному закону распределения. Поэтому, прежде чем проделывать процедуру Г и г, надо проверять нормальность распределения изучаемого признака. Для этого существует несколько способов. Например, метод Е.И. Пустыльника. Рассчитываем критические значения для показателей асимметрии (А) и эксцесса (Э).
А = 3 х
Е = 5 х
кр
6*<"-'> = 3 х.
6 х 101
(п + 1)х(п + з) V 103 х 104
= 0,703.
1
24х(п-2)х(п-3)хп _
=5х
(п +1) х(п + 3)х(п + 5)
1
24 х 100 х 99 х 102
2
103 х 106 х 107
2,24.
А э
Е э
Ё(х, -х )3
1=1
■хо х =
(3 -3,5)3 + (4 -3,5)3 + (5 -3,5)3
п
102
Е(х<- х)4
,=1
•хо х =
(3 - 3,5)4 + (4 - 3,5)4 +(5 - 3,5)4
п
где: О х = ^
Ё(х<- х )2
102
п
х 0,6673 = 0,111,
(0,667)4 - 3 = -2,74,
,=1
п -1
357
0,667, х = =-
п 102
= 3,50.
Поскольку выполняются оба неравенства: Аэ ^ Акр и еэ ^ Екр, т.е. 0,111<0,703 и
-2,74 <2,24 => распределение Х не отличается от нормального распределения. Проверка аналогично распределения У. Т.к. по-прежнему:
6 х (п -1)
А = 3 х
кр
(п + 1)х(п + 3)
= 0,703 Е = 5
кр
1
24п х(п - 2)х(п - 3)
2,24 , а для
(п +1) х(п + 3)х(п + 5)
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования.
п з
Е(у - У) Г(60 - 43,14)3 + (40 - 43,14)3 + (20 - 43,14)3
Аэ=—— = Г
- у)
п у 102
—\4
х19,533 =-0,0103,
(60 - 43,14)4 +(40 - 43,14)4 +(20 - 43,14)
Е = ^-хстУ =Г-—-—-—х (19,35)4 - 3 = -2,97,
п у 102 1 ;
где: ф = 19,35 и у = 43,14.
Поскольку выполняются оба неравенства: Аэ ^ Акр и Еэ ^ Екр, -0,0103 < 0,703 и
-2,97 < 2,24 => распределение У не отличается от нормального распределения.
Рассмотрев полученные значения коэффициента корреляции Пирсона г = -0,212 и коэффициента регрессии Xху = -0,007, можно утверждать, что статистически отсутствует
значимая зависимость между уровнем успеваемости и уровнем конфликтности. Кроме того, показано, что отсутствие такой связи имеет место с доверительной вероятностью р = 0,95.
Выводы
Отсюда следует, что не всякая предполагаемая зависимость должна учитываться, т.к. она может оказаться статически малозначимой, как и показано на этом примере.
Таким образом, при обучении будущих специалистов на основе компетентностного подхода необходимо разрабатывать модель, содержание, условия и механизмы ее формирования; внедрять в образовательный процесс новые обучающие технологии, которые позволят не только овладеть необходимыми умениями, навыками и знаниями, но и обеспечат профессиональную компетентность, способность к самоанализу и самосовершенствованию, стремление работать по избранной специальности, достигая в ней высокой управленческой, психологической, конфликтологической культуры и результатов.
Литература.
1. Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми.- Киев, 1992 г.
2. Селянская Г.Н. Роль и место системы менеджмента качества в общем управлении ВУЗом// Вестник российской экономической академии имени Г.В.Плеханова, №4 (16), 2007.-С. 14-25.
3. Щербакова О.И. Контексты конфликтологии: монография.- М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2006.- 80 с.