Научная статья на тему 'Formation of conflictological competence in higher education system'

Formation of conflictological competence in higher education system Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Shcherbakova O., Krylov O.

The article reviews conditions and mechanisms of forming conflictological competence in higher education which is based on the idea of contextual education. Methods of mathematic statistics for relation between future managers and their studying in the university are used as an example of experimental part.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Formation of conflictological competence in higher education system»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования.

Финансовый отдел ведет бухгалтерский и статистический учет, находится в постоянном контакте с бухгалтерией вуза, через которую ведет дела с внешними клиентами.

Исследовательские группы по отдельным видам деятельности. Наиболее эффективной видится матричная организационная структура агентства, в которой первоначально предполагаются группы:

• общего назначения (для работы с внешними клиентами);

• исследования качества образования (для работы с внутренними заказчиками в лице руководства вуза).

Эти группы разрабатывают планы исследований, составляют анкеты, опросные листы, бюллетени и другую рабочую документацию, собирают первичную информацию и передают ее в аналитический отдел.

Аналитический отдел занимается обработкой всей собранной исследовательскими и контрольно-ревизионной группами первичной информации. Агрегированные данные передаются обратно исследователям, которые формируют выводы и презентации.

Контрольно-ревизионная группа необходима для проверки деятельности групп и отделов агентства. Ее основное назначение состоит в выявлении недочетов и удачных решений для последующей корректировки в целях повышения эффективности работы.

Как нам представляется, именно в таком виде Студенческое маркетинговое агентство может достичь целей, возлагаемых на него. Вероятнее всего, в результате работы и накоплении опыта структуры, задачи и формы работы будут корректироваться.

В случае положительной работы экспериментального Студенческого маркетингового агентства на базе кафедры «Маркетинг и менеджмент» и поддержки вузом такого начинания, можно создавать подобные Студенческие предприятия на основе других выпускающих кафедр МГТУ «МАМИ», что позволит снизить остроту проблем, вынесенных в начало этой статьи.

В качестве завершения данной работы следует ввести важное дополнение. Как показывает опыт работы студенческих предприятий в других вузах России, данный проект достигает основных целей подготовки специалистов, если он изначально рассматривается как некоммерческий. Как правило, в случае постановки основной задачи в виде получения доходов происходит свертывание группы с последующим расформированием, так как уровень доходов членов группы бывает несоизмерим с затраченными усилиями, а первоначальные задачи уже не решаются.

Формирование конфликтологической компетентности в системе высшего образования: сущность проблемы и ее оценка.

к.п.н., доц. Щербакова О.И., к.т.н., проф. Крылов О.В.

МГТУ «МАМИ»

В последнее десятилетие при подготовке специалистов все больше внимания уделяется формированию компетентностной модели качества подготовки выпускников ВУЗов. Впервые термин «компетентность» был представлен на встрече министров образования стран Европы в 2001 году. Компетентность трактуется как выраженная способность применять свои знания и умения, которые проявляются в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности[2].

Ориентация на компетенцию является сегодня новым принципом целеполагания при создании образовательных программ и трансформации образования в целом.

Введение в профессиональное образование новых образовательных конструктов - ком-петентностей, компетенций и ключевых квалификаций было предложено еще в восьмидесятых годах двадцатого столетия Р. Бадером, Д. Мертенсом, Б. Оскарсоном, Дж. Равеном и др. В отечественной литературе внедрение и трактовка этих понятий компетентного подхода

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. связаны с исследованиями В.И. Байденко, В.А. Болотова, А.А. Деркача, И.А. Зимней, А.А. Вербицкого, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, В.В. Серикова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторского и многих других.

Сегодня требуется специалист, владеющий не только узкопрофессиональными знаниями и умениями, но и способный к продуктивному сотрудничеству, обладающий развитым умением управлять своим поведением, грамотно и целенаправленно взаимодействовать с другими людьми, принимать решения в сложных ситуациях, владеть психологическими приемами общения, а также минимизировать отрицательные последствия, связанные с непониманием другого человека. Все эти умения предполагают другой уровень психологической культуры личности. (И.В. Дубровина, Н.И. Исаева, А.Б. Орлов, В.В. Семикин и др.). Идея «образованного человека» сменяется идеей «человека культуры», для которого важны не только готовые знания, умения, навыки, но культура их применения, формирования и изменения, способность активизировать механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни.

Кроме того, современная система образования находится в поисках не только педагогических теорий и технологий, которые позволили бы усвоить определенный объем информации, но и способствовали становлению и развитию личностно-профессиональных качеств будущих специалистов. С нашей точки зрения, эта возможность появилась в рамках контекстного обучения, разрабатываемого научной школой А. А. Вербицкого. Автор теории

A.А. Вербицкий считает, что процесс «вхождения» студента в профессию осуществляется от учебной деятельности к профессиональной через освоение действий в обучающих моделях базовых и промежуточных форм деятельности.

Рассмотрение вопросов, связанных с профессиональными компетентностями мы связываем с подготовкой менеджеров. Современные управленческие работники должны обладать многими характеристиками на поведенческом уровне: предприимчивостью, обязательностью, надежностью, компетентностью, устойчивостью к стрессам и конфликтам. Мы в своем экспериментальном исследовании рассмотрели и проанализировали одно из важных личностно-профессионально-значимых качеств личности - конфликтность менеджеров.

От специалистов все чаще требуется своевременное предотвращение и прогнозирование влияния негативных факторов на эффективность деятельности, обеспечение безопасности и психологического комфорта, способность эффективно управлять конфликтами, что предъявляет особые требования к их конфликтологической подготовке и связано с формированием конфликтной, конфликтологической компетентности специалиста (Е.Н. Богданов,

B.Г. Зазыкин, М.М. Кашапов, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан и др.) и с необходимостью развития конфликтологической культуры личности, которая, несомненно пересекается с психологической и управленческой культурой личности, но характеризуется и своими аспектами.

Мы считаем, конфликтологическая культура - это качества личности, проявляющиеся в способности решать проблемы и достигать поставленных целей конструктивными способами.

Формирование конфликтологической культуры происходит в соответствии с механизмами психосоциального развития, представленными в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Развитие конфликтологической культуры специалиста не может быть ограничено лишь его конфликтологической компетентностью. Конфликтологическая культура предполагает сформированность не только конкретных знаний и практических умений, но и ряда специфических свойств личности, являющихся проявлениями его самости, в которых человек выступает субъектом самопознания, самосовершенствования, самореализации. Отсюда следует, что необходимо систематически и в определенной последовательности строить образовательный процесс будущего специалиста.

Подготовка будущих специалистов к управлению конфликтами и овладению соответствующими компетенциями, с нашей точки зрения, должна осуществляться в контекстном

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. обучении как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа к собственно профессиональной деятельности с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной (таблица 1).

В представленной таблице в самом общем виде отражены условия и механизмы формирования конфликтологической компетентности личности в контекстном обучении. Конкретное содержание учебных занятий, практических и тренинговых заданий требует дальнейшего отдельного рассмотрения.

Таким образом, конфликтологическая компетентность - это интегральная способность личности, выражающаяся в эффективном управлении конфликтами в целях обеспечения оптимального функционирования той системы, в которой они имеют место.

Конфликтологическая компетентность руководителя выражается прежде всего в его способности управлять конфликтами на всех уровнях организации: индивидуальном/межличностном, групповом, организационном, каждый из которых является контекстом для другого, отражая их взаимосвязь и взаимопроникновение.

Следовательно, предстоит разработать общие составляющие модели конфликтологической компетентности менеджера и ее содержание (таблица 2).

Таблица 1

Этапы, модели освоения и содержания конфликтологического образования

Этапы конфликтологического образования Культурно-исторические модели освоения и содержание конфликтологического образования

Семиотическая Имитационная Социальная

Конфликтологическая грамотность Житейский, интуитивный, вербализуемый опыт, мифологическое сознание Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами Овладение нормами и правилами межличностной, игровой, эмоционально-непосредственной коммуникации

Конфликтологическая компетентность Система научных знаний о конфликте и его феноменах, усвоенных в знаковой форме Тренинги, деловые и ролевые игры, анализ конфликтных ситуаций Овладение нормами и правилами учебного взаимодействия

Конфликтологическая культура Система осознаваемых смыслов и ценностей личности Внешняя демонстрация бесконфликтного, конструктивного взаимодействия Внутриличностная культура, система ценностей, владение нормами и правилами профессионального конструктивного взаимодействия

В нашем исследовании принимали участие 320 испытуемых, которые определяли самооценку конфликтности (тест ТСК представлен многими исследователями: Емельяновым С.М., Розановой М.А., Леоновым Н.И. и др.), среди которых были студенты факультета менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова, студенты экономического факультета МГТУ «МАМИ» в возрасте от 21 до 25 лет, представители среднего бизнеса в возрасте от 20 до 55 лет разной половой принадлежности.

Как видно, количество конфликтных личностей в исследованных группах испытуемых практически в 4 раза превышают данные, указанные в исследовании Р. Брэмсона [1]. Чем

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. можно объяснить такое различие? Мы считаем, что игнорирование исследователем контекста при интерпретации результатов тестов приводит к тому, что они могут иметь лишь обобщенное значение, не имеющее отношение к поведению человека в конкретной ситуации. Личность и ситуация должны рассматриваться в свете общих процессов - на поведение человека влияют и контекст, и сам человек.

Обработка результатов исследования проводилась на основе контекст-анализа. Контекст-анализ представляет собой процедуру организации и обработки результатов исследования, основывающуюся на учете различных внешних и внутренних контекстов, в которых может проявляться исследуемый феномен. Также для обработки результатов исследования применялись методы математической статистики, в частности Коэффициент линейной корреляции Пирсона и тест х Стьюдента, а также правомочность их использования.

Была проведена выборка из 102 студентов, где каждому испытуемому соотнесены два параметра: успеваемость X и уровень конфликтности У.

Переменная случайная величина X - принимает фиксированные значения 3, 4, 5 соответствуют оценкам «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Переменная случайная величина У принимает фиксированное значение 60, 40, 20, соответствующие оценкам конфликтности «конфликтным», «избегающим», «устойчивым».

Таблица 2

Условия и механизмы формирования конфликтологической компетентности

личности в контекстном обучении

Условия формирования конфликтологической культуры личности Виды деятельности студента в контекстном обучении

Учебная деятельность Квазипрофессиональная деятельность Учебно-профессиональная деятельность

Ведущая обучающая модель Семиотическая Имитационная Социальная

Формы и виды учебных занятий контекстного вида Лекции проблемного типа, семинары и практикумы с использованием фактологического материала Спец. практикумы, спец. семинары, деловые и ролевые игры, тренинги, метод кейсов Производственная практика, курсовые и дипломные проекты

Содержание деятельности студентов Овладение теоретическим материалом курса «Конфликтологии», знакомство с методами диагностики Овладение профессионально- значимыми умениями анализа и управления конфликтами, развитие конфликтологически значимых качеств личности (конфликтоустойчи-вость, толерантность, ас-сертивность и др.) Выполнение заданий, связанных с решением реальных проблем и конфликтов в профессиональной деятельности

Показатели уровня сформированности конфликтологической компетентности Знание конфликтологии Умения и свойства личности по анализу, управлению и самоуправлению конфликтами Опыт применения

Получены следующие данные: среди 6 тойчивых было 0 человек и избегающих - 20 ло 12 человек, устойчивых было 3 человека и

троечника конфликтных было 41 человек, ус-человек; среди 31 хорошиста конфликтных бы-избегающих - 16 человек; среди 10 отличников

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования.

конфликтных было 4 человека, устойчивых - 1 человек, а избегающих было 5 человек.

Полученные данные занесены в корреляционную таблицу 3, где: Х - успеваемость, У -конфликтность.

Таблица 3

Корреляционная таблица.

^^ X у Троечники х1=3 Хорошисты х2=4 Отличники хэ=5 Всего пг

Конфликтные у1=60 41 12 4 57

Устойчивые у2=40 0 3 1 4

Избегающие уэ=20 20 16 5 41

Всего п] 61 31 10 102

1). Х = = х[3 х(41 + 0 + 20) + 4 х (12 + 3 + 16 ) + 5 х(4 + 1 + 5)] = 3,5

2). Y = м[у] = — х [60 х (41 +12 + 4) + 40 х (0 + 3 +1) + 20 х (20 +16 + 5)] = 43,14

102

3). а я И = Л х±пг х (X г - М [X ])2 =

V п г = 1

х[(3 - 3 ,5)2 х(41 + 0 + 20) + (4-3,5)2 х(12 + 3 + 6)+(5 -3,5)2 х(4 +1 + 5)] = 0,667

4). а п М

1 п

- х^ п] х(г -М№

г=1

' 102 х [(60 - 43,14)2 х (41 +12 + 4) + (40 - 43,14)2 х (0 + 3 +1) + (20 - 43,14)2 х (20 +16 + 5)

5). Кп[X,V] = 1 х±щ х(Xг -МОД) -М[Y]) =

=19,35

г=1

1

102

<[(3-3,5)х(60-43,14)х41+(4-3,5)х(60-43,14)х12+(5-3,5) х(60-43,14)х4+

+(3-3,5)х(40-43,14)х0+(4-3,5)х(40-43,14)х3+(5-3,5)х(40-43,14)х1+

+(3-3,5)х(20-43,14)х20+(4-3,5)х(20-43,14)х16+(5-3,5)х(20-43,14)х5] = -2,74

6). Вычисляем коэффициент корреляции Пирсона:

К -2 74

г =—ха,.=—х19.35 = -0,2123

' X

ху

а.

0,667

7). Коэффициент регрессий у(х):

а х

\ = гх-^ ^ху а

-0,2123 х —,-= -0,007 (почти горизонталь)

19,35

у - 43,14 = -0,007 х (х - 3,5) - уравнение регрессии

Малая абсолютная величина говорит о незначительной связи между Х и У. Минус говорит только о том, что с ростом Х - функция У убывает, с ростом успеваемости конфликт-212 Известия МГТУ «МАМИ» № 2(6), 2008.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. ность убывает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как для других выборок будут несколько другие значения корреляционного момента К [Х,У] и коэффициента корреляции Гу, то после корреляционной оценки требуется с

помощью теста Стьюдента при уровне значимости 0,05 или 0,01 оценить принятые гипотезы Но (об отсутствии связи между X и У) или Н1 (о существовании связи между X и У на уровне а = 0,05 или а = 0,01).

■хл/п - 2 = Ь0,212^ 102 - 2 = 2,12.

1 способ: для этого вычислим г =

л/1 - г2 - 0,2122

По таблице Стьюдента для а = 0,05 величина I = 1,96 и числа степеней свободы К=102-2=100, т.к. 2,12>1,96 => связь между X и У существует на уровне значимости 5%.

2 способ: проверим надежность вычисленного значения коэффициента Г по формуле Г

г э

4п - з

0,212 х л/99 = 2 ,10 для числа степеней свободы V = ю по таблице

1-Стьюдента: находим гкр = 1,96 для ( а < 0,05 )р = 0,95, сравнив = 2,10 ^ г = 1,96 .

Данные говорят о том, что связь между параметрами X и У существует на уровне значимости 5% с доверительной вероятностью р = 0,95 (принятие гипотезы Н1).

Приведенные выше параметрические критерии: линейный коэффициент корреляции Пирсона и критерий Стьюдента можно применять только в том случае, когда изучаемые признаки X и У подчиняются нормальному закону распределения. Поэтому, прежде чем проделывать процедуру Г и г, надо проверять нормальность распределения изучаемого признака. Для этого существует несколько способов. Например, метод Е.И. Пустыльника. Рассчитываем критические значения для показателей асимметрии (А) и эксцесса (Э).

А = 3 х

Е = 5 х

кр

6*<"-'> = 3 х.

6 х 101

(п + 1)х(п + з) V 103 х 104

= 0,703.

1

24х(п-2)х(п-3)хп _

=5х

(п +1) х(п + 3)х(п + 5)

1

24 х 100 х 99 х 102

2

103 х 106 х 107

2,24.

А э

Е э

Ё(х, -х )3

1=1

■хо х =

(3 -3,5)3 + (4 -3,5)3 + (5 -3,5)3

п

102

Е(х<- х)4

,=1

•хо х =

(3 - 3,5)4 + (4 - 3,5)4 +(5 - 3,5)4

п

где: О х = ^

Ё(х<- х )2

102

п

х 0,6673 = 0,111,

(0,667)4 - 3 = -2,74,

,=1

п -1

357

0,667, х = =-

п 102

= 3,50.

Поскольку выполняются оба неравенства: Аэ ^ Акр и еэ ^ Екр, т.е. 0,111<0,703 и

-2,74 <2,24 => распределение Х не отличается от нормального распределения. Проверка аналогично распределения У. Т.к. по-прежнему:

6 х (п -1)

А = 3 х

кр

(п + 1)х(п + 3)

= 0,703 Е = 5

кр

1

24п х(п - 2)х(п - 3)

2,24 , а для

(п +1) х(п + 3)х(п + 5)

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования.

п з

Е(у - У) Г(60 - 43,14)3 + (40 - 43,14)3 + (20 - 43,14)3

Аэ=—— = Г

- у)

п у 102

—\4

х19,533 =-0,0103,

(60 - 43,14)4 +(40 - 43,14)4 +(20 - 43,14)

Е = ^-хстУ =Г-—-—-—х (19,35)4 - 3 = -2,97,

п у 102 1 ;

где: ф = 19,35 и у = 43,14.

Поскольку выполняются оба неравенства: Аэ ^ Акр и Еэ ^ Екр, -0,0103 < 0,703 и

-2,97 < 2,24 => распределение У не отличается от нормального распределения.

Рассмотрев полученные значения коэффициента корреляции Пирсона г = -0,212 и коэффициента регрессии Xху = -0,007, можно утверждать, что статистически отсутствует

значимая зависимость между уровнем успеваемости и уровнем конфликтности. Кроме того, показано, что отсутствие такой связи имеет место с доверительной вероятностью р = 0,95.

Выводы

Отсюда следует, что не всякая предполагаемая зависимость должна учитываться, т.к. она может оказаться статически малозначимой, как и показано на этом примере.

Таким образом, при обучении будущих специалистов на основе компетентностного подхода необходимо разрабатывать модель, содержание, условия и механизмы ее формирования; внедрять в образовательный процесс новые обучающие технологии, которые позволят не только овладеть необходимыми умениями, навыками и знаниями, но и обеспечат профессиональную компетентность, способность к самоанализу и самосовершенствованию, стремление работать по избранной специальности, достигая в ней высокой управленческой, психологической, конфликтологической культуры и результатов.

Литература.

1. Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми.- Киев, 1992 г.

2. Селянская Г.Н. Роль и место системы менеджмента качества в общем управлении ВУЗом// Вестник российской экономической академии имени Г.В.Плеханова, №4 (16), 2007.-С. 14-25.

3. Щербакова О.И. Контексты конфликтологии: монография.- М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2006.- 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.