ные непрофессиональные возможности, самостоятельно найти эффективные методы воздействия на учащихся и студентов.
4. Активно-творческая мотивация направлена на конечный результат путем преобразующей активности. Для нее характерно стремление педагога постоянно находиться в деятельном состоянии, в поиске лучших методов преподавания и различных подходов к обучению и воспитанию студентов.
5. Я-центрированная мотивация проявляется в стремлении педагога творчески выполнять свою работу, испытывать удовлетворение от собственных возможностей, повысить свой профессиональный уровень, интересно проводить занятия, заслужить уважение других людей.
6. Ситуативная, адаптивно-неопределенная мотивация педагога проявляется в рассудительности, недовольстве внешними условиями, препятствующими его работе, в конформности, сомнениях в отношении своих выводов и принимаемых решений, в заниженности уровня профессиональных притязаний.
А. Маслоу разработал целостнодинамическую теорию мотивации, ее на-
правленности. В своей книге «Мотивация и личность» он утверждает, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит переживание, подобное мистическому откровению, экстазу. Подавление этой потребности ведет к возникновению неврозов, душевных расстройств. Соответственно, превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.
Таким образом, представители всех наук о человеке, в том числе и психологи, единодушно сходятся в признании ведущей роли потребностей, мотивов и направленности деятельности человека, считая их основным источником активности личности.
Литература
1. Блонский В.П. Личность ребенка и воспитание. Психология и дети. - М., 1917.
2. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М., 1995, - С. 323.
3. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М., 1995, - С. 324.
4. РеЙнвальд Н.И. Психология личности. - М., 1987. -С. 96.
КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН СТУДЕНЧЕСКОГО СОЦИУМА
А.В. МАЙОРОВА, к.педагог.н., доцент кафедры педагогики и психологии
Студенческий возраст- особенный возраст по своей кризисной насыщенности, что оказывает огромное влияние на личностно-индивидуальное развитие и определение жизненного пути молодежи, которая относится к наиболее уязвимым слоям населения. Типичными особенностями данного возраста является потребность самоопределиться в различных социумах, познать себя, определить свое назначение в жизни и лич-
ностно самоутвердиться. В то же время студенчеству свойственны эмоциональная неустойчивость, высокая ситуативная тревожность. Важные проблемы личностного характера проявляются у них в неадекватности самооценки уровня своих притязаний, юношеском максимализме, излишней критичности и скептицизме, несформированно-сти многих навыков достойного общения.
Все эти объективные и субъективные факторы наталкивают на мысль о необходимости изучения конфликтогенности студенческого социума, что позволяет более объективно подбирать педагогический инструментарий, определять направление поиска новых подходов в работе со студенческой группой, то есть в работе на футурологическом уровне.
Логика развития современного Российского общества вносит существенные коррективы в социально-педагогическую работу со студентами. Студенческая молодежь во все времена отличалась от других социальных групп своей активностью. За ней закрепился приоритет в духовном и интеллектуальном развитии. Сегодняшняя система высшего образования не удовлетворяет в полной мере сохранения этого приоритета. Оно все еще слабо ориентировано на воспитание и саморазвитие личности. А ведь студент не только объект целенаправленного воздействия, то есть обучения и воспитания, но и активный субъект социальной жизни.
Общий характер воздействия социума на подрастающее поколение не в последнюю очередь связан с масштабным соотношением просоциальных моделей педагогически организованной деятельности с антисоциальными ее моделями. С этой точки зрения наше общество должно быть заинтересовано в росте эффективности гуманистического направления воспитания современной российской молодежи. Однако в вузе педагоги чаще занимаются лишь передачей некоторой суммы информации. Но еще А.И. Пирогов считал, что наука нужна не только для приобретения сведений. В ней не менее важен элемент воспитательный.
Именно в период юности личность оказывается особенно восприимчивой к влиянию социальной среды, поскольку субъективно стремиться утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Студенческая группа является тем полигоном, где возможны и неизбежны конфликтные ситуации, причем нас страшит не сама неизбежность конфликтных ситуаций, а их деструктивный характер. В современных усло-
виях в обществе сформировалась потребность как в фундаментальных, так и в прикладных знаниях о закономерностях развития, способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, а также определения роли конфликтогенности, как одной из социально-детерминированных характеристик личности и базовых проявлений социума.
Нами была предпринята попытка изучения конфликтогенности студенческого социума, выделение критериев ее определения.
Одним из основных критериев определения конфликтогенности является «самочувствие» социума.
Обострение социальных противоречий и межнациональных конфликтов, отказ от бытовавших прежде стереотипов и политических догм, пересмотр принятых нравственных норм и ценностей, общее состояние неустойчивости и разбалансированности, свойственное любому кризисному периоду, диктует необходимость усиления стабилизирующих социальных факторов, среди которых не последнее место занимает вуз.
Для студенческой молодежи характерны завышенные самооценки своих способностей и знаний. И на этом фоне явная неготовность значительной части молодежи к выполнению сложных социальных ролей, социальная дезадаптация.
Среди дезадаптирущих факторов -чувство одиночества, связанное с резкой переменой социальной среды, отдалением от семьи, ослаблением эмоциональных связей, необходимостью самостоятельного существования, чувство тревоги, связанное с ухудшением материально-бытовых условий, недостаточной стабильностью академического процесса по сравнению со школой.
Причинами, усиливающими кон-фликтогенность в студенческом социуме являются:
• неразвитость навыков общения (умение понимать другого человека, адекватно выражать свои мысли и эмоции, приходить к взаимопониманию);
• не сформированная способность к деятельности (ставить цель, планировать, организовать и выполнять деятельность, сравнивать результат с моделью и вносить коррективы);
• отсутствие умений самоконтроля, самоуправления, подчинения своих желаний нормам поведения и обстоятельствам;
• неполное овладение общеучебными навыками и пробелы в знаниях, что в первую очередь сказывается на учебных процессах.
Отдельно следует выделить референтные ориентации, которые особо большую роль играют в студенческий период, выступая своего рода перцептивными фильтрами, определяющими социальную перцепцию студента, восприятие и оценку окружающих людей, социальных норм, моральных ценностей. Навыков и умений позитивного общения студенты получили недостаточно. Их этому не могут научить в полной мере дома, не справляется с этим и современный вуз. Студенческая жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя студенты достаточно времени проводят в вузе, референтные группы, с которыми они мысленно соотносят свое поведение, чаще находятся вне ее.
Одной из важных характеристик социальной среды студенчества выступает круг интересов. Что в данной ситуации является индикатором их становления? Проведенные исследования показали, что круг увлечений достаточно ограничен. Это занятия иностранным языком (20 %), музыкой (20 %) и спортом (20 %). Практически каждый второй (40 %) яркого хобби не имеет.
Студенческий возраст- это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У молодых людей уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчетливо проявляется стремление и возможность к их систематизации и упорядочиванию. Практически каждый второй респондет имеет достаточно полное представление о том, чего в этой жизни он хотел бы достичь. Чтобы узнать, что влияет на формирование подобных желаний, мы провели контент-анализ теле-
визионных программ (период 1999 — 2000 гг.). Экспертиза включала три основных канала: ОРТ, РТР,' НТВ. По убывающей они выглядели так: самую большую часть занимают мелодрамы, затем приключения и детективы, боевики, комедии, триллеры, фантастика и 2 % составили другие передачи. Таким образом, престиж, образ жизни, который обеспечивает телевидение современной молодежи далеко не всегда способствует социализации личности, а порой формирует ложное представление о легкой, красивой, беспечной жизни.
При этом ничтожно мал список передач, заставляющих рассуждать, искать смысл происходящего, различать добро и зло, получать истинное наслаждение от настоящей красоты. Формула «спрос- предложение - спрос» становится основной для создателей телебизнеса.
Сила средств массовой информации, учитывая уровень внушаемости населения, безусловно, имеет, на наш взгляд* отрицательные последствия:
- рост инфантилизма молодых людей;
- ощущение одиночества;
- стремление любой ценой соответствовать (порой неосознанно) «идеалам» телегероев;
- увлечение формальной (внешней) стороной имиджа.
Сравнивая докризисную и послекри-зисную ситуацию, компьютерные резюме для поиска работы, а также проанализировав более 500 объявлений о приеме на работу, мы сделали вывод, что требования к кандидатам на работу изменились. В сегодняшнее время востребована, как показывают результаты, личность «с характером», мобильная, психологически сильная, имеющая в своем базовом арсенале конфликтогенностъ как характеристику обеспечивающую проявление личностных качеств. Какими же качествами должен обладать студенческий социум, референтная группа и собственно личность современного молодого человека, чтобы наличие конфликтогенности не мешало соци-
альной адаптации? С этой целью мы провели экспресс-опрос студентов 1-3 курсов.
Сами студенты говорят о большом потенциале, который сегодня имеют молодые люди при преодолении трудностей. Оценка способности к преодолению сложных ситуаций, социальных трудностей, проблем личного характера- выше среднего уровня. Это заметно отличает современную молодежь от предыдущих поколений. Нынешнее имеет довольно высокую самооценку, уверенность в собственных силах, оптимизм, отсутствие страха перед проблемами, и, главное, наличие резерва для преодоления всех встречающихся на пути преград. Явление жизнеутверждающее, а значит дающее возможность при правильном обучении, грамотной поддержке взрослых преодолевать возникающие трудности.
Несмотря на то, что массовое обследование студентов-первокурсников показало, что каждый пятый имеет высокий уровень беспокойства, тревоги, личную кон-фликтогенность, именно социальная адаптивность, умение отвлекаться, не зацикливаться на возникающих трудностях, терпение и собственный оптимизм позволяют сохранять мобильность, устойчивую потребность к деятельности, способность адекватно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения.
Огромное значение в проявлении феномена конфликтогенности имеет конфликт поколений. Вот какое мнение молодежи относительно образа жизни родителей:
• вызывает восхищение - 3 %;
• уважение - 46 %;
• безразличие - 19 %;
• непонимание или раздражение - 15 %;
• затруднились ответить - 17 %.
На вопрос «В какой сфере более всего проявляется конфликт поколений?» распределение ответов подтвердило степень межпоколенческой конфликтности в сфере семейных взаимоотношений, несогласие поколений «отцов» и «детей».
Своеобразие и целостность молодежи как особого поколения проявляется через ее
отношение к прошлому. Если зрелое поколение буквально разорвано противоречивостью в этом вопросе, то для молодежи именно в прошлом находится то, чем можно гордиться и что, соответственно, сплачивает. Это, как свидетельствует опрос, прежде всего победа в Великой Отечественной войне, история страны, культурное наследие.
Что касается настоящего времени, то оно консолидирует молодежь в борьбе прежде всего за экономическое выживание. Реально борьба ведется, разумеется, не поколением в целом, а индивидуально. Данные опроса свидетельствуют, что больше половины молодых людей не участвуют ни в какой организации, а все организации, за исключением профсоюза (14,7 %) и спортивного клуба, секции (12,8 %), не набрали и по пяти процентов. Молодежь настойчиво выделяет деньги как «самое важное в жизни» (20,7 %). Но абсолютизировать меркантилизм молодежи неправомерно хотя бы потому, что больше всего в жизни молодые люди хотели бы добиться все-таки семейного счастья (28,1 %). Таким образом, хотя настоящее время определенно навязало молодежи потребительские интересы, их стремления еще не утратили связи с реальными ценностями бытия. И нам, педагогам, необходимо этим воспользоваться, в противном случае будет поздно.
Конфликтогенность, как социальная и личностная детерминанта характеристики личности студента, протекает в сферах, где лидируют следующие конфликты:
• конфликт, навязанный обществом молодежи;
• конфликт зависимости от родителей;
• конфликт идентификации, связанный с переоценкой прежних отношений и признаваемых авторитетов, после столкновений с действительностью вне пределов домашней обстановки и конфронтации образов и ценностей;
• сексуальный конфликт, связанные с усиливающимся сексуальным влечением и самооценкой социально-эротической адекватности;
• мировоззренческий конфликт, связанный у части молодежи с потребностью создавать себе новую концепцию жизни, вследствие краха имеющейся иерархии ценностей и идеологии.
Как показывают результаты исследования, именно несамостоятельность, слабоволие, неуверенность в себе, отсутствие целеустремленности, стимула делают молодежь уязвимыми в сегодняшнем обществе. Но интересный момент, даже имея определенные трудности, студенты на 22 место поставили посещение психолога. Дискредитация профессиональных навыков вселяет недоверие к специалистам-психологам. В качестве предложения со стороны студентов были высказаны пожелания по усилению человековедческой подготовки молодежи, проведению специальных занятий по преодолению жизненных трудностей, увеличению часов, отводимых на такие предметы, как психология и педагогика.
Сегодня формирование личности молодого человека - это воспитание личности, скорее исповедующей псевдоценности, безудержное перенимание худших образцов массовой культуры, индивидуалистическое утверждение себя.
Преподаватель не продвинется в формировании у студента научного понимания мира, если он не знает, какой образ мира у этого студента уже имеется и насколько его интеллект и мотивационно-потребно-
стная сфера готовы к принятию и усвоению новой для него информации.
Он не преуспеет и в своей работе по превращению общечеловеческих ценностей в собственные ценности студента, если не знает, какие ценности для этого молодого человека стали наиболее значимыми и какие псевдоценности, кажущиеся студенту привлекательными, надо развенчать.
Человековедческая компетентность и постоянная подпитка знаниями по эффективному разрешению конфликтов нужна каждому педагогу в его работе со студентами, чтобы целенаправленно пробуждать в них черты нравственного, а не индивидуалистического характера.
Вот почему студенческому социуму, как конкретному социальному пространству с определенным морально-психологическим напряжением, необходима квалифицированная педагогическая помощь.
Именно поэтому принципиально важным является усиление внимания педагогов к существу конфликтологических факторов, их месту и роли в социализации личности студента. Постоянная опора на реальное знание феномена конфликтогенности позволит существенно снизить уровень проявляющихся противоречий, эффективно, а главное, вовремя решать возникающие проблемы.