Научная статья на тему 'Управление конфликтами в студенческой среде как объект воспитательной работы на факультете вуза'

Управление конфликтами в студенческой среде как объект воспитательной работы на факультете вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина О. Г.

Раскрывается система управления конфликтами в студенческой среде, включающая в себя ряд направлений профилактики и разрешения конфликтов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict management in student environment as an object of educational work at faculties of Higher Education Institutions

The article explores the conflict management system among students, which includes conflict prevention measures and solving of conflicts.

Текст научной работы на тему «Управление конфликтами в студенческой среде как объект воспитательной работы на факультете вуза»

НАУЧНЫЙ ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 371.31

О.Г. Кузьмина

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ КАК ОБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ВуЗА

Раскрывается система управления конфликтами в студенческой среде, включающая в себя ряд направлений профилактики и разрешения конфликтов.

The article explores the conflict management system among students, which includes conflict prevention measures and solving of conflicts.

Ключевые слова: конфликтогенность; воспитательная работа; управление конфликтами; потребности студентов; студенческая среда.

Воспитание у высшей школе базируется на концепции устойчивого развития России и обеспечивает становление перспективных качеств личности гражданина у студентов. Такие цели, как переход к правовому государству, к действенной защите прав каждого гражданина, а также переход от культуры полезности к культуре достоинства, предполагают освоение студентами процедур защиты своих прав и справедливости, процедур мирного разрешения конфликтов, процедур достижения и сохранения сотрудничества [2, с. 132].

Одной из тенденций высшего профессионального образования является обеспечение высокого качества образования. Помимо показателей профессиональной подготовленности, воспитанности, профессиональной культуры как результативных личностных образований студентов внимание профессорско-преподавательского состава вузов сосредоточивается на качестве самого процесса обучения.

Ог того, каким образом удовлетворяются познавательные потребности студентов, мотивационно и технологически обеспечиваются теоретические и гфакгические занятия, зависит мотивация студентов к овладению основами профессионального труда, что в конечном итоге способствует качеству учебно-гфофессиональной деятельности студентов. Среди показателей качества процесса обучения значимое место следует отвести таким моментам, как психологический климат в учебной группе, эмоциональный комфорт, психологическая безопасность. Генеральным показателем перечисленных критериев выступает конфликтогенность студенческой среды как совокупность гфичинно-следственных явлений, вызывающих конфликтные взаимоотношения в студенческой жизнедеятельности, включая совместную учебную деятельность и внеучебные контакты.

Проблема конфликтогенности в педагогической науке занимает одно из центральных положений, так как отражает определенный

106

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 105 -108.

Управление конфликтами как объект воспитательной работы

(предконфликтжый) уровень развития объективных элементов, составляющих понятие «педагогический процесс»: субъекты, их общая культура, способность к обучению и учению; процесс обучения, его дидактическая и организационная основы; взаимоотношения, их сбалансированность и открытость. Несовершенство, а иногда и очевидная ошибочность, некомпетентность приводят к обострению противоречии учебно-воспитательного процесса.

Конфликтогенность процесса обучения наиболее ярко проявляется в студенческой среде. Задача воспитательной работы на факультете состоит в том, чтобы управлять степенью остроты объективных по своей сути противоречий совместной деятельности. Управление конфликтогенностью студенческой среды включает в себя все известные управленческие действия по влиянию на управляемый объект — изменение характера кон-фликтогенности: диатостика, прогноз, планирование, исполнение плана, оценка результата и постконфликтное сопровождение учебного процесса.

Концептуально функция ответственного за воспитательную работу на факультете заключается не в том, чтобы исключить конфликты в студенческой среде (это объективно невозможно, так как конфликты есть сущностная реальность развивающегося явления), а минимизировать последствия негативных конфликтов, организовывать их гфофилакгику, перевести конфликты между студентами в конструктивное поле. Предполагается, что конфликтные ситуации и конфликты между студентами должны стать педагогическим средством. В результате совместной работы над конфликтом, его урегулирования студенты приобретают опыт ненасильственного разрешения трудных ситуаций в жизнедеятельности, что, несомненно, обогащает базовую культуру личности.

С чего следует начинать целенаправленную работу по управлению конфликтностью студенческой среды? Очевидно, с изучения причин, факторов, условий жизнедеятельности студентов. Чтобы выявить правдивое состояние гфичинно-следственных обстоятельств, обостряющих конфликтные взаимоотношения, необходимо соотнести полученные данные в ходе анкетирования (опроса) о причинах конфликтов между студентами с данными, зафиксированными в специальных исследованиях педагогической конфликтологии.

Как показал анализ исследований, посвященных изучению конфликтных отношений в студенческой группе [1, с. 53], причинами, усиливающими конфликтогенность, являются: неразвитость навыков общения — умения понимать другого человека, адекватно выражать свои мысли и эмоции, достигать взаимопонимания; несформированная способность к совместной учебной деятельности, а именно совместно ставить цель, планировать, организовывать и выполнять, сравнивать результат с моделью и вносить коррективы; отсутствие навыков саморегуляции в трудных ситуациях жизнедеятельности — самоконтроля, самоуправления, подчинения своих желаний нормам поведения и обстоятельствам.

Первичная диатостика конфликтогенности студенческой среды направлена на систематизацию по внешним и внутренним причинам. К внешним причинам относятся обстоятельства, приводящие к обострению конфликтных взаимоотношений между студентами, не завися-

107

108

щие от воли и мотивации студентов. Такие конфликтогены, как правило, создают преподаватели и сотрудники факультета. Данные факторы относятся к двум сферам: 1) организационной, призванной обеспечивать оптимальную учебную деятельность; 2) личностной — проявление профессиональной некомпетентности преподавателей, нарушение профессиональной этики. Если студенты вступают в конфликт между собой вследствие некачественного организационного обеспечения процесса обучения или из-за личности преподавателя, то такие конфликты по отношению к студентам следует рассматриваться как вынужденные. Если же в студенческой среде участились случаи ссор, споров, негативных проявлений, связанных с особенностями психического, возрастного или личностного развития, то такие конфликты можно оценить как развивающие. Первые конфликты, очевидно, имеют негативное последствие, их надо предупреждать, минимизировать; вторые — имеют развивающий потенциал. Именно эти конфликтные ситуации должны стать предметом специальною обучения студентов.

Функциональные обязанности заместителя декана по воспитательной работе, как показал анализ регламентирующих документов, не включают на сегодняшний момент положений, охватывающих работу с конфликтами в студенческих группах. Стихийный характер разрешения конфликтов между студентами отрицательно влияет на эмоциональный фон учебного процесса, не отвечает задаче обеспечения личной безопасности студентов в психологическом аспекте. Поэтому руководству вузов, факультетов необходимо совершенствовать должностные инструкции заместителя по воспитательной работе.

Считаем, что управление конфликтами в студенческой среде должно получить системный подход, согласно которому определяются элементы системы, их взаимосвязь, а также желаемый результат. По нашему мнению, система «Управление конфликтами в студенческой среде как объект воспитательной работы на факультете вуза» должна включать в себя три элемента — уровня:

— студенчество как первичный этап выявления потенциально конфликтных зон, инициатива в их объективации для следующих уровней системы;

— преподаватели-кураторы как первично регулирующий этап разрешения выявленных конфликтных ситуаций и конфликтов; организация специального обучения студентов навыкам конструктивного разрешения конфликтов;

— адатинисграция как базовая регламентирующая структура, вырабатывающая нормативные документы, планирующая повышение квалификации преподавателей, а также итоговый этап урегулирования конфликтов.

Каждый элемент системы обеспечен соответствующей организационной структурой; студенчество — старостат — студенческое самоуправление; преподаватели — совет кураторов — методические советы кафедр; администрация — согласительная комиссия. В данных организационных формах существуют свои возможности и ограничения в целостной задаче управления конфликтами в студенческой среде. Координировать и систематизировать работу функционально ответственен заместитель декана по воспитательной работе.

Управление конфликтами как объект воспитательной работы

Представленная система управления конфликтами в студенческой среде может сделать конфликтные ситуации и конфликты мощным пела готических! средством, способным вовлечь студентов в реальное образовательное пространство факультета и обеспечить равноправное и ответственное участие всех сотрудников и студентов в жизнедеятельности факультета.

Список литературы

1. Майорова А.В. Некоторые аспекты изучения конфликтогенности студенческого социума / / Конфликтология как составляющая гравданского воспитания молодежи. М., 2001. С. 53 — 55.

2. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М., 2002.

Об авторе

О.Г. Кузьмина — зам. директора по воспитательной работе, Институт экономики и менеджмента Калининградского государственного технического университета.

УДК 37.02(07)

JI.H. Соколова

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК В СТАРШИХ КЛАССАХ: сущность, ПРИЗНАКИ, типология, Функции

Рассматривается проблематика нестандартного урока. Предпринята попытка унификации определения данного дидактического феномена, выделены его сущностные черты, приведены примеры типологий нестандартных уроков, а также определена его основная функция.

The article is devoted to non-standard lessons. It attempts to unify the definition of this particular didactic phenomenon; to distinguish its main features. The article also provides some examples of typologies of non-standard lessons and defines its basic function.

Ключевые слова-, педагогическая теория и практика; нестандартный урок; формы школьного урока; виды учебной деятельности; игровая деятельность.

В 70 —80-е годы XX века в школьную практику вошли нестандартные уроки, получившие широкое распространение в последующие годы. За 30 с лишним лет вышли в свет десятки учебно-методических пособий, всевозможных рекомендаций по проведению таких уроков и сборников конспектов самих уроков. Теоретическому осмыслению проблемы нестандартного урока посвящены некоторые современные педагогические исследования [1; 3; 4], а также диссертации [2]. Однако в науке нет единого мнения о сущности, признаках и отличительных

109

Вестник РГУ им. И.Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.