Научная статья на тему 'Воспитательная компетентность преподавателя вуза (на примере вуза сельскохозяйственного профиля)'

Воспитательная компетентность преподавателя вуза (на примере вуза сельскохозяйственного профиля) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
869
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА ВУЗА / ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY LECTURER / INSTRUCTION-FOCUSED ENVIRONMENT OF A HEI / PERSONALITY OF A LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Иолдыз Наильевна

Рассматривается воспитательная компетентность педагога как интегральная характеристика его профессионально-педагогической деятельности. Определяются состав (структура) и содержание воспитательной компетентности преподавателя вуза сельскохозяйственного профиля и условия, при которых она формируется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic Competence of a University Lecturer (based on a university of agricultural profile)

The article explores the pedagogical competence of a university lecturer as an integral characteristic of his\her professional activity. Composition (structural components) and content of pedagogical competence and condition of its formation are specified.

Текст научной работы на тему «Воспитательная компетентность преподавателя вуза (на примере вуза сельскохозяйственного профиля)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

средств массовой информации доступ к информационным ресурсам архивов, музеев для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 г. № 795. — Режим доступа: http:/ /www.govemment.ru/ gov/results/12530.

2. Быков, А. К. Формирование патриотического сознания молодежи / А. К. Быков // Педагогика. — 2010.— № 9. — С. 10—20.

3. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. — Москва : Эксмо, 2010. — 688 с.

4. Бим-Бад, М. Педагогический энциклопедический словарь / М. Бим-Бад. — Москва : Большая Российская Энциклопедия, 2008. — 528 с.

5. Савотина, Н. А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи / Н. А. Савотина // Педагогика. — 2010. — № 7. — С. 37—45.

6. Федорова, С. И. Патриотизм — один из решающих факторов безопасности Российского государства и его освещение в современной литературе / С. И. Федорова // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. — Саратов, 2010.

7. Ципко, А. С. Ценности и борьба сознательного патриотизма / А. С. Ципко. — Москва : Изд-во ЛКИ, 2009. — 288 с.

Поступила 19.07.12.

УДК 37.034-057.175

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (на примере вуза сельскохозяйственного профиля)

И. Н. Ганиева (Технологический институт — филиал Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии им. П. А. Столыпина,

г. Димитровград)

Рассматривается воспитательная компетентность педагога как интегральная характеристика его профессионально-педагогической деятельности. Определяются состав (структура) и содержание воспитательной компетентности преподавателя вуза сельскохозяйственного профиля и условия, при которых она формируется.

Ключевыге слова: профессиональная компетентность; воспитательная компетентность преподавателя вуза; воспитательно-ориентированная среда вуза; личность преподавателя.

Профессиональный, гражданский и патриотический долг преподавателя — быть в равной мере специалистом, воспитателем и наставником. Сегодня воспитание может и должно быть понято не только как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности [3].

Наряду с воспитательным воздействием содержания образования огромный эффект имеет личный пример преподавателя: точность, вежливость, аккуратный внешний вид, культура речи, требовательность, последовательность, справедливая оценка. Преподаватель не

имеет права занимать позиции академической бесстрастности в вопросах духовного и нравственного становления студенческой молодежи [12, с. 121]. Профессионализм преподавателя должен оцениваться не только по качеству проводимых занятий, но и по его участию в воспитательной работе.

Одна из важнейших проблем современного профессионального образования — осуществление такой воспитательной деятельности, которая обеспечивала бы личностное и профессиональное становление студента в стенах учебного заведения [5]. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преоблада-© Ганиева Й. Н., 2013

ние стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке квалифицированных специалистов для предприятий и организаций, социальные противоречия внутри образовательных учреждений, неподготовленность самих студентов к личностному и профессиональному развитию.

Основными источниками противоречий, как правило, становятся несоответствие содержания воспитания требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебновоспитательной деятельности и участия в управлении учреждением [8].

Выявлен ряд проблем, связанных с эффективностью воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования. Среди них первая и очевидная проблема, которая накладывает отпечаток на все последующие, — воспитательный процесс функционирует не в полную силу [14]. Следовательно, кураторы не обладают информацией о реальных интересах студентов, а имеющаяся информация фрагментарна, собирается от случая к случаю; отсутствует эффективная и налаженная система общения между преподавателями и студентами; реализация кураторами своих функций является номинальной, нет четкого и отлаженного содержания взаимодействия между куратором и студентами, их эффективного влияния на профессионально-личностное развитие будущих специалистов; нет взаимодействия между структурными подразделениями учебного заведения, участвующими в процессе профессионального воспитания будущих специалистов; попытки эмоционального, духовно-нравственного развития студентов носят случайный, стихийный характер, что влечет за собой их низкую эффективность.

Профессиональное воспитание будущего специалиста, как и любой педагогический процесс, осуществляется под

влиянием целого комплекса условий и факторов различной степени своей выраженности, направленности, устойчивости, интенсивности [7]. Эти условия и факторы являются силами, определяющими эффективность становления личности будущего специалиста, освоения профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений. Одним из таких важных условий выступает воспитательная компетентность педагога.

Воспитательная компетентность педагога рассматривается нами как интегральная характеристика его профессионально-педагогической деятельности. Определение структуры и содержания воспитательной компетентности преподавателя выполнено нами на основе содержательного описания научно обоснованных (феноменологических, методических, деятельностных) аспектов педагогического труда [13]. С учетом сущности и специфики педагогического труда, предназначения профессии, ее роли в обществе; предмета труда; профессиональных знаний, умений; видов деятельности, способов работы, технологий; результата; психологических качеств, желательных для эффективного выполнения педагогической деятельности, общения, профессионального и личностного роста и саморазвития, названные выше характеристики профессионально-педагогической деятельности преподавателя условно объединены нами в четыре основные группы компетенций:

1-я группа — человековедческие, под которыми понимается стержневое профессионально-личностное качество, базирующееся на всестороннем системном знании о человеке как субъекте образования и выражающееся в способности и готовности работать с установкой на человекосозидание как главной содержательной основы профессиональной жизнедеятельности;

2-я группа — социально-педагогические, связанные с гуманитарной направленностью личности педагога, системой ценностных установок и позиций в сфере общения, коммуникативных способностей и умений;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

3-я группа — организационно-методические, отражающие деятельностную природу педагогического труда и включающие в себя высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических задач: аналитических, прогностических, исследовательских;

4-я группа — профессионально-личностные, обеспечивающие педагогу способность ориентироваться и осуществлять выбор в быстро изменяющихся и противоречивых условиях профессионального бытия.

Исследование проводилось нами в Ульяновской государственной сельскохо-

зяйственной академии. Его участниками стали студенты младших и старших курсов трех факультетов. Они ранжировали компетенции из предложенного им списка по степени важности владения (табл. 1). Это позволило определить, какие компетенции, по мнению студентов, являются важными в воспитательной деятельности педагогов, и выявить, что студентам необходимо на I и последующих курсах. Например, стало ясно, что студенты-первокурсники больше нуждаются в тех преподавателях, которые умеют слушать, объяснять, оказывать поддержку.

Т а б л и ц а 1

Ранжирование студентами важности воспитательных компетенций для преподавателя вуза

Младшие курсы Старшие курсы

Компетенции Агроно-миче-ский I Ветеринар-ный II Меха-ниче-ский II Агроно-миче-ский V Ветеринар-ный V Меха-ниче-ский V

1 2 3 4 5 6 7

Человековедческие видеть в человеке смысл и цель, но никогда не средство своих педагогических усилий 1 1 1 2 3 2

иметь целостное представление о человеке как «предмете» своего труда и о себе как основном «инструменте» этого труда 4 5 8 2 1 4

профессионально владеть содержательнопредметной основой для педагогического взаимодействия 3 4 3 1 1 4

владеть логикой и методами реализации профессионального замысла 1 1 2 4 2 1

знать и уметь применять психолого-педагогические основы обучения и воспитания, его закономерности и принципы; структуру, способы и средства организации учебной и внеучебной деятельности 4 5

знать и уметь использовать теоретические основы и способы организации воспитательного процесса 2 2

знать и соблюдать нормы и правила

педагогической этики 12 11

Социально-педагогические

осознавать роль и гуманную сущность общения в педагогической деятельности 11 13

владеть профессиональными знаниями об

особенностях социально-педагогического общения 9 8

уметь проектировать, организовывать, анализировать процесс педагогического

взаимодействия 16 17

иметь способности и опыт организации

индивидуальной, групповой, коллективной

деятельности субъектов образовательного

процесса 11 8

1

1

3 2 11

8 11 10 6

9 9 11 9

7 7 9 5

9 6 7 1

№ 1, 2013

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

владеть приемами и техниками эффективной педагогической коммуникации, создания условий психологической безопасности общения, предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе 1 1 2 3 2 2

обладать профессионально важными качествами личности (эмпатией, терпимостью, справедливостью, отзывчивостью, деликатностью, объективностью и др.) 1 1 2 3 5 2

осознавать и быть готовым нести ответственность за социально-психологический климат и результаты педагогического взаимодействия 3 2 2 2 1 3

Организационно-методические иметь готовность и способность к преподавательской деятельности 10 11 6 8 9 3

иметь опыт организации опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы в сфере педагогики и образования 4 1 2 6 4 7

знать и уметь применять способы и средства консультативной деятельности в вопросах воспитания и обучения 4 4 7 6 7 12

быть готовым к созданию новых ценностей и принятию творческих решений 1 4 1 2 1 3

уметь организовывать воспитательную деятельность в образовательном учреждении 2 1 4 3 5 6

знать способы проектирования учебнопознавательного процесса (отбора содержания, форм, методов и средств обучения) 11 12 13 9 11 14

владеть методами и приемами постановки и решения организационно-управленческих задач в педагогической деятельности 2 1 3 1 1 1

владеть профессиональным языком 3 1 2 7 6 12

иметь эрудицию и широкий кругозор 14 9 3 17 10 5

Профессионально-личностные знать особенности педагогической деятельности, ее структуру, виды, функции, нормы, требования к личности специалиста 1 2 2 4 1 5

осознавать и понимать социальную значимость педагогического труда, его ценности, культуру 3 2 1 2 5 6

иметь позитивное отношение, устойчивый интерес, мотивацию к педагогической деятельности 10 8 10 11 10 13

владеть педагогическими способностями, опытом и навыками педагогической деятельности 1 2 3 3 4 3

иметь способность к профессиональнопедагогической рефлексии 4 5 2 4 3 1

осознавать перспективы собственной профессиональной деятельности, уметь проектировать, планировать, критически оценивать свое профессиональное поведение и деятельность, вносить необходимые коррективы с учетом своих личностных особенностей и способностей 91 осознавать свою ответственность за результаты своей профессионально-педагогической деятельности 2 0 4 81 1 41 8 31 7 11

обладать чуткостью, отзывчивостью, состраданием, сопереживанием, бескорыстием 10 7 3 10 9 4

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Как видим, студенты высоко оценивают по 2—3 компетенции из каждой группы компетенций, причем результаты младших и старших курсов достаточно сильно отличаются друг от друга (коэффициент корреляции показал отсутствие связи между результатами (г = 0,34)). Если студенты младших курсов считают, что преподаватели должны уметь проектировать, организовывать, анализировать процесс педагогического взаимодействия, то студенты старших полагают, что преподавателям гораздо важнее владеть профессиональным языком.

Для определения уровня сформиро-ванности воспитательных компетенций преподавателей вуза мы разработали паспорта компетенций, которые позволили определить содержание каждой компетенции и диагностировать ее [6]. Оценивание производилось экспертной группой, куда вошли руководители и преподаватели с большим стажем воспитательной работы. Среди оцениваемых мы выделили отдельно преподавателей, целенаправленно занимающихся воспитательной работой в вузе — 12 чел., кураторов групп — 23, преподавателей-пред-метников — 16 чел. (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Уровень сформированное™ воспитательных компетенций у преподавателей, %

Компетенции Уровень сформированности Кураторы Специалисты по воспитанию Преподаватели- предметники

Человековедческие Высокий 45 48 22

Средний 55 52 78

Социально -педагогические Высокий 22 26 9

Средний 78 74 91

Организационно-методические Высокий 33 42 13

Средний 67 58 87

Профессионально-личностные Высокий 12 19 10

Средний 88 81 90

Низкий уровень сформированности воспитательных компетенций у преподавателей не выявлен, поэтому в таблице отражены только высокий (профессиональный) и средний уровни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам опроса студентов и диагностики педагогов была установлена необходимость в целенаправленном формировании воспитательной компетентности у преподавателей. Для решения этой задачи был разработан спецкурс, который проводился циклами, во время студенческих каникул; модуль курса был включен также в курсы повышения квалификации, которые проходили преподаватели с 2008 по 2011 г.

С целью повышения уровня воспитательной компетентности преподавателей в вузе был создан Совет по воспитательной работе — коллективный орган, осуществляющий руководство воспитательной работой как в учебное, так и во вне-учебное время [11]. Основными задача-

ми Совета являются разработка стратегии и координация воспитательной работы во всех учебных и воспитательных структурах; координация деятельности ректората, администрации и общественных организаций в области воспитательной работы; обобщение опыта воспитательной работы в вузе, разработка рекомендаций по его внедрению в практику воспитания и совершенствования системы воспитательной деятельности; разработка и подготовка нормативных документов и методических материалов по развитию воспитательной работы; организация и проведение мониторинга, социологических и социально-психологических исследований по воспитательной работе; оказание целенаправленной помощи в деятельности общественных студенческих объединений.

В состав Совета по воспитательной работе вошли проректор по воспитательной работе, представители студенческо-

го коллектива, методисты по внеучебной работе, преподаватели.

Одной из основных задач Совета стало создание воспитательно-ориентированной среды в академии, которая способствовала бы:

— усилению значимости профильноотраслевой направленности содержания воспитательной деятельности, определяющей различия процесса и результата воспитания современных бакалавров агропромышленного комплекса [9];

— целевому ориентированию воспитательной деятельности на подготовку бакалавра сельскохозяйственного профиля, объединяющего качества личности, компетентности и компетенции, имеющие интегральный характер;

— направленностью структурирования средового фактора воспитательной системы на формирование воспитательно-ориентированной среды как условия подготовки бакалавра сельскохозяйственного профиля, отвечающего современным запросам общества и рынка труда в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.

Воспитательная среда максимально приближает, погружает в сферу профессиональной деятельности, причем включение в воспитательную среду вуза различных инновационных проектов [10, с. 47—54] (таких, как Бизнес-инкубатор, Студенческий десант и др.), практики на предприятиях агропромышленного комплекса Ульяновской области многократно усиливает ее воздействие на личность. Советом ведется работа по реализации социальных и трудовых инициатив студенчества, приобретению молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействию личностному развитию и процессам трудовой и социальной адаптации молодежи, по общественному воспитанию, формированию гражданственности и патриотизма у молодежи, привлечению студентов к участию в студенческих специализированных отрядах. Например, через участие в таких отрядах происходят содействие временному и постоянному трудоустройству студен-

тов и выпускников Ульяновской ГСХА; привлечение учащейся молодежи к участию в трудовой деятельности; патриотическое воспитание молодежи, поддержка и развитие традиций ССО, культурная и социально значимая работа среди населения; содействие в формировании кадрового резерва для сельского хозяйства Российской Федерации.

Через участие в Школе инноваторов студенты совместно с преподавателями реализуют себя в таких проектах Бизнес-инкубатора, как «Устройство для загрузки и смешивания минеральных удобрений»; «Устройство для сушки пер-говых сортов»; «Энергосберегающая установка для обработки зерна»; «Обеспечение воздуха в птицеводческих помещениях при помощи фильтра»; «Зворы-кинский проект» и др.

В 2012 г. было проведено повторное анкетирование преподавателей. Его участников мы разделили на две группы: 1-я— прошедшие спецкурс (за время формирующего эксперимента это 65 % преподавательского состава), 2-я — не прошедшие (вновь поступившие на работу и др.). Его резкльтаты представлены в табл. 3.

Данные анкетирования свидетельствуют, что уровень компетентности значительно вырос у преподавателей, прошедших спецкурс, но и у остальных замечена положительная динамика. Это можно объяснить опосредованным влиянием коллег и наличием воспитательно-ориентированной среды вуза.

Воспитательная компетентность преподавателя определялась нами не только по отдельным проводимым мероприятиям, но и по умению интегрировать учебную и внеучебную работу с учетом базовых ценностей будущей профессиональной деятельности студентов [4]. Исследование показало, что данная интеграция возможна, если преподаватель вуза активно участвует в создании воспитательно-ориентированной среды вуза, где каждый студент может найти такой способ деятельности, который соответствует его биопсихосоциальным особенностям и позитивно сказывается на формировании личностных качеств.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Т а б л и ц а 3

Результаты повторного оценивания воспитательных компетенций преподавателей, %

Уровень Кураторы Специалисты Преподаватели-

Компетенции сформиро- по воспитанию предметники

ванности 1-я 2-я 1-я 2-я 1-я 2-я

группа группа группа группа группа группа

Человековедческие Высокий 65

Средний 35

Социально-педагогические Высокий 55

Средний 45

Организационно-методические Высокий 69

Средний 31

Профессионально-личностные Высокий 56

Средний 44

Воспитательная работа — это не хобби, она требует специальной подготовки, причем не эпизодической, а систематической [15]. И если «искусство воспитывать» должны воплощать преподаватели вузов, значит, в первую очередь их надо обучать научным основам и практическим приемам этой деятельности, и прежде всего — психологии и педагогике [1]. Преподавателей нужно обучать умению общаться с людьми другого поколения, с иными представлениями и иной шкалой ценностей, понимать и учитывать позиции, интересы, вкусы и взгляды студенчества [2]. Преподаватель должен воспитывать всем своим поведением, высоким духовно-нравственным обликом, увлеченностью делом, творческим подходом, эрудицией и креативностью, академической культурой и профессиональной этикой, четкостью исполнения обязанностей и трудовой дисциплиной, принципиальностью, разумной требовательностью к себе и обучающимся.

Таким образом, при всей важности характеристик тех или иных качеств специалиста, которые, несомненно, влияют на его деятельность, очевидно, что, только ориентируясь на высокие образцы профессиональной деятельности, реконструируя и проектируя ее содержание, моделируя сам процесс ее формирования в ходе профессиональной деятельности, возможно разумно оценить результаты деятельности педагога вуза в области воспитательной работы.

52 75 52 62 48

48 25 48 38 52

32 65 36 45 35

68 35 64 55 65

43 89 48 46 33

57 11 52 54 67

32 59 40 45 25

68 41 60 55 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова, М. Факторы становления карьеры студента и преподавателя / М. Александрова // Высш. образование в России. — 2007. — № 2. — С. 166—168.

2. Богданова, Р. У. Реанимация или обновление (основные подходы к воспитанию студентов в инновационном вузе / Р. У. Богданова // Студенчество, диалоги о воспитании. — 2008. — № 2. — С. 7—9.

3. Болонский процесс : Результаты обучения и компетентный подход (книга-приложение 1) / под науч. ред. В. И. Байденко. — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с.

4. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. — 2006. — № 5. — С. 59—65.

5. Веледенская, О. В. Из опыта реализации модели интеграции обучения и воспитания в подготовке компетентного специалиста / О. В. Веле-денская // Материалы международной научнопрактической конференции «Профессиональное образование: вопросы теории и инновационной практики» / под науч. ред. Г. В. Мухаметзяно-вой. — Казань, 2011. — С. 231.

6. Ганиева, И. Н. Модель воспитательной системы и условия ее реализации в высшем учебном заведении / Й. Н. Ганиева // Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность : материалы науч.-практ. конф. — Димитровград, 2010. — С. 16—23.

7. Данилюк, А. Я. Основные направления воспитательной работы в современном вузе [Электронный ресурс] / А. Я. Данилюк. — Режим доступа: www.gup.ru/events/news/conference/ daniluk.doc.

8. Домрачева, С. А. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов-психоло-гов / С. А. Домрачева // Материалы международной научно-практической конференции «Профес-

№ 1, 2013

сиональное образование: вопросы теории и инновационной практики». — С. 40—41.

9. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — 3-е изд., перераб., доп. — Москва : Академический проект ; Фонд «Мир», 2006. — 336 с.

10. Кашапов, М. М. Психология творческого мышления профессионала : монография / М. М. Кашапов. — Москва : Пер Сэ, 2006. — 688 с.

11. Матушанский, Г. У. Системный подход в проектировании маршрутов непрерывного профессионального образования научно-педагогических кадров / Г. У. Матушанский // Материалы международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: вопросы теории и инновационной практики». — С. 66—67.

12. Мухаметзянова, Г В. Профессиональное образование : системный взгляд на проблему / Г. В. Мухаметзянова, отв. ред. Н. Б. Пугачева. — Казань : Идеал-Пресс, 2008. — 608 с.

13. Носко, И. В. Компетентностная модель выпускника вуза — бакалавра педагогики : учебно-методическое пособие / И. В. Носко. — Владивосток : ДВГУ, 2008. — 213 с.

14. Пономарев, А. В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста : монография / А. В. Пономарев. — Москва : ИКАР, 2009. — 430 с.

15. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я. И. Кузьмина, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова // Вестн. образования. — 2007. — № 7. — С. 20—34.

Поступила 13.05.12.

УДК 371.7

СРЕДОВОИ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ж. В. Шарафуллина (Коми государственный педагогический институт),

С. А. Уланова (Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, г. Сыгктыгвкар)

Анализируется проблема сущности здоровьесберегающей среды и ее функций. Предлагается авторское определение здоровьесберегающей среды, обосновывается ее структура. Авторы указывают на перспективность связи средового и деятельностного подходов в практике здоровьесбережения школьников.

Ключевыге слова: средовой подход; здоровье; здоровьесберегающая среда.

В теории и практике здоровьесбере-жения современная педагогика, как известно, уже сделала свои первые шаги. На сегодняшний день мы располагаем результатами докторских исследований в сфере здоровьесберегающей педагогики, в сфере применения соответствующих технологий, реализации локальных программ здоровьесбережения (А. А. Коробейников, А. М. Митяева, Г. А. Мысина и др.). Громко заявили о себе ученые Санкт-Петербурга, издав «Энциклопедию педагогической валеоло-гии» (2010 г.). Появились междисциплинарные исследования по проблеме здо-ровьесбережения (Э. Н. Вайнер, Н. Н. Куинджи, Н. К. Смирнов и др.). Предлагаются авторские здоровьесберегающие программы и методики (М. Е. Коржова, Л. Г. Крыжановская

и др.). Однако на этом фоне все еще недостаточно освещенным остается вопрос средового фактора здоровьесбереже-ния, понимания сущности здоровьесберегающей образовательной среды, ее специфики и структуры.

Анализ литературы показывает, что понятие здоровьесберегающей среды употребляется сегодня в весьма свободном межнаучном контексте и пока еще не имеет завершенного педагогического истолкования. Даже в тех случаях, когда это понятие рассматривается с интересующей нас точки зрения, оно трактуется поверхностно, без учета педагогических нюансов категории «среда» и с неоднозначной интерпретацией понятия «здоровье».

Насколько мы можем судить, сложившаяся ситуация вызвана двумя при© Шарафуллина Ж. В., Уланова С. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.