Научная статья на тему 'Конфессиональная геополитика разрешения этноконфессиональных конфликтов'

Конфессиональная геополитика разрешения этноконфессиональных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
661
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дринова Елена Михайловна

Рассматривается новое направление в социальной философии геополитики, которое занимается проблемой регламентации и регулирования этноконфессиональных отношений в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфессиональная геополитика разрешения этноконфессиональных конфликтов»

лена на освоение имеющихся «свободных ниш» в образовательном пространстве региона.

Таким образом, внесение коррективов в организацию системы высшего образования региона и направления инновационной деятельности вузов позволит сделать рынок образовательных услуг Волгоградской области еще более привлекательным и эффективным.

Ь 'I * |'

Е. М. ДРИНОВЛ (Волгоград)

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА РАЗРЕШЕНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Рассматривается новое направление в социальной философии геополитики, которое занимается проблемой регламентации и регулирования этно-

конфессиональных отношений в социуме.

Конфессиональная геополитика - это новое научное направление в социальной философии и, вместе с тем, новая научная дисциплина, и сфера политической деятельности государства, регламентирующей поле этноконфессиональных отношений по следующим позициям: отношение государства к конфессиям, законам, регулирующим национальные и конфессиональные отношения, формам разрешения этноконфессиональных конфликтов и религиозного терроризма; взаимоотношения между этноконфессиональными группами в государстве; отношение государства к модификации этноконфессионального пространства; моральный статус исполнителей религиозных террористических актов; социальный статус пострадавших; принципы регулирования этноконфессиональных отношений в обществе. Видно, что область этноконфессиональной регуляции у конфессиональной геополитики значительно шире, чем у геополитики.

Конфессиональная геополитика должна стать частью государственной политической деятельности, связанной с расширением геополитического пространства государства посредством оптимизации кон-

фессиональной свободы. Известно, что попытки стереть или каким-то образом изменить границы этноконфессионального пространства в государстве приводят к конфликтам или терроризму. В начале XXI в. это явление относят к глобальным проблемам современности. Следует отметить, что сегодня отсутствуют эффективные технологии по разрешению этой проблемы. Мы полагаем, что в рамках конфессиональной геополитики возможны ее целостное рассмотрение и оптимальное разрешение. В этой статье предлагается модель технологии по предотвращению и разрешению этноконфессиональных конфликтов. Мы полагаем, что воздействие на субъектов конфликта должно осуществляться одновременно на макро- и микроуровнях. Макроуровень предполагает активные действия на уровне государства. На микроуровне воздействие оказывается, либо на небольшую этническую группу, задействованную в конфликте, либо на отдельно взятого человека (как правило, это харизматический лидер). Как показывает мировая практика, при разрешении этноконфессиональных конфликтов используется, как правило, одностороннее воздействие на макроуровне на субъект конфликта, хотя это малоэффективно. Мы предлагаем использовать модель, которая оказывает целостное воздействие на все поле конфликтных отношений, в результате чего происходят необратимые изменения в пространственной характеристике субъекта. Остановимся подробно на положениях, которые легли в основу концепции разрешения этноконфессиональных конфликтов.

В процессах антропо- и этногенеза происходит формирование этнических и конфессиональных доминант. Доминанты амбивалентны по своей сути, они несут в себе мощные как созидательные, так и разрушительные заряды. Позитивные заряды способствуют становлению и расцвету этносов: закрепляют традиции, законы, нормы поведения. К негативному аспекту функционирования доминант относится их разрушительная сила.

Этнос, культура которого опирается на традицию, структурирует социальное пространство посредством легитимизации мифологем. Древнейшие мифологемы первоначально способствовали структуризации

© Дринова Е.М., 2007

социального пространства, а затем - формированию первых представлений о сакральном. Процессы модификации пространственных структур, вызванные процессами этногенеза и связанные со становлением монотеизма, способствовали переходу сакрального пространства в иное качественное состояние. В результате модификации сакральное пространство перешло в форму этноконфессионального пространства.

Представления о сакральном относятся к древнейшим пластам бессознательного, они созвучны с архетипом самости. Сакральное выступает как трансцендентное, внемирное. Сакральное как внемир-ное не может быть помыслено, оно выступает как изначально Сущее. Этнические доминанты человечества появились позднее, в силу чего воздействие на них посредством техник психосинтеза более успешно, чем на более древние пласты бессознательного, связанные с сакральными представлениями.

Социальный институт религии использует различные механизмы для закрепления и расширения этноконфессионального пространства. Мы полагаем, что одной из легитимных форм закрепления пространственных границ становится признание на государственном уровне определенной конфессии.

На первый взгляд может показаться, что этноконфессиональный конфликт является случайным модификатором пространства. Однако это утверждение - большое заблуждение. Конфликты изначально присущи всем развивающимся социальным системам. На наш взгляд, проблема заключается в том, что деструктивные составляющие этнических и конфессиональных доминант длительное время могут находиться в состоянии потенции. Их манифестация, как правило, происходит в процессе социогенеза или конфессионально окрашенного партогенеза, что при определенных условиях приводит к войнам и этноконфессиональным конфликтам.

В начальной стадии этноконфессионального конфликта, под воздействием мотивационных факторов, сознательно муссируемых в обществе, происходит вытеснение в сферу бессознательного позитивных компонентов этнических и конфессиональных доминант. Одновременно наблюдается манифестация деструктивно окрашенных паттернов, отягощенных проявлениями националистической ортодок-

сии, которая накладывается на благоприятную политическую почву, расцветает, индуцирует и принимает форму «массового психоза».

Мы предлагаем одновременное использование двух методик при разрешении этноконфессиональных конфликтов. Первая методика ориентирована на переговорный процесс и основывается на деятельности государственных и международных структур по урегулированию конфликта. Она предполагает международные переговоры как способ мирного урегулирования этноконфессиональных конфликтов. Вторая методика в качестве теоретической базы обращается к техникам психосинтеза. Одновременное использование техник психосинтеза и ведения переговорного процесса в разрешении этноконфессионального конфликта весьма эффективно.

Необходимо пояснить позицию автора теории психосинтеза Р. Ассаджиоли в вопросе разрешения конфликта. Концепция психосинтеза Р. Ассаджиоли разрабатывалась и использовалась в психотерапии для лечения определенных патологий. Считается, что индивидуальный психосинтез является частным проявлением всеобщего закона межиндивидного и космического синтеза. Человек в этом мире не может существовать изолированно, он тесно связан с другими людьми, социальными группами, институтами. Одновременно человек является представителем таких социальных институтов, как семья, религия, государство. Раздвигая границы контактов человека, можно выйти на понятие этноса, нации, затем цивилизации и человечества в целом.

Следующее положение основывается на том, что все индивиды включены в надындивидную духовную Реальность, каждый из них является ее частью. Р. Ассаджиоли считал, что индивидуальные конфликты, как и межгрупповые, имеют общие черты, и если возможно разрешение внутриличностного и межличностного конфликтов посредством техник психосинтеза, то необходимо использовать эти техники и для разрешения глобальных конфликтов. Согласно Р. Ассаджиоли, межперсо-нальный психосинтез действует по тому плану и использует те же методы, что и индивидуальный психосинтез 1. Исходя из

1 См. Ассаджиоли, Р. Психосинтез / Р. Ассаджиоли. М., 1994.

этого, мы полагаем, что внутриличност-ные конфликты, как и этноконфессио-нальные конфликты, разрешаются по одной и той же схеме и теми же методами. Исследователи выделяют в психической структуре личности наличие следующих структурных блоков, к которым относят низшее, среднее и высшее бессознательное, коллективное бессознательное, поле сознания, сознательное Я и высшее Я. Все структурные компоненты являются взаимосвязанными и взаимодополняющими, каждый из них имеет свою специализацию.

Нам близка позиция Р. Ассаджиоли, который полагал, что существует тесная взаимосвязь между человеком и общественной системой. «Каждое человеческое существо и каждая группа являются элементами, клетками, органами, живыми частями большого организма, из которого состоит все человечество. Единство происхождения, природы и цели, а также конструктивная зависимость и солидарность всех людей и групп составляют духовную, психологическую и практическую реальность»1. Техники психосинтеза оказывают воздействие на психологическое прошлое и родовое наследие этноса и человека. В основе психосинтеза лежит сознательное использование механизмов самоидентификации или дисидентификации. Согласно концепции Р. Ассаджиоли, самоидентификации - это внутреннее ощущение чистого самосознания, не зависимого от всего того внешнего, что переживает в данный момент субъект.

В концепции М. Руффлер самоидентификация понимается как осуществление духовного Я, которое понимается как духовный центр человека, энергетический водоворот жизненной любви-воли. Я может выражать себя через бессознательное и через личность. «Я является многомерным, имманентным и одновременно трансцендентным. Оно вездесуще и является большим, чем индивидуальное сознательное или бессознательное» 2. Для самоидентификации характерно обращаться к более современным пластам человеческой психики. Термин «самоидентификация» предполагает что над субъектом властвует все то, с чем он себя отождествляет. Од-

1 Ассаджиоли, Р. Психосинтез / Р. Ассаджиоли. М., 1994. С. 163.

1 Руффлер, М. Игры внутри нас / М. Руф-

флер. М., 1998. С.180.

новременно субъект может властвовать над тем и контролировать все то, с чем он себя растождествляет. Этот термин многозначен, его характеризует наличие следующих параметров:

- в чувственно-эмоциональной сфере человек может отождествлять себя со слабостью, виной, страхом, иными словами, с той эмоцией, которая ограничивает его жизненное пространство; негативные эмоции формируют определенный стереотип поведения;

- в социальной сфере человек, как правило, идентифицирует себя по одной или двум базовым позициям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению способности к самоидентификации с другими частями своей личности. Самоидентификация происходит по тем параметрам, которые составляют для субъекта высшую ценность, - это то, чему субъект придает наибольшее значение.

При исследовании функционирования механизмов самоидентификации представляет интерес полоролевой подход, разработанный Парсонсом, который рассматривал роль как место пересечения базовых ценностей, нормативных ожиданий и мотивации. Роль, полагал Парсонс, имеет определенную социальную идентичность в рамках системы социальных связей. Речь идет о базовой роли, или функции, с которой идентифицирует себя субъект в обществе. Полоролевой подход Парсонса имел и свои недостатки. Ролевую идентификацию Парсонс связывал с определенным полом, что, на наш взгляд, значительно сужает сферу идентификации. Что же касается этноконфессиональной идентификации, то ее формирование происходит в психических структурах среднего бессознательного. Мы полагаем, что этнокон-фессиональная идентификация, как самоидентификация субъекта, - это акт волеизъявления и осознания себя частью этноконфессиональной реальности. Понятия «этноконфессиональная идентификация» и «самоидентификация» имеют различия. Этноконфессиональная идентификация характерна для этноса или этнической группы в период манифестации определенной конфессии в обществе. Процессы этноконфессиональной самоидентификации переживают субъекты, для которых характерно наличие ортодоксальных установок в этническом сознании. .

На первом этапе работы с этнокон-фессиональной группой необходимо распознавание и осознание всех тех психических структур, которые осознаются субъектом, а также тех, что скрыты в низшем бессознательном и не являются осознанными для человека. Второй этап связан с трансформацией и принятием всех психических структур, которые не желательны для субъекта в силу того, что обладают пугающим и разрушительным потенциалом. «Требуется немало сил и отваги для того, чтобы взглянуть на них и принять их такими, какие они есть, со всеми их отрицательными качествами: злобой, страхом, ненавистью, гневом. Взаимоотношения с подавляемыми частями нашей личности требуют истинной любви и сострадания. Истинное принятие есть акт любви. Такое принятие порождает глубинные личностные изменения, благодаря чему человек становится способным к состраданию и пониманию» 1. Следующий этап заключается в координации и трансформации психодинамической структуры личности. На этом этапе происходит синтез противоречивых психодинамических структур, которые группируются вокруг объединяющего центра, а также моделирование внутренней программы, к созданию которой субъекту необходимо стремиться.

В этом процессе используются все имеющиеся в распоряжении субъекта энергии: силы, которые освобождаются в процессе разложения бессознательных комплексов; стремления, которые скрыто присутствуют на разных психологических уровнях. Чтобы использовать эти бессознательные силы, многие из них нужно «транс-мутировать», превратить в нечто иное. Новый центр, образовавшийся в результате интеграции и синтеза, начинает воздействовать на коллективное и низшее бессознательное психики субъекта. Когда происходят осознание и принятие древних паттернов коллективного бессознательного, тогда они теряют свои дезинтеграционные силы. Результатом проделанной работы становятся осознание, принятие и ди-сидентификация негативных паттернов национализма, религиозного фанатизма. Паттерны утрачивают возможность контролировать ситуацию в силу того, что их

1 Руффлер, М. Указ. соч. С. 32.

потенциал переходит в латентную форму.

Таким образом, используя методики психосинтеза, можно активно воздействовать на личность, группу, этнос. Психосинтез дает возможность изменять психологические паттерны и тем самым позитивно воздействовать на настоящее как личности, так и этнической группы. Что, в конечном счете, приводит к разрешению этноконфессионального конфликта. Следует отметить, что технологии психосинтеза в настоящее время только начинают применяться в относительно небольших этнических группах. Первые практические позитивные результаты мировая практика уже имеет, они были продемонстрированы в Грузии. Сложность проблемы заключается в том, что необходимо воздействовать как на этнические паттерны, которые в историческом аспекте являются относительно молодыми, так и на одни из самых древнейших пластов человеческой психики - паттерны, связанные с существованием сакрального, трансцендентного, то, что понимается как архетипы самости и тени. Мы полагаем, что при разрешении этноконфессиональных конфликтов необходима совместная деятельность специалистов, работающих в сфере психотерапии, и государственных структур.

О. А. ВОЛКОВА (Балашов)

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МАРГИНАЛЬНОСТИ ИНДИВИДОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Рассматриваются проблемы профессиональной идентичности и маргинальности индивидов, а также социальных групп. Проводится анализ теории вопроса применительно к переходному состоянию России на рубеже XX - XXI вв.

В основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации; вопрос состоит в том, с чем и с кем идентифицирует себя человек, выбирающий или отвергающий ту или иную

© Волкова О.А., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.