Научная статья на тему 'Конфессиональная геополитика: предмет и анализ структуры'

Конфессиональная геополитика: предмет и анализ структуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / ВОЙНА / ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИЯ / ЭЛИТА / МИР / ПРАВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕОПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дринова Е. М.

В статье указывается на потребность в существовании конфессиональной геополитики, ссылаясь на проблемы, вызванные реалиями мировой цивилизации, переживающей очередной глобальный кризис. Основной причиной кризиса автор считает деструктивные проявления религиозного фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфессиональная геополитика: предмет и анализ структуры»

Е.М. Дринова

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА: ПРЕДМЕТ И АНАЛИЗ

СТРУКТУРЫ

Возникновение новых научных направлений, формирующихся на стыке различных, иногда весьма отдаленных друг от друга, дисциплин явилось особенностью развития науки последних десятилетий. Одной из причин этой тенденции - трансформации, происходящие в мире и нуждающиеся не только в изучении, но и в разрешении. Глобальная проблема мировой цивилизации - антропологический кризис и, в частности, такое его проявление, как этноконфессиональные конфликты и религиозный терроризм. Сегодня данные деструктивные процессы, связанные с человеческим фактором, стали важным объектом философского и научного анализа. Философия на протяжении всей своей истории развития занималась проблемой деструктивности в контексте взаимозависимости религии и войны. Достаточно интересно этот процесс описывался еще в предфилософский период. Так, Гомер в «Илиаде» рассматривал войну как кровавого палача, которому безразлично, кого и где убивать. Позднее Гераклит говорил о войне как о движущей силе мира. Платон в «Законах» обратил внимание на то, что практически все народы и государства воюют между собой. Однако он, избегая односторонности в трактовке этой проблемы, утверждал при этом, что война - явление ненормальное. Представители средневековой философии Ориген и Тертуллиан высказывали негативное отношение к любым военным действиям. Они полагали, что верующие и служители культа не должны браться за оружие, даже если это дело государственной важности. Однако после того, как христианство стало официальной религией в Римской империи, святой Августин обосновал понятие «священной войны» в защиту церкви и веры, затем Фома Аквинский заявил о допустимости военных действий, если они ведутся по воле высшей, то есть божественной, власти. Позднее эти идеи развили Лютер и Кальвин. В эпоху Возрождения появилась концепция Н. Макиавелли, оправдывающая убийство, измену и восхваляющая войну как достойное средство, которое может привести человека к власти. Однако автор не связывает воедино понятие религии и войны, но при этом высказал интересное положение о том, что правителю для достижения своих целей необходимо казаться религиозным. Подобное сочетание псевдорелигиозности с проведением активных военных действий зачастую дает поразительный эффект, в результате чего правящая элита получает безграничную власть в свои руки.

И. Кант в работе «Предполагаемое начало человеческой истории» указывал на необходимость войны, но только в определенные периоды времени. Однако он считал, что человечество должно отказаться от враждебных отношений между народами посредством реформирования моральных законов общества. Особое внимание уделяется проблеме «вечного мира», в основании которой находится принцип «чистой религии разума», предполагающий моральное исправление всего человечества. Речь идет о переходе от церковной веры к всеобщей религии человечества, в результате чего в отдаленном будущем возможно существование этического (божественного) государства на земле. Обязательным условием мирного сосуществования народов являются: уничтожение постоянных армий, запрет на вмешательство одного государства в политические дела другого, наличие всемирно-гражданского права, введение республиканского строя и образование федерации свободных государств. Представители русской философии - славянофилы, исследуя отношения церкви и государства, предлагали воплотить в жизнь христианские идеалы, в частности - построение общего фундамента мировой цивилизации в лоне Вселенской церкви. Далее эти идеи развивались в среде русской эмиграции, что было связано с геополитическим течением, получившим название евразийство, в качестве представителей которого выступали Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, И. А. Ильин, Г.В. Вернадский. Они рассматривали Россию как субконтинент, отличающийся от Европы и Азии, но в культуре которого сочетаются как европейские, так и азиатские элементы.

В геополитике конфессиональная проблематика анализируется с позиций экспансии и ее воздействия на территорию государства. Первым на это обратил внимание Ф. Ратцель, исследуя законы пространственного роста государств. Ученый полагал, что закон пространственной экспансии (расширения государства) действует в периоды развития его культуры. В геополитике территориальное расширение рассматривается как самодостаточное, если в его рамках сочетаются географические, демографические и социокультурные параметры. Необходимость и неизбежность пространственного расширения

предполагают отказ от концепции «нерушимости границ». С этих позиций экспансия представляется как естественный процесс, а расширение пространственных характеристик государства является универсальной тенденцией. В данном процессе необходимо присутствие таких элементов, как народный темперамент и сила духа. Иррациональный аспект экспансии, заключающийся в экзистенциальном опыте, включает в себя укрепление веры индивидуума и получение морального удовлетворения от победы, славы, переживания «чувства господства» и «власти» не только над пространством, но и над подчиненным населением. О. Шпенглер, развивая эти положения применительно к религии, утверждал, что экзистенциально-трансцендентальный прорыв буддизма, христианства и ислама ломал привычные рамки пространственных границ мировых цивилизаций.

В последнее десятилетие отмечается определенный интерес к исследованию геополитики и религии. Известный французский историк и социолог Франсуа Тюаль в работе «Геополитика православия» рассматривает стратегию Православной церкви, начиная с периода официального раздела между православным и католическим пространством. Ученый считает, что в основе окончательного разделения православия и католицизма находятся теологические формулировки. Развивая эту мысль, можно предположить, что первоначально религиозная догматика, а затем мессианские идеи, являлись движущим фактором геополитических изменений этноконфессионального пространства. Однако российские геополитики А.Г. Дугин, С.Н. Бабурин полагают, что геополитическая миссия страны всегда базируется на культурном факторе. Они строят геополитические концепции об основах русской цивилизации на принципе соборности, единстве восточнославянских народов и наличии традиционной многоукладной экономики. Интересную трактовку геополитического фактора дает С. Хантингтон, рассматривающий межцивилизационный конфликт как конфликт между исламом и христианством. Этот многовековой конфликт лежит в самой природе монотеистических религий, несовместимости аксиологических установок западных и восточных моральных ценностей, а также в фундаментальных вопросах влас-ти и культуры.

Трагические сентябрьские события в США 2001 го-да позволили рассмотреть эту проблему в ином контексте. Западные геополитики стали усиленно заниматься разработкой программ национальной безопасности, направленных, в первую очередь, на защиту собственных границ и на организацию коллективной обороны, выходящей за пределы США и Западной Европы. Бельгийский исследователь Петер ван Хам особое место в своих работах уделяет проблемам борьбы против международного терроризма. Его концепция исходит из необходимости существования системы глобального правления для сохранения мировой безопасности. Похожей точки зрения придерживается американский исследователь Ричард Куглер. Он отмечает, что еще только несколько лет назад главной угрозой человечеству были проблемы этноконфессиональных конфликтов. Сегодня ситуация изменилась. Процессы глобализации привели к «раздвоению мира», что многократно усилило угрозу религиозного терроризма. Поэтому совместная стратегия Америки и Европы, по его мнению, должна быть направлена на совершенствование системы государственного управления, модернизацию обществ и, прежде всего, на борьбу с международным терроризмом. Известный немецкий социолог У. Бек рассматривает процессы глобализации с позиций геополитической и культурной составляющей. Он считает реальностью существование мультикультурного сообщества, которая, к сожалению, не учитывает взаимного влияния незападных культур, что приводит человечество к перманентным мировым кризисам. В своей работе «Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию» У. Бек развивает концепцию космополитической демократии, которая должна защитить мировую цивилизацию от «варварства», и намечает пути ее достижения. В центре этой космополитической модели стоит индивид, а за процессы, ведущие к мировому гражданскому обществу, отвечают ООН и неправительственные организации. Таким образом, краткий обзор философских и геополитических концепций показывает многообразие подходов к конфессиональной проблеме. Следует отметить, что сегодня в гуманитарных науках еще не сложилось единой теоретико-практической концепции, учитывающей многообразие различных подходов к решению данной проблемы.

По нашему мнению, современное знание в данной сфере должно исходить из всестороннего анализа этноконфессиональной действительности с учетом геополитического фактора, при этом особое внимание необходимо уделять ее негативной составляющей. Давно уже назрела необходимость не только изучения и объяснения религиозного воздействия на различные сферы социума, но и разработки стратегических программ, направленных на предупреждение и нивелирование деструктивных реакций со стороны монотеистических религий. Конфессиональная геополитика формируется как комплексное целостное знание, которое находится на стыке социальной философии и геополитики, политологии и культурологи, социологии и истории. Данный термин является пока новым для научной мысли, хотя в гуманитарных

науках уже использовалось такое понятие, как религиозный фактор в геополитике, посредством которого объясняется роль монотеистических религий в становлении государственности. Это более узкое понятие, связанное с процессами экспансии. Понятие же «конфессиональная геополитика» - более широкое, включающее в себя не только новую научную дисциплину, но и сферу политической деятельности государства, связанную с расширением его геополитического пространства посредством оптимизации конфессиональной свободы. Она изучает этноконфессиональные отношения по следующим позициям:

- анализ и регламентация конфессиональных изменений в государстве;

- отношение государства к конфессиям и законам, регулирующим их;

- стратегические модели разрешения этноконфессиональных конфликтов и актов религиозного терроризма;

- взаимоотношения между этноконфессиональными группами в государстве и их модификации в этноконфессиональном пространстве;

- моральный статус исполнителей религиозных террористических актов, социальный статус пострадавших;

- принципы регулирования этноконфессиональных отношений в обществе.

Рассматриваемый нами научный предмет имеет многоуровневую структуру, состоящую из теоретической, практической и прогностической сторон, каждая из которых на своем уровне занимается этими проблемами. В теоретическом аспекте конфессиональная геополитика направлена на изучение воздействия конфессионального фактора на пространство государства. Особое место на этом уровне занимают философское исследование неустойчивого состояния этноконфессионального пространства, анализ его функционирования в мировой геополитической системе, уточнение и разработка понятийного аппарата конфессиональной геополитики, эмпирические исследования, разработка методологии. Предметом конфессиональной геополитики является динамика модификаций этноконфессионального пространства в социуме. Известно, что процессы модификации способствовали возникновению глобальных проблем современности, таких, как этноконфессиональные конфликты и религиозный терроризм. Основной задачей конфессиональной геополитики на теоретическом уровне является изучение процессов изменения этноконфессионального пространства.

Практические аспекты конфессиональной геополитики связаны с регламентацией нормативноправовых отношений в конфессиональной сфере на государственном и мировом уровнях, обеспечением безопасности и созданием эффективных моделей по стратегическому партнерству. Новые геополитические угрозы, обусловленные деструктивным воздействием религиозного фактора, обостряют нестабильную обстановку во взрывоопасных регионах и представляют опасность для общих интересов, ценностей и мировой безопасности. Здесь планируются разработка международных стратегических программ, направленных на обеспечение мировой безопасности, предотвращение и разрешение этноконфессиональных конфликтов и актов религиозного терроризма. Прогностический уровень конфессиональной геополитики предполагает моделирование вероятностных форм этноконфессионального пространства. В рамках этого направления особое внимание уделяется прогнозированию и моделированию этноконфессиональных процессов. Прогнозирование дает возможность использовать как накопленный в прошлом опыт, так и допущения с целью определения будущей модели этноконфессионального пространства на определенной территории. Анализ большого эмпирического материала, рассмотрение различных вариантов устойчивого состояния этноконфессионального пространства позволяют разработать гипотетические модели, которые будут задействованы мировым сообществом в ближайшем и отдаленном будущем. Они могут быть эффективным инструментом при разработке и внедрении в практику в каждом конкретном случае, касается ли это арабо-израильского или индо-пакистанского конфликтов.

Конфессиональная геополитика находится в стадии становления, поэтому она нуждается в уточнении и разработке своего категориального аппарата. Вместе с тем следует отметить, что конфессиональная геополитика имеет свои терминологию и язык. Ее категориальный аппарат представлен такими понятиями, как: этноконфессиональное пространство, конфессиональная экспансия, миссионерская деятельность, религиозный терроризм, этноконфессиональный конфликт, самоидентификация и др. Одни заимствованы из смежных дисциплин, другие являются новыми и нуждаются в философском осмыслении. В связи с этим предлагаем как основную категорию конфессиональной геополитики рассматривать этноконфессиональное пространство (определенную территорию, которую занимает этнос, имеющий конфессиональную окрашенность). Пространство структурировано по численному показателю, оно биструктурно по своей сути. Мы выделяем два типа структур: гомогенные и гетерогенные. Первые строятся по принципу: один народ - одна религия. Как показывает практика, гомогенная структура

встречается довольно редко. Она устойчива, менее подвержена изменениям. Действующие на конфессиональном уровне механизмы идентификации способствуют ее сплочению. Этноконфессиональная идентификация способствует процессам укрепления пространственных характеристик государства. Следует отметить, что наличие такой структуры говорит о том, что данный вид пространства находится в состоянии покоя. Гомогенность пространственных характеристик препятствует проявлению сепаратистских установок на государственном уровне. Эта структура характерна для самодостаточных государств, которые обладают суверенитетом и охраняют свои границы.

Гораздо чаще, чем вышеназанная, в современном мире встречается гетерогенная структура этноконфессионального пространства. Она характеризуется наличием большого числа этносов и присутствием различных конфессионально окрашенных форм. Формированию гетерогенности пространственных характеристик способствуют процессы политической и экономической нестабильности, тотальной миграции и глобализации. При столкновении жизненно важных интересов конфессий неоднородность пространственных форм в государстве может быть использована этносом в качестве достаточного основания для сепаратизма. Однако такие позитивные установки, как общие экономические и политические интересы, сближают субъекты этноконфессионального пространства и препятствуют проявлению сепаратистских тенденций в государстве. Мы полагаем, что гетерогенная структура может быть рассмотрена как латентный фактор угрозы основам существования государства. В качестве примера обратимся к России, где этноконфессиональная идентификация способствовала закреплению православия на определенной территории и помогла ему занять определенную пространственную нишу. Видно, что занимая пространство, одна конфессия - православие - закрыла это пространство для другой конфессии -католицизма. Не так давно Римско-католическая церковь приняла решение о преобразовании временных «апостольских администратур», возглавляемых епископами, в постоянные епархии (существование которых требуется по канонам любой христианской церкви). Если бы это решение было принято в 1991 году, то такое административное преобразование в России прошло бы незамеченным по одной простой причине - верующих в стране было мало. Этноконфессиональное пространство десять лет назад находилось в стадии формирования. Но в начале XXI века Русская православная церковь отреагировала немедленно на эти события. Она осудила действия Ватикана, оценив их как агрессивное вторжение на свою территорию. Но самое интересное заключается в том, что на защиту Русской православной церкви встала государственная власть, МИД России порекомендовал католикам воздержаться от учреждения епархий, а через месяц были лишены многократных российских виз видные католические деятели, работающие в России. Таким образом, православие стало угрожать территориальной целостности католицизма в России. В связи с этим встает вопрос: как быть русским католикам в данной ситуации? Понятно, что наличие гетерогенной структуры в государстве прямо или косвенно способствует изменению его конфессиональных границ. Но такие процессы могут привести и к распаду государства. Как показывает практика, гетерогенность этноконфессионального пространства способствовала тому, что одни великие державы рухнули, а другие находятся в состоянии затяжного конфликта. Следовательно, гетерогенная структура подразумевает неустойчивость этноконфессионального равновесия с ослаблением пространственных характеристик государства. Принцип многообразия становится латентным фактором, представляющим угрозу для жизненного пространства государства.

Второй отличительной чертой этноконфессионального пространства является его способность к изменению. Мы полагаем, что в социуме имеются модификаторы пространства, при определенных условиях способствующие его расширению или сужению. Как правило, модификатор предполагает наличие активно действующего субъекта и глобальной идеи, которые необходимо внедрить в массы. Модификатор радикально воздействует на этническую группу с целью изменения ее конфессиональной установки. Действия модификатора заканчиваются изменениями в этноконфессиональном пространстве. Синтез конфессиональных и этнических доминант во много раз усиливает жизненный прорыв модификатора, направленный на расширение этноконфессионального пространства. Экспансия, конфликты, миссионерская деятельность - это модификаторы этноконфессионального пространства. Конфессиональная экспансия рассматривается нами в качестве основного модификатора пространственных характеристик. В качестве своего арсенала она использует политические, экономические и военные методы для закрепления своих позиций. Конфессиональная экспансия приводит к межцивилизационным противоречиям и конфликтам. Тенденция к расширению, к пространственному росту государства может осуществляться и мирным путем, посредством миссионерской деятельности или мессианской идеи.

В заключение отметим, что в рамках конфессиональной геополитики возможны не только объяснение различных модификаций этноконфессионального пространства, нормативно-правовая регламентация этих

изменений, но и создание теоретических моделей, направленных на мирное их разрешение. Потребность в существовании конфессиональной геополитики вызвана реалиями мировой цивилизации, переживающей очередной глобальный кризис, связанный с деструктивными проявлениями религиозного фактора. Хотелось бы надеяться, что эта новая научная дисциплина будет способствовать его разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.