субкультуры в рамках герменевтического подхода являются недооценка ее идеальной составляющей и разработка новых путей достижения достоверного знания. Последний аспект характеризует одну из ярких тенденций парадигмы в целом. При всем стремлении к достоверному знанию исследователи профессиональной культуры не могут не признать таких ограничений, как доминирование субъективного фактора, влияние культурных смыслов исследователя на интерпретацию добытых сведений.
- ■ ■ = ■ ■ ■■ Н.А.НИКОЛЕНКО, А.Н.НИКОЛЕНКО (Волгоград)
ВОЛГОГРАДСКИЕ ВУЗЫ В ПРОЕКЦИИ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
На основе анализа данных, полученных в ходе социологического исследования, читателям предлагается краткая характеристика состояния восьми вузов г. Волгограда (ВГПУ, ВолГУ, ВолгГА СА, ВолгГТУ, ВГСХА, ВИЭСП, ВФ МГУПК.ВФ МГУС) в свете оценочных суждений и предпочтений студенческой молодежи, в том числе учебных мигрантов.
В современных условиях, несмотря на достаточно высокий уровень заинтересованности населения в получении высшего образования, между вузами обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг. В этой связи анализ состояния рынка образовательных услуг региона и выявление перспектив его развития в целом и отдельных вузов, в частности, представляет определенный интерес не только с научной, но и практической точки зрения. Изменения, происшедшие и происходящие в образовательном пространстве, на наш взгляд, требуют серьезного изучения и учета в процессе выработки стратегии развития Волгоградской области.
Одним из результатов преобразований высшей школы в последние годы явилось открытие на территории субъектов Российской Федерации новых учебных заведений государственного и негосударствен-
ного образца. За период, чуть более превышающий 10 лет (1993 - 2005 гг.), только на территории Волгоградской области появилось 75 новых вузов. В настоящее время на рынке образовательных услуг региона действуют 88 учебных заведений ВПО различного типа: 17 вузов (в том числе 5 негосударственных), 30 филиалов (в том числе 13 негосударственных вузов) и 41 представительство, из них 13 волгоградских вузов (в том числе 9 негосударственных) и 28 высших учебных заведений, головные центры которых расположены в различных регионах РФ за пределами Волгоградской области (в том числе 14 негосударственных)1. Численность студентов вузов (не считая представительств и учащихся Волгоградской академии МВД России) в Волгоградской области по состоянию на 01.10.2005 г. составляла 110181 чел. Из них в Волгограде -101 953 чел.2, в то время как в 1968 г. в областном центре существовало всего 7 вузов, в которых обучалось 32 тыс. студентов3. Данное обстоятельство является одним из факторов, благодаря которому сегодня Волгоградская область по сравнению с другими субъектами, входящими в Южный федеральный округ, становится одной из наиболее привлекательных для учебных мигрантов. Только в 2002 г. в целях получения образования сюда прибыло 1667 мигрантов в возрасте 16 лет и старше, что составило подавляющее большинство из 2007 чел., приехавших в ЮФО по указанной причине4. В то же время следует отметить, что количество учебных
1 Справочник для поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования г. Волгограда и Волгоградской области / Комитет по образованию Администрации Волгогр. обл. Волгоград, 2005. С. 96 - 104; Сведения о высших учебных заведениях Волгоградской области на 1 октября 2005 г.: сб. Волгоград: ВолгГТУ, 2005. Табл. 1.1 : Сведения о количестве высших учебных заведений Волгоградской области. С. 4.
2 Там же. С.14 - 19.
3 Образование детям Волгограда: юбил. сб., посвящ. 80-летию со дня основания системы образования Волгогр. обл. Волгоград: Гор. вести, 1999. С. 3.
4 Миграция населения за 2002 г.: стат. сб. Волгоград: Изд-во Волгогр. обл. ком. гос. статистики, 2003. С. 34.
© Николенко Н.А., Николенко А.Н., 2007
37
мигрантов в разных вузах неодинаковое, что объясняется профильной направленностью высших учебных заведений, конкурсной напряженностью при поступлении, наличием целевых наборов, общежитий и пр. Например, подавляющее большинство студентов Волгоградского государственного университета (ВолГУ) являются жителями г. Волгограда. Однако, несмотря на это, учебные мигранты, прибывающие из области (и г. Волжского в том числе), занимают в классическом университете определенные позиции. Так, в 2005 г. от числа поступивших на первый курс их численность составля-1 ла 23,2% (2,7% - из г. Волжского и 20,5% -из Волгоградской области). Из других регионов РФ и стран СНГ эти показатели соответственно равнялись 14,7% и 1%. В целом учебные мигранты на первом курсе прошлого года составили 38,9% учащихся. В то же время следует отметить достаточно широкую географию мест, откуда прибыли учебные мигранты: 44 региона РФ и 7 стран СНГ. Причем наибольшее их количество прибыло из Астраханской области (103 чел.), Ростовской (36 чел.) и Калмыкии (28 чел.). Остальные представлены менее внушительно: Чеченская Республика - 12 чел., Дагестан - 11 чел., Московская область - 10 чел. И т.д. - по нисходящей. Из семи упомянутых стран СНГ (всего 20 чел.) 8 студентов - из Азербайджана, 4 чел. - из Казахстана и т.д. Анализ динамики прибытия учебных мигрантов из стран СНГ в ВолГУ за последние пять лет позволяет выделить Казахстан и Азербайджан в качестве стран, из которых они прибывают относительно активно. Армения, Узбекистан, Таджикистан и Украина хотя и представлены, но тенденции к увеличению не проявляют. Из Республики Беларусь перестали приезжать абитуриенты вообще, а из Грузии после трехлетнего перерыва в 2005 г. прибыло только 2 человека.
Одновременно отметим, что из всего контингента обучающихся в ВолГУ на 01.10.2005 г. учебные мигранты составляли 32%, при этом среди студентов на очном отделении их численность достигала 34,9%, а на заочном - 25%. (Указанные статистические данные были получены в ходе специального исследования, направленного на изучение регионального рынка образовательных услуг.) Учебные миг-
ранты других вузов (Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, Волгоградского государственного технического университета, Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного медицинского университета и др.) составляют традиционно внушительный процент от общего контингента учащихся. И конкурс в эти вузы, как и в ВолГУ, всегда был достаточно высоким, несмотря на тенденцию количественного увеличения структурных составляющих российской образовательной системы в целом и региональной в частности. В то же время однозначно оценить отмеченную тенденцию сложно. С одной стороны, появление новых высших учебных заведений в городах, в том числе и провинциальных, имеет явно положительное значение, т. к. способствует повышению общего уровня культуры поселенческой структуры; позитивным образом сказывается на изменении стиля жизни населения; в определенной степени препятствует оттоку молодежи из данных населенных пунктов, расширяя возможности получения образования для представителей малоимущих слоев населения в местах проживания на бюджетной основе и т. д. С другой стороны, открытие учебных заведений не привело к ощутимому разнообразию их профильной ориентации, а в большинстве случаев создало ситуацию дублирования специальностей, последствия которой выразились в массовом выпуске специалистов одного профиля (экономистов, юристов и пр.). Это способствовало перенасыщению рынка труда, увеличению доли лиц с высшим образованием, не имеющим высокого профессионального статуса. Примером может служить ситуация, сложившаяся на рынке труда как в самом г. Волгограде, так и в других городах области, в том числе в г. Камышине1. Например, из 29 вузов (государственных, негосударственных и их филиалов), действующих на территории г. Волгограда, готовят по специальнос-
1 Кусмарцева, Н.А. Специфика трансформации пространства малого города в условиях модернизации образования (на примере г. Камышина Волгоградской области) / Н.А. Кусмарцева // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: тез. докл. и выступл. на II Всерос. социол. конгрессе: в 3 т. М.: Альфа-М, 2003. Т. 2. С. 564 - 565,
тям «Экономика» (в т. ч. «Финансы и кредит») - 19, «Менеджмент» - 15, «Юриспруденция» - 14, «Бухгалтерский учет» -13, «Информатика» - 7 (они представлены в различных интерпретациях и сочетаниях: например, информатика и вычислительная техника, информатика и иностранный язык, прикладная математика и информатика, психология и педагогика, менеджмент организации, менеджмент и т. д.). Подготовка выпускников одного профиля различными высшими учебными заведениями (даже с ярко выраженной профильной направленностью, например, технической, сельскохозяйственной, педагогической и пр.) объясняется стремлением вузов в условиях рынка использовать имеющиеся у населения потребности в получении образования по данным специальностям, несмотря на отсутствие запросов в специалистах данных профессий на местном рынке труда. В то же время массовость выпуска специалистов определенного профиля, как уже было отмечено, привела к их переизбытку на региональном рынке труда. Это создает объективную необходимость в пересмотре стратегии вузов по формированию перечня специальностей и направлений при подготовке выпускников и применении более гибкой тактики при осуществлении наборов студентов. Данная задача остается актуальной, несмотря на то, что, как известно, эффективность рынка специалистов достигается лишь при условии здоровой конкуренции, появляющейся тогда, когда спрос превышает предложение. Однако перепроизводство обученных работников даже на 4 - 5%, по мнению немецкого ученого М. Бухмана, может вызвать в регионе политическую напряженность1. В свою очередь, отсутствие или недостаточное развитие системы обеспечения высококвалифицированными специалистами различного профиля могут неблагоприятным образом сказаться на региональном развитии (в частности, отдельных его отраслей). Поэтому палитра направлений в подготовке специалистов с высшим образованием должна быть достаточно широкой и работать на перспективу.
1 Катровский, А.П. Территориальная организация высшей школы России: монография / А.П. Катровский. Смоленск: Ойкумена, 2003. С. 13.
Сложившуюся же на рынке труда ситуацию, на наш взгляд, региональным вузам следует использовать, предоставляя и впредь возможность желающим, уже имеющим высшее образование, переквалифицироваться, одновременно постепенно расширяя (а при необходимости - и видоизменяя) перечень набора специальностей. Для отслеживания ситуации на рынках труда и образовательных услуг вузам необходимо осуществлять постоянный мониторинг. Кроме того, назрела необходимость в проведении постоянных исследований, фиксирующих не только изменения, обусловленные реформированием всей региональной системы образования, и высшей школы, в частности, но и специфику трансформаций отдельных сторон и элементов. Это позволит понять особенности развития данной сферы и выработать механизмы эффективного управления происходящими процессами и устранения в случае необходимости проявлений негативного характера.
В ходе изучения образовательного пространства региона, используя в качестве критерия численность студентов, нами были выделены и условно обозначены 4 группы вузов, осуществляющих образовательную деятельность на территории Волгоградской области:
1) крупные, или вузы - региональные лидеры (от 15 тыс. студентов и выше);
2) большие (10 - 15 тыс.);
3) средние (от 5 до 10 тыс. студентов);
4) малые (до 5 тыс.).
По указанным параметрам в первую и третью группы было включено по одному вузу: Волгоградский государственный политехнический университет (ВолгГТУ) представлял крупные вузы (общая численность студентов вместе с филиалами -20771 чел., что составляет 18,9% на рынке образовательных услуг региона), а Волгоградский государственный медицинский университет (ВолГМУ) - средние (5700 чел.; 5,2%). Во вторую группу - большие вузы - вошли четыре высших учебных заведения: Волгоградский государственный университет (ВолГУ) - 14699 чел., Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (ВолгГАСУ) -13276 чел., Волгоградский государственный педагогический университет (ВГПУ) - 12462 чел. и Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (ВГСХА) -
Позиция Вуз Имеющиеся филиалы Количество студентов Доля вуза в группе, %
1 ВолГУ 5* 14489 13,3
2 ВолгГАСУ 2 13276 12,1
3 ВГПУ 1 12462 11,3
4 ВГСХА - 10614 9,6
ИТОГО 4 8 51051 46,3 %
* ВолГУ имеет 6 филиалов. Кроме вышеуказанных еще один действует на территории Астраханской области в г. Ахтубинске, в котором обучаются 210 студентов. Все статистические данные соответствуют показателям по состоянию на 01.10.2005 г.
10614 чел. Совокупная численность студентов вузов, выделенных в качестве «больших», составляет 51051 чел., что позволяет этой группе на рынке образовательных услуг занимать 46,3% (на долю ВолГУ приходится 13,3%, что на 5,6% меньше по сравнению с ВолгГТУ).
Процентное соотношение вузов второй группы наглядно представлено в таблице.
В группу малых вузов вошли 29 учебных заведений ВПО (из них 11 государственных и 18 негосударственных с общей численностью студентов 32656 чел., из которых в государственных вузах обучаются 15239 чел.). На рынке образовательных услуг данная группа занимает 29,6%.
В целом процентное соотношение высших учебных заведений позволяет констатировать, что негосударственные вузы на рынке образовательных услуг Волгоградского региона занимают лишь 15,8% и полностью представлены в группе «Малые вузы», являясь ее частью. Остальные 84,2% заняты государственными вузами, осуществляющими как коммерческую, так и бюджетную деятельность. Из них больше половины (46,3%) - учебные заведения ВПО группы «Большие вузы».
Динамика изменения численности студентов вузов, действующих на территории Волгоградской области, за последние пять лет позволяет выявить тенденцию увеличения контингента, обучающегося на коммерческой основе, преимущественно за счет студентов, получающих образование в государственных высших учебных заведениях. Общая численность коммерческих студентов в настоящее время во всех вузах, действующих на территории Волгоградского региона, составляет 54,4% от
общего числа обучающихся в области студентов, из них 46% являются представителями государственных вузов (что в 1,5 раза больше по сравнению с показателями 2001 г.).
В ряду мотиваций, детерминирующих выбор абитуриентами вуза и формы обучения, наряду с «нежеланием попадать в стрессовую ситуацию во время сдачи вступительных экзаменов», «объективной оценкой собственных знаний, уровень которых не позволит рассчитывать на победу в конкурсной борьбе за бюджетные места», «невысокой платой за обучение» (на которую, в частности, указали 1437 опрошенных нами волгоградских студентов, т.е. 10,37% выборочной совокупности представителей различных вузов), можно выделить «престижный статус вуза» (43,22%), «высокое качество образовательных услуг» (34,10%), «удобное месторасположение вуза» (20,04%), «легкость поступления/обучения» (19,28%), «отсутствие в других вузах подобной специальности» (16,77%), «наличие военной кафедры» (5,15%) и др. (значимый процент респондентов, отметивших относительную «легкость поступления» в вуз, объясняется их принадлежностью к абитуриентам целевого набора. В ВГСХА их оказалось 29,7%, ВГПУ -11,5%, в ВолГУ в выборку попало 1,8%).
Следует подчеркнуть незначительное увеличение в 2005 г. численности студентов дневной и заочной форм обучения негосударственных вузов. По сравнению с 2004 г. эта разница соответственно составила 756 и 214 чел., т.е. 970 человек по области. Рост численности контингента учащихся в негосударственных вузах более заметно происходит за счет открытия форм вечернего обучения и развития ус-
4® Ш.
луг по предоставлению второго высшего образования за умеренную плату. Причем при поступлении на данные формы обучения абитуриенты отдают предпочтение филиалам негосударственных вузов. Так, 88% поступивших в 2005 г. на указанные формы обучения в негосударственном секторе стали студентами филиалов негосударственных вузов, расположенных в различных районах г. Волгограда и на территории области. При этом указанный контингент учащихся составляет 12,8% от всех коммерческих студентов, зачисленных в 2005 г. на данные формы обучения в государственных и негосударственных вузах.
Следует также отметить, что в ходе социологического исследования были получены статистические данные, свидетельствующие о том, что качество образовательных услуг вузов г. Волгограда оценивается студентами далеко не однозначно. Из всей совокупности опрошенных нами студентов в 8 вузах 19,5% пожалели о выбранном ими учебном заведении (в том числе разочарование в выбранной профессии высказали 9,2%), в то время как более 58% респондентов довольны подготовкой по избранной специальности и вузом, в котором обучаются. Но и их мнения по степени удовлетворенности различаются, достигая в одних вузах 30%, а в других превышая 70%.
Кроме того, анализ деятельности вузов на рынке образовательных услуг Волгоградского региона позволил выделить социальные группы, представители которых пока еще слабо вовлечены в образовательный процесс высших учебных заведений (или вовсе им не охвачены). К таким категориям граждан следует отнести инвалидов, заключенных, сотрудников исправительных колоний и членов их семей, военнослужащих, не имеющих высшего образования и проходивших службу по контракту, трудовых мигрантов, а также лиц указанных контингентов, желающих получить второе высшее образование. В связи с выявлением на рынке образовательных услуг региона данных «свободных ниш», на наш взгляд, целесообразно нацелить вузы на их освоение, рассматривая при этом деятельность, осуществляемую в этом направлении, в качестве инновационной.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что рынок образовательных услуг
ВПО Волгоградского региона представляет собой широкий спектр учебных заведений различного профиля. Однако, несмотря на это, в области, как и в остальных субъектах РФ, наблюдается действие принципа «параллельности» в подготовке выпускников вузов по некоторым специальностям, что осложняет положение на местном рынке труда. Поэтому и профильная ориентация высших учебных заведений, и направления выпускаемых специалистов (как, впрочем, и их количество) должны быть обусловлены, прежде всего, перспективами экономического развития региона и в определенной степени согласованы с экономическими и политическими интересами государства. Кроме того, тенденция к увеличению коммерческих студентов в государственном и негосударственном секторах сферы образования, несмотря на то, что негосударственные вузы составляют незначительную долю образовательного пространства региона и осуществляют в основном услуги на основе оплаты обучения самими учащимися, усиливает необходимость в общем русле повышения качества образования, поиска путей более интенсивной подготовки студентов, довузовский уровень знаний которых является недостаточно высоким. Помимо этого, региональная система высшей школы должна быть нацелена на интеграцию образования, науки и производства. Эффективность подобного сращивания очевидна. Формы же его могут быть различными: от превращения профильных вузов в своеобразные учебнонаучные производственные комплексы (что уже имело место в истории отечественной системы образования) до новых объединений, отвечающих требованиям сегодняшнего дня (университетские и региональные технопарки, технокультурполисы и т. д.). Очевидна также целесообразность осуществления вузами помимо образовательной, научной, издательской, консалтинговой, культурной и других видов деятельности.
Стратегия развития вузов должна также учитывать изменения миграционной политики РФ (направленные на привлечение русскоязычного населения из стран СНГ в Россию, с возможным предоставлением льгот для успешной адаптации мигрантов в местах прибытия) и быть наце-
лена на освоение имеющихся «свободных ниш» в образовательном пространстве региона.
Таким образом, внесение коррективов в организацию системы высшего образования региона и направления инновационной деятельности вузов позволит сделать рынок образовательных услуг Волгоградской области еще более привлекательным и эффективным.
Ь 'I * |'
Е. М. ДРИНОВЛ (Волгоград)
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА РАЗРЕШЕНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Рассматривается новое направление в социальной философии геополитики, которое занимается проблемой регламентации и регулирования этно-
конфессиональных отношений в социуме.
Конфессиональная геополитика - это новое научное направление в социальной философии и, вместе с тем, новая научная дисциплина, и сфера политической деятельности государства, регламентирующей поле этноконфессиональных отношений по следующим позициям: отношение государства к конфессиям, законам, регулирующим национальные и конфессиональные отношения, формам разрешения этноконфессиональных конфликтов и религиозного терроризма; взаимоотношения между этноконфессиональными группами в государстве; отношение государства к модификации этноконфессионального пространства; моральный статус исполнителей религиозных террористических актов; социальный статус пострадавших; принципы регулирования этноконфессиональных отношений в обществе. Видно, что область этноконфессиональной регуляции у конфессиональной геополитики значительно шире, чем у геополитики.
Конфессиональная геополитика должна стать частью государственной политической деятельности, связанной с расширением геополитического пространства государства посредством оптимизации кон-
фессиональной свободы. Известно, что попытки стереть или каким-то образом изменить границы этноконфессионального пространства в государстве приводят к конфликтам или терроризму. В начале XXI в. это явление относят к глобальным проблемам современности. Следует отметить, что сегодня отсутствуют эффективные технологии по разрешению этой проблемы. Мы полагаем, что в рамках конфессиональной геополитики возможны ее целостное рассмотрение и оптимальное разрешение. В этой статье предлагается модель технологии по предотвращению и разрешению этноконфессиональных конфликтов. Мы полагаем, что воздействие на субъектов конфликта должно осуществляться одновременно на макро- и микроуровнях. Макроуровень предполагает активные действия на уровне государства. На микроуровне воздействие оказывается, либо на небольшую этническую группу, задействованную в конфликте, либо на отдельно взятого человека (как правило, это харизматический лидер). Как показывает мировая практика, при разрешении этноконфессиональных конфликтов используется, как правило, одностороннее воздействие на макроуровне на субъект конфликта, хотя это малоэффективно. Мы предлагаем использовать модель, которая оказывает целостное воздействие на все поле конфликтных отношений, в результате чего происходят необратимые изменения в пространственной характеристике субъекта. Остановимся подробно на положениях, которые легли в основу концепции разрешения этноконфессиональных конфликтов.
В процессах антропо- и этногенеза происходит формирование этнических и конфессиональных доминант. Доминанты амбивалентны по своей сути, они несут в себе мощные как созидательные, так и разрушительные заряды. Позитивные заряды способствуют становлению и расцвету этносов: закрепляют традиции, законы, нормы поведения. К негативному аспекту функционирования доминант относится их разрушительная сила.
Этнос, культура которого опирается на традицию, структурирует социальное пространство посредством легитимизации мифологем. Древнейшие мифологемы первоначально способствовали структуризации
© Дринова Е.М., 2007