На первом этапе работы с этнокон-фессиональной группой необходимо распознавание и осознание всех тех психических структур, которые осознаются субъектом, а также тех, что скрыты в низшем бессознательном и не являются осознанными для человека. Второй этап связан с трансформацией и принятием всех психических структур, которые не желательны для субъекта в силу того, что обладают пугающим и разрушительным потенциалом. «Требуется немало сил и отваги для того, чтобы взглянуть на них и принять их такими, какие они есть, со всеми их отрицательными качествами: злобой, страхом, ненавистью, гневом. Взаимоотношения с подавляемыми частями нашей личности требуют истинной любви и сострадания. Истинное принятие есть акт любви. Такое принятие порождает глубинные личностные изменения, благодаря чему человек становится способным к состраданию и пониманию» 1. Следующий этап заключается в координации и трансформации психодинамической структуры личности. На этом этапе происходит синтез противоречивых психодинамических структур, которые группируются вокруг объединяющего центра, а также моделирование внутренней программы, к созданию которой субъекту необходимо стремиться.
В этом процессе используются все имеющиеся в распоряжении субъекта энергии: силы, которые освобождаются в процессе разложения бессознательных комплексов; стремления, которые скрыто присутствуют на разных психологических уровнях. Чтобы использовать эти бессознательные силы, многие из них нужно «транс-мутировать», превратить в нечто иное. Новый центр, образовавшийся в результате интеграции и синтеза, начинает воздействовать на коллективное и низшее бессознательное психики субъекта. Когда происходят осознание и принятие древних паттернов коллективного бессознательного, тогда они теряют свои дезинтеграционные силы. Результатом проделанной работы становятся осознание, принятие и ди-сидентификация негативных паттернов национализма, религиозного фанатизма. Паттерны утрачивают возможность контролировать ситуацию в силу того, что их
1 Руффлер, М. Указ. соч. С. 32.
потенциал переходит в латентную форму.
Таким образом, используя методики психосинтеза, можно активно воздействовать на личность, группу, этнос. Психосинтез дает возможность изменять психологические паттерны и тем самым позитивно воздействовать на настоящее как личности, так и этнической группы. Что, в конечном счете, приводит к разрешению этноконфессионального конфликта. Следует отметить, что технологии психосинтеза в настоящее время только начинают применяться в относительно небольших этнических группах. Первые практические позитивные результаты мировая практика уже имеет, они были продемонстрированы в Грузии. Сложность проблемы заключается в том, что необходимо воздействовать как на этнические паттерны, которые в историческом аспекте являются относительно молодыми, так и на одни из самых древнейших пластов человеческой психики - паттерны, связанные с существованием сакрального, трансцендентного, то, что понимается как архетипы самости и тени. Мы полагаем, что при разрешении этноконфессиональных конфликтов необходима совместная деятельность специалистов, работающих в сфере психотерапии, и государственных структур.
О. А. ВОЛКОВА (Балашов)
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МАРГИНАЛЬНОСТИ ИНДИВИДОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Рассматриваются проблемы профессиональной идентичности и маргинальности индивидов, а также социальных групп. Проводится анализ теории вопроса применительно к переходному состоянию России на рубеже XX - XXI вв.
В основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации; вопрос состоит в том, с чем и с кем идентифицирует себя человек, выбирающий или отвергающий ту или иную
© Волкова О.А., 2007
профессию, тот или иной стиль профессиональной деятельности, и какие жизненные задачи он решает посредством профессии 1.
Понятие «профессиональная идентичность» в полном смысле слова относится лишь к той категории людей (а в социальном плане - к тем эпохам и культурам), для которых ведущей основой идентификации является профессионатьный труд 2. Профессиональная деятельность может рассматриваться как составляющая смысла жизни человека3. П.А. Шавир рассматривает проблему профессионального самоопределения с позиции детерминизма и деятельности и выделяет два основных, динамизирующих данный процесс, личностных фактора: потребность выбора профессии и потребность поиска смысла жизни4. При этом «психологическим тылом» могут выступать как основания для любого конкретного выбора, так и более сложные и глобальные основания для того, чтобы хоть когда-нибудь заняться тем, что действительно составляет смысл жизни, что по душе данному человеку5.
Так как в нашем обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, то выбор дальнейшей карьеры, по существу, превращается в выбор образа жизни в целом 6. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни 1. Чтобы сделать правиль-
1 Hughes, Е.С. Social change and status protest: An essay on the marginal man // Phylon-Atlanta. 1945. Vol. 10, № 1.
2 Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность: ст. первая / Е.П. Ермолаева// Психол. журн. 2001. Т. 22, № 4; Ермолаева, Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда: ст. вторая / Е.П. Ермолаева // Психол. журн. 2001. Т. 22, №5.
3 Вайзер, Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г.А. Вайзер// Психол. журнал. 1998. Т. 19, №5; Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. М., 1981; Hughes, Е.С. Social change and status protest: An essay on the marginal man.
4 Шавир, П.А. Указ. соч.
5 Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. М. - Воронеж, 1997.
6 Психологическое сопровождение выбора профессии / сост. Л.М. Митина. М., 1998; Eric-son, Е. Identity and the life cycle: Selected papers. Psychological Issues. 1959. V. 1.
7 Психологическое сопровождение выбора
профессии...
ный выбор, человек должен обоснованно оценить, в какой области он мог бы наилучшим образом «самоактуализироваться»8.
Ю.П. Поваренков выделяет в профессионализме три ведущих (обобщенных) критерия: 1) профессиональная продуктивность; 2) профессиональная идентичность; 3) профессиональная зрелость 9. Существенный вклад в развитие общей теории профессионализации сделан в трудах Е.А. Климова |0, В.Д. Шадрикова 11, А.К. Марковой п, П.С. Пряжникова 13, Э.Ф. Зеера 14, каждый из которых развивает свой подход к профессионализации. Не менее важную роль в решении данной проблемы играют исследования, проводимые в рамках ак-меологии. Необходимо отметить и относительно законченные концепции профессионализации. Это, прежде всего, концепция профессиональной зрелости Д. Сью-пера 15 и концепция профессионального становления Т.В. Кудрявцева 16.
Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Профессиональная идентификация человека происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концеп-
8 Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. СПб., 1997.
9 Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. М., 2002.
10 Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М. - Воронеж, 1996.
11 Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. М., 1982.
12 Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.
13 Пряжников, Н.С. Указ. соч.
14 Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зе-ер. М. - Екатеринбург, 2003.
15 Михайлов, И.В. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера / И.В. Михайлов // Вопр. психологии. 1975.
16 Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопр. психологии. 1983. №2.
цией. Профессиональная .идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения, принятых членами данной профессиональной группы или профессионального сообщества.
Профессиональная идентичность может изучаться в связи с профессиональными кризисами. Последние могут рассматриваться как кризисы профессионального развития1, процессы, связанные с возрастом2, деструкции профессионального развития3. Кризис идентичности (ролевое смещение, по Э. Эриксону) - это неспособность выбрать карьеру, продолжить образование4. Любой профессиональный кризис - это кризис идентичности личности, у которой объективная необходимость в профессиональной переориентации вступает в конфликт с субъективной потребностью в сохранении прежней идентичности 5.
Опираясь на психологические исследования6, выделим активно-неадаптивные тенденции профессиональной деятельности. Если позиция не определена, человек колеблется между разными профессиональными ролями, не уверен в том, «каким быть», получает противоречивую обратную связь со стороны окружающих, говорят о размытой, несформированной идентичности.
Оепгт и МейИп вводят понятие неполной профессионализации - распространенности конкретного занятия, малой, чтобы оно могло приобрести законченный профессиональный статус7.
1 Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э Сыманюк // Психол. журнал. 1997. №6.
2 Вайзер, Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г.А. Вайзер // Психол. журнал. 1998. Т. 19, №5.
3 Зеер, Э.Ф. Психология профессий...; Чуйкова, Т.С. Саморегуляция активности при преодолении человеком кризиса, связанного с потерей работы: автореф. дие. ... канд. психол. наук / Т.С. Чуйкова. М., 1998.
4 Хьелл, Л. Указ. соч.
5 Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность...; -Ермолаева, Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда...
6 Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. Ростов н/Д., 1996.
7 Denzin, N. & Mettlin, С. Incomplète Profes-
sionalisation: The Case of pharmacy // Sociological
perspectives on occupations edited by Ponald. M. Pa-valko. Florida State University. 1972.
Все более актуальной для психологии труда становится проблема профессиональной маргинальное™ как релевантного для нестабильной России и потенциально опасного гіЬихологического феномена, являющегося поведенческим и концептуальным антагонистом профессиональной идентичности 8. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальное™ рассматривают в своих работах как зарубежные (Е. Ericson, М. Pavalko, Wilbur Е. Bock, W.I. Wardwell, N.Denzin, С. Mettlin 9), так и отечественные исследователи (Е.П. Ермолаева, И.П. Попова |0) и др. Наблюдения за реально действующими профессионалами приводят к выводу о массовом характере и мношликости маргинализма в профессиональной сфере п.
Идентичными могут считаться только профессионалы, обладающие как стабилизирующей базой, так и преобразующим потенциалом; с их дефицитом связано большинство маргинальных проявлений в профессиональной сфере п,
М. Pavalko, рассматривая проблемы маргинального профессионального статуса и идентичности, связывает термин «профессиональная маргинальность» с индивидами, которые могут обладать некоторыми атипичными характеристиками или лока-
8 Климов, Е.А. Указ, соч.; Пономаренко, В.А. Психология духовности профессионала / В.А. Пономаренко. М.. 1997; Пряжников, Н.С. Указ. соч.
9 Denzin, N. & Mettlin, С. Указ. соч.; Ericson, Е. Указ. соч.; Pavalko, М. Professional mar-ginality: problems of snatus and Identity // Sociological perspectives on occupations edited by Ponaid. M. Pavalko. Florida State University. 1972; Wardwell, W.I. A marginal professional role; The chiropractor // Social Forces. Chapel Hill, 1962. Vol. 30, № 3; Wilbur, B.E, The Female Clergy: A case of Professional Marginality // Sociological perspectives on occupations edited by Ponald. M. Pavalko. Florida State University. 1972.
10 Ермолаева, Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда Попова, И.П. Маргинальность. Социологический анализ / И.П. Попова. М., 1996.
11 Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность...; Ермолаева, Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда ...; Попова, И.П. Указ. соч.
12 Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность...; Ермолаева, Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда ...
лизированы в атипичной деятельности, помещены в атипичные условия труда, сравнимые (или похожие) с общеупотребительными формами их занятий
Wardwell, представляя историческое развитие концепции профессиональной маргинальное™, выделяет различные способы, с помощью которых последняя может появляться посредством развития социо-исторических факторов, когда одни социально-профессиональные роли находятся в процессе превращения в более институционализированные, а другие - наоборот2.
Е.С. Hughes обратил внимание на трудности, с которыми сталкиваются женщины и негры в процессе овладения профессиями, традиционно ассоциирующимися с мужчинами или «белыми» (например, профессия врача)3. Воск, обсуждая вопрос о женском духовенстве, отмечает, что женщины, получив любую из традиционных мужских профессий, автоматически сталкиваются с проблемами маргинальное™ 4.
Существует термин «референтная мар-гинальность», который акцентирует протекание культурного конфликта как фактора маргинализации на уровне референтных групп5, R.K. Merton определял мар-
1 Pavalko, М. Professional marginality: problems of snatus and identity...
2 Wardwell, W.l. A marginal professional role: The chiropractor...
3 Hughes, E.C. Social change and status protest: An essay on the marginal man ...
4 Wilbur, B.E. The Female Clergy: A case of Professional Marginality ...
5 Феофанов, К.А. Социальная маргиналь-ность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии / К.А. Феофа-
нов // Обществ, науки за рубежом. Серия 11, Со-
циология. М., 1992. № 2.
гинальиость как специфический случай теории референтной группы. Он отмечает, что маргинальность возникает в том случае, когда индивидуум через предварительную социализацию готовится к членству в позитивной референтной группе, которая не склонна его принять. Подобное состояние подразумевает множественность лояльностей и двойную идентификацию, незавершенную (неполную) социализацию и отсутствие социальной принадлежности 6. Н.Р. В1ск5е-С1агк отмечает, что между позициями группы и индивида должно быть соответствие, отсутствие которого позволяет говорить о маргинальной ситуации индивида или целой профессиональной группы 7.
В переходном социально-экономическом состоянии России на границе XX и XXI вв. явление несформированности и нарушений профессиональной идентичности носило массовый характер, что потенциально опасно для страны отрицательными социально-экономическими последствиями. Сегодня ситуация начинает стабилизироваться, что сопровождается новообразованиями как в индивидуальной, так и групповой профессиональной идентичности.
6 Merton, R.K. Opportunity Structure: The Emergence, Diffusion, and Differentiation of a Sociological Concept, 1930- 1950 s. In F. Adier and W.S. Läufer (eds.); the Legacy of Anomie Theory. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers. 1995.
7 Dickie-Clark, H.F. The marginal situation: A contribution to marginal theory // Social forces. Chapel Hili. 1966. Vol. 44.