УДК 159.9.072
Е.И. Гиниатуллина ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ И КРИЗИСА НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ
Аннотация. В статье описаны результаты исследования взаимосвязи профессиональной идентичности и профессионального кризиса у выпускников трех популярных специальностей (психологи, экономисты, юристы) вузов мегаполиса и удаленного маленького города. Анализ результатов показал, что у будущих специалистов различных профессий сформированы универсальные компоненты профессиональной идентичности. Также было выявлено отсутствие связи между фактом переживания профессионального кризиса и профессиональной и региональной принадлежностью выпускников. Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональные кризисы.
Elena Giniatullina INTERRELATION BETWEEN PROFESSIONAL
IDENTITY AND PROFESSIONAL CRISIS DURING GRADUATING PERIOD AT HIGH SCHOOL ACCORITING TO THE EFFECT OF REGIONAL AND PROFESSIONAL SPECIFICATION
Abstract. In the article the research results are shown. The investigation was carried on professional identity and professional crises for graduating students of 3 popular specializations (economy, jurisprudence, psychology) in megalopolis and small provincial town. Results analysis of different professions have built up universal components of professional identity. Also no connection between professional crises and professional or regional specification was found. Keywords: professional identity, professional crises.
Глобальные социально-экономические изменения российского общества в конце XX и начале XXI в. предъявили совершенно новые требования к становлению и развитию профессионализма у молодых людей. Мы наблюдаем уникальную ситуацию: с одной стороны, общество нуждается в высокопрофессиональных специалистах с устойчивыми моральными позициями, с другой стороны, мы можем отметить нивелирование ценности высшей школы, ориентацию на материальные блага в обществе, жесткую конкуренцию на рынке труда среди молодых специалистов. В связи с этим достаточно большую актуальность получила проблема формирования и развития профессиональной идентичности личности именно в контексте социальной реализации профессионала. Становление профессионала связано с формированием и развитием профессиональной идентичности.
Так, в наиболее известных исследованиях зарубежных и отечественных психологов профессиональная идентичность рассматривалась в контексте формирования Я-концепции у студентов (Шнейдер, 2003, 2004), как структурный компонент личности (Завалишина, 2005), как показатель профессиональной пригодности (Бодров, 2001), как элемент социальной идентичности (Иванова, 2007), как критерий успешной профессионализации личности (Поваренков, 2000). Формирование идентичности сопряжено с переживаниями кризисов личности (Эриксон, 2006). Профессиональное развитие личности - это сложный циклический процесс перманентной смены стабильных и критических периодов взаимодействия «профессии» и личности с необходимым условием прохождения через кризис для перехода на следующую стадию профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Ю.П. Поваренков, Д. Сьюпер и др.). Таким образом, проблема развития профессионала в аспектах достижения высокого уровня профессионализма неразрывно связана с формированием профессиональной идентичности и успешным прохождением профессиональных кризисов личностью.
© Гиниатуллина Е.И., 2014
Однако при исследовании профессиональных кризисов проблема их взаимосвязи с профессиональной идентичностью до сих пор практически не рассматривалась. Мы рассматриваем идентификационные аспекты профессиональных кризисов с позиции концепции социальной реализации профессионала [3], в которой структура профессиональной идентичности представлена тремя компонентами: инструментальным (владение профессиональным инструментарием); индивидуальным (индивидуальная ценность профессии и Я-концепция профессионала) и социальным (соответствие профессионала социальным запросам относительно качества выполняемой им профессиональной деятельности). В контексте перечисленных структурных компонентов идентичности возникновение кризиса профессионального становления выпускников вуза можно рассматривать как следствие расхождения социальных требований к профессионалу, индивидуальных притязаний и усвоенных в ходе обучения знаний, умений и навыков.
Цель исследования: изучение проблемы взаимосвязи структурных компонентов профессиональной идентичности с фактом переживания профессионального кризиса на завершающем этапе обучения с учетом региональной и профильной специфики. Гипотеза исследования: на этапе кризиса выпускника профессиональная идентичность имеет универсальную структуру, характерную для этой стадии профессионализации, и специфические особенности, связанные с профильными и региональными факторами. Исследование было проведено на базе вузов двух городов: Москвы и Магадана - в реально сложившихся учебных группах. Общий объем выборки составил 124 студента пятых курсов дневного обучения по специальностям психология, экономика, юриспруденция.
Методический аппарат был представлен тремя группами методов.
1. Методы исследования взаимосвязи профессионального кризиса и идентичности: авторская вербально-проективная методика «Профессиональная позиция», авторская вербально-проек-тивная методика «Интервью со студенткой» [2].
2. Методы исследования структуры профессиональной идентичности: опросник Е.П. Ермолаевой для оценки степени сформированности и структуры профессиональной идентично-сти/маргинализма по трем составляющим: индивидуальная, инструментальная и социальная идентичность [4].
3. Методы исследование ценностных ориентаций личности в профессии: стандартный опросник самоотношения «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланд; модификация опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда.
Результаты исследования профессиональной идентичности. На основе авторской обработки и анализа опросника «идентичностость/маргинализм» были выделены следующие типы:
— тип «идентичный профессионал» - профессия значима и ценна, является одной из главных сфер самореализации;
— тип «прагматик» - типичный представитель профессии, стремится заработать авторитет и продвижение по службе собственными профессиональными успехами, достаточно верен своей профессии;
— тип «маргинал» - пассивное пребывание в профессии, не желает меняться и совершенствоваться профессионально, профессия не значима и не ценна.
Сравнительный анализ результатов московских и магаданских студентов показал следующее: в регионе Москва доминирует тип «идентичный профессионал», в регионе Магадан преобладает тип «прагматик». С целью определения достоверности различий мы применили критерий углового преобразования Фишера. (Значения ф-критерия равно 1,843 при р < 0,05). Были выявлены значимые различия.
С целью выявления профильной специфики профессиональной идентичности у студентов пятого курса по каждому респонденту был посчитан сводный показатель, отображающий степень выраженности эмоциональной и рациональной приверженности и уровень индифферентного отношения к своей профессии (психолога, экономиста и юриста). Затем были вычислены усредненные показатели по каждой профильной группе. Чтобы оценить различия величин средних значений был применен 1>критерий Стьюдента. Результаты сравнения не выявили статистически значимых различий. Это согласуется с теоретическим положением концепции социальной реализации профессионала [3] о том, что полноценное развитие профессиональной идентичности происходит на более поздних стадиях профессиогенеза и формирование профессиональной идентичности связано непосредственно с выполнением человеком профессиональной деятельности. Мы же изучали студентов пятого курса вуза, а не действующих профессионалов. Таким образом, у выпускников, независимо от их профессиональной и региональной принадлежности, присутствуют все структурные компоненты профессиональной идентичности.
Результаты исследования нормативного профессионального кризиса (по авторским вер-бально-проективным методикам «Профессиональная позиция» и «Интервью со студенткой»). С целью систематизации полученного материала мы разделили выборку на основании комплексного качественного критерия, включающего отношение к получаемой профессии и намерение или отсутствие намерения работать по специальности.
Группа студентов, выбравших профессиональную позицию «мне интересна получаемая профессия, и я буду работать по специальности», является наиболее многочисленной по сравнению с остальными группами студентов, разделенных по профессиональным позициям, и составляет 62 % от общей выборки (75 студентов). Респонденты демонстрируют сформированное позитивное отношение к получаемой профессии, желание и намерение профессионально реализоваться по специальности, ценность полученных знаний, сформированность операционального компонента профессиональной идентичности. Из них у 15 % (11 студентов) наблюдается нормативный профессиональный кризис в зарождающейся стадии развития в фазе актуальных переживаний на когнитивно-деятельностном уровне. Влияние регионального и профильного факторов в этой подгруппе не выявлено. Это говорит о том, что факт переживания профессионального кризиса может считаться универсальным показателем развития личности в профессии [1].
28 % студентов представляют другую группу - изначально совершивших ошибочный выбор профессии. Несмотря на осознание этого факта, данные студенты не сменили специализацию, а доучились до пятого курса (основной мотив «доучивания» - желание получить диплом о высшем образовании). Некоторые студенты до сих пор испытывают сложности профессионального самоопределения и не понимают собственных профессиональных интересов и склонностей. При этом часть респондентов (4% от всей выборки, т.е. 5 студентов) намерена работать по получаемой специальности, осознавая, что данная профессия совсем им не интересна.
Третью группу студентов составляют 7 % (8 респондентов) не выбравших никакую профессиональную позицию.
Четвертую группу 3 % (4 студента) составили нетипичные случаи: студенты, профессиональная позиция которых не была подкреплена другими показателями. Среди них был выявлен уникальный случай замаскированного профессионального маргинала, который был обнаружен только качественным анализом результатов вербально-проективных методик «Профессиональная позиция» и «Интервью со студенткой». Это показывает, что изучение сложных психосоциальных феноменов только количественными методами может ввести в заблуждение. При исследовании профессиональной идентичности и профессиональных кризисов необходимым условием является использование качественных методов.
Анализируя влияние профильного фактора на выбор профессиональной позиции, мы выявили следующее:
— наиболее удовлетворенной получаемой профессией и демонстрирующей намерение работать по специальности является группа выпускников-юристов (86 %);
— выпускники-экономисты показывают, что 81 % интересна получаемая профессия, однако намерение профессионально реализоваться по специальности демонстрируют только 62 % выпускников;
— среди выпускников-психологов студентов, демонстрирующих сформированное ценностное и позитивное отношения к получаемой специальности, 86 %, однако среди них отмечен и наиболее низкий процент студентов, связывающих свое дальнейшее профессиональное развитие с получаемой специальностью, - всего 54 % респондентов.
Мы полагаем, что такие результаты связаны непосредственно со спецификой профессионального менталитета каждой сравниваемой профессиональной группы.
Анализ распределения по профессиональным позициям московских и магаданских студентов не показал прямого влияния (определяемого по количественным показателям) регионального фактора.
Таким образом, несмотря на существенную разницу в условиях для профессионального становления между столичными и региональными группами студентов, значимых различий в процессах формирования универсальных компонентов профессиональной идентичности и переживании профессионального кризиса не обнаружено. Это позволяет считать, что существуют определенные общие закономерности в процессах формирования профессиональной идентичности на ранних стадиях профессиогенеза. Однако в мегаполисе общий уровень профессиональной идентичности выше, чем в регионе. Профессиональный кризис является универсальным показателем развития личности в профессии, и такие характеристики кризиса, как острота, глубина переживания и т.д., связаны в большей мере с особенностями самой личности и гораздо в меньшей - с профильной и региональной принадлежностью студента.
Библиографический список
1. Гиниатуллина Е.И. Сформированность профессиональной идентичности и послевузовская профессиональная адаптация психологов // Психологический журнал. - 2009. - т. 30. - № 2. - С. 57-66.
2. Гиниатуллина Е.И. Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста: авторефер. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 26 с.
3. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 347 с.
4. Ермолаева Е.П. Оценка реализации профессионала в системе «человек-профессия-общество» / Е.П. Ермолаева. - М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 176 с. (Методы психологии)