Компьютерные технологии на занятиях сольфеджио в условиях дистанционного обучения: опыт применения
Швецова Ольга Юрьевна,
доцент кафедры музыкального образования, доцент, канд. культурологии, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» E-mail: [email protected],
Бобракова Виктория Игоревна,
хормейстер, МКУ «СДК» (ХМАО-Югра) E-mail: [email protected],
Исполнительская деятельность будущих учителей музыки -это среда с консервативными методами и приемами обучения. В этом случае музыкальная деятельность, связанная с временным процессом, с необходимостью личного контакта педагога и студента, входит в противоречие со спецификой цифрового контента. Авторы статьи ставят целью проверку эффективности дистанционного обучения в преподавании сольфеджио для будущих педагогов-музыкантов. Для достижения поставленной цели были изучены подходы к понятию цифровые технологии, дистанционное обучение в музыкальном образовании, проанализирован отечественный опыт практической деятельности в области музыкально-компьютерных технологий, проанализирована эффективность дистанционного обучения в преподавании сольфеджио.
В ходе работы были использованы такие методы как наблюдение, моделирование, прогнозирование. Основными выводами проведенного исследования являются утверждение о том, что современная действительность вносит свои коррективы и требует внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс, но применение цифровых технологий в преподавании дисциплин музыкально-исполнительского цикла может рассматриваться в качестве дополнения к традиционным методам.
Ключевые слова: сольфеджио, дистанционное обучение, музыкальный слух, компьютерные технологии, компьютерные программы, компьютерные приложения, COVID-19.
На современном этапе возникла необходимость повсеместного применения дистанционных форм обучения практически на всех уровнях образования. Цифровизация является одним из актуальных вопросов современного высшего образования. «Под цифровым образованием следует понимать процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате» [1]. Цифровизация проникла и в сферы музыкального образования. Понятия «музыкально-компьютерные технологии», «цифровые технологии в музыке» широко используются специалистами с начала XXI века. Так, в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» в РГПУ им. А.И. Герцена, на кафедре компьютерной музыки, в РАМ им. Гнесиных, в научно-учебном центре МКТ Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского уже давно ведется работа по изучению и интеграции цифровых музыкальных технологий в образование. С точки зрения И.Б. Горбуновой, А.В. Горельчен-ко, внедрение цифровых технологий в музыкальное образование способствует развитию личности обучающихся, которая способна самообразовываться и развиваться [2, 3]. Различные аспекты использования цифровых технологий в образовательном процессе исследовали П.Л. Живайкин, И.В. Заболотская, которые раскрывали особенности создания педагогических условий, позволяющих эффективность применять цифровые технологии в процессе обучения [4,5], А. Моль и В. Фукс изучали особенности взаимодействия музыкального искусства с цифровыми технологиями [6]. Компьютеризация музыкального образования находится в стадии активного изучения и внедрения в практику. Разносторонние черты компьютеризации музыкальной деятельности рассматривал М.С. Заливадный [7]. Использование цифровых технологий в музыкальном образовании рассмотрено в работах Ананьева А.Н., Горбуновой И.Б., Хомутской Н.Ю., Моисеева Е.О. Применение электронных систем организации учебной деятельности, интеграция сетевых средств в традиционные формы учебной и научно-исследовательской деятельности студентов рассмотрены в работе Голу-бевой Т.И., Улановой К.И. и др. [8].
Представленная опытная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государ-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
со см о см
ственныи университет» в течение одного семестра, когда было введено дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19. В исследовании принимали участие 7 человек - студенты направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование» (уровень бакалавриата). Цель исследования состояла в проверке эффективности дистанционного обучения в преподавании сольфеджио. Методологический аппарат исследования характеризуется совокупностью количественных и качественных методов, таких как методы статистической обработки, наблюдение, моделирование, прогнозирование. Малое количество участвующих в исследовании допускает использовать индивидуальный подход и доскональное изучение продуктов деятельности будущих педагогов-музыкантов. Помимо этого, проблемы, возникающие при обучении в дистанционном формате, требуют иного подхода к исполнительскому направлению подготовки учителя музыки.
Сольфеджио является фундаментом музыкальной грамотности, без которого невозможно музыкальное развитие человека, в ряду музыкальных учебных дисциплин занимает особое место в развитии слуха музыканта. Как учебная дисциплина сольфеджио охватывает обширные и сложные области музыкального языка, предполагает детальное освоение музыкального текста и ставит целью формирование, развитие и воспитание высокоорганизованного музыкального слуха, а также комплекса умений и навыков слухового восприятия и интонирования [9, С. 1].
Цель изучения «Сольфеджио» - воспитание активного музыкального слуха и музыкальной памяти, осознанного восприятия процесса развития музыкальной формы, аналитического мышления, навыков осмысленного выразительного и свободного исполнения, сознательного отношения к интонированию [10, С. 131].
Занятия сольфеджио были организованы в программе для веб-конференций ^дВ1иеВиПоп один раз в неделю продолжительностью два академических часа. Студенты «присутствовали» на занятиях с включенной камерой и микрофоном для полного включения в процесс, они слушали, отвечали на вопросы, взаимодействовали с курсом. В практике преподавания сольфеджио определены основные формы работы: интонационно-слуховые упражнения, анализ на слух воспринимаемой музыки и отдельных ее элементов, пение по нотам, чтение с листа, музыкальный диктант. Эти формы взаимосвязаны и дополняют друг друга: пение по нотам и музыкальный диктант имеют своей целью вырабатывать навык чтения и записи музыки, развить его технику, расширить диапазон сложности, в свою очередь, интонационные упражнения и анализ на слух способствуют успешному развитию навыков чтения с листа и записи музыкального диктанта [9, С. 2]. На дистанционных занятиях применялись перечисленные выше формы: проигрывались (в записи) музыкальные дик-
танты, обсуждались и анализировались музыкальные фрагменты методом интонационно-стилевого постижения музыки (метод слуховой экспертизы Е.В. Назайкинского). Перед студентами стояла задача: 1) определение исторической эпохи, национальной, жанровой принадлежности музыкального фрагмента; 2) сравнение изучаемых фрагментов с другими, без чего нельзя выявить стилевые черты отрывка; 3) отражение «экспертизы» в письменном виде [9, С. 7]. Выполненный анализ музыкальных фрагментов студенты демонстрировали и обсуждали на занятии, для этого они вносили результаты на виртуальную доску Google Jam-board с предварительно загруженными аудиофайлами и нотами с обозначениями к ним.
Музыкальный слух предполагает тонкую психофизиологическую чувствительность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам дискретных музыкальных звуков (их высоте, тембру, громкости, нюансировке и т.д.), так и к различным функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или иного музыкального произведения [11, С. 23]. Пение по нотам, чтение с листа в режиме онлайн было затруднено в оценивании в связи с разным техническим обеспечением участников процесса, на занятиях нередко сталкивались с проблемой искажений при передаче, в связи с чем отследить развитие навыков, свободы в пении, интонировании представлялось затруднительным. По этой причине студенты присылали видео- и аудиозаписи с выученными номерами на электронную почту педагога. На взгляд авторов, в таких формах работы как письменное построение аккордовых и гармонических последовательностей и их пение с целью развития слуховых навыков продуктивнее работать «вживую» за инструментом вместе со студентом: при необходимости поправлять, объясняя и аргументируя: что получилось удачно, а что нет, с возможностью исправить написанное. Восполнить этот вид работы устными формами невозможно.
В качестве контрольных точек применялась викторина. В викторине наиболее полно и концентрированно реализуется стилевое направление курса - здесь целостное восприятие, обязательно сопровождаемое эмоциональной реакцией, предшествует аналитическому разъятию и выделению деталей [12, С. 238]. Студентам предлагались 5 фрагментов (в записи) с целью проведения слухового анализа, в процессе которого они должны были определить ладогармоническую систему, виды интервалов, последовательность аккордов и созвучий, ритм, функции гармонических элементов (линеарные и гармонические - модальные, тональные, серийные и т.д.). Выполненные задания студенты загружали в Moodle.
Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио должно носить систематический характер, в том числе в рамках самостоятельной работы. При этом педагогу нужно создавать такую
установку в учебной деятельности, при которой студент был бы вынужден самостоятельно искать и отбирать необходимую ему художественную, понятийную и научную информацию. В момент совершенствования навыков студенту необходимо учиться постоянно анализировать свою исполнительскую деятельность, добиваться необходимых результатов, самосовершенствоваться, саморазвиваться. Выбор нового знания, навыка, над которым необходимо работать, то есть определение последовательности, перспективы работы, является в музыкальной педагогике особо важным фактором саморазвития [13, С. 81]. Студенты самостоятельно закрепляли полученные на занятиях знания и умения, применяя специализированные компьютерные программы и приложения. Так, студенты самостоятельно нашли и апробировали компьютерные программы, часть из которых показала свою эффективность. Программа «GNU Solfege» [14] предназначена для тренировки музыкального слуха, позволяет развивать чувство ритма, тренировать знания и навыки определения интервалов и закреплять теоретический материал. С помощью данной программы студенты самостоятельно тренировались в написании музыкальных диктантов. Программа «Абсолютный слух» [15] содержит достаточно большой функционал для развития не только музыкального слуха, но и для развития чувства ритма, навыков чтения с листа. В программе имеются дидактические материалы и упражнения для проверки теоретических знаний. Программа «EarMaster» [16] является интерактивным пособием, в котором имеются различные упражнения для развития музыкального слуха. Кроме этого, программа помогает наработать навык чтения с листа, развивать чистоту интонирования. С помощью данной программы студенты самостоятельно тренировались в написании музыкальных диктантов. Интерфейс программы позволяет после прослушивания записывать с помощью виртуальной клавиатуры прослушанный диктант. Программа «JustSolfejjio» [17] является обучающей программой, в которой содержатся различные упражнения (ритмические, на слух, закрепление навыков чтения с листа), а также музыкальные диктанты (одноголосные и двухголосные). Применение компьютерных программ и приложений в рамках самостоятельной работы позволили прийти к выводу, что не весь комплекс компьютерных программ и приложений («GNU Solfege», «Абсолютный слух», «EarMaster», «JustSolfejjio») оказался достаточно результативным в решении задач развития музыкального слуха. Так, для работы в программе «EarMaster» для музыкантов необходим компьютер со звуковой видеокартой, а также хороший микрофон и желательно синтезатор, которые были не у всех в наличии. Приложение для «Абсолютный слух» получило большее количество положительных отзывов среди студентов за доступность, удобный в работе интерфейс.
Пандемия коронавируса 2020 года изменила образовательный процесс. Кардинальные изме-
нения в образовании за относительно короткий срок вызвали определенные проблемы, такие как отсутствие информационно-коммуникационной компетенции участников образовательного процесса. Эта ситуация привела к диверсификации онлайн-взаимодействий и форм контроля, а также реализации практических занятий в техногенной среде с использованием различных цифровых инструментов. Безусловно, благодаря работе в дистанционном формате была обеспечена непрерывность образовательного процесса. Приобретённый опыт можно использовать в дальнейшем: создание новых форм учебной работы и заданий нового формата с использованием компьютерных технологий. Вместе с тем, обобщая опыт преподавания сольфеджио в дистанционной форме можно заключить следующее: участники образовательного процесса были технически не готовы к переходу на дистанционное обучение; дистанционные технологии могут рассматриваться как исключение в силу определенных причин или в дополнение к традиционным методам обучения, а не как полноценная альтернатива.
Литература
1. Ивойлова, И. Буквы и цифра [Электронный ресурс] / И. Ивойлова // Российская газета. -2018. - № 145 (7608). - Режим доступа: https:// rg.ru/2018/07/05/ministr-prosveshcheniia-rossii-olga-vasileva-o-cifrovoj-shkole.html
2. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования. Санкт-Петербург: РПГУ им. А.И. Герцена, 2007.
3. Горбунова, И.Б. Цифровой инструментарий в системе современного музыкально-художественного образования / И.Б. Горбунова, Н.Н. Петрова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6 (79). - С. 367-370.
4. Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. - 624 с.
5. Заболотская И.В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 196 с.
6. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. - М.: Мир, 1975. - 556 с.
7. Заливадный М.С. теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности: опыт комплексной характеристики: дисс. канд. иск-ния: 17.00.02. СПб., 2001. 148 с.
8. Golubeva T.I., Ulanova K.L., Kurenkova E.A., Kup-rina N.K., Shvetsova O.Y., Dmitriyev V.A. Video conferencing and webinars: integration of online tools in traditional forms of educational and scientific activities // International journal of advanced trends in computer science and engineering // World Academy of Research in Science and Engineering. - 2020. - Т. 9 - № 4. PP. 4235-4240.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
9. Швецова О.Ю. - Воспитание музыкального слуха: стилистический аспект // Человек и культура. - 2017. - № 4. - С. 1-12.
10. Швецова О.Ю. Методические особенности музыкально-теоретической подготовки будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности в контексте модернизации образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. - 2015. - № 11-12. -С.129-133.
11. Дмитриев В.А., Швецова О.Ю. - Воспитание музыкального слуха и культура интонирования музыканта-исполнителя // Культура и искусство. - 2017. - № 8. - С. 23-33.
12. Швецова О.Ю., Дмитриев В.А., Пицы-на А.А. Стилевое воспитание музыкального слуха на занятиях сольфеджио в профессиональной подготовке педагога-музыканта // Перспективы науки. - 2019. - № 10. С. 236240.
13. Швецова О.Ю. Саморазвитие будущих педагогов-музыкантов посредством решения профессиональных задач // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. - 2016. -№ 08. - С. 80-82.
14. GNU Operating System - Режим доступа: https:// www.gnu.org/software/solfege/
15. «Абсолютный слух»: обзор приложения для тренировки слуха и ритма. - Режим доступа: https://brodude.ru/absolyutnyj-sluh-obzor-prilozhe niya-dlya-trenirovki-sluha-i-ritma/.
16. Программа «EarMaster». - Режим доступа: https://www.earmaster.com/
17. Программа «JustSolfejjio». - Режим доступа: https://apps.rustore.ru/app/com.JustApplications. JustSolfejjio
COMPUTER TECHNOLOGIES IN SOLFEGGIO CLASSES IN DISTANCE LEARNING: EXPERIENCE OF APPLICATION
Shvetsova O. Yu., Bobrakova V.I.
Nizhnevartovsk State University (NVSU), MKU "SDK"
The performing activity of future music teachers is an environment with conservative teaching methods and techniques. In this case, musical activity, associated with a temporary process, with the need for personal contact between teacher and student, conflicts with the specifics of digital content. The authors of the article aim to test the effectiveness of distance learning in teaching solfeggio to future music teachers. To achieve this goal, approaches to the concept of digital technologies, distance learning in music education were studied, domestic experience of practical activities in the field of music and computer technologies was analyzed, and the effectiveness of distance learning in teaching solfeggio was analyzed. During the work, methods such as observation, modeling, and forecasting were used. The main conclusions of the study are the statement that modern reality makes its own adjustments and requires
the introduction of computer technologies in the educational process, but the use of digital technologies in teaching disciplines of the musical performance cycle can be considered as a complement to traditional methods.
Keywords: solfeggio, distance learning, ear for music, computer technology, computer programs, computer applications, COVID-19.
References
1. Ivoylova, I. (2018). Letters and numbers. Rossiyskaya Gazeta, 145 (7608). Retrieved from https://rg.ru/2018/07/05/ministr-prosveshcheniia-rossii-olga-vasileva-o-cifrovoj-shkole.html
2. Gorbunova, I.B., Gorelchenko, A.V. (2007). Technologies and teaching methods. Music and computer technologies in the system of primary music education. St. Petersburg: A.I. Herzen Russian State University.
3. Gorbunova, I.B. (2019). Digital tools in the system of modern music and art education. The world of science, culture, education, № 6 (79), 367-370. doi: 10.24411/1991-5497-201910161.
4. Zhivaykin, P.L. (1999). 600 sound and music programs. -St. Petersburg: BHV-St. Petersburg. - 624 p.
5. Zabolotskaya, I.V. (2000). New information technologies in music education: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. -St. Petersburg. - 196 p.
6. Mol, A., Fuchs, V., Kassler, M. (1975). Art and Computers. -Moscow: Mir. - 556 p.
7. Zalivadny, M.S. (2001). Theoretical problems of computerization of musical activity: experience of complex characteristics: diss. cand. Claims: 17.00.02. St. Petersburg. - 148 p.
8. Golubeva, T.I., Ulanova, K.L., Kurenkova, E.A., Kuprina, N.K., Shvetsova, O. Yu., Dmitriyev, V.A. (2020). Video conferencing and webinars: integration of online tools in traditional forms of educational and scientific activities. International journal of advanced trends in computer science and engineering, 9 (4), 4235-4240. doi: 10.30534/ijatcse/2020/10942020.
9. Shvetsova, O. Yu. (2017). Education of musical ear: stylistic aspect. Man and culture, 4, 1-12, doi: 10.25136/24098744.2017.4.23755.
10. Shvetsova, O. Yu. (2015). Methodological features of musical and theoretical training of future teachers-musicians for professional activity in the context of modernization of education. Modern science: actual problems of theory and practice. Series: HUMANITIES, 11-12, 129-133. Retrieved from https:// 6907d748-81ae-4b79-9be6-1284e6c7769c (nauteh-journal.ru)
11. Dmitriev V.A., Shvetsova O. Yu. (2017). Education of musical ear and culture of intonation of a performing musician. Culture and Art, 8.23-33.doi: 10.7256/2454-0625.2017.8.23758
12. Shvetsova, O. Yu., Dmitriev, V.A., Pitsyna, A.A. (2019). Style education of musical hearing in solfeggio classes in the professional training of a teacher-musician. Prospects of science, 10, 236-240. Retrieved from https:// science-prospect-10(121)-main.pdf (elibrary.ru)
13. Shvetsova, O. Yu. (2016). Self-development of future teachers-musicians by solving professional problems. Modern science: actual problems of theory and practice. Series: HUMANITIES, 8, 80-82. Retrieved from https:// nauteh-journal.ru/ files/0cb79915-a906-4720-b792-d3f892931a70
14. GNU Operating System - Access mode: https://www.gnu.org/ software/solfege/
15. "Absolute hearing": an overview of the application for training hearing and rhythm. - Access mode: https://brodude.ru/ absolyutnyj-sluh-obzor-prilozheniya-dlya-trenirovki-sluha-i-ritma /
16. The program "EarMaster". - Access mode: https://www.ear-master.com/
17. The program "Justsolfejio". - Access mode: https://apps.rus-tore.ru/app/com.JustApplications.JustSolfejjio
o с
u
CO CM
о
CM