Научная статья на тему 'ФОНОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКА МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОЛЬФЕДЖИО'

ФОНОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКА МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОЛЬФЕДЖИО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОГРАММА / НАВЫК МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ / СОЛЬФЕДЖИО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буторина Наталья Иннокентьевна, Коновалов Антон Андреевич

В статье фонограмма рассматривается как современное цифровое дидактическое средство профессиональной подготовки студентов. Авторами актуализируется необходимость применения фонограммы как современной информационной технологии при обучении студентов-бакалавров педагогического направления подготовки, профиль «Музыкально-компьютерные технологии». Рассмотрены имеющиеся определения фонограммы, представлено ее содержание и классификация. Уточнено основное назначение фонограммы как звукозаписи и выделены ее музыкально-выразительные функции. Предложено определение навыка многоголосного пения применительно к образовательному процессу. Выявлены возможности, а также специфика использования данной современной технологии для развития навыка многоголосного пения студентов на занятиях по учебной музыкально-теоретической дисциплине «Сольфеджио». Обозначены условия формирования навыка многоголосного пения у обучающихся на занятиях по музыкально-теоретической дисциплине, прежде всего необходимость развития всех компонентов музыкального слуха. Определены критерии, их соответствующие показатели и уровни развития навыка многоголосия обучающихся на занятиях по сольфеджио в вузе. Раскрыто содержание основных этапов опытно-поисковой работы (констатирующего, формирующего, контрольного) и представлены результаты проведенного исследования, подтверждающие эффективность применения специально разработанных фонограмм и упражнений, составленных на их основе для развития рассматриваемого навыка у студентов на занятиях по сольфеджио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHONOGRAM AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS’ POLYPHONIC SINGING SKILLS IN SOLFEGGIO CLASSES

The article considers the phonogram as a modern digital didactic means of professional training of students. The authors actualize the need to use the phonogram as a modern information technology when teaching bachelor students of the pedagogical direction of training the profile “Music and Computer Technologies”. The available definitions of a phonogram are considered, its content and classification are presented. The main purpose of the phonogram as a sound recording is clarified and its musical and expressive functions are highlighted. The definition of the polyphonic singing skill in relation to the educational process is proposed. The possibilities, as well as the specificity of the use of this modern technology for the development of the polyphonic singing skill of students in the classroom on the educational musical-theoretical discipline “Solfeggio”. The conditions for the formation of the polyphonic singing skill among students in the classroom in the musical-theoretical discipline, first of all, the need for the development of all components of the ear for music are indicated. The criteria, their corresponding indicators and levels of development of the polyphony skill of students in solfeggio classes at the university are determined. The content of the main stages of the experimental search work (ascertaining, forming, control) is disclosed and the results of the study are presented, confirming the effectiveness of the use of specially developed phonograms and exercises based on them for the development of the considered skill among students in solfeggio classes.

Текст научной работы на тему «ФОНОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКА МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОЛЬФЕДЖИО»

УДК 378.147

ФОНОГРАММА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКА МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОЛЬФЕДЖИО

Буторина Наталья Иннокентьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: nainnrgppu20@gmail.com

Коновалов Антон Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: anton-andreevi4@mail.ru

В статье фонограмма рассматривается как современное цифровое дидактическое средство профессиональной подготовки студентов. Авторами актуализируется необходимость применения фонограммы как современной информационной технологии при обучении студентов-бакалавров педагогического направления подготовки, профиль «Музыкально-компьютерные технологии». Рассмотрены имеющиеся определения фонограммы, представлено ее содержание и классификация. Уточнено основное назначение фонограммы как звукозаписи и выделены ее музыкально-выразительные функции. Предложено определение навыка многоголосного пения применительно к образовательному процессу. Выявлены возможности, а также специфика использования данной современной технологии для развития навыка многоголосного пения студентов на занятиях по учебной музыкально-теоретической дисциплине «Сольфеджио». Обозначены условия формирования навыка многоголосного пения у обучающихся на занятиях по музыкально-теоретической дисциплине, прежде всего необходимость развития всех компонентов музыкального слуха. Определены критерии, их соответствующие показатели и уровни развития навыка многоголосия обучающихся на занятиях по сольфеджио в вузе. Раскрыто содержание основных этапов опытно-поисковой работы (констатирующего, формирующего, контрольного) и представлены результаты проведенного исследования, подтверждающие эффективность применения специально разработанных фонограмм и упражнений, составленных на их основе для развития рассматриваемого навыка у студентов на занятиях по сольфеджио.

Ключевые слова: фонограмма, навык многоголосного пения, сольфеджио, музыкальное образование.

PHONOGRAM AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS' POLYPHONIC SINGING SKILL IN SOLFEGGIO CLASSES

Butorina Natalya Innokentyevna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Musical-computer Technology, Cinema and Television, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russian Federation). E-mail: nainnrgppu20@gmail.com

Konovalov Anton Andreevich, PhD of Pedagogy, Associate Professor of Department of Musical-computer Technology, Cinema and Television, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russian Federation). E-mail: anton-andreevi4@mail.ru

The article considers the phonogram as a modern digital didactic means of professional training of students. The authors actualize the need to use the phonogram as a modern information technology when teaching bachelor students of the pedagogical direction of training the profile "Music and Computer Technologies". The available definitions of a phonogram are considered, its content and classification are presented. The main purpose of the phonogram as a sound recording is clarified and its musical and expressive functions are

highlighted. The definition of the polyphonic singing skill in relation to the educational process is proposed. The possibilities, as well as the specificity of the use of this modern technology for the development of the polyphonic singing skill of students in the classroom on the educational musical-theoretical discipline "Solfeggio". The conditions for the formation of the polyphonic singing skill among students in the classroom in the musical-theoretical discipline, first of all, the need for the development of all components of the ear for music are indicated. The criteria, their corresponding indicators and levels of development of the polyphony skill of students in solfeggio classes at the university are determined. The content of the main stages of the experimental search work (ascertaining, forming, control) is disclosed and the results of the study are presented, confirming the effectiveness of the use of specially developed phonograms and exercises based on them for the development of the considered skill among students in solfeggio classes.

Keywords: phonogram, polyphonic singing skill, solfeggio, music education.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-247-258

Современные информационные технологии занимают сегодня центральное место в развитии музыкального образования, позволяя: оптимизировать средства, формы и методы обучения; находить рациональные решения учебных задач; выбирать целесообразные пути совершенствования учебного процесса; преодолевать трудности, возникающие при реализации традиционных подходов к обучению. Как отмечает Н. А. Заруба, формирование инновационного характера системы образования является необходимым и реальным для динамичного социально-экономического развития общества [8, с. 155]. Liz M.Y. Chan, A. Chao-Fernandez, R. Joiner, A. C. Jones, E. Scan-lon, S. Román-García [20; 21] на основе проведенных исследований на уроках музыки в общеобразовательной школе доказали эффективность музыкального обучения с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии широко внедряются и при обучении игре на музыкальном инструменте. В частности, M. Leman и L. Nijs [22] в процесс обучения детей игре на кларнете внедрили интерактивную музыкальную систему («Music Paint Machine»), а Н. И. Буторина, А. Д. Макаридин и Д. Д. Черникова [13; 18] -мультимедийное пособие для занятий по игре на гитаре. И. М. Красильниковым [12] было разработано содержание и методика освоения обучающимися музыкально-творческой деятельности с применением электронного инструментария.

Одной из компьютерных технологий является фонограмма, которая, став частью современной музыкальной культуры, находит все

более широкое применение в современной учебной практике. Однако конкретные исследования с использованием фонограммы в музыкальном образовании практически отсутствуют, что, в частности, актуализирует изучение проблемы применения фонограммы как средства развития навыка многоголосного пения.

Останавливаясь на понятии фонограммы, необходимо подчеркнуть отсутствие его единого определения, что обусловливается его использованием в разных областях деятельности.

Среди имеющихся определений фонограммы (от греч. фю^ - звук и урадда - запись) отметим такие, как сигналограмм [3]; носитель записи с записанными на нем звуковыми колебаниями [15]; любая звуковая запись исполнения или иных звуков, их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение [6].

В. А. Шлыков определяет фонограмму как уникальную совокупность содержания и звукового образа, зафиксированную на звуковом носителе; объект, идентификационным признаком которого является содержание, то есть звуковая информация (музыкальная, вербальная или иная) и ее параметры. При этом автор диссертации «Звуковой образ в современных музыкальных фонограммах» под звуковым образом понимает информационный поток, присутствующий в фонограмме и позволяющий слушателю определять ряд параметров звучания содержания: пространство, в котором записывался источник звука; расположение источника звука по глубине; соотношение громкости звучания источников звука

относительно друг друга; частотную характеристику источника звука; различимость содержания отдельных голосов; панорамное расположение источника звука (при объемной звукопереда-че) [19, с. 5].

В зависимости от способа звукозаписи различают механическую, магнитную, оптическую и электронную фонограммы.

В качестве базовой характеристики записанной в фонограмме информации рассматривается пространственное размещение источников звука, в связи с чем различают фонограммы монофонические (один канал записи) и стереофонические (два канала записи, монофонический канал низких частот, многоканальные системы).

В настоящем исследовании при использовании фонограммы для развития навыка многоголосного пения в учебном процессе наибольший интерес представляют стереофонические фонограммы, так как монофонические не сопоставимы с многоголосным исполнением, а многоканальные фонограммы предназначены для использования, прежде всего, на концертных выступлениях.

Рассматривая особенности использования фонограмм в учебных целях, следует учитывать критерии определения качества стереофонии: пространственное (объемное) впечатление; правильность передачи естественных тембров инструментов; прозрачность звучания; правильность передачи акустических особенностей помещения; соответствующий музыкальных баланс; отсутствие посторонних шумов и искажений; высокий уровень исполнения (А. В. Севашко) [15, с. 102].

Исходя из вышесказанного, можно подчеркнуть, что основное назначение фонограммы -это звукозапись, то есть сохранение звучания.

Однако многие исследователи говорят и о музыкально-выразительной роли фонограммы. Так, С. А. Васенина в работе «Феномен музыкального пространства в концертной практике и звукозаписи» выделяет три основных функции фонограммы: тембральную, концептуально-организующую и пространственную [4, с. 8].

Первая, тембральная функция была освоена с появлением массовой звукозаписи (1900-1910). Начальный этап ее развития (до 50-х годов) преследовал цель естественной передачи звучания в фонограмме, чему мешало техническое несо-

вершенство записывающих устройств того времени, не позволявших передавать красоту тембров и требовавших своего дальнейшего развития.

Вторая, концептуально-организующая, музыкально-выразительная функция фонограммы была осознана в 50-е годы ХХ века с применением технологии монтажа и при массовом распространении фонограмм. Возможность аудиозаписи музыкального произведения по частям с последующим соединением дублей позволили получать не только новую интерпретацию исполнения, но и его технически улучшенную версию.

В последние десятилетия осмысливается пространственная функция фонограммы, направленная на отображение пространственного звукового решения, на достижение реального концертного воздействия на слушателя. Сегодня звуко-режиссерская практика уже накопила множество способов достижения пространственности звучания фонограммы (эффекты локализации, панорамирования, реверберации и т. д.).

Указанные функции и возможности фонограммы как записи художественного произведения позволяют широко применять ее в концертной деятельности, заменять звучание «живых» музыкальных инструментов и использовать искусственные электронные звуки - специфические эффекты.

Достоинством фонограммы является ее универсальность в решении учебно-воспитательных задач. Так, студийная запись высокого качества может не только заменить традиционное фортепианное сопровождение в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении музыкального произведения, но и способствовать яркому, многогранному раскрытию художественного образа исполняемого произведения, расширению собственного восприятия музыки исполнителем. К тому же, фонограмма позволяет обучающимся участвовать в массовых мероприятиях на открытых площадках и в концертных залах.

Особые возможности фонограммы состоят в ее успешном применении в процессе развития навыка многоголосного пения обучающихся как наиболее сложного навыка для формирования и одновременно необходимого в практике учебной и профессиональной музыкально-теоретической и музыкально-исполнительской видов деятельности.

Многоголосное пение является одним из эффективных способов глубокого познания музыки как искусства, что «практически невозможно без теоретических знаний и умений, осваиваемых обучающимися на музыкальных занятиях в опоре на музыкально-слуховые представления, реально звучащую музыку и интонационно-слуховой опыт» [11, с. 21].

Навык многоголосного пения является сложным интегрированным автоматизированным действием, предполагающим не только точное интонирование собственной одноголосной мелодической партии, но и способность слышать и выстраивать гармоническую вертикаль произведения при сохранении ансамблевого строя и единого метроритмического звучания, сопоставлении собственной партии каждого с другими звучащим партиями. К тому же данный навык предполагает умение создавать музыкальную драматургию многоголосного произведения в единстве чисто музыкальных (интонационных, динамических, метроритмических и т. д.) и эмоционально-художественных усилий при воплощении музыкального образа и единой линии его развития.

Необходимым условием формирования навыка многоголосного пения является развитие следующих разновидностей музыкального слуха, необходимых для адекватного восприятия, понимания, исполнения и оценки музыкального произведения: мелодического - способности слышать и воспринимать строение мелодии, анализировать ее звуковысотность и интонации, направление движения и ритмическую организацию; гармонического - способности осуществлять фонический и функциональный анализ созвучий, определять структурные компоненты аккорда, их высотное положение и соотношение; способности воспринимать многоголосие и воспроизводить его в музыкально-слуховых представлениях, осознавать и слышать общие закономерности многоголосной ткани, анализировать гармоническую вертикаль музыкального текста; полифонического - способности расчлененно воспринимать музыкальную ткань, образованную как минимум двумя голосами, воспроизводить несколько сочетающихся мелодических линий; тембрового - способности дифференцировать тембры различных источников звука и воспринимать их акустические и художественно-выразительные свойства.

Задача развития музыкального слуха является основной для дисциплин музыкально-теоретической подготовки студентов, включающей в себя способность к восприятию, анализу и воспроизведению музыкальных произведений, их фрагментов и выразительных элементов (мелодии, лада, метроритма, гармонии, фактуры, регистра, тембра, динамики). Указанные способности формируются и развиваются, прежде всего, на таких учебных дисциплинах, как «Элементарная теория музыки», «Гармония» и «Сольфеджио». В рамках данных дисциплин происходит целенаправленное освоение студентами специфики музыкального языка, формируется и координируется взаимодействие слуховых (звуковысотных, мелодических, гармонических, полифонических, тембро-дина-мических, фактурных, внутренних), тактильных, двигательных, пространственных и временных ощущений, развиваются музыкальная память и мышление [2, с. 3].

Наиболее полноценно развитие навыка многоголосного пения осуществляется на занятиях по учебной дисциплине «Сольфеджио», целью которой является формирование у студентов специальных музыкально-теоретических компетенций на основе совершенствования музыкально-слуховых представлений и музыкальной памяти, необходимых для успешной самостоятельной профессиональной деятельности и воспитания профессионального музыкального мышления.

Сольфеджио является обязательной дисциплиной любой образовательной программы музыкального образования, занятия которой развивают музыкальные данные (слух, память, ритм), знакомят с теоретическими основами музыкального искусства, способствует развитию музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса [2, с. 6].

Основные формы работы на занятиях по сольфеджио включают: пение по нотам, в том числе чтение с листа с последующим транспонированием; восприятие (слуховой анализ музыкальных средств); написание диктантов (мелодических, ритмических, интервальных и гармонических); подбор аккомпанемента к мелодии.

Сольфеджирование предполагает: интонирование с обязательным произнесением названий звуков одноголосных и многоголосных фрагментов из высокохудожественных музыкальных

произведений индивидуально, с инструментом и в ансамбле с одноклассниками; исполнение нотами одноголосных и многоголосных певческих упражнений (гамм, интервалов, интервальных цепочек; аккордов, гармонических последовательностей, секвенций и др.); пение, запоминание и воспроизведение с названием нот музыкальных фрагментов; исполнение голосом мелодии с названием нот под аккомпанемент фортепиано; вокальную импровизацию подголоска / второго голоса к мелодии; чтение с листа нот двухголосных фрагментов (в дуэте, ансамбле или с фортепиано); транспонирование с названием нот мелодий, двухголосных фрагментов, гармонических последовательностей и т. п.

Восприятие на сольфеджио означает не только слуховой анализ различных элементов музыкальной выразительности (ритма, интонаций, мелодий, гамм, интервалов, аккордов, гармонических оборотов и последовательностей, секвенций и др.), но и эмоциональное восприятие анализируемого музыкального фрагмента, умение слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Это, в свою очередь, требует использования примеров высокохудожественных музыкальных произведений, в том числе многоголосных.

Музыкальный диктант - интегрированная форма учебной работы, включающая характерные для сольфеджио виды музыкальной деятельности (восприятие, слуховой анализ, запоминание, воспроизведение). Метроритмический, одноголосный, двухголосный, интервальный, аккордовый, гармонический (устный и письменный) диктанты способствуют развитию музыкального слуха, учат осознанно фиксировать услышанное.

Все отмеченные формы работы по сольфеджио, как отмечает Л. И. Кабакова, представляют единый комплекс последовательных упражнений и используются во взаимодействии, способствуя развитию музыкального слуха музыканта [9, с. 49].

Одной из задач учебной дисциплины «Сольфеджио» является формирование навыка чистого интонирования. Для этого применяются упражнения - пение гамм, ступеней, интервалов, аккордов, гармонических оборотов, секвенций, активизирующих слух и память, полезных для слухового анализа, записи диктантов, развития навыка многоголосного пения.

М. Г. Ефремова указывает на необходимость применения подобных интонационных упражнений не только как важнейшего и эффективного метода развития навыка многоголосного пения на занятиях по сольфеджио, но и как базовой основы для освоения и овладения обучающимися приемами работы с художественным музыкальным текстом [7, с. 335].

Традиционно представленные выше виды учебной деятельности на сольфеджио осваиваются с помощью нотного письма и музыкального инструмента - фортепиано. Особые возможности в развитии навыка многоголосного пения предоставляет использование фонограммы во всех видах учебной музыкальной деятельности студентов: сольфеджирование - исполнение нотами многоголосных певческих упражнений под аккомпанемент, представленный в виде фонограммы; вокальная импровизация подголосков / второго голоса к мелодии, звучащей с гармонической основой в виде фонограммы; восприятие фонограмм музыкального фрагмента произведения для слухового анализа различных элементов музыкальной выразительности; музыкальный диктант (многоголосный, интервальный, аккордовый, гармонический) в записи на электронном носителе (в виде фонограммы). Последний вид деятельности с использованием фонограммы предполагает развитие и тембрового слуха обучающихся.

Л. В. Корнейчук, отмечая, что важным для развития навыка многоголосного пения является умение вычленить из общего звучания звуковы-сотную характеристику каждого звука мелодии и способность анализировать интервалы и аккорды, подчеркивает, что эта учебная задача усложняется, когда диктант в виде фонограммы предлагается в оркестровом звучании [10, с. 11].

Специфика фонограммы как средства развития навыка многоголосного пения на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам позволяет трактовать ее двояко: как звуковую запись музыкальной композиции с солирующим инструментом или голосом, создающую целостный звуковой образ (фонограмма-«плюс»), и как запись, в которой не прописана одна из мелодических линий, представляющих собой партию одного из голосов инструментального или вокального произведения / его фрагмента (фонограмма-«минус»).

Для выявления эффективности применения фонограммы как средства развития навыка многоголосного пения у студентов нами был разработан специальный комплекс фонограмм и проведено опытно-поисковое исследование по его применению на занятиях по сольфеджио, которое осуществлялось в течение 2017-2019 годов на кафедре музыкально-компьютерных технологий ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург).

Необходимо отметить, что спецификой профессиональной подготовки студентов отмеченного профиля является ведущая музыкально-компьютерная деятельность, осваиваемая ими на старших курсах [11, с. 24]. В процессе освоения данной деятельности обучающиеся создают собственные сочинения и аранжировки, а также фонограммы с различной учебной целью. Так, первичное знакомство с фонограммой как современной технологией обучения для развития навыков многоголосия в дальнейшем переходит на новую творческую ступень непосредственной разработки данного дидактического средства на дисциплинах по музыкально-компьютерным технологиям и последующего его применения в рамках педагогических практик и научно-исследовательских работ студентов.

В исследовании принимали участие 40 студентов первого курса, входившие в учебные группы МЗ-104 и МЗ-105. Следует подчеркнуть разный уровень предпрофессиональной музыкально-теоретической подготовки студентов первого курса: 5 человек (12,5 %) имели среднее профессиональное музыкальное образование; 22 человека (55 %) получили дополнительное музыкальное образование; еще 6 первокурсников (15 %), обучаясь в учреждении дополнительного музыкального образования, его не закончили; 7 человек (17,5 % поступивших) не получили предпрофессионального музыкального образования. Поэтому контрольная и экспериментальная группы были сформированы с примерно одинаковым уровнем подготовки студентов.

К тому же применяемые на занятиях по сольфеджио фонограммы должны были адаптировать менее подготовленных студентов к реальным учебным занятиям, благодаря универсальным характеристикам созданных современных средств обучения.

Занятия проводились в соответствии с рабочей программой по сольфеджио, объем рассчитан на 288 часов (8 зачетных единиц), из которых 102 часа приходились на аудиторные занятия и 186 - на самостоятельную работу студентов в первом и втором учебных семестрах [2].

Для достижения цели настоящей опытно-поисковой работы, а именно выявления эффективности применения фонограммы в качестве средства развития навыка многоголосного пения у студентов-бакалавров при освоении ими дисциплины «Сольфеджио», нами были сформулированы следующие задачи: проведение первичной диагностики уровня развития навыка многоголосного пения у студентов; уточнение традиционных способов развития рассматриваемого навыка на занятиях по сольфеджио; создание фонограмм и упражнений для развития навыка многоголосного пения; определение критериев и показателей развития данного навыка у студентов; проведение опытно-поисковой работы по внедрению фонограммы в образовательный процесс для развития навыка многоголосного пения у студентов; анализ результатов данной опытно-поисковой работы.

В опытно-поисковой работе участвовало в общей сложности 40 человек (20 студентов из группы МЗ-104 и 20 студентов из группы МЗ-105).

Опытно-поисковая работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе были осуществлены следующие мероприятия: уточнено содержание рабочей программы по сольфеджио; проведена первичная диагностика учебно-познавательной мотивации студентов к применению фонограммы на учебных занятиях посредством проведения анкетного опроса; установлена целесообразность ее использования в развитии навыка многоголосного пения; разработаны критерии (показатели) и уровни развития навыка многоголосного пения; определены уровни развития данного навыка у студентов экспериментальной и контрольной групп; созданы фонограммы произведений и упражнения по сольфеджио для развития у студентов навыка многоголосного пения.

Анкетный опрос показал, что 40 опрошенных студентов (100 % респондентов) ранее не пользовались фонограммой на занятиях по сольфеджио. При этом большинство, 34 человека (85 % респондентов), выразили желание приме-

нять современное средство в учебной аудиторной и самостоятельной работе по сольфеджио. 40 студентов (100 % опрошенных) выразили мнение, что фонограммы и созданные на их основе упражнения могут стать средством развития навыка многоголосного пения (см. Приложение, рис. 1).

Разработанные контрольные задания констатирующего этапа были нацелены на определение уровня развития навыка многоголосного пения у студентов контрольной и экспериментальной групп. Их выполнение показало примерно одинаковые результаты в группах: высокий уровень развития рассматриваемого навыка был выявлен у 3 студентов (15 % респондентов) как в контрольной группе, так и в экспериментальной; средний уровень был отмечен у 13 студентов (65 % опрошенных) в контрольной и у 12 студентов (60 %) в экспериментальной группе; низким уровнем в каждой группе обладали 5 студентов (25 %); навык многоголосного пения оказался не развит у 7 студентов (3 человека, 15 % опрошенных, -в контрольной и 4 человека, 20 % респондентов, - в экспериментальной группе) (см. Приложение, рис. 1).

Значительную долю времени на констатирующем этапе опытно-поисковой работы составило собственно создание фонограмм и упражнений, включающее следующие этапы: подбор музыкального материала в соответствии с поставленными учебными задачами; создание вокальной многоголосной партитуры музыкального произведения с использованием нотографических программ; инструментовку сопровождения; сведение инструментальных и вокальных партий музыкальной композиции; мастеринг как заключительный этап оформления звучания целостного произведения [5].

Подбор музыкального материала осуществлялся на основании следующих критериев: его высокохудожественность; разнообразие стилей и жанров произведений; возможность создания на их основе полноценной многоголосной партитуры, удобной для вокального исполнения; доступность музыкального материала для исполнения студентами. В качестве примера можно привести «Песню Сольвейг» из оркестровой сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», использованную для создания учебной фонограммы. Этот выбор был продиктован не только возможностью созда-

ния многоголосия, но и многообразием образов и исполнительских задач данного произведения, его достаточной метроритмической, интонационной и вокальной сложностью исполнения. Готовая фонограмма применялась для слухового анализа и целостного исполнения произведения, а также для создания комплекта упражнений по формированию навыка многоголосного пения.

Разработка многоголосия предполагала создание двух-четырех голосов вокальных партий. При этом необходимо было отказаться от исполнительских сложностей и соблюдать законы классической гармонии. Для удобства написания, редактирования и использования вокальной партитуры в учебных целях использовалась ното-графическая программа «Sibelius». Облегчение фактуры аккомпанемента, не перегружающей звучание вокального многоголосия, было достигнуто с помощью переинструментовки произведения Э. Грига в виртуальной студии «Sonar».

Процесс создания фонограмм и упражнений завершался работой по сведению инструментальных и вокальных партий в каждой музыкальной композиции, а также мастерингом - заключительным этапом оформления звучания целостного произведения.

На констатирующем этапе также были разработаны критерии, показатели и уровни развития навыка многоголосного пения студентов.

Критериями и соответствующими показателями развития навыка многоголосия стали: точное интонирование вокальной партии (звуковы-сотная точность исполнения мелодии, владение приемами интонирования различных ладовых образований, правильное дыхание и фразировка); выстраивание собственной партии в многоголосном ансамбле (слышание собственной партии; ее выстраивание в гармонической вертикали и горизонтали с другими партиями в вокальном ансамбле; поддержание ансамблевого строя); метроритмически точное ансамблевое исполнение партии в многоголосии (точное метроритмическое исполнение собственной партии; ощущение единого метроритмического движения в ансамбле исполнителей); передача музыкальной драматургии многоголосия (синхронность звучания музыкальной ткани; интеграция музыкальных и эмоционально-художественных усилий при создании музыкального образа и единой линии его развития).

На основе разработанных показателей были выявлены три уровня развития навыка многоголосного пения: низкий, средний, высокий.

I низкий уровень характеризуется: недостаточно точным интонированием вокальной партии многоголосия; трудностями в выстраивании собственной партии в ансамбле; метроритмически неточным ансамблевым исполнением; слабой передачей драматургии произведения.

II средний уровень предполагает: достаточно точное интонирование вокальной партии многоголосия; достаточно уверенное выстраивании собственной партии в многоголосном ансамбле; почти точное метроритмическое ансамблевое исполнение; достаточную передачу драматургии произведения.

III высокий уровень подразумевает: точное интонирование вокальной партии многоголосия; безошибочное выстраивание собственной партии в многоголосном ансамбле; метроритмически точное ансамблевое исполнение партии; выразительную передачу драматургии произведения.

Дополнительно были выявлены показатели проявления искреннего интереса к фонограмме: стремление обучающихся повторять многоголосное упражнение для достижения лучшего результата; желание студентов заниматься сольфеджио с помощью фонограмм в самостоятельной домашней работе для выявления и коррекции имеющихся исполнительских проблем; возникновение у студентов вопросов об использованных компьютерных программах для создания фонограмм.

На формирующем этапе на занятиях по сольфеджио:

• были апробированы фонограммы и упражнения для развития навыка многоголосного пения со студентами экспериментальной группы;

• студенты контрольной группы обучались с использованием традиционных методов и средств без применения фонограммы.

На данном этапе серия формирующих практических заданий с применением фонограммы использовалась только на занятиях по сольфеджио в экспериментальной группе МЗ-104. При этом в обеих учебных группах выполнялись практические задания с применением традиционных форм, методов и средств развития навыка многоголосного пения на сольфеджио. В качестве основных дидактических средств применялись нотные сборники, а игра на фортепиано использо-

валась как традиционный наглядно-слуховой метод поддержки многоголосного интонирования.

На третьем контрольном этапе опытно-поискового исследования: студентами обеих исследуемых групп выполнялись контрольные задания, получившие оценку на основе разработанных критериев и показателей развития навыка многоголосного пения; проводилась диагностика учебно-познавательной мотивации студентов экспериментальной группы к применению фонограммы на занятиях по сольфеджио, а также определялась эффективность ее использования для развития навыка многоголосного пения; анализировались и оформлялись результаты опытно-поисковой работы, были сделаны выводы (см. Приложение, рис. 2).

Динамика развития навыка многоголосного пения в обеих исследовательских группах на занятиях по сольфеджио определялась с помощью контрольного задания на исполнение многоголосного фрагмента музыкального произведения. Контрольное прослушивание многоголосия оценивалось на основе разработанных критериев, результаты которого в экспериментальной группе показали: высокий уровень у 7 человек (35 %), средний - у 12 студентов (60 %), низкий -у 1 человека (5 % респондентов). При этом в контрольной группе высокий уровень был обнаружен у 5 человек (25 %), средний - у 12 человек (55 %), низкий - у 4 человек (20 %) (см. Приложение, рис. 2).

Помимо основного эмпирического метода исследования (контрольные задания, письменный анкетный опрос), для уточнения отношения студентов к фонограмме был подключен метод педагогического наблюдения. Дополнительно для определения динамики отношения студентов к современному педагогическому средству развития навыка многоголосного пения была использована методика М. Битяновой [1, с. 17]. В предложенных бланках для ответов студент должен был под каждым суждением поставить баллы (2 - это про меня, 1 - не уверен, 0 - это не так).

Тип отношения к применению фонограммы для развития навыка многоголосного пения определяется общим баллом (суммой баллов) по всем суждениям: 16-14 баллов - активно-положительный (А); 13-10 баллов - положительный (П); 9-8 баллов - безразличный (Б); 7-5 баллов - отри-

цательный (О); 4-0 баллов - крайне отрицательный (К) (см. Приложение, рис. 3).

При анализе проявления студентами экспериментальной группы искреннего интереса к фонограмме были получены результаты, представленные в Приложении, на рисунке 3.

Таким образом, анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.

1. Наибольшая динамика в развитии навыка многоголосного пения на занятиях по сольфеджио была продемонстрирована в экспериментальной группе, где применялась фонограмма наряду с традиционными методами и средствами обучения.

3. Применение современного средства обучения позволило не только значительно оптимизировать процесс развития навыка многоголосного пения в целом, но и повысить мотивацию студентов к освоению сольфеджио.

4. Фонограмма в учебном процессе обладает рядом преимуществ по сравнению с традицион-

ным обучением (многократное повторение фрагментов, выбор любой партии, ее освоение с ауди-оподдержкой и без нее, применение различных тембральных звучаний и т. д.).

5. Объективность результатов опытно-поискового исследования подтвердил сравнительный анализ результатов развития навыка многоголосного пения в контрольной и экспериментальной группах.

6. Результаты проведения анкетного опроса и педагогического наблюдения, использования методики М. Битяновой подтвердили положительное отношение студентов экспериментальной группы к применению фонограммы для развития рассматриваемого навыка.

7. Результативность фонограммы в развитии навыка многоголосного пения во многом объясняется возможностью ее использования в групповой и индивидуальной формах работы, а также в аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работе студентов-бакалавров.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Уровни развития навыка многоголосного пения студентов на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах

Рисунок 2. Уровни развития навыка многоголосного пения студентов на контрольном этапе в контрольной и экспериментальной группах

Рисунок 3. Проявление интереса к фонограмме 256

Литература

1. Битянова М. Как измерить отношения в классе: социологический метод в школьной практике. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.

2. Буторина Н. И. Рабочая программа по дисциплине «Сольфеджио». - Екатеринбург: РГППУ, 2017. - 28 с.

3. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://slovari.yandex.ru/- книги/БСЭ (дата обращения: 16.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Васенина С. А. Феномен музыкального пространства в концертной практике и звукозаписи: автореф. дис. ... канд. искусств. - Нижний Новгород, 2012. - 24 с.

5. Гибсон Д. Искусство сведения [Электронный ресурс]. - URL: https://digitalmusicacademy.ru/sites/default/files/ content/gibson-iskusstvo-svedeniya.pdf (дата обращения: 18.02.2021).

6. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая - четвертая: [принят Гос. думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 8 декабря 2020 года].

7. Ефремова М. Г. Русский романс - эффективная форма развития певческих навыков на уроках сольфеджио в ДМШ // Известия Рос. гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. - 2010. - № 120. - С. 334-339.

8. Заруба Н. А. О концепции подготовки специалистов, компетентнх в сфере образования // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2020. - № 50. - С. 151-162.

9. Кабакова Л. И. О полифоническом воспитании // Вестн. пед. о-ва Карла Орфа. - 2001. - №11. - С. 47-53.

10. Корнейчук Л. В. Развитие тембрового слуха в профессиональной подготовке учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 18 с.

11. Коновалов А. А., Буторина Н. И. Педагогические технологии в музыкально-компьютерной деятельности студентов. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2020. - 159 с.

12. Красильников И. М. Инструментовка в условиях реальной и виртуальной акустики // Музыкальная академия. - 2020. - № 3 (771). - С. 178-184.

13. Макаридин А. Д., Буторина Н. И. Содержание и технология создания мультимедийного пособия для организации самостоятельных занятий подростков по игре на гитаре // Инновац. науч. соврем. академ. Исслед. траектория (ИНСАЙТ). - 2020. - № 1 (1) - С. 54-70

14. Ройтерштейн М. И. Полифония. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

15. Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство. - М.: Додэка-XXI, 2007. - 432 с.

16. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enclp/50670 (дата обращения: 16.02.2021).

17. Способин И. В. Элементарная теория музыки. - М.: Гос. музык. изд-во, 1963. - 202 с.

18. Черникова Д. Д. Применение мультимедийной хрестоматии для развития навыка самостоятельной работы у гитаристов-первоклассников // Инновац. науч. соврем. академ. исслед. траектория (ИНСАЙТ). - 2020. -№ 2 (2) - С. 88-100.

19. Шлыков В. А. Звуковой образ в современных музыкальных фонограммах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2010. - 17 с.

20. Chan Liz M.Y., Jones A.C., Scanlon E., Joiner R. The use of ICT to support the development of practical music skills through acquiring keyboard skills: a classroom based study // Computers & Education. - 2006. - № 46. -С. 391-406.

21. Chao-Fernandez R., Román-García S., Chao-Fernandez A. Analysis of the use of ICT through Music Interactive Games as Educational Strategy // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2017. - № 237. - С. 576-580.

22. Nijs L., Leman M. Interactive technologies in the instrumental music classroom: A longitudinal study with the Music Paint Machine // Computers & Education. - 2014. - № 73. - С. 40-59.

References

1. Bityanova M. Kak izmerit' otnosheniya v klasse: sotsiologicheskiy metod v shkol'noy praktike [How to Measure Relationships in the Classroom: A Sociological Method in School Practice]. Moscow, Chistye prudy Publ., 2005. 32 p. (In Russ.).

2. Butorina N.I. Rabochaya programma po discipline "Sol'fedzhio" [Work program for the discipline "Solfeggio"]. Ekaterinburg, RGPPU Publ., 2017. 28 p. (In Russ.).

3. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. (In Russ). Available at: http://slovari.yandex. ru/~knigi/BSE (accessed 16.02.2021).

4. Vasenina S.A. Fenomen muzykal'nogo prostranstva v kontsertnoy praktike i zvukozapisi: avtoreferat dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The phenomenon of musical space in concert practice and sound recording. Author's abstract of Diss. PhD in Art History]. Nizhniy Novgorod, 2012. 24 p. (In Russ.).

5. Gibson D. Iskusstvo svedeniya [The art of mixing]. (In Russ.). Available at: https://digitalmusicacademy.ru/sites/ default/files/content/gibson-iskusstvo-svedeniya.pdf (accessed 18.02.2021).

6. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii: chast'pervaya-chetvertaya: prinyat Gos. Dumoy 23 aprelya 1994 goda, s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 8 dekabrya 2020 goda [Civil Code of the Russian Federation: Part One-Four: Adopted by the State. Duma on April 23, 1994, with amendments and additions as of December 8, 2020]. (In Russ).

7. Efremova M.G. Russkiy romans effektivnaya forma razvitiya pevcheskikh navykov na urokakh sol'fedzhio v DMSH [Russian romance is an effective form of developing singing skills in solfeggio lessons at children's music schools]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena [Izvestia of the Herzen State Pedagogical University of Russia], 2010, no. 120, pp. 334-339. (In Russ.).

8. Zaruba N.A. O kontseptsii podgotovki spetsialistov, kompetentnykh v sfere obrazovaniya [About the concept of training specialists competent in education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2020, no. 50, pp. 151-162. (In Russ.).

9. Kabakova L.I. O polifonicheskom vospitanii [About polyphonic education]. Vestnik pedagogicheskogo obshchestva Karla Orfa [Karl OrffPedagogical Society Bulletin], 2001, no. 11, pp. 47-53. (In Russ.).

10. Korneychuk L.V. Razvitie tembrovogo slukha v professional'noy podgotovke uchitelya muzyki: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [The development of timbre hearing in the professional training of a music teacher. Author's abstract Diss. PhD in Pedagogy]. Ekaterinburg, 2000. 18 p. (In Russ.).

11. Konovalov A.A., Butorina N.I. Pedagogicheskie tekhnologii v muzykaVno-komp'yuternoy deyateVnosti studentov [Pedagogical technologies in students' musical and computer working]. Ekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2020. 159 p. (In Russ.).

12. Krasil'nikov I.M. Instrumentovka v usloviyakh real'noy i virtual'noy akustiki [Instrumentation in real and virtual acoustics]. Muzykal'naya akademiya [Music academy], 2020, no. 3 (771), pp. 178-184. (In Russ.).

13. Makaridin A.D., Butorina N.I. Soderzhanie i tekhnologiya sozdaniya mul'timediynogo posobiya dlya organizat-sii samostoyatel'nykh zanyatiy podrostkov po igre na gitare [The content and technology of creating a multimedia manual for organizing independent guitar lessons for adolescents]. Innovatsionnaya nauchnaya sovremen-naya akademicheskaya issledovatel'skaya traektoriya (INSAJT) [Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT)], 2020, no. 1 (1), pp. 54-70. (In Russ.).

14. Roytershteyn M.I. Polifoniya [Polyphony]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 192 p. (In Russ.).

15. Sevashko A.V. Zvukorezhissura i zapis' fonogramm. Professionalnoe rukovodstvo [Sound engineering and phonogram recording. Professional guidance]. Moscow, Dodeka-XXI Publ., 2007. 432 p. (In Russ.).

16. Sovremennaya entsiklopediya [Modern encyclopedia]. (In Russ.). Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc1p/50670 (accessed 16.02.2021).

17. Sposobin I.V. Elementarnaya teoriya muzyki [Elementary Music Theory]. Moscow, Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo Publ., 1963. 202 p. (In Russ.).

18. Chernikova D.D. Primenenie mul'timediynoy khrestomatii dlya razvitiya navyka samostoyatel'noy raboty u gitaris-tov-pervoklassnikov [The use of multimedia reader for the development of independent work skills in first-grader guitarists]. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatel'skaya traektoriya (INSAJT) [Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT)], 2020, no. 2 (2), pp. 88-100. (In Russ.).

19. Shlykov V.A. Zvukovoy obraz v sovremennykh muzykal'nykh fonogrammakh: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Sound image in modern musical phonograms. Author's abstract Diss. PhD in Pedagogy]. Moscow, 2010. 17 p. (In Russ.).

20. Chan Liz M.Y., Jones A.C., Scanlon E., Joiner R. The use of ICT to support the development of practical music skills through acquiring keyboard skills: a classroom based study. Computers & Education, 2006, no. 46, pp. 391-406. (In Engl.).

21. Chao-Fernandez R., Román-García S., Chao-Fernandez A. Analysis of the use of ICT through Music Interactive Games as Educational Strategy. Procedia Social and Behavioral Sciences, 2017, no. 237, pp. 576-580. (In Engl.).

22. Nijs L., Leman M. Interactive technologies in the instrumental music classroom: A longitudinal study with the Music Paint Machine. Computers & Education, 2014, no. 73, pp. 40-59. (In Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.