150 Высшее образование в России • № 7, 2008
Таблица 1
Учебно-тематический план факультатива
п/п Количество часов Тема Форма проведения
1 8 Корпоративная культура учреждения здравоохранения тренинг
2 8 Подбор персонала тренинг
3 8 Принятие управленческих решений тренинг
4 8 Создание мотивационной среды и управление мотивацией сотрудников тренинг
5 8 Управление организационными конфликтами тренинг
туры выказали 80% опрошенных. При этом они выделили такие этапы своей деятельности, как диагностика, анализ, выработка предложений, их обсуждение, внедрение, повторный анализ. Специфика учреждений здравоохранения заключается в том, что все проводимые изменения не должны негативно сказываться на сотрудниках и пациентах, ведь от деятельности медицинского персонала зачастую зависит жизнь человека. Важно учитывать также и экономические показатели, стратегические планы организации, потребности сотрудников и их готовность к изменениям, но главное — необходимо выработать единое видение того явления, которое подлежит реформированию [3].
Такой подход полностью соответствует
Г. ДАНИЛОВА, ст. преподаватель Камский государственный институт физической культуры
Возможности построения открытой системы образования, изменение парадигмы получения новых знаний основываются сегодня на информационных технологиях. Однако использование ИКТ в процессе преподавания дисциплин, не связанных с математикой или информатикой, скорее исключение, чем правило. С нашей точки зрения, основными причинами, препятствующими внедрению информационных технологий в образовательный процесс, является недостаточное количество методически выверенных компьютерных программ учебного назначения, а также отсутствие подготов-
предлагаемой нами технологии подготовки менеджеров сестринского дела к формированию корпоративной культуры.
Литература
1. Перфильева Г.М. Высшее сестринское об-
разование в России // Медицинская сестра. - 2003. - № 1.
2. См.: Душенков П.А., Бражников А.Ю., Ка-
мынина Н.Н., Урываев В.А. Подготовка специалистов в области сестринского дела: оценка качества, пути его повышения // Медицинская сестра. - 2005. - №2.
3. См.: Соловьева А.В. Специфика формиро-
вания корпоративной культуры // Проблемы педагогического образования / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - М., 2007.
Компьютер в педагогическом вузе
ленных кадров, т.е. преподавателей, которые не только владеют навыками работы на компьютере, но и умеют использовать преимущества ИКТ в процессе обучения. Мы полагаем, что определяющую роль в решении проблемы подготовки таких кадров должны играть педагогические вузы.
Залогом реализации образовательного потенциала информационных технологий в учебном процессе вуза и в будущей профессиональной деятельности является информационная культура студента педагогического вуза, которую необходимо формировать в течение всего времени его обучения.
Научный дебют
151
В содержании понятия «информационная культура» выделяются следующие аспекты:
V мировоззренческий - осознание учителем влияния информационных технологий на развитие современного общества;
V общеобразовательный - овладение приемами работы на компьютере, его программным обеспечением, использование информационных технологий как инструмента в учебной и исследовательской деятельности;
V профессиональный - накопление опыта использования информационных технологий в педагогической деятельности.
Опираясь на фундаментальные положения психологической теории деятельности, и в частности учебной деятельности, можно сформулировать ряд исходных требований к разработке систем обучения, включающих использование персональных компьютеров.
• Компьютерные обучающие системы должны учитывать специфику учебной деятельности и создаваться целенаправленно для решения проблем ее организации.
• Компьютерные системы обучения должны разрабатываться на основе содержательного анализа объектов усвоения. Разному содержанию должны соответствовать разные системы. При этом одна и та же система функционально может удовлетворять требованиям различных учебных предметов.
• Система обучения, основанная на использовании персональных компьютеров, должна обеспечивать усвоение системы понятий, представленных на языке определенных действий и операций субъекта. Причем целостность системы понятий определяется целостностью и внутренней связью обеспечивающих ее действий и операций. Это позволяет строить работу учащихся по логике движения мысли от освоения исходных действий и операций к овладению их сложной совокупностью.
• Поскольку компьютерные системы обучения связаны с передачей учащимся оперативного содержания понятий, то при
создании и освоении таких систем необходимо разделить объективный и оперативный аспекты моделирования.
• Компьютерные системы должны соединять в себе качества динамических и семантических моделей. Их использование должно осуществляться на основе активно-операторного принципа. Учащиеся должны не адаптироваться к системе, а уверенно взаимодействовать с ней, осуществлять преобразования и операции, а также контролировать свои действия с точки зрения поставленных перед ними задач.
• Сама по себе система обучения с использованием компьютера не является «учителем» и не может быть последней инстанцией, регулирующей учебный процесс. Она должна органично входить в систему учебных задач и учебных игр. При этом каждая конкретная компьютерная система выступает как средство организации совместной деятельности преподавателя и учащихся.
Организация взаимодействия учащихся дает возможность педагогу использовать компьютер для формирования учебной деятельности в системе коллективного диалога, то есть проектировать учебные ситуации как динамически развивающуюся общность педагога и обучаемого. Это позволяет на основе совместных форм учебного моделирования с помощью персонального компьютера формировать рефлексивное и предметно-содержательное отношение к изучаемой действительности.
• Разрабатываемая компьютерная система должна учитывать возраст обучаемых. В зависимости от этого фактора практикуются разные формы обучения - от квази-предметных игровых до квазиисследова-тельских продуктивных и творческих форм.
• Создание компьютерных систем обучения должно осуществляться путем развернутого изучения способов их применения в различных ситуациях. Соответствующие исследования должны выступать основой для определения возможностей внедрения каждой отдельной системы в практику преподавания учебных предметов.