Научная статья на тему 'Композиционно-синтаксическая характеристика полипредикативных сложных предложений в рассказах Т. Толстой'

Композиционно-синтаксическая характеристика полипредикативных сложных предложений в рассказах Т. Толстой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИПРЕДИКАТИВНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / КОМПОЗИЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТИПЫ / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белянина Юлия Сергеевна

Автор исследует композиционно-синтаксические типы полипредикативных сложных предложений в рассказах Т. Толстой и приходит к выводу о том, что в текстах разных типов функционируют предложения линейного композиционно-синтаксического типа, ступенчатого, линейно-ступенчатого и многоступенчатого типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Белянина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиционно-синтаксическая характеристика полипредикативных сложных предложений в рассказах Т. Толстой»

10д "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (56), 2015

5. Клепач Е. В. Языковая мода: эволюция линг-вокультурных форм: дис. ... канд. филол. наук. М., 2000.

6. Блинова М. П., Пономаренко И. Н. Языковая игра в постмодернистском дискурсе // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 2 (45). С. 49-51.

7. Пономаренко И. Н. Вторичные онимы с топонимическим компонентом (на примере названий банков Краснодара) // Проблемы общей и региональной ономастики: материалы IX междунар. науч. конфр. Майкоп, 2014. С. 231-234.

References

1. Podolskaya N. V. Slovar' russkoy onomasticheskoy terminologiy [Dictionary of Russian onomastic terminology]. М., 1988.

2. Tortunova I. A. Ergonym kak resul'tat rechet-vorchestva [Ergonym as a result of verbal creation]. URL: http://www.nauka-dialog.ru.

UDK

Разностороннее изучение сложных предложений до сих пор остается актуальным. Активизируется исследование синтаксических структур в коммуникативно-прагматическом, композиционно-синтаксическом и текстовом аспектах. Особое внимание уделяется идиостилю писателей, раскрытию функций языковых единиц, их роли в организации структуры

3. Zhuravleva N. G. Phenomen «modnogo» slova: dina-micheskiy aspect [Phenomenon of the «fashion» word: dynamic aspect] // Obrazovaniye. Nauka. Innovatsiy. Rostov n /D, 2010. № 1 (11). S. 83-89.

4. Krongauz M. A. Zdelajte mne elitno [Make to me elitely!] // Russkiy yazyk na grany nervnogo sryva. М., 2013. S. 21-24.

5. Klepach E. V. Yazykovaya moda: evolutsiya lingvo-culturnyh form: dis. ... cand. philol. nauk [Language fashion: evolution of linguoculture forms: dis. ... cand. of philol. sciences]. M., 2000.

6. Blinova M. P., Ponomarenko I. N. Yazykovaya igra v post-modernistkom discourse [Language game in postmodernist discourse] // Culturnaya zhizn' yuga Rossiy. 2012. № 2 (45). S. 49-51.

7. Ponomarenko I. N. Vtorichnye onimy s toponymi-cheskim componentom (na primere nazvaniy bankov Kras-nodara) [Secondary onims with a toponymic component (on example of the Krasnodar banks' names)] // Problemy obschey i regional'noy onomasticy: materialy IX mezhdu-nar. nauch. confr. Maikop, 2014. S. 231-234.

и семантики текста. Важное значение имеет влияние языковой личности на формирование текстообразу-ющих единиц в процессе создания текстов разных жанров. Известно, что в языке закрепляется общественное сознание. Тексты как результат мыслительной деятельности содержат понятийное богатство разума [1]. Писатель создает объективную картину

УДК 81'367.335:82-3

Ю. С. БЕЛЯНИНА,

аспирант Кубанского государственного университета

КОМПОЗИЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИПРЕДИКАТИВНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАССКАЗАХ Т. ТОЛСТОЙ

Автор исследует композиционно-синтаксические типы полипредикативных сложных предложений в рассказах Т. Толстой и приходит к выводу, что в текстах разных типов функционируют предложения линейного композиционно-синтаксического типа, ступенчатого, линейно-ступенчатого и многоступенчатого типов. Ключевые слова: полипредикативные сложные предложения, композиционно-синтаксические типы, текст.

81'367.335:82-3

YU. S. BELYANINA,

post-graduate student of Kuban State University

COMPOSIT-SYNTACTIC FEATURE POLYPREDICATIVE COMPLEX SENTENCES IN T. TOLSTAYA'S STORIES

Author explores the compositional syntactic types polypredikative complex sentences in T. Tolstaya's stories and comes to the conclusion that in texts of different types, there are proposals linear compositional syntactic type, speed, linear speed and multi-stage types.

Key words: polypredicative complex sentences, composition and syntactic types, text.

№ 1 (56), 2015

"Трибуна молодого ученого" ^ ^д

мира в виде неодинаковых композиций, которые отражают разные факты действительности. Как и С. М. Белозеров, под композицией понимаем «форму организованного существования во внутреннем мире человека отраженного и порожденного материала»

[2]. Наша цель - выявить композиционно-синтаксические типы полипредикативных сложных предложений ( ПСП ) в рассказах Т. Толстой.

Синтаксическую канву текстов Т. Толстой образуют разные типы предложений, в том числе и полипредикативные сложные. По мнению Е. П. Марченко, сложные предложения как единицы текста участвуют в создании художественного произведения и в формировании его композиции

[3]. Если принять во внимание ПСП и выражаемую им ситуацию за некое целое, то все составляющие его предикативные части и отражаемые в каждой из них события представляют собой микроситуации, взаимообусловленные части этого целого.

Композиционно-синтаксические типы предложений формируются не только под влиянием емкости коммуникативных заданий, но и с учетом возможностей самой модели: «развертывания» инвариантной структуры предложения, ее усложнения по горизонтальной плоскости (от ядра к периферии) и по вертикали (через лексику к тексту), объединения неодинаковых по композиции компонентов предложений-высказываний на основе синтаксических и ассоциативных связей. В зависимости от лекси-ко-грамматического наполнения, семантико-син-таксического соотношения предикативных частей, информативной емкости и других факторов зависит пунктуационное оформление предложения [4].

В рассказах Т. Толстой выявлены неодинаковые композиционно-синтаксические типы полипредикативных сложных предложений. Приведем примеры.

Через Наташино жилье пролег длинный коммунальный коридор, в полутьме над головой проплывают бубны тазов, пыльные эоловы арфы велосипедов, а над входом, как на потревоженном, вставшем на дыбы чумном кладбище, сбились в кучу черные черепа электрических счетчиков, и бешено вертятся к ночи сплошные белые полосы зубов с одиноким кровавым зубиком, все убегающим вправо. (Т. Толстая. Вышел месяц из тумана.)

Данное предложение полипредикативное сложносочиненное, в котором на основном уровне структурно-смыслового членения сочинительная связь, выраженная союзом «а» между двумя компонентами. Союз «а» соединяет два смысловых блока и выражает значение сопоставления. Структурные части и смысловые компоненты располагаются только по горизонтали, и поэтому предложение относится к линейному одноуровневому композиционно-синтаксическому типу ПСП.

Потерялось имя, ушли дни, растаяли в пути маленькие кудрявые подружки - чудится во сне только шелест их ножек, только смутный, далекий смех, прозрачный, как рисунок на воздухе. (Т. Толстая. Вышел месяц из тумана.)

В этом предложении на основном уровне структурно-смыслового членения выявляется бессоюзная связь со смысловыми отношениями следствия. Композиция смыслов, выводимых из лексико-грам-матического наполнения предикативных частей, соответствует общей картине объективной действительности, и предложение относится к линейному композиционно-синтаксическому типу.

Нами выявлены и предложения ступенчатого композиционно-синтаксического типа, которые организуются не более чем на двух вертикальных ступенях, в двух уровнях.

И, отражаясь в тусклых зеркалах, Петерс чинно шел по коридору, мимо старых сундуков, мимо старых запахов, в комнаты, где по углам сидели тряпичные куклы, где на столе под зеленым колпаком спал зеленый сыр и ванилью веяло домашнее печенье. (Т. Толстая. Петерс.)

Это полипредикативное сложное предложение с однородным подчинением придаточных, в котором доминирует подчинительная связь на основном уровне структурно-смыслового членения. На первой ступени - главная часть, на второй - придаточные.

В исследуемых рассказах Т. Толстой преобладают ПСП линейно-ступенчатого типа, способные к развертыванию как по горизонтали, так и по вертикали. Они формируются на основе неодинаковых семантико-синтаксических отношений, выраженных сочинительной или бессоюзной связью в горизонтальном ряду и подчинительных отношений по вертикали. Приведем пример.

Художник знает, что дух веет где хочет и как хочет, знает, что сам-то он, художник, в своей земной жизни ничем не заслужил того, чтобы дух выбрал именно его, а если это случилось, то надо радостно возблагодарить за чудо. (Т. Толстая. Квадрат.)

Предложение относится к линейно-ступенчатому композиционному типу. Оно развернуто как по горизонтали, так и по вертикали. Ключевую роль в определении доминирующего уровня членения данного ПСП сыграло смысловое значение его составляющих: «художник знает» и «если это случилось». Они выполняют в предложении функцию смысловых центров, которые противопоставлены друг другу. Второй и третий уровни образованы при помощи последовательного подчинения придаточных частей, распространяющих, дополняющих основную информацию.

Нами выявлен и многоступенчатый композиционно-синтаксический тип сложных предложений. Его сущность заключается в наличии трех и более композиционных ступеней, способных увеличиваться по вертикальной оси в зависимости от авторского замысла.

Можно рассказать о том, как разведенный муж пытался лишить бывшую жену материнских прав за то, что она курила, и как несчастная женщина бросилась за поддержкой в группу феминисток, борцов с мужьями. (Т. Толстая. Николаевская Америка.)

НО "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (56), 2015

Приведенное предложение многоступенчатое и представляет собой единый смысловой комплекс. На доминирующем уровне структурно-смыслового членения - однородное соподчинение придаточных. Первая вторая, первая четвертая -предикативные части образуют вторую ступень структурно-смыслового членения. Третья ступень образована за счет последовательного подчинения второй и третьей предикативных частей.

Очевидно, что отдельные фрагменты действительности реализуются в письменной речи через разные синтаксические единицы. В исследуемых рассказах нами выявлены такие композиционно-синтаксические типы полипредикативных сложных предложений, как линейный, ступенчатый, линейно-ступенчатый и многоступенчатый. Преобладание линейно-ступенчатого типа обусловлено коммуникативно-прагматическими задачами автора текстов. Из наблюдений следует, что в разных стилях речи выявляются специфические признаки функционирования ПСП [5]. Нами выявлено, что ПСП неодинаково формируются и в разных типах текста: в повествовании, описании и рассуждении. Обнаружено, что в описании преобладают полипредикативные сложные предложения линейного композиционно-синтаксического типа, в текстах-повествованиях - ПСП ступенчатого композиционного типа, а в текстах-рассуждениях - сложные предложения линейно-ступенчатого и многоступенчатого типов. Однако особенности функционирования полипредикативных сложных предложений требуют более глубокого изучения в текстах разных типов, что представляет одну из перспектив дальнейших исследований сложных предложений.

Литература

1. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 2005. С. 24.

2. Белозеров С. М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиции. М., 2002. С. 736.

3. Марченко Е. П. Полипредикативные сложные предложения как единицы текста // Филологические науки. 2003. № 5. С. 42.

4. Марченко Е. П. Влияние коммуникативно -синтаксической организации полипредикативного сложного предложения на пунктуацию // Куль -турная жизнь юга России. 2014. № 3. С. 87-89.

5. Марченко Е. П. Многоаспектность функционирования полипредикативных сложных предложений в разных стилях речи // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. Вып. 1. С. 147-150.

References

1. Kolchinsky G. V. Objectivnaya kartina mira v poz-naniy i yazyke [Objective picture of the world in cognition and language]. M., 2005. S. 24.

2. Belozerov S. M. Organizatsya vnutrennego mira che-loveka i obschestva. Theorya i method compositsiy [Organization of the inner world of man and society. Theory and method of composition]. M., 2002. S. 736.

3. Marchenko E. P. Polypredicativnye slozhnye pred-lozheniya kak yedinitsy teksta [Polypredicative complex sentences as units of text] // Philological Sciences. 2003. № 5. S. 42.

4. Marchenko E. P. Vliyanie communicativno-syntak-sicheskoy organizatsiy polypredicativnogo slozhnogo pred-lozheniya na punctuatsiyu [Influence of communicative syntactic organization polypredicative complex sentences for punctuation] // The cultural life of the South of Russia. 2014. № 3. S. 87-89.

5. Marchenko E. P. Mnogoaspektnost' funktsion-irovaniya polypredicativnyh slozhnyh predlozheniy v razli-chnyh stilyah rechy [Aspects of functioning polypredicative complex sentences in different styles of speech] // Bulletin of Adyghe State University. 2013. Vol. 1. S. 147-150.

УДК 347.77.04

Д. М. СМИРНОВ,

аспирант Российской государственной академии интеллектуальной собственности

СПОСОБЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВАМИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ

Автором проводится правовой анализ планируемых изменений в законодательстве Российской Федерации, связанных с совершенствованием использования объектов авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях.

Ключевые слова: музыкальные произведения, авторское право, лицензионный договор, глобальная лицензия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.