Научная статья на тему 'КОМПОЗИТОР АЗАМ СОЛИЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ'

КОМПОЗИТОР АЗАМ СОЛИЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Азам Солиев / Фозил Солиев / Ю.Тер-Осипов / Б.Зейдман / симфоническая музыка / историческая тематика / программность. / Azam Soliev / Fozil Soliev / Y. Ter-Osipov / B. Zeidman / symphonic music / historical themes / programming.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ульмасов Фируз Абдушукурович

Статья посвящена раскрытию особенностей жизненного и творческого пути видного таджикского композитора Азама Солиева. Отмечается, что в его судьбе большое значение имело творчество его отца Фозила Солиева, композитора, народного артиста Таджикистана, встреча с двумя высокоодаренными учителями и композиторами – Ю.Тер-Осиповым и Б.Зейдманом. Рассматриваются основные творческие устремления и достижения композитора, характеризуются его художественные приоритеты, связанные с отображением идей свободы, независимости, борьбы, с философским и историческим осмыслением судьбы таджикского народа. Раскрываются подробности его учебы в Душанбинском музыкальном училище, Ташкентской государственной консерватории им. М.Ашрафи, подчеркивается программность основных симфонических, вокально-симфонических и фортепианных произведений, его вклад в подгоговку молодых таджикских композиторов. Формулируется значение творчества Азама Солиева в современной музыкальной культуре Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СOMPOSER AZAM SOLIEV: LIFE AND CREATIVE PATH

The article is devoted to revealing the features of the life and creative path of the prominent Tajik composer Azam Soliev. It is noted that the work of his father, Fozil Soliev, composer, People's Artist of Tajikistan, a meeting with two highly gifted teachers and composers, Y. Ter-Osipov and B. Zeidman, was of great importance in his fate. The main creative aspirations and achievements of the composer are considered, his artistic priorities associated with displaying the ideas of freedom, independence, struggle, philosophical and historical understanding of the fate of the Tajik people are characterized. The details of his studies at the Dushanbe Musical College, the Tashkent State Conservatory named after. M. Ashrafi, emphasizes the programmatic nature of the main symphonic, vocal-symphonic and piano works, his contribution to the training of young Tajik composers. The significance of Azam Soliev's creativity in the modern musical culture of Tajikistan is formulated.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИТОР АЗАМ СОЛИЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ»

УДК 78.071.4 (575.1) "20/21"

КОМПОЗИТОР АЗАМ СОЛИЕВ: ЖИЗНЕННЫМ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

УЛЬМАСОВ Ф.А., Таджикский государственный институт культуры и искусств им. М. Турсунзаде

Азам Солиев (1941-2013), Заслуженный деятель искусств Таджикистана, вошел в историю новой таджикской профессиональной музыки как композитор, в творчестве которого ярко проявилось стремление в художественной форме отобразить процессы становления и развития современного Таджикистана, его динамику и устремленность к новому, выразить чувства и мысли соотечественников, свои размышления о драматических перипетиях древней и современной истории таджиков, музыкальными средствами отобразить чувствования нашей эпохи.

Начальный период его творческого становления относится к 60-м-70-м годам ХХ века, когда стало формироваться третье поколение таджикских композиторов, органичной частью которого он стал. Среди них отметим - Толиба Шахиди, Шодмона Пулоди, Дамира Дустмухаммедова, Заррину Миршакар, Кудратулло Яхъяева, Юниса Мамедова и др.

Азам Солиев родился в семье музыкантов 19 декабря 1941 года в Сталина-баде (ныне Душанбе). Его отец - Фозил Солиев - композитор, народный артист Таджикистана, один из основоположников новой национальной профессиональной музыки, автор одного из первых произведений для симфонического оркестра - «Таджикская рапсодия». Она была создана в 1946 году. Первое исполнение осуществлено в Москве Большим симфоническим оркестром СССР в 1947 году под управлением дирижера Геннадия Рождественского. Произведения Фозила Солиева - симфонические поэмы, рапсодии, кантаты, оратории, сюиты, музыкальные комедии и драмы, музыка к фильмам, песни и романсы, «Хандаи лаъли лабат», «Зебо Душанбе», «Бахор» и др. - вошли в золотой фонд таджикской профессиональной музыки. Особо отметим знаменитый вальс «Мепарварам», который в течении уже многих десятилетий звучит на всех

-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-

праздниках, демонстрациях, улицах и площадях, стал своеобразным музыкальным символом молодого нового Таджикистана.

В доме Солиевых всегда царила творческая атмосфера. Сюда приходили знаменитые таджикские поэты, композиторы, артисты, певцы и музыканты: М. Турсунзаде, А. Дехоти, Ф. Ансори, Я. Сабзанов, З. Шахиди, М. Цветаев, Х. Абдуллаев, Ф. Одинаев, Б. Рахимзаде, М. Халилов, Ф. Ниёзи, Б. Наматиев, Т. Фазылова, Н. Рахматова, М. Назаров, С. Хамраев, Ю.Г. Тер-Осипов, Д. Дустмухаммедов, С. Халилов, Т. Шахиди, Ф. Бахор, А. Хамдамов, М. Муравин, Н. Аминов, У. Мадъяров, С. Баласанян, А. Ленский.

В этой атмосфере проходило становление юного Азама Солиева, оформился его выбор жизненного и творческого пути как профессионального музыканта.

Путь к профессии начался с обучения в средней школе № 11 г. Душанбе (1948-1958), где Солиев приобрел первый опыт творческой деятельности, участвуя в составе школьного духового оркестра. Следующим важным этапом стало поступление в Душанбинское музыкальное училище, в стенах которого получили музыкальное образование композиторы трех поколений таджикских композиторов [7, 129].

У Азама Солиева начался новый этап жизни, определивший его дальнейшую судьбу. Он стал углубленно изучать современное мировое музыкальное искусство, таджикскую традиционную музыку, творчество таджикских композиторов. В этот период утвердилось желание стать профессиональным композитором, которое во многом было обусловлено воздействием на Азама музыкального творчества отца - Фозила Солиева. Педагогом по композиции становится преподаватель Душанбинского музыкального училища Юрий Григорьевич Тер-Осипов (1933-1986).

Известно, что молодые, начинающие композиторы А. Солиев, Т. Шахиди, Д. Дустмухаммедов, З. Миршакар, Ш. Пулоди своим становлением были обязаны во многом Тер-Осипову [2, 21]. Он был носителем высоких художественных традиций, переданных ему выдающимся азербайджанским композитором, Кара Караевым и профессором, заслуженным деятелем искусств Азербайджана и Узбекистана, композитором Борисом Исаковичем Зейдманом. Последний выпустил целую плеяду советских композиторов. Среди них Фикрет Амиров, Мурат Кожлаев, Румиль Вильданов, Рашид Хамраев, Энмарк Салихов и многие другие композиторы Средней Азии.

Первыми учениками по композиции у Тер-Осипова в Душанбинском музыкальном училище были Азам Солиев и Дамир Дустмухаммедов (1941-2003), будущий председатель Союза композиторов Таджикистана. Под руководством Юрия Григорьевича Азам Солиев написал свои первые сочинения в музыкальном училище: фортепианные пьесы, сонатина для фортепиано, ряд вокальных сочинений, камерно-инструментальные произведения и др. В качестве дипломных работ были подготовлены два произведения: симфоническая поэма «Ну-рек», посвященная строительству Нурекской ГЭС и симфоническая картина «Караван». В 1963 году под руководством прекрасного дирижера симфониче-

-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-

ского оркестра Таджикского академического театра оперы и балеты им. С. Айни Эдуарда Даниловича Айрапетянца была исполнена поэма «Нурек». В истории выпускников композиторов музыкального училища это был первый случай, чтобы дипломную работу исполнял симфонический оркестр.

В 1963 году Азам Солиев поступил в Ташкентскую государственную консерваторию им. М. Ашрафи в класс профессора Б.И. Зейдмана. Так сложилось, что в этом же году он был призван на службу в ряды Советской армии, после окончания которой Азам возобновил свою учебу в консерватории. Для него началась новая, интересная, полная бурных и прекрасных событий жизнь - знакомство с известными композиторами и музыкантами Узбекистана.

Учеба в консерватории стала превосходной школой освоения профессионального композиторского мастерства. Это были неповторимые и удивительные годы, когда судьба предоставила Азаму Солиеву все условия для непосредственного общения и знакомства с творчеством видных узбекских композиторов: С. Юдакова, М. Бурханова, М. Ашрафи, И. Акбарова, М. Левиева, А. Козловского, Р. Вильданова, Ф. Янов-Яновского и др. Повезло Азаму Солие-ву также и с однокурсниками. Среди них отметим известных узбекских композиторов - Улугбека Мусаева, Мирсадика Таджиева, Хабибулло Рахимова, Ру-стама Абдуллаева, Мус-тафо Бафоева.

В Ташкентской консерватории, по сложившейся традиции, многие студенческие произведения исполнялись симфоническим оркестром Узбекской государственной филармонии под руководством дирижеров Захида Хакназарова, Куванчи Усманова, Гани Туляганова и других. Симфонические произведения Азама Солиева, написанные в период учебы в консерватории, были исполнены этим оркестром.

Председатель Союза композиторов Узбекистана, известный музыковед Ахмад Хамидович Джаббаров (1925-2018) был душою молодых композиторов. Он помогал исполнению сочинений молодых авторов на концертной эстраде. Благодаря ему прозвучали такие сочинения Солиева как «Патетическая увертюра» - исполненная на декаде литературы и искусства Таджикистана в Узбекистане в мае 1968 г. Другое произведение - симфоническая поэма «Памяти сердца» была исполнена на III Всесоюзном конкурсе молодых композиторов в Москве (1969).

Симфоническая поэма «Памяти сердца» отражала современную тему, которая была посвящена образу женщины - таджички. Здесь светлое песеннолири-ческое начало введено в контекст острых драматических соотношений, отражающих жизненный путь таджикской женщины, многообразие ее художественных образов: нежность, искренность, непосредственность лирического чувства, любовь, материнство, а также волевые и импульсивные мотивы [9, 247-248].

В конце 60-х годов сочиняется струнный квартет, который впервые был исполнен в 1970 году на прослушивании новых произведений в Союзе композиторов Узбекистана. Квартет получил высокую оценку среди известных и требовательных критиков-музыковедов и композиторов. После прослушивания пред-

-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-

седатель творческой организации А.Х. Джабаров рекомендовал этот струнный квартет записать на радио и оставить в фонде Узбекского радио.

Исследователь Б. Кабилова характеризует струнный квартет А. Солиева как произведение, отмеченное профессиональной зрелостью, в котором композитор ищет новые пути и методы тематического развития материала, вырабатывает свой индивидуальный стиль [3, 96].

Своего учителя Б.И. Зейдмана Азам Солиев ценил как проникновенного музыканта и композитора-мыслителя, мудрого и чуткого. По партитурам и клавирам его произведений он изучал различные формы отображения напряженной пульсации ритма современной жизни, настройку духовного мира человека второй половины ХХ века. Пришло понимание, что важно смело предлагать идеи, самостоятельно решать творческие проблемы, сохраняя верность национальным традициям своей народной музыки. Именно эта ориентация на динамичное, напряженное восприятие мира стало важной причиной выработки у Солие-ва своего художественного почерка, формирования активной гражданской позиции творца, доминирование в его произведениях драматической и героической направленности.

Совершенно не случайно проблемы современности, непосредственно связанные с борьбой народов за свою независимость и свободу, волновали Азама Солиева как художника и гражданина. Многие его произведения реализуют эту идейную художественную направленность: симфония «Летопись Аспанзода», симфония-поэма «Памяти сердца», оратория-поэма «Голос-Азии», «Патетическая увертюра», «Молодежная симфониетта».

Теме борьбы за мир, за освобождение народов Азии и Африки от колониального рабства посвящена оратория «Голос Азии» для чтеца, солистов смешанного хора и оркестра (1972), написанная на текст одноименной поэмы М. Турсунзаде. Смысловой контекст литературного первоисточника определил программу музыки. Это одно из редких в таджикской композиторской музыке произведений, в котором «звучат индийские и арабские темы, хотя в основном использован собственный мелодический материал с широким привлечением интонационных и метроритмических богатств таджикской народной музыки» [4, 228].

Отметим также «Сонатную триаду» (1974), которая представляет собой развернутый трехчастный цикл с традиционным назначением каждой части. «Самостоятельность каждой части подчеркивается названиями: Соната, Соната-элегия, Рондо-соната. Объединению частей в цикл способствует наличие общего лейтмотива - интонации вздоха, воплощающей образ скорби и печали» [6, 82].

На основе глубокого изучения и освоения симфонизма С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Кара Караева, Равеля, Дебюси и Малера Солиев открывает особенности композиторской техники и музыкального мышления. В процессе этого изучения происходило понимание строгой логики разработки музыкальных процессов, внутренней динамики развития образов, силы идейно-

-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-

эмоциональных обобщений и стройности формы. В процессе изучения творческого опыта выдающихся композиторов мировой классики возрастало умение решать поставленные художественные задачи, придавать своим замыслам глубокую выразительность и ясность симфонического изложения. Желание и умение разрабатывать собственные мысли во многом обусловили то, что в своем творчестве Азам Солиев не пользовался приемом цитирования, а старался сочинять новые мелодии и ритмы, которые не противоречили бы национальной стихии таджикской музыки.

В период учебы в Ташкентской консерватории было написано много сочинений. Среди них отметим две симфонии, сюиты, песни, романсы, хоровые произведения и ряд камерно-инструментальных сочинений.

Наиболее разработанным и широко представленным в симфоническом творчестве таджикских композиторов в программном, содержательном отношении является историческая тематика, включающая в себя такие аспекты видения истории как героическое, эпическое, лирическое (лирико-драматическое, философское, романтическое). Таджикские композиторы, основываясь на реальных исторических событиях, а также преданиях, легендах, научных и литературных источниках, размышляют о прошлой и современной истории таджиков, о её сложных, порой трагических периодах.

В этом контексте определился выбор дипломной работы А. Солиева, что было связано с его заинтересованностью изучать различные исторические события прошлого. В 1969 году он знакомится с археологическими раскопками древнего - уникального городища в Пенджикенте. Впечатления от увиденного и услышанного от исследователей-археологов сформировали у композитора идею создать монументальное произведение, которое будет раскрывать образы трагической страницы истории борьбы предков таджикского народа - согдий-цев против иноземных завоевателей. Тема для дипломной работы была окончательно определена. Началась интересная и кропотливая работа над созданием второй симфонии - «Летопись Аспанзода» (1971). Драматургия симфонии основана на трагических событиях, развернувшихся в начале VIII века - нашествие арабов на Пенджикент. Народ во главе с царем Диваштичем поднялся на борьбу за свою родину. Но силы были неравны. Город пал, был разграблен и предан огню, а народ жестоко истреблен. Аспанзод, один из приближенных Ди-ваштича, чудом уцелевший в этой схватке, описал эту трагическую историю в летописи.

Героико-эпическое повествование о драматической истории согдийцев имеет свою художественную программу. Исторические сведения, дошедшие до наших дней в современной интерпретации и послужившие импульсом к созданию симфонии, определили программность каждой части: 1. Раздумья Аспан-зода, 2. Праздник согдийцев и нашествие врагов. 3. Плач согдийцев [5, 89-90].

Как известно, в симфонической музыке 60-х - 80-х гг. программный симфонизм занимает большое место в творчества таджикских композиторов. Помимо симфонии А. Солиева можно также назвать симфонию Т. Шахиди «Таджики»

-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-

(по книге Б. Гафурова), симфонические поэмы «Фрески древнего Пенджикен-та» Ш. Пулоди и «Мараканда» Ф. Бахора. С революционной и патриотической тематикой связана третья симфония А. Солиева - «Героическая» [1, 85].

После окончания консерватории в 1971 году Солиев возвращается в Душанбе, стал работать в музыкальном училище. Преподавал теоретические дисциплины, вел класс композиции, в котором у него учились и закончили в свое время такие известные таджикские композиторы как Павел Турсунов, Бения-мин Юсупов, Талаб Сатторов, Амирбек Мусаев и другие музыканты. На протяжении ряда лет заведовал теоретическим отделением музыкального училища, избирался членом правления СК Таджикистана. В 2003 году, когда открылась Таджикская национальная консерватория им. Т. Сатторова, он начинает преподавать в этом новом образовательном учреждении.

Период после завершения учебы в консерватории вплоть до развала СССР стал для Солиева самым плодотворным в его жизни. Были созданы симфонические поэмы «Памяти Айни» (1980), «Возрождение Рогуна» (1981), третья симфония «Героическая» (1977), четвертая симфония «Памяти отца» (1989), струнный квартет № 2, посвященный Ф. Солиеву (1982), вокально-симфонический цикл «О Родине» (1973) и многое другое.

Симфония «Героическая» для струнных, фортепиано и литавр была посвящена памяти комсомольцев 20-х годов, основной художественной задачей явилось осмысление революции и её значения для таджикского народа. Симфония «воплощает в себе суровый драматический дух эпохи становления Советской власти в республике» [1, 103]. Имеет определенную программу, отраженную в названии частей трехчастного цикла: «Пробуждение», «Борьба», «Бессмертие».

В 2000-е годы композитором создается ряд интересных произведений: симфоническая поэма «Картины древнего Истравшана», цикл песен, посвященный 55-летию Победы на слова Абдулло Кодири, четыре романса - вокальный цикл по страницам таджикской классической поэзии, инструментальные пьесы для детских коллективов, пьесы для фортепиано, музыка для театрального спектакля «Хуршедсавор» (пьеса О. Сайфуллоева) и многое другое.

Азама Солиева всегда привлекали жанры симфонической музыки, он отдавал им предпочтение в своем творчестве. Произведения создавались в контексте общих устремлений композиторов Центральной Азии - обретение собственной, национальной симфонической традиции, ориентированной на максимальную актуализацию монодического потенциала в рамках осваиваемых симфонических жанров [10, 482]. В этом же контексте художественного процесса определились два стилевых направления - ориентальное и национально-специфическое, в соотношении которых реализовалось многообразие творческих устремлений таджикских композиторов [8, 563].

В жанрах симфонической музыки А. Солиев наиболее полно мог самовыразиться, раскрыть стилевые предпочтения. В своих произведениях он стремился отобразить динамические процессы современной эпохи, созидательный труд людей, искренне стремился откликнуться на остро волнующие проблемы. Темы

-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-

во имя любви к жизни, во имя свободы и счастья людей всегда волновали его. Эти темы актуальны и в настоящее время.

В течении многих лет своего творческого труда и совершенствования Азам Солиев выработал свой особый эмоционально приподнятый, насыщенный драматическими коллизиями, передающий проникновенный лиризм и праздничную торжественность художественных образов музыкальный язык. Его творчество занимает достойное место в процессе становления и развития новой профессиональной музыкальной культуры Таджикистана.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гейзер Э. Инструментальная музыка композиторов Таджикистана (Традиции и современность). -Душанбе: Дониш, 1987. - 166 с.

2.Гейзер Э., Бахор Ф. Композитор - профессия замечательная! - СПб.: Алетейя, 2012. - 128 с.

3.Кабилова Б. История композиторского творчества в Таджикистане. - Душанбе, 2008. - 154 с.

4.Кабилова Б. Хоровая и вокально-симфоническая музыка //Таджикская музыка. -Душанбе, 2003. -С. 225-230.

5.Назарова Л. Таджикская симфоническая музыка. - Душанбе: Дониш, 1986. -160 с.

6.Попандопуло Т. Фортепианная музыка//Музыкальная жизнь Таджикистана. Вып.4. (1968-1978). -Душанбе, 2011. - С. 80-91.

7.Хасанова М. Музыкальная жизнь Таджикистана в конце ХХ - начале XXI вв. - Душанбе: Дониш, 2019. - 168 с.

8.Ульмасов Ф. Новые формы музыкальных традиций: к проблеме соотношения европейских и национальных аспектов в творчестве композиторов Центральной Азии //Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2020. - С. 563-572.

9.Ульмасов Ф. Симфоническая музыка //Таджикская музыка. - Душанбе, 2003. - С. 239-250.

10.Янов-Яновская Н. К вопросу о «Восточном симфонизме»//Борбад и художественные традиции народов Центральной Азии: история и современность. -Душанбе: Дониш, 1990. - С. 482-483.

БАСТАКОР АЪЗАМ СОЛИЕВ: ^АЁТ ВА РО^И Э^ОДЙ

Макола ба ифшои вижагихои хаёт ва рохи эчодии бастакори барчастаи точик Аъзам Солиев бахшида шудааст. Зикр мешавад, ки эчодиёти падараш -бастакор, Хунарманди халкии Точикистон Фозил Солиев ва вохурй бо ду устод ва бастакорони боистеъдод - Ю. Тер-Осипов ва Б. Зейдман дар сарнавишти у ахаммияти зиёде доштааст. Ормонхо ва дастовардхои халлоконаи бастакор бар-расй гардида, авлавиятхои хунарии у дар иртибот ба намоиши гояхои озодй, истиклол, мубориза ва дарки фалсафию таърихии сарнавишти халки точик тав-сиф шудаанд. Тафсилоти тахсилаш дар Омузишгохи мусикии шахри Душанбе, Консерваторияи давлатии Тошканд ба номи Мухтор Ашрафй, хусусияти бар-номавии асархои асосии симфонй, вокалй-симфонй ва фортепианои у таъкид шуда, сахмаш дар тарбияи бастакорони чавони точик махсус кайд карда мешавад. Ахаммияти эчодиёти Аъзам Солиев дар фарханги мусикии муосири Точикистон мухтасар баён шудааст.

-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-

Калидвожах,о: Аъзам Солиев, Фозил Солиев, Ю. Тер - Осипов, Б. Зейдман, мусщии симфони, мавзущои таърихи, барнома.

КОМПОЗИТОР АЗАМ СОЛИЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Статья посвящена раскрытию особенностей жизненного и творческого пути видного таджикского композитора Азама Солиева. Отмечается, что в его судьбе большое значение имело творчество его отца - Фозила Солиева, композитора, народного артиста Таджикистана, встреча с двумя высокоодаренными учителями и композиторами - Ю. Тер-Осиповым и Б. Зейдманом. Рассматриваются основные творческие устремления и достижения композитора, характеризуются его художественные приоритеты, связанные с отображением идей свободы, независимости, борьбы, с философским и историческим осмыслением судьбы таджикского народа. Раскрываются подробности его учебы в Душанбинском музыкальном училище, Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи, подчеркивается программность основных симфонических, вокально-симфонических и фортепианных произведений, его вклад в подготовку молодых таджикских композиторов. Формулируется значение творчества Азама Солиева в современной музыкальной культуре Таджикистана.

Ключевые слова: Азам Солиев, Фозил Солиев, Ю. Тер-Осипов, Б. Зейдман, симфоническая музыка, историческая тематика, программность.

COMPOSER AZAM SOLIEV: LIFE AND CREATIVE PATH

The article is devoted to revealing the features of the life and creative path of the prominent Tajik composer Azam Soliev. It is noted that the work of his father, Fozil Soliev, composer, People's Artist of Tajikistan, a meeting with two highly gifted teachers and composers, Y. Ter-Osipov and B. Zeidman, was of great importance in his fate. The main creative aspirations and achievements of the composer are considered, his artistic priorities associated with displaying the ideas of freedom, independence, struggle, philosophical and historical understanding of the fate of the Tajik people are characterized. The details of his studies at the Dushanbe Musical College, the Tashkent State Conservatory named after. M. Ashrafi, emphasizes the programmatic nature of the main symphonic, vocal-symphonic and piano works, his contribution to the training of young Tajik composers. The significance of Azam Soliev's creativity in the modern musical culture of Tajikistan is formulated.

Key words: Azam Soliev, Fozil Soliev, Y. Ter-Osipov, B. Zeidman, symphonic music, historical themes, programming.

Сведения об авторе: Улмасов Фируз Абдушукурович - доктор искусствоведения, профессор кафедры истории искусств и музыковедения Таджик-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.