Российской империи в условиях традиционного центрально-азиатского общества. В этой статье можно увидеть разные подходы, концепции, которые бурно обсуждались в российском обществе, и где участниками этих дебатов являлись представители высшего ранга империи. Выдвинутые мнении имели разный характер, главным образом, таким путем они вырисовывали контуры будущее центрально-азиатских народов и общества. Важным моментом также является, выдвигаемые методы по внедрению своих целей, то есть способы реализации своих идей, путем образования или печатного капитализма, что такие методы являлись на тот момент весьма важными и успешными.
Ключевые слова: Центральная Азия, Туркестан, Россия, русификация, коренное население, мусульманское население, цивилизация, христианизация, ассимиляция, лояльная элита, школа, фанатизм.
DISCUSSIONS ABOUT THE CIVILIZATION MISSION OF RUSSIA
IN CENTRAL ASIA
This article attempts to reveal the essence of the concept of «civilization», or the civilizing mission of Russia in Central Asia. It can be said that this is the first attempt at interpretation from the standpoint of the post-colonial concept. The main task is how acceptable and tolerant is the hypothesis of the civilizing mission of the Russian Empire in the conditions of traditional Central Asian society. In this article, you can see different approaches, concepts that were vigorously discussed in Russian society, and where the participants in these debates were representatives of the highest rank of the empire. The opinions put forward were of a different nature, mainly, in this way they outlined the outlines of the future of the Central Asian peoples and society. An important point is also the proposed methods for the implementation of their goals, that is, ways of realizing their ideas, through education or print capitalism, that such methods were at that time very important and successful.
Key words: Central Asia, Turkestan, Russia, Russification, indigenous population, Muslim population, civilization, Christianization, assimilation, loyal elite, school, fanaticism.
Сведения об автора:
Фаттохзода Сарфароз - докторант кафедры всеобщей истории и религиоведения Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова, E-mail: [email protected]
About the author:
Fattohzoda Sarfaroz - doctoral student of the Department of General History and Religious Studies, Khujand State University named after academician B. Gafurov, E-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ТАДЖИКИСТАНА В КОНЦЕ 70-Х
И 80-Е ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ
Хасанова М. М.
Институт истории, археологии, этнографии им. А. Дониша НАНТ
В истории музыкальной жизни Таджикистана 80-е годы ХХ в. были наиболее интересными и продуктивными во всех отношениях. Таджикский государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни, Таджикская государственная филармония, Таджикский Государственный институт искусств им. М. Турсунзаде, музыкальные училища республики, музыкальные школы, Союз композиторов Таджикистана переживали небывалый расцвет. Композиторы создавали высокохудожественные произведения, которые исполняли инструменталисты - мастера своего дела. Симфонический оркестр наконец-то был полностью укомплектован и ему было под силу исполнять сложные в техническом, а главное в идейно-содержательном плане произведения мировой музыкальной литературы. Почти каждый концерт и премьерные спектакли театра оперы и балета им. С. Айни широко освещались в СМИ. Было много и критических статей. Организовывались тематические концерты для детей и юношества. Словом музыкальная жизнь была интенсивной, богатой и разнообразной.
Этот исторический период примечателен еще и тем, что в это время творили композиторы нескольких поколений. Композиторы старшего и среднего поколений были продолжателями культурных традиций своего народа, а композиторы следующих поколений, стали создателями новых традиций и стилей. В 80-е годы состав Союза композиторов Таджикистана расширился за счет притока талантливой молодежи, причем многие из них обучались в Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Важно отметить, что между поколениями все отчетливее проявляется преемственность: молодые творчески наследовали и развивали опыт старших коллег. Кроме того, пройдя все этапы музыкального обучения, получив высокопрофессиональное образование, освоив всю современную технику, таджикские композиторы стали известными далеко за пределами своей родины.
Рассматривая деятельность Государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни отметим, что в 70-80-е годы прошлого столетия на ряду с мировой оперной классикой были осуществлены постановки спектаклей таджикских авторов - это лирико-комедийная опера С. Урбаха «Знатный жених», которая имела успех в Москве, Киеве, Новосибирске, Свердловске, Орске, Оренбурге, Ташкенте; лирико-психологическая опера Якуба Сабзанова «Возвращение» на современную тематику (1967); героическая опера Саида Хамраева «Легенда о Шераке» (1970); Ф. Одинаева «Парасту» (1970); оперы Дамира Дустмухаммедова «Проклятый народом» (1973), «Золотой кишлак» (1981) и «Сарбозони халк («Всадники народа», 1984); Ш. Сайфиддинова «Рудаки» (1976) и «Айни» (1978); опера З. Шахиди по роману Садриддина Айни «Рабы» (1980); «Хранительница огня» (1988) Толиба Шахиди. [4; с. 404-415] Эти произведения свидетельствуют о том, что в Таджикистане появились профессиональные авторы, способные создавать оперы, балеты и другие крупные музыкальные произведения по художественной ценности, техническому воплощению и эмоциональному воздействию достигшие достаточно высокого уровня.
Другой, не менее важной стороной деятельности театра оперы и балета им. С. Айни была постановка спектаклей для детей. Это балеты Геннадия Александрова «Золотая лань» (1969); Юрия Тер-Осипова «Малыш и Карлсон» (1977) и «Винни-пух и все, все, все» (1981); оперы Дамира Дустмухаммедова «Домик Заргушбиби» (1978), Фаттоха Одинаева «Коза с кудрявыми ножками» (1985), опера Толиба Шахиди «Калиф-аист» (1989).[4; С. 404-415]
Особое внимание в этот период таджикскими композиторами было уделено созданию балетных спектаклей, во многом благодаря тому, что труппу театра пополнили молодые дарования, окончившие хореографические училища Москвы и Ленинграда. Это были балеты «Юность» (1982) Саида Хамраева и Юрия Тер-Осипова; балет-триптих «Поэма гор» (1985) Юниса Мамедова; «Волшебный лук» (1985) М. Атоева; «Прекрасная Дувалрони» (1987); оратория-балет «Фарёди дурихо» (1988) Т. Сатторова.
Таким образом, 1970-80-е годы для коллектива Таджикского театра оперы и балета им. С. Айни стали годами упорного труда, в результате которого были достигнуты ощутимые результаты. Постановки оперных и балетных спектаклей таджикских композиторов отличались яркостью, самобытностью, красочностью и были поставлены на высоком профессиональном уровне. В эти годы репертуар этого музыкального учреждения отличался богатством и разнообразностью. Ежедневно в театре показывали музыкальные спектакли, а по воскресеньям и в дни школьных каникул - детские спектакли. Этот театр внес свою лепту в эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Деятельность концертного учреждения - Таджикская госфилармония в рассматриваемый нами период, была активной. Так, старейший музыкальный коллектив филармонии оркестр народных инструментов им. А. Хамдамова часто выступал с концертами не только в Душанбе, но и в районах и городах республики и за ее пределами. Художественными руководителями и дирижерами оркестра в разное время были А. Камолов, под его руководством оркестр принял участие во Второй декаде таджикского искусства в Москве (1957 г.) [5; с.83-85], У. Мадьяров, А. Хамдамов, С. Хамраев, З. Зулфикаров, Дж. Обидпур, Н. Абдуллоев, А. Мусоев, Б. Пиговат, Х. Пиров, З. Нишанов и Д. Курбанов. В настоящее время оркестр носит имя композитора и дирижера Амона Хамдамова. В репертуаре оркестра много вокальной музыки. В 1980- е гг. в сопровождении оркестра народных инструментов пели известные певцы А. Бабакулов, Р. Толмасов, Х. Мавлянова, Ш. Муллоджанова и др. Их репертуар в основном состоял из песен композиторов Таджикистана, песен народов СССР и советских композиторов.
Не менее важное место в программе концертов занимали оркестровая и инструментальная музыка. Среди композиторов тесно сотрудничавших с оркестром были А. Ленский, А. Камалов, Ф. Солиев, А. Хамдамов, Ш. Бобокалонов, З. Шахиди, Х. Абдуллаев, М. Муравин, Б. Пиговат и др. Отличительной чертой оркестра являлось то, что на протяжении всего своего существования он стремился максимально приблизить исполняемую музыку к слушателю. Как пишет исследователь, «в репертуаре предпочтение отдавалось сочинениям с перспективой на долгую жизнь. В результате неоднократных встреч коллектива с композиторами были выработаны новые художественные критерии музыки для ОНИ (оркестр народных инструментов - М.Х.): яркий запоминающийся мелодизм, избегание примитивной гармонизации, отход от терцовой структуры аккордов (как менее соответствующей природе монодийного мелоса с его натуральными мелодическими ладами, нежели кварто-квинтовая), активное включение элементов полифонии (в особенности гетерофонии и имитаций), тенденция к циклизации малых форм и объединения их в сюиты, фантазии и т.д.». [1; с.45] Вследствие поисков сочетания национальных и европейских традиций в репертуаре оркестра появились такие произведения, как «Сетори» для трехголосного женского ансамбля, вокально-хореографическая сюита «Суруди кухсор» («Песня гор») А. Одинаева, «Восточная фантазия» и Концерт для оркестра народных инструментов С. Хамраева и мн. др.
Репертуар оркестра постоянно обновлялся и охватывал не только произведения таджикских авторов и обработки народных мелодий, но и образцы русской и западноевропейской классики.
С оркестром сотрудничали почти все народные исполнители - Дж. Муродов, З. Нозимов, Ш. Муллоджанова, М. Эргашева, Н. Раупова, Н. Рахматова и мн. др.
В большинстве своем произведения, написанные для оркестра, представляли собой небольшие оркестровые пьесы или сюиты. В репертуаре оркестра было много обработок народных песен, инструментальных мелодий, вокально-оркестровых сочинений. Оркестр часто выступал по телевидению и на радио. Его популярность среди населения была большой, т.к. звучание оркестра было легким для восприятия и близким к звучанию народных ансамблей, вместе с тем потенциал оркестра был огромным. Однако оркестр недостаточно активно пропагандировал композиторскую музыку не только западноевропейскую, но даже таджикскую.
Одним из коллективов в составе филармонии был симфонический оркестр, основной функцией которого было исполнение академической музыки преимущественно западноевропейской и русской классики, а также таджикских композиторов. Симфонические концерты Таджикской госфилармонии устраивались постоянно. В 80-е годы ХХ столетия с приходом в коллектив нового главного дирижера, молодого и энергичного профессионала, выпускника Львовской консерватории В. Кострыжа деятельность оркестра заметно активизировалась.[1; 44] Благодаря ему возрос профессионализм оркестрантов, что дало возможность расширить репертуар оркестра.
Симфонический оркестр Госфилармонии стремился привлечь к своим концертам как можно больше слушателей, и поэтому часто выезжал с концертами на предприятия города и в близлежащие районы, участвовал в фестивалях таджикской музыки, был частым гостем в областных центрах и сельской местности.
Ежегодно в дни школьных каникул проводились «Недели музыки для детей и юношества» и каждое воскресенье - абонементные концерты-лекции для школьников. К 1986 г. в оркестре работали 62 музыканта, а мастерство и исполнительская культура коллектива возросли настолько, что им стало под силу решать сложные в художественном и техническом отношении задачи. До 1980-х годов в оркестре была весьма слабая струнная группа, которая благодаря упорному труду коллектива во главе с одним из ведущих скрипачей республики - Виктором Хазратовым даже смогла перерасти в камерный оркестр.
Творческий рост музыкантов стимулировал концертную деятельность местных солистов -преподавателей Таджикского государственного института искусств им. М. Турсун-заде, таких, как пианисты В. Финкельберг, А. Квернадзе, С. Арзуманов, Д. Хакимова, Г. Иноятова; скрипачи С. Кашгарова и Р. Юсупов. Отметим, что все они получили образование в центральных вузах страны. Репертуар оркестра заметно пополнялся за счет произведений таджикских композиторов. На концертах пленумов и съездов Союза композиторов звучали новые произведения, как признанных композиторов, так и молодежи, что было важным для творческого роста молодых авторов. Этот коллектив достиг больших успехов в 80-е годы.
В музыкальной культуре таджикского народа наряду с вокальным и инструментальными жанрами большое значение имеет танец. Танцевальное искусство является неисчерпаемым источником для вдохновенного труда. Ни один концерт, ни одно музыкальное мероприятие в республике не обходится без танца - сольного или коллективного. Поэтому назрела необходимость в создании ансамбля танца в республике, что и было осуществлено в 1965 г. известным хореографом Г. Валамат-заде. Он впервые в Таджикистане организовал профессиональный ансамбль танца «Лола». Ансамбль существовал при Госфилармонии. В репертуаре ансамбля были танцы многих народов СССР, восточные и конечно, таджикские классические и народные танцы всех регионов республики, а также танцы, которые сам Валамат-заде исполнял в 1930-40-х годах, будучи танцором-солистом, но теперь в несколько технически упрощенных вариантах, так как, ни один из танцоров не мог справиться со сложными элементами, с которыми артист справлялся виртуозно. Это такие танцы как «Салла» (Танец с чалмой), «Кордбози» (Танец с ножами) и др.
В основанном ансамбле «Лола» Г. Валамат-заде воплотил все свои задумки, создав новые формы народно-сценического танца, используя лучшие образцы богатого танцевального наследия таджикского народа. [2; с. 268] В дальнейшем его творческие находки нашли много последователей среди балетмейстеров нового поколения.
Подготовкой кадров для танцевальных коллективов занимались хореографическая школа при Таджикском театре оперы и балета им. С. Айни, которой руководила народная артистка СССР Л. Захидова; отделение классического танца Республиканской школы-интерната.
Вслед за первым ансамблем танца в республике появился ряд танцевальных ансамблей, среди которых заметно выделялся ансамбль «Зебо», созданный талантливой танцовщицей и хореографом Зебо Амин-заде в 1978 г. Каждый танец, поставленный З. Амин-заде имел свой сюжет - это маленькая пьеса, в которой отражены красота природы, жизненные события, выражены чувства и переживания героев. Ею созданы хореографические образы: «Джавони», «Туёна», «Чупони», «Занг», «Санам», «Боди сабо», «Дар чаман», «Муноджот», «Вохури» и др. Также в репертуаре ансамбля были народные танцы -
иранские, афганские, индийские, уйгурские, узбекские, непальские, кыргызские, русские и танцы других народов.
Ансамбль много гастролировал по республике и стране. Участвовал в большинстве правительственных концертах, проводившихся в этот период. За очень короткий период ансамбль стал популярным не только в Таджикистане, но, благодаря всесоюзному телевидению, показавшему фильм об ансамбле, с его творчеством ознакомились зрители всей страны.
В 1982 году ансамбль стал лауреатом премии Ленинского комсомола СССР. В 1986 г. руководитель ансабля З. Амин-заде была удостоена почетного звания Народной артистки СССР. В 2014 г. по инициативе Президента республики ансамбль был вновь возрожден и успешно продолжает свое творчество. Затем один за другим появляются ансамбли «Ганджина» в 1986 г. и «Джахоноро» в 1988 г. Все эти ансамбли сыграли определенную роль в танцевальном искусстве Таджикистана.
В 80-е годы прошлого столетия таджикская эстрадная музыка была на пике популярности. Это было связано с деятельностью эстрадного оркестра «Гульшан». Еще в 1976 г. коллектив был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола республики, а затем лауреата Государственной премии Таджикистана им. А. Рудаки. В 1978 году на конкурсе исполнителей советской песни республик Средней Азии и Казахстана в г. Ташкенте, исполнение песни композитора З. Миршакар «Ситора» (сл. А. Шукухи) солисткой оркестра «Гульшан» Махфират Хамракуловой, принесло ей звание лауреата. Сама песня была признана одной из лучших, исполненных на конкурсе.
В рассматриваемый нами период значительное место в репертуаре оркестра занимали песни талантливого композитора и аранжировщика Ю. Лядова, такие как «Гулхои Душанбе» («Цветы Душанбе» сл. Б. Фаруха), «Пиала» (сл. А .Шукухи), «Эй, нури ман» («Мой свет» сл. Дж. Руми). Последняя песня в исполнении талантливой солистки Мукаддас Набиевой обрела особую популярность. В репертуаре М. Набиевой было много песен, аранжированных Ю. Лядовым. Это песни «Ситораи ман» («Моя звезда») З. Шахиди, «Садои дил» («Биение сердца») К. Яхъяева, «Мухаббат» («Любовь») Ш. Сайфиддинова, а также народные «Боди сабо», «Чакра чакидан гирад». Плодотворное сотрудничество связывает с ансамблем «Гульшан» композитора К. Тушинка. Для этого коллектива им создано большое количество произведений, таких как «Нозанин» («Красавица») - фантазия, «Навои кухистон» («Мелодия гор») - фантазия для эстрадного оркестра, «Парафраз» для оркестра.
Эстрадную музыку в Таджикистане также представлял, организованный в 1973 г. ансамбль «Орзу», при Таджикской госфилармонии. Художественным руководителем был разносторонний музыкант -знаток эстрадной музыки, саксофонист Г. Аваков. [6; с. 289] Этот ансамбль примечателен тем, что использовал специфические тембры народных инструментов таких как рубоб, лабчанг, тавлак, кушнай в сочетании с типично эстрадными инструментами, а также применением световых спецэффектов. В сравнении с ансамблем «Гульшан», «Орзу» отличался тяготением к шлягерам, не всегда сохраняя при этом безупречный вкус. [3; 96]
В дальнейшие годы возник ряд эстрадных групп, среди которых было много самобытных и талантливых объединений. Здесь можно упомянуть группы ВИА «Парвин» Таджикгосконцерта, «Навруз», группу Далера Назарова и др.
Таким образом, необходимо отметить небывалый расцвет творчества всех музыкальных коллективов республики в этот период. Концертная, театральная, гастрольная деятельность коллективов музыкальных учреждений была интенсивной и достигла большого подъема. Пожалуй, этот период является для музыкальных учреждений Таджикистана периодом наибольшего роста и развития. Таджикские композиторы, овладев всем арсеналом современной профессиональной техники, создавали произведения, звучавшие не только в республике и Советской стране, но далеко за их пределами и были оценены высоко. Наши исполнители, мастерство которых было общепризнано, пропагандировали музыку отечественных и зарубежных композиторов далеко за пределами нашей родины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гейзер Э. Таджикистан // История музыка народов СССР. - Том 7. -Вып.3. - С.44.
2. Клычева Н. Творчество Гаффара Валамат-заде в ансамбле танца «Лола» // Ракс падидаи муассири фархангй дар тамаддуни мардумони Осиёи Марказй: дируз ва имруз. - Душанбе, 2016. - С. 268.
3. Музыкальная жизнь Таджикистана. - Вып 4. - Душанбе, 2011 - С. 96.
4. Нурджанов Н. «Опера и балет Таджикистана». - Душанбе, 2010. - С.
5. Фере В. Музыка в Таджикистане // Советская музыка. - 1957. №5. - С.83-85.
6. Таджикская музыка.- Душанбе 2003.- С. 289.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ТАДЖИКИСТАНА В КОНЦЕ
70-Х И 80-Е ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ
В статье рассматривается деятельность музыкальных коллективов Таджикистана в период расцвета музыкального искусства в республике. В театре оперы и балета им. С. Айни ежедневно с успехом шли оперы и балеты как мировой оперной и балетной классики, так и таджикских авторов.
Коллективы Таджикской госфилармонии такие, как симфонический и оркестр народных инструментов активно пропагандировали среди населения городов и сел республики произведения композиторов Таджикистана, зарубежных и советских авторов.
Впервые в республике в 1965 г. был образован ансамбль танца «Лола», руководителем которого был Г. Валамат-заде. Эстрадный ансамбль «Гульшан» был на пике популярности.
Ключевые слова: музыкальные коллективы, искусство, театр оперы и балета им. С. Айни, госфилармония, ансамбль «Гульшан», композиторы Таджикистана.
ACTIVITIES OF MUSICAL COLLECTIVES OF TAJIKISTAN IN THE LATE 70S AND 80S OF
THE XX CENTURY
The article examines the activities of musical groups in Tajikistan during the heyday of musical art in the republic. At the Theater of Opera and Ballet. S. Aini every day successfully performed operas and ballets of both world opera and ballet classics and Tajik authors.
Collectives of the Tajik State Philharmonic Society, such as the symphony and the orchestra of folk instruments, actively promoted the works of Tajik composers, foreign and Soviet authors among the population of cities and villages of the republic.
For the first time in the republic in 1965 the dance ensemble «Lola» was formed, the head of which was G. Valamat-zade. The Gulshan variety ensemble was at its peak ofpopularity.
Key words: musical groups, art, theater of opera and ballet. S. Aini, State Philharmonic Society, «Gulshan» ensemble, composers of Tajikistan.
Сведения об автора:
Хасанова Манзура Мухиддиновна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ
About the author:
Khasanova Manzura Mukhiddinovna, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Department of Art History, Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish National Academy of Sciences of Tajikistan
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 61-Й КАВАЛЕРИЙСКОЙ ДИВИЗИИ, СФОРМИРОВАННОЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ НА СТАЛИНГРАДСКОМ ФРОНТЕ С 1.10.1942 ПО 14.1.1943 ГОДА
Олимов М.А., Шерматов Г.А.
Таджикский национальный университет
1. - Напряжённая боевая учёба. - Дни ожидания позади. - На фронт. - Марш.
В 1942 году в Таджикистане шло формирование 61-й кавалерийской дивизии: 219-й кавалерийский полк формировался в Сталинабаде, 213-й кавалерийский полк в Кулябе и 222-й полк в Курган-Тюбе. Положение на фронтах оставалось тяжёлым, советские войска отступали, поэтому боевые подразделения «сколачивались» на скорую руку.
Новобранцы прибывали со всех уголков Таджикистана: Памира, Куляба, Гарма, Гиссара, Хатлона. Офицеры, занимавшиеся укомплектованием кавалерийских эскадронов, с удовлетворением отмечали, что прибывающая молодёжь и призванные из запаса - великолепные наездники, многие из которых имели опыт гражданской войны в Таджикистане в 20-е годы. Командиром дивизии был назначен в январе 1941 года полковник Анатолий Васильевич Ставенков, бывший командир 20-й Горнокавалерийской дивизии, получивший ранение в боях под Москвой.
Люди занимались по 15-16 часов в сутки. Кроме того, два-три часа тратилось на уход за лошадью. Изматывались вконец. Однако отпущенный срок истекал, а дивизия по-прежнему оставалась на месте. Поступал новый, порой ещё более напряжённый, план. И так без конца [3, с.1].
На полигонах, не смолкая, гремели выстрелы и залпы артиллерийских орудий. Артиллеристы вели стрельбу по танковым мишеням. Особое внимание уделялось отработке чёткости и гибкости в управлении боем, взаимодействию с другими родами войск.
В августе 1942-го под Сталинабадом (Душанбе) прошли учения, которые возглавил командир 4 кавалерийского корпуса генерал-лейтенант Т. Шапкин. Тема учений и план «Наступление усиленной кавалерийской дивизии на направлении главного удара кавалерийского корпуса» были тщательно разработаны штабом корпуса с использованием боевого опыта войны. Ход прошедших учений показали хорошую слаженность и умелое взаимодействие всех подразделений 61-й кавалерийской дивизии. Перед отъездом из Сталинабада командир корпуса ещё раз осмотрел полки, детально ознакомившись с состоянием частей, а затем провёл совещание с младшим, средним и старшим командным составом.