Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ТАДЖИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СЕМЕЙНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ТАДЖИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальные традиции / «устод-шогирд» / таджикская семья / музыкант / профессия / воспитание / musical traditions / «ustod-shogird» / Tajik family / musician / profession / education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанова Манзура Мухиддиновна

В настоящей статье рассматриваются музыкальные традиции в современной таджикской семье. Долгое время обучение музыкальному искусству происходило при помощи традиционной системы «устод-шогирд» (мастер-ученик). И, конечно же, рассматривая феномен устод-шогирд, необходимо отметить роль семейной преемственности. Часто дети учителей сами становились учениками, подпевая или подыгрывая на музыкальных инструментах, они тем самым помогали отцу-устоду и одновременно осваивали азы профессии. На примере нескольких семейных династий показано влияние семейных музыкальных традиций на выбор профессии потомков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL TRADITIONS IN THE FAMILY OF TAJIKS

This article examines the musical traditions in the modern Tajik family. For a long time, musical art was taught using the traditional system «ustod-shogird» (master-student). And, of course, considering the phenomenon of ustod-shogird, it is necessary to note the role of family continuity. Often, the children of teachers themselves became students, singing along or playing along with musical instruments, thereby helping their father-ustod and at the same time mastering the basics of the profession. On the example of several family dynasties, the influence of family musical traditions on the choice of the profession of descendants is shown.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ТАДЖИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ancient and medieval coins found in Tajikistan were published. The author of 13 monographs (including 5 in co-authorship) is D.Dovudi. The author of one monograph is A. Sharifzoda

The main directions of numismatic research were: 1. Research and publication of hoards; 2. Research of a complex of coins historically formed regions and districts; 3. Research andpublication of coin complexes of ancient settlements; 4. Study of coins by dynasties.

Tajik numismatists actively participate in international and republican conferences, their articles have been published inforeignjournals and collections. Attention is paid to the training of young numismatists.

Keywords: Numismatics, coins, Sogdian coins, Islamic coins, hoards, ancient coins, periodization, Tajikistan, monograph.

Сведения об автора:

Давлатходжа Довуди, доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела археологии и нумизматики Национального музея Таджикистана. Адрес: 734001, ш Душанбе, проспект Исмоила Сомони, 11. Телефон: (+992) 2278477, (+992) 987605041, E-mail: dovutov@mail.ru About the author:

Davlatkhoja Dovudi, Doctor of Historical Sciences, Chief Researcher of the Department of Archeology and Numismatics of the National Museum of Tajikistan. Address: 734001, Dushanbe, Ismoil Somoni Avenue, 11. Telephone: (+992) 2278477, (+992) 987605041, E-mail: dovutov@mail.ru

СЕМЕЙНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ТАДЖИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Хасанова М.М.

Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ

На протяжении многих веков таджики, как и другие народы Востока, обучались музыкальному искусству при помощи традиционной системы обучения «устод-шогирд» (мастер-ученик). Заметим, что эта система использовалась не только при обучении музыкальному ремеслу, но и другим видам художественного творчества. При этом система была эффективна как на этапе обучения профессии, так и в последующем ее совершенствовании.[1, c.103]

Уроки музыкального исполнительства сочетались с изучением трактатов по музыке великих средневековых энциклопедистов Востока таких, как Аль-Фараби, Ибн Сина, Джами и др. По существу письменные трактаты были для ученика практическим руководством по обучению музыке. Вместе с изучением письменных источников ученик осваивал профессию музыканта изустным путем, получая уроки музыкального исполнительства от устода-учителя. В результате многих лет обучения ученик становился, наконец, профессиональным музыкантом и, получив от устода наставление («фотиха») начинал самостоятельную творческую деятельность^ 2, с. 155]

Рассматривая феномен устод-шогирд, необходимо отметить роль семейной преемственности. Часто дети учителей сами становились учениками, подпевая или подыгрывая на музыкальных инструментах, они тем самым помогали отцу-устоду и одновременно осваивали азы профессии. В дальнейшем нередко создавались семейные ансамбли и образовывались целые династии музыкантов.

Отметим, что семейное музицирование, утраченное в последнее время, создавало гармоничную среду для всестороннего развития молодого поколения, определяло его дальнейшее культурное развитие и нередко становилось решающим фактором в выборе будущей профессии. Как отмечает М. Юлдашева, музыкальное воспитание в таджикской семье играло важную роль в формировании подрастающего поколения .[3, с. 95] Мы уверены, что возрождение этих традиций благотворно скажется на воспитании и мировоззрении каждого члена общества.

Вместе с тем, семейные традиции воспитания, как одно из основных направлений передачи преемственности в национальном музыкальном искусстве таджиков, в какой-то степени сохраняется и сегодня.[4, с. 44] Таким образом, проявляется важный механизм передачи художественного опыта через преемственность семейных традиций. Во многих таджикских семьях музыкальные традиции передавались из поколения в поколение, тем самым осуществляя их глубокую временную и историческую связь. Так, в творческой деятельности выдающихся музыкантов, таких как Содирхон Хофиз, Шариф Джураев, Боймухаммад Ниязов, Ахмад Бобокулов, Ханифа Мавлянова, Абдулло Назриев, Мусаввар Минаков, Одина Хошимов, Джурабек Муродов, Нукра Рахматова, Файзали Хасанов, Давлатманд Холов, Афзалшо Шодиев и мн. др. решающую роль в выборе профессии сыграли их деды, отцы, братья или другие родственники, которые были музыкантами[5] .В их доме не смолкала музыка и, естественно, дети, буквально впитывали в себя творческую атмосферу, можно сказать, с самого рождения. Все они став известными музыкантами, внесли огромный вклад в музыкальную культуру Таджикистана.

Другим примечательным явлением в таджикских семьях, где музыкальная деятельность передавалась по наследству, было ремесло изготовления музыкальных инструментов. Известно, что изготовление музыкальных инструментов и исполнительская деятельность во многом взаимосвязаны, поскольку для профессиональной деятельности народного музыканта-инструменталиста знание строения своего музыкального инструмента является необходимым условием в овладении инструментом. А также многие мастера-изготовители инструментов сами являются и исполнителями. Так, заслуженный работник культуры Таджикистана Мусаввар Минаков, дед которого занимался изготовлением музыкальных инструментов, а отец был изготовителем и собирателем музыкальных инструментов, сам стал не только музыкантом-исполнителем, но и мастером по изготовлению инструментов.

Примечательна также творческая семья Завкибековых - отец Гурминч был известным артистом театра и кино. Играл на различных музыкальных инструментах, в то же время собрал богатую коллекцию музыкальных инструментов, которые он привозил из разных местностей и стран мира, и которую начал собирать еще в пору юности. В дальнейшем, а именно с 1990 г. в его доме многие годы существовал Музей музыкальных инструментов Гурминча Завкибекова. Его экспозицию составили духовые, смычковые, струнные, ударные инструменты. Здесь есть банджо, сетары, рубобы, танбуры. Особая ценность коллекции - самый красивый Кашгарский сетар, который инкрустирован слоновой костью. Кроме того, в других помещениях музея размещены отделы, посвященные одежде, домашней утвари и предметам быта, которым уже более 400-500 лет.

Музей является местом проведения камерных концертов традиционной таджикской музыки, рок - и джаз - концертов с участием приезжих музыкантов. Здесь посетитель мог, путем интерактивной модели традиционных музыкальных инструментов, сначала собрать, как мастер («усто») инструмент, а затем музицировать на нем. Сын артиста - Икбол Завкибеков стал профессиональным музыкантом, обладающим игрой на многих музыкальных инструментах. Он участник известной музыкальной группы Далера Назарова.

Другой известный музыкант, певец, исполнитель таджикской традиционной музыки Народный гафиз Таджикистана Маъруфходжа Баходуров (1920-1996) был также мастером-изготовителем народных инструментов. Некоторое время он работал на фабрике по изготовлению народных инструментов в Ташкенте[6].

Таким образом, необходимо отметить, что преемственность в музыкальных семьях - явление довольно распространенное. Изучая биографии известных музыкантов можно заметить, что многие из них выросли в музыкальных семьях. И первые уроки музыки или обучения игре на музыкальных инструментах были получены от родителей или же близких родственников.

Так, примером продолжения семейных традиций в таджикской эстрадной музыке может стать семья певца, музыканта, создателя песен Кароматулло Курбонова. Отец певца - Аджик Курбонов очень любил народную музыку и привил своим детям любовь к песне и игре на традиционных таджикских музыкальных инструментах. Самым талантливым из детей оказался Кароматулло. Обладая хорошим музыкальным слухом, он рано увлёкся музыкой, пел таджикские народные песни под собственный аккомпанемент. После окончания университета он был принят в эстрадный ансамбль «Гульшан» солистом. Творчество Курбанова оставило неизгладимый след в таджикской эстрадной музыке. Несмотря на то, что певец рано ушел из жизни и не смог передать детям свое искусство, все же они стали продолжателями дела своего отца. Старший сын музыканта Мухаммадрафи Кароматулло, окончив Таджикскую национальную консерваторию им. Талабхуджи Сатторова, в настоящее время стал известным певцом, часто выступает с концертами. В его репертуаре звучат песни, которые пел его отец Кароматулло Курбанов, но уже в другой интерпретации.

Дочь певца Нозияи Кароматулло также получила музыкальное образование. Она окончила Таджикский республиканский хореографический колледж имени Малики Собировой (2005), затем Индийскую консерваторию — отделение вокала и хореографии (2010). В творчестве детей, конечно, чувствуется огромное влияние их талантливого отца, и в то же время каждый из них обладает яркой неповторимой индивидуальностью.

Династия музыкантов Назаровых является одной из талантливых и успешных не только в Таджикистане, но и далеко за его пределами. Группа Далера Назарова на протяжении многих лет является популярной среди нескольких поколений любителей эстрады. Кроме того, Далер пишет музыку для фильмов. В репертуаре его племянника Парвиза Назарова, несмотря на то, что он живет в Казахстане, много таджикских и памирских песен. Сестра Парвиза Ситора также стала певицей. Вначале вместе с братом пела в дуэте Парвиз & Ситора. Все они являются потомками известного таджикского государственного и общественного деятеля, драматурга, сценариста, переводчика, режиссёра; министра культуры Таджикской ССР (1966—1979) Мехрубона Назарова. Конечно же, разносторонняя личность, каким был М. Назаров оказало огромное влияние на детей и внуков.

Нередко можно встретить преемственность поколений и в семьях профессиональных композиторов. Это - Фозил Солиев и его сын Азам Солиев, Шохназар Сохибов и его внучка Парвина Сохибова,

Шарофиддин Сайфиддинов и его дочь Джамиля Рустамова (Сайфиддинова), Суръат Халилов и его сын Джасур Халилов, Маджнун Баротов и его сын Равшан Баротов, и, конечно музыкальная династия Шахиди.

Зиёдулло Шахиди - один из первых профессиональных таджикских композиторов. Он оставил богатейшее музыкальное наследие, его произведения продолжают и сегодня звучать с различных сцен. Сын композитора Толиб, продолжая семейные музыкальные традиции, тоже посвятил свою жизнь музыке, окончил Московскую консерваторию по классу композиции у великого Арама Хачатуряна и стал всемирно известным композитором и дирижёром. Сын Толиба Шахиди - Табриз также получил профессиональное музыкальное образование и в настоящее время является президентом компании «Империя музыки» в России. Необходимо отметить, что он, являясь продюсером, пропагандирует творчество своих деда, отца, а также других талантов из числа таджиков мира. Например, начинающего пианиста, который живет в Швеции Самира Абдураззакова.

Из всего сказанного мы пришли к выводу, что возрождение семейных музыкальных традиций в настоящее время особенно актуально, как в духовной и нравственной сфере, так и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования, расширения мировоззрения и в целом культуры. В настоящее время наряду со многими положительными моментами, все же ситуация в культуре, в частности музыкальной, вызывает тревогу и опасение[7]. Повсеместно наблюдается засилье низкопробной поп-музыки, которая заполонила эфир. Между тем, для знакомства и прослушивания классических образцов мировой музыкальной культуры, фактически нет места. Необходимо помнить о том, что музыкальное воспитание является важным средством формирования духовного облика человека. И здесь семья и семейные традиции могут послужить прочным фундаментом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азизи Ф. Маком и Фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Глава 3. Новосибирск, 2009. - С. 103.

2. Рустамов Д. Особенности традиционной формы ученичества («устод-шогирд») в песенной музыкальной культуре Северного Таджикистана на рубеже ХХ - XXI вв. // Ученые записки. - Худжанд 2011. - С. 155.

3. Юлдашева М. Музыкальное образование в Таджикистане (методология и история). Часть 2. - Душанбе, 1992. - С. 95.

4. Зубайдов А. История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30-е - 80-е годы ХХ века. -Душанбе, 2019. - С.44.

5. Подробно см. во 2 главе работы Зубайдова А История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30-е - 80-е годы ХХ века. - Душанбе, 2019.

6. Расули А. Орифон харгиз намиранд «Садои мардум». - 1998. - 10 января.

7. Кочергина Т. Музыкальные традиции в практике семейного воспитания. Международный педагогический портал htps://solrcesvet.m/Дата обращения 9 ноября 2020 г.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В СЕМЬЕ ТАДЖИКОВ

В настоящей статье рассматриваются музыкальные традиции в современной таджикской семье. Долгое время обучение музыкальному искусству происходило при помощи традиционной системы «устод-шогирд» (мастер-ученик). И, конечно же, рассматривая феномен устод-шогирд, необходимо отметить роль семейной преемственности. Часто дети учителей сами становились учениками, подпевая или подыгрывая на музыкальных инструментах, они тем самым помогали отцу-устоду и одновременно осваивали азы профессии. На примере нескольких семейных династий показано влияние семейных музыкальных традиций на выбор профессии потомков.

Ключевые слова: муыгкальные традиции, «устод-шогирд», таджикская семья, муыгкант, профессия, воспитание.

MUSICAL TRADITIONS IN THE FAMILY OF TAJIKS

This article examines the musical traditions in the modern Tajik family. For a long time, musical art was taught using the traditional system «ustod-shogird» (master-student). And, of course, considering the phenomenon of ustod-shogird it is necessary to note the role of family continuity. Often, the children of teachers themselves became students, singing along or playing along with musical instruments, thereby helping their father-ustod and at the same time mastering the basics of the profession. On the example of severalfamily dynasties, the influence of family musical traditions on the choice of the profession of descendants is shown.

Key words: musical traditions, «ustod-shogird», Tajik family, musician, profession, education. Сведения об автора:

Хасанова Манзура Мухиддиновна, кандидат исторических наук, старший сотрудник отдела истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ. Тел. 2213742; manzura_h@milru

About the author:

Khasanova Manzura Mukhiddinovna, Candidate of Historical Sciences, Senior Fellow of the

Department of Art History at the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V.I. A.

DonishNational Academy of Sciences of TajiMstanTel. 2213742;manzura_h@mailru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ОРКЕСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Хасанова М.М.

Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАНТ

Традиция использования музыкальных инструментов в военных действиях уходит своими корнями в глубокую древность. В войсках во время боевых действий при помощи музыкальных инструментов осуществлялись функции оповещения, сигналов, связи и управления. Позднее были созданы небольшие ансамбли инструментов, а в дальнейшем и военные оркестры. Военная музыка использовалась с целью воспитания патриотизма у солдат, для строевого обучения войск, поднятия духа воинов и для устрашения врага. Военные теоретики отмечали, что музыка дисциплинирует строй, а также имеет свойство воодушевлять военных. Так, первый русский военный теоретик полководец А. В. Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию». [2]

В большинстве странах мира военные оркестры существуют для музыкального сопровождения воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых мероприятий, парадов, концертной деятельности.

В Таджикистане с 1992 г. начинает свою деятельность военно-духовой оркестр Министерства внутренних дел, которым до 2007 г. руководил дирижер Рушт Руштов, в последующие годы это обязанность была возложена на Курбонали Махмудова. Основу репертуара оркестра, составляют марши советских, русских и таджикских композиторов, инструментованные для духового оркестра, песни военно-патриотического и героического характера. Оркестр участвует в военных парадах, посвященных государственным праздникам, в торжественных церемониях, таких, как принесение присяги, встречи и проводы официальных лиц. [3]

Важное политико-просветительское значение в структуре Вооруженных Сил имеет Военный оркестр Министерства обороны. Еще в 1993 году при Военном училище был создан первый духовой оркестр Минобороны. Через год, 26 августа 1994 года, решением Совета Министров Республики Таджикистан эта структура была преобразована в Военный оркестр Министерства обороны. Отметим, что в самые тяжелые социально-экономические и военно-политические годы (1992-1997) оркестр участвовал во многих мероприятиях государственного значения и выполнял свои обязанности в полной мере.

В становление и развитие оркестра Национальной армии Таджикистана значительный вклад внесли руководители - подполковник А.С. Зинишин, старший лейтенант В. Шарифов, композитор З. Нишанов, военные музыканты Азатшоев, Х. Рузадоров, А. Миронов, В. Рамаданов, А. Додхудоев, Г. Халилов и другие. [5]

Военно-оркестровая служба Министерства обороны Республики Таджикистан функционирует в соответствии с Положением «О военно-оркестровой службе» и приказом Министра обороны № 66 от 1 апреля 2002 года «О создании структуры военно-оркестровой службы Министерства обороны Республики Таджикистан и совершенствовании ее службы и творческой работы». [1, с. 66]

Военно-оркестровая служба Министерства обороны - это централизованная система, которая управляет военно-профессиональной деятельностью военных оркестров Вооруженных Сил Республики Таджикистан. Кроме того, она оказывает им практическую помощь в обучении высококвалифицированных кадров, совершенствовании репертуара, а также обеспечивает учебными планами и рабочими программами. Основной задачей Военно-оркестровой службы Вооружённых Сил является содействие духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала.

Работа этой службы направлена на воспитание моральных, психологических качеств, гуманности и патриотизма у личного состава Вооруженных Сил.

Репертуар военных оркестров часто пополняют произведения таджикских композиторов. Во время военного парада и при продвижениях роты почетного караула исполняются произведения таджикских композиторов З. Нишанова, А. Солиева, Ш. Пулоди, Р. Содикова и др. [6] Музыканты Военного оркестра сделали переложения нескольких произведений для военных оркестров и издали первый сборник маршей для военных оркестров.

Служба военных артистов ценится наравне с другими творческими работниками. Так, в 2011 году барабанщик ансамбля Курбонали Якубов и музыкант Холик Каримов были удостоены звания Народных артистов Таджикистана.

Министерство обороны особое внимание уделяет подготовке кадров для военного оркестра и для других подразделений и частей Вооруженных сил Таджикистана. С этой целью летом 2005 года был открыт факультет военных музыкантов при Военном институте Министерство обороны РТ. За время своего существования факультет добился значительных успехов в подготовке высококвалифицированных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.