Научная статья на тему 'Особенности традиционной системы ученичества («Устод-шогирд») в песенно-музыкальной культуре Северного Таджикистана на рубеже ХХ -ХХI вв. '

Особенности традиционной системы ученичества («Устод-шогирд») в песенно-музыкальной культуре Северного Таджикистана на рубеже ХХ -ХХI вв. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
369
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА / СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСТВА "УСТОД ШОГИРД " / "ШАШМАКОМ" / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / "USTOD-SHOGHIRD" SYSTEM OF APPRENTICESHIP / "SHASHMAKOM " / MUSICAL CULTURE HISTORY OF NORTHERN TAJIKISTAN / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рустамов Д.

В статье на примере деятельности известных певцов Севера Таджикистана М. Баходурова, Б. Ниёзова, Дж. Набиева, А. Шерматова раскрываются особенности традиционной системы музыкального образования, ядром которой является принцип "устод-шогирд" (мастер-ученик), Данная система на протяжении многих столетий обеспечивала преемственность базовых знаний, сохранения традиций, передачу практического опыта макомотворчества, создавала условия для появления новых форм, видов и направлений в национальном музыкальном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of the "Ustod-Shoghird" System of Apprenticeship in the Vocal-Musical Culture in Northern Tajikistan on the Borderline of the XIX-th XX-th Centuries

Designing on the premise of the activities of the popular singers of Northern Tajikistan, such as M. Bakhodurov, B. Niyozov, Dj. Nabiyev, A. Shermatov, the author of the article reveals the peculiarities of the traditional system of musical education whose nucleus is averaged with "ustod-shoghird" (master-pupil) principle. In the course of a number of centuries the system in question provided the succession of basic knowledge, preservation of traditions, delegation of practical experience in regard to makom creation; it built up conditions for a rise of new forms, types and trends in the national musical art.

Текст научной работы на тему «Особенности традиционной системы ученичества («Устод-шогирд») в песенно-музыкальной культуре Северного Таджикистана на рубеже ХХ -ХХI вв. »

Д. Рустамоч

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСТВА («УСТОД-ШОГИРД») В ПЕСЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА НА РУБЕЖЕ XX -XXI ВВ.

Ключевые слова: история музыкальной культуры Северного Таджикистана, система ученичества "устод- шогирд", «Шаишаком », профессионализм

Предки таджиков оставили немало трактатов преимущественно этико-дидактического характера (так называемая литература «адаба»), которые охватывают важные вопросы воспитания и этики. Педагогические воззрения отражены в произведениях Рудаки, Фирдоуси, Абу Али ибн Сино, Фараби, Беруни, Хайяма, Носира Хисрава, Саади, Дехлави, Джами и др. В их работах высоко оценивается и роль музыки. Так, Абу Али ибн Сино считал первоначальным этапом эстетического воспитания ребенка народную колыбельную песню и музыку (7, 33). В некоторых работах средневековых авторов содержатся и наставления певцам и музыкантам. В частности отдельная глава книги Унсуралмаали Кайкавуса «Кабуснаме» (написана в период 1082 - 1083 гг.) посвящена обычаям музыкантов (15, 85-86). В трактате «Бахчат - ур- рух» приведены некоторые сведения о традиционной системе подготовки музыканта и певца (5, 39) .

Историк-искусствовед А. Зубайдов вычленяет три этапа профессионального становления народного музыканта в современную эпоху, которые рассматриваются в контексте трех общеизвестных возрастных категорий жизни человека: детство, юность и зрелость (6,18).

— НОМАИ донишгох 5

У детей первичное знакомство с музыкой и пробуждение интереса к ней реализовывается в большинстве случаев в семье и связано непосредственно с семейными музыкальными традициями, или значительно реже, под воздействием других аспектов, например, соседей, прослушивания песен в исполнении мастеров искусств и первые желания подражать им и др.(8, 215).

Каждый народ имеет свои традиции воспитания. Система ученичества как культурный феномен охватывает все виды художественного творчества и ремесла, в т.ч. и музыку. Подобной системы получения знаний и навыков во всех видах художественного творчества придерживались не только на ранней стадии обучения, но и в последующем совершенствовании профессиональных навыков.

Освоение огромного пласта, связанного с традициями устного профессионального музыкального искусства, является, пожалуй, самой необходимой задачей певца и музыканта. У представителей устного профессионального музыкального искусства таджиков существует стройная система цехового обучения - «устод -шогирд»(1. 116-172). Это веками апробированный метод передачи, сохранения и умножения («творческой переработки») художественной информации. Это система принятых приемов и методов обучения и воспитания, которые передаются от одного поколения к другому и усваиваются им, прежде всего как определенные знания и навыки, приобретенные в процессе жизни и творчества музыканта. Осваивая опыт предков, будущие поколения певцов и музыкантов, на практике творчески переосмысливают и преобразовывают хранящуюся в памяти информацию таким образом, чтобы вызывать восторг, восхищение у слушателя. Это система также предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций.

У таджиков есть такая традиция: родители, приводя своих детей к мастеру - устоду художественного творчества и ремесла говорят: «У моего ребенка большие склонности к вашему ремеслу, прошу Вас воспитывайте и обучайте его искусству ремесла, пусть его мясо будет вашим, а кости моими - гушташ аз они шум о, устухонаш аз они л/о». Ученик в доме мастера одновременно

выполнял и домашние поручения, и обучался ремеслу. Процесс обучения продолжался несколько лет. Мастер старался воспитать своего ученика в духе почтительного отношения к старшим, гостеприимства, скромности, трудолюбия, высокой нравственности, правдивости и честности. После приобретения всех навыков и умений избранной профессии ученик получал молитву-напутствис-фот1i \а у своего мастера. Только после этого ученик имел право на самостоятельную деятельность.

Традиционная система музыкального образования, ядром которой является принцип "устод-шогирд" (мастер-ученик), на протяжении многих столетий обеспечивала преемственность базовых знаний, сохранения традиций, передачу практического опыта макомотворчества, создавала условия для появления новых форм, видов и направлений в национальном музыкальном искусстве( 15). Мастер посвящал ученика в тайны и во все тонкости своего искусства. Учил не только игре на инструменте или пению, а также исполнению музыки (интерпретации). Зачастую данный институт определяется как система образования - низоми таългш. В системе образования музыкального искусства большой акцент делается на обучение - тадрис, даре. Т.е. «обучение» в данном случае подразумевает «преподавание», «давать уроки». Именно эта трактовка более близка тому, что мы понимаем под институтом устод-шогирд. Нередко этот институт понимается и в значении «школа»- «мактаб»{\, 117).

В музыкальной культуре таджиков это именовано «аз дахон ба дахон» («из уст в уста») или как более распространено в современном Иране, «cima ба cima» («от сердца к сердцу»). По этой системе музыке ученик обучается не по нотам (книгам), а изустно, посредством следования за учителем, начиная от постановки осанки, исполнительского аппарата. Словом с момента, показывающего, каким образом учитель «кладёт пальцы на гриф инструмента» и до непосредственного восприятия и повторения мелодии - вплоть до самостоятельного создания различных композиций - разветвлений от основного построения. В данном процессе участвуют двое - учитель и ученик (1, 117-118).

— 156

НОМАИ донишгох

Для достижения профессионального уровня требовалось своеобразное практическое, а главное - духовное самосовершенствование. Наиболее полно ступени и направленность системы «устод-шогирд» были разработаны в суфийских учениях, получивших широкое распространение и в регионе Средней Азии (9, 36). Символически сопоставляя процессы освоения исполнительского мастерства и достижения творческой самостоятельности хафизами с основными этапами суфийской практики духовного самоусовершенствования в соответствии с «тарикатом» С. М. Бегматов указывает на семь ступеней ученичества в музыкальном искусстве, которые представлены в следующем виде: 1. Освоение правильного произношения; 2. Искусство инструментального исполнения; 3. Искусство пения (разумное и правильное пользование голосом); 4. Искусство аккомпанирования; 5. Постижение музыкального наследия; 6. Искусство исполнения; 7. Познание законов самостоятельного творчества (4, 11).

Прохождение этих ступеней было связано, естественно, с постоянными и регулярными практическими упражнениями и поисками ученика, почти неразлучно пребывающего рядом с устодом, в необходимых случаях выступающего в роли аккомпаниатора - инструменталиста, либо второго певца.

В системе устод - шогирд при непосредственном общении с большим мастером начинающему исполнителю передается та огромная духовная сила, которая намного увеличит его потенциал к творческому росту, укрепит его позицию. Более того, этот метод естественно прирастется в природу нашего искусства, ещё и потому, что в нем содержится его основная суть - освоение искусства музыкального исполнительства изустным путем (3, 32).

Система устод-шогирд в учебном процессе освоения «Шашмакома» имеет свои особенности, их Ф. Азизи раскрывает следующим образом: «Первая заключается в необходимости запоминания огромного количества масштабных произведений, твердого знания композиционных особенностей макома-ритмические, ладозвукорядные и формообразующие аспекты сочинительского творчества. Вторая важная особенность -стремление к совершенному синтезу поэтического и музыкального

начала, для понимания которого (и обретения практических навыков) велись специальные предметы. Третья особенность -проявление поэзии по меньшей мере в двух видах - в изложении основных правил макомотворчества в поэтической форме и в использовании норм и форм стиха для обеспечения соразмерности ритмов стиха и мелодии, формировании системы усулей (ритмоформулы)» (1, 132-142).

Говоря о путях постижения канонов профессионального традиционного музыкального творчества Шашмаком известный инструменталист, художественный руководитель Академии макома А Абдурашидов отмечает следующее: «"Шашмаком" - это наука, для освоения которой одного голоса мало. Как приходят в "Шашмаком" большинство наших певцов? В молодости все они, подражая кому-то, поют молодежные, зажигательные песни. С возрастом они переходят на более спокойные, назидательные песни. В девяти случаях из десяти такой переход происходит без специальной учебы по канонам "Шашмакома . Вот почему даже у великих мастеров нередко хромает гармоничное соотношение слова и музыки, то есть, макомов» (15).

Немаловажным в искусстве «Шашмаком» является вопрос подбора талантливых кадров. По этому поводу Джурабек Набиев отмечает: «Найти истинно преданного своему делу ученика очень трудное дело. Иногда мы наблюдаем, что у молодых учеников нет уверенности в себе, они чаще под именем наставника - устода (восхваляя себя в том, что являются учеником такого - то знаменитого певца - Д.Р.) всячески стараются поднимать свой имидж. Необходимо чтобы наставник гордился своим учеником -шогирдом, а не ученик наставником» (11, 86).

Маруфходжа Баходуров уже в возрасте 20 лет стал талантливым хофизом, знатоком классической музыки таджиков. По его мнению, первые свои успехи на макомном поприще достиг благодаря - во первых, обучению у наставников путей и методики инструментального исполнительского мастерства (на танбуре и дутаре - Д.Р.) и самостоятельного исполнения музыки, выбора стихов и придания особого внимания их значению, во вторых,

исполнение каждого произведения на основе свежих взглядов и мышления, соблюдение ритмов стихотворения и музыки (14. 8).

Известный певец, Народный артист Таджикистана Боймухаммад Ниёзов, встретившись с великим хофизом бухарской школы макома Шохназар Сохибовым освоил многие секреты макома. Он констатирует: «Устод (Ш. Сохибов-Д.Р.) являлся очень скромным, молчаливым и терпеливым человеком... Где бы я ни был

- на работе, на отдыхе, играя на музыкальном инструменте или напевая мелодии и песни, разъяснял каждое слово и отдельные части макома. Особое внимание он обращал на целостность основного содержания стихотворения, его слоговым аспектам, чтобы мелодия не вышла за рамки ритма музыки. Честно говоря, в первые времена при напевании макома диапазон моего голоса не очень - то подходил к требованиям макомного песнопения. Многочисленные занятия и репетиции позволили мне освоить одно золотое правило искусства музыки. Оказывается, каждый певец, прежде чем освоить пути исполнения того или иного жанра искусства, должен сначала подготовить себя (то есть глаза и сердце, слух и взор, все бытие человека должно быть направлено на это действие), затем он должен подготовить свой голос к исполнению песни. Если он соблюдает эти правила, то обязательно найдет место в сердце слушателей и поклонников» (14, 17).

Боймухаммад Ниёзов традиции и методы обучения искусству «Шаишаком» передавал своим ученикам следующим образом: во

- первых, знакомил молодых музыкантов-исполнителей с классическими музыкальными образцами посредством прослушивания; во-вторых, привлекал внимание студентов к ритмо-мелодическим и поэтическим особенностям макомных произведений; в-третьих, обучение искусству «Шашмаком» осуществлял на примере изучения различных макомных форм, что необходимо было, по его мнению, с одной стороны, для развития техники пения, а с другой стороны, для понимания специфики самого макомного музыкального мышления и исполнительного искусства. Он требовал от учеников, чтобы изучение сложных форм они осуществляли посредством анализа композиционных частей макомных произведений; в-четвертых, в процессе обучения

особое внимание уделял творческим способностям молодого ученика, его индивидуальному таланту (10, 34).

Обязательным качеством, предъявляемым к хафизам, является наличие хорошей памяти и внимания. Поэтому Б. Ниёзов с самого начала обращал внимание на формирование у своих учеников феноменальной памяти и обретения навыков запоминания, как музыки, так и поэтического текста, потому что активным образом тонкости макома можеть освоить только тот, кто уже подготовлен к этому. Б. Ниёзов, будучи учеником знаменитого макомиста XX века Б. Файзуллаева, был очень хорошо знаком с этими правилами. Бобокул Файзуллаев, прежде чем начать чему-то учить своего ученика, предупреждал его «... два-три раза повторять не буду, всё улавливай с одного раза, а если не способен, то и нечего делать тебе в «Шашмакоме» (1, 132).

Возрождением традиционной методики обучения «устод-шогирд» занимается известный певец-макомист из Исфары Абдурахим Шерматов. Он является незаурядным мастером-исполнителем классической музыки «Шашмаком» и народной музыки. Обучался секретам мастерства у знаменитых мастеров Мирзокурбона Солиева и Боймухаммада Ниёзова. Работая в Центре таджикской музыкальной культуры «Хунар» в Согдийской области (руководитель С. Худойбердиев) передает опыт и мастерство молодым певцам и музыкантам. По его мнению, в изустной передаче определенных навыков песенно-музыкального искусства, прежде чем начать занятия с учениками, устод сам должен придти подготовленным к занятию. Ему необходимо знать диапазон голоса ученика и в соответствии с критериями голоса подбирать произведения поэтического и музыкального характера. Также учитываются такие факторы, как местожительство ученика, окружающая среда, степень кругозора его знаний и т. п. После начала занятий устод первым делом знакомит ученика с музыкальным произведением, разъясняет содержание стихотворения и нормы систем восточного стихосложения аруз. Затем переходит к разъяснению ритма и такта музыки путем отбивания на дойре (бубне). Изустная передача навыков требует знания композиционных особенностей макома. Поэтому устод

— 160

НОМАИ донишгох

переходит к подробному изложению разделов вокального (шуъба) музыкального произведения - сархат(даромад), мнёнхат, дуиаср, намуд, аудж, фароеард (12).

В системе устод-шогирд певец, обеспечивая единство мелодического и поэтического начал, стремится к раскрытию их внутреннего значения и выразительности посредством собственного голоса. В то же время, индивидуальное толкование музыкального сочинения должно подчиняться определённым внутренним закономерностям музыкальной формы. Эти требования строго соблюдает, в частности, Джурабек Набиев (11, 81).

Изучая особенности института устод-шогирд, Ф. Азизи пришла к выводу, что этот образовательный институт «направлен на сохранение и непрерывное развитие музыкальной традиции; заимствован культурой Ислама из арийской цивилизации; представляет собой систему обучения; руководствуется практическим характером обучения, представляя научную рефлексию в аспекте практической теории; он способствовал формированию трактатов шарти мутриби (позже баёз) и утвердил их как обязательную часть своей учебной программы; своей главной целью ставит обучение художественному ремеслу; придерживается изустной формы передачи; предполагает занятия в форме «бесед» учителя с учеником; особо определяет почётный статус учителя; имеет тенденцию к развитию на основе принципа семейственности» (2, 41).

Таким образом, приобщение к музыкальным традициям, складывание творческих вкусов, формирование профессиональной деятельности народных певцов и музыкантов осуществляется первоначально в рамках семьи, затем путем общения с первым учителем музыки и далее в рамках деятельности в учебных и культурных учреждениях. Следует отметить, что пение хафизов-эстетически совершенный и в то же время технически (вокально) сложный, многосоставной процесс, требующий от певцов особого природного дарования, высокого мастерства и специфических вокальных качеств, необходимых для полноценной подачи исполняемых произведений. Исполнительский уровень искусства хофизов определяется не только природными качествами голоса,

но, в первую очередь, - требованиями последовательного развития его возможностей, осмысленным использованием интонационно-мелодических украшений, приёмы вибрации и т.д.(4, 9)

Важным требованием является наличие у певца высокоразвитого музыкального слуха, что непосредственно определяется как практическими упражнениями, так и совокупным багажом музыкальных знаний, богатством внутреннего духовного мира. Хофиз должен обладать и способностью к импровизации, то есть обладанию возможности творчески самостоятельного претворения существующих произведений на основе личного художественного опыта. Все это формировалось у профессиональных певцов благодаря особенностям музыкально- художественной среды начального, ученического и последующих этапов их исполнительской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азизи Ф. Маком и Фалак как явление профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. - Душанбе, 2009

2. Азизи Ф. А. Маком и Фалак как явление профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. АДД. -Новосибирск, 2009

3. Азизова Ф. Профессиональное музыкальное образование Таджикистана начала XXI века: приоритеты развития.// Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития (Тезисы международного семинара, Душанбе 2-4 декабря, 1999г.). -Душанбе, 1999

4. Бегматов С.И. Традиции искусства Хафизов Ферганской долины. АКД. -Ташкент, 1995

5. Дар васфи мусщй.(аз «Бах,чат-ур-рух,») // -Илм ва х,аёт.-2011.-№ 1-3

6. Зубайдов А.Д. История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30 - 80-е годы XX века АКД-Душанбе, 2005

7. Ибн Сина. Канон врачебной науки. Кн.1. - Ташкент, 1954

8. Измайлов А.Е. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. -М., 1991

9. Низамов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. АДД. -Ташкент, 1998

— U}2~ НОМАИ ДОНИШГОХ _J

10. Ниязов Б. О традициях и методах обучения искусству «Шашмаком». //Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития. - Душанбе, 1999

11. Оинадори чош,о. (Мусо^ибаи адабиётшинос, номзади плм^ои филологи Саидумрон Саидов бо ^унарманди мардумии Ч.умх.урии То^икистон Чурабек Набиев).// -Паёми Сугд. - 2011.- № 3

12. Рустамов Д. Шерматов Абдурахим. Опрос - анкетирование. Рукопись. Январь 2011г.

13. Унсуралмаали,.Кабуснаме.//Энциклопедия персидско-таджикской прозы.-Душанбе, 1986

14. Худойбердиев С. Хофизони мумтози халки точик.-Тошканд-Хучанд, 2000

15. Хуршеди Джовид. Шашмаком-гармониямузыки и слова//http: // newstj. drupalcompany. com / ш / newspaper / article.

Особенности традиционной системы ученичества («устод-шогирд») в песен но- музыкальной культуре Северного Таджикистана на рубеже XX -XXI вв.

Д.Рустамов

Ключевые слова: история музыкальной культуры Северного Таджикистана, система ученичества "уст од- шогирд", «Шашмаком », профессионализм

В статье на примере деятельности известных певцов Севера ТаджикистанаМ. Баходурова, Б. Ннёзова, Дж. Набиева, А. Шерма-товараскрываются особенности традиционной системы музыкального образования, ядром которой является принцип "устод-шогирд " (мастер-ученик). Данная система на протяжении многих столетий обеспечивала преемственность базовых знаний, сохранения традиций, передачу практического опыта макомотворчества, создавала условия для появления новых форм, видов и направлений в национальном музыкальном искусстве.

The Peculiarities of the "Ustod-Shoghird" System of Apprenticeship in the Vocal-Musical Culture in Northern Tajikistan on the Borderline of the XlX-th - XX-th Centuries

D.Rustamov

Key words: musical culture history of Northern Tajikistan, "ustod-shoghird" system of apprenticeship, Shashmakom ", professionalism

Designing on the premise of the activities of the popular singers of Northern Tajikistan, such as M.Bakhodurov, B.Niyozov, Dj.Nabiyev, A.Shermatov, the author of the article reveals the peculiarities of the traditional system of musical education whose nucleus is averaged with "ustod-shoghird " (master-pupil) principle. In the course of a number of centuries the system in question provided the succession of basic knowledge, preservation of traditions, delegation of practical experience in regard to makom creation; it built up conditions for a rise of new forms, types and trends in the national musical art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.