педагогические науки
Азизи Фарогат Абдукаххорзода, Рофиева Фотима Сироджевна ТРАДИЦИОННЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ...
УДК 378
ТРАДИЦИОННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КАК ФЕНОМЕН ТАДЖИКСКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
© 2017
Азизи Фарогат Абдукаххорзода, доктор искусствоведческих наук, профессор, ректор Таджикская национальная консерватория им. Т. Сатторова (734025, Душанбе, ул. Хусейнзода, 155, e-mail: [email protected]) Рофиева Фотима Сироджевна, соискатель кафедры общей педагогики Таджикский педагогический университет им. С. Айни (734003, Душанбе, проспект Рудаки, 121, e-mail: [email protected])
Аннотация. Объектом статьи является «мактаби хунари» (школа мастерства) и её методика «устод-шогирд» (мастер-подмастерье), форма обучения, бытующая у таджиков веками в практике художественных ремесел и искусств. Осмысление феномена «мактаби хунари» (школа мастерства) в таджикской науке проявляется в 80-е годы прошлого столетия. Практический характер процесс обучения охватывает навыки различного характера - от умения держать рабочие инструменты и до освоения основ ремесла, овладения мастерством. В прежние времена на подмастерье могли претендовать лишь родственники мастера. Нынешние социальные условия позволяют мастеру воспитывать и чужих детей. Приоритетом метода обучения «устод-шогирд» (мастер-подмастерье) являются воспитание через профессионализацию и социализацию подмастерья-выпускника как носителя конкретного ремесла. В период государственной независимости сеть колледжей искусств и ремесел системы государственного образования пользуются методикой обучения «устод-шогирд» (мастер-подмастерье), так как данная методика обучения отвечает современным требованиям системы государственного образования Республики Таджикистан, направленным на формирование компетентности обучающегося. Поэтому этот образовательный институт устойчиво функционирует в современном Таджикистане. В начале XXI века таджикская этнопедагогика по-новому представляет методику «устод-шогирд» (мастер-подмастерье), этот многовековой метод обучения традиционным искусствам и ремеслам. Несомненно, что в реалиях современности, в системе образования XXI века традиционный художественный институт - «мактаби хунари» (школа мастерства) с методом обучением «устод-шогирд» (мастер-подмастерье) проявит новые стороны своей концептуальной сущности, поскольку его неотъемлемым свойством является постоянное совершенствование.
Ключевые слова: школа мастерства, мастер, подмастерье, методика обучения, колледж искусств, этнопедаго-гика, традиционный художественный институт.
TRADITIONAL ART INSTITUTE AS PHENOMENON OF THE TAJIK NATIONAL PEDAGOGICS
© 2017
Azizi Farogat Abdukakhkhorzoda, doctor of art criticism sciences, professor, rector Tajik national conservatory of T. Sattorov (734025, Dushanbe, Huseynzod St., 155, e-mail: [email protected]) Rofiyeva Fotima Sirodzhevna, applicant of department of the general pedagogics Tajik pedagogical university of S. Ayni (734003, Dushanbe, Rudaki Avenue, 121, e-mail: [email protected])
Abstract. Subject of article is the phenomenon of "maktabi hunari" (is the local school of skill) and its technique "ustod-shogird" (master journeyman), the form of education occurring at Tajiks for centuries in practice of art crafts and arts. Judgment of a phenomenon "maktabi hunari" (school of skill) in the Tajik science is shown in the 80th years of last century. The practical character process of training covers skills of various character - from ability to hold working tools and before development of fundamentals of craft, mastering skill. In former times on a journeyman only the master's relatives could apply. Present social conditions allow the master to raise also other people's children. A training method priority "ustod-shogird" (master journeyman) are education through professionalizing and socialization of a journeyman graduate as carrier of concrete craft. In the period of the state independence the network of colleges of arts and crafts of system of the state education use a training technique "ustod-shogird" (master journeyman) as this technique of training meets the modern requirements of system of the state formation of the Republic of Tajikistan directed to formation of competence of the student. Therefore this educational institute steadily functions in modern Tajikistan. At the beginning of the XXI century the Tajik ethnopedagogics in a new way represents a technique "ustod-shogird" (master journeyman), this centuries-old method of training in traditional arts and crafts. It is undoubted that in present realities, in an education system of the 21st century traditional art institute - the school of skill with method training "ustod-shogird" (master journeyman) will show the new parties of the conceptual essence as its integral property is the constant perfection.
Keywords: school of skill, master, journeyman, training technique, college of arts, ethnopedagogics, traditional art institute.
В период государственной независимости в Таджикистане активизировался интерес к изучению вопросов национальной идентичности, национального самосознания, исконных традиций народа, национальных образовательных структур.
В этой связи ученые-педагоги смело обратили свой взор на вопросы, связанные с «этническим» проявлением образовательных и воспитательных институтов в истории таджиков. И действительно, очень скоро таджикская педагогическая наука пополнилась новыми теоретическими разработками, в которых, наконец-то, стали открыто говорить о глубоких этнопедагогических корнях в истории таджикской науки. Теоретические вопросы таджикской этнопедагогики углубленно рассматриваются в фундаментальных работах академика М. Лутфуллоева [1], Ф. Шарифзода [2], И. Каримовой [3], Б. Рахимова, А. Нурова [4], Д. Латипова [5], А. Рахмонова
[6] и др.
Осмысление традиционного образовательного института - «мактаби хунари» таджикскими исследователями проявляется уже в 80-х годах прошлого столетия. В трудах искусствоведов, историков, культуроведов, музыковедов, этнографов М. Ашрафи [7], Ф. Кароматова [8], Н. Хакимова [9], Н. Нурджанова [10], С. Рахимова [11], Ф. Азизи [12] раскрывается различная, весьма важная информация об историческом развитии и процветании этого института.
Таджикский народ во все сложнейшие периоды своей истории противостояли врагам не мечом и агрессией, а высокой культурой и гуманистическим мировосприятием. Яркое свидетельство тому устойчивое главенство таджикского языка и культуры в многовековом периоде правления варваров-монголов, тимуридов, мангытов и пр. Все, кто захватывал земли Хорасана, проживали
Azizi Farogat Abdukakhkhorzoda, Rofiyeva Fotima Sirodzhevna pedagogical
TRADITIONAL ART INSTITUTE AS PHENOMENON ... sciences
здесь по-таджикски. Потому что к тому времени таджики уже достигли высоких успехов в деле воспитания и образования. В образе жизни таджиков глубоко заложены педагогические задатки: устойчивым было всегда бытование назидательного стиля литературы (андарзхо, «Шахнаме», средневековая таджикско-пер-сидская литература). Наряду с этим особое внимание уделялось обучению и обретению умений и навыков лучшего опыта. Глубокого уважения и почести отдавались знаниям. Отсюда культивируемая во все времена мораль: «Знанию нет равного». Тому примеров множества - начиная от строгих правил жизни древних ариев (давних предков таджиков) и до высокой этики великих Саманидов. Многое из последующей исламской культуры, науки и образования было предопределено таджиками как одним из иранских народов. Поэтому в науке сформировались понятия «ренессанс персидско-таджикской культуры» или «персидско-таджикская средневековая цивилизация» уже применительно к исламскому периоду. И, наконец, ещё раз обратим внимание на то, что слово «литература» на таджикском языке - адабиёт сформировалось от слова «адаб», означающее «стиль поведения», «этикет», норму поведения образованного светского человека. Неслучайно в недрах таджикской этнопедагогики сформировались такие феномены как «адаб» (цикл специальных наук («улуми адаби») по исследованию норм человеческого поведения и образования) и «мактаби хунари» (школа мастерства). В историческом контексте - «школа искусств», «художественная школа», обретшая значение проявления конкретных черт того или иного художественного направления, развиваемых в ту или иную историческую эпоху группой приверженцев - ярких представителей этого художественного направления/искусства). В нашем случае феномен «мактаби хунари» не рассматривается как институт регионального или историко-эпохального значения, олицетворяющий то или иное художественное направление. Наша цель гораздо скромнее. Объектом нашего исследования является образовательный институт локального уровня. Это образовательный институт мастерства, где мастер, овладевший своим ремеслом, приступает к подготовке собственных учеников - подмастерьев, то есть начинает заниматься учительством, набирая учеников из числа родственников или местного населения. «Учебный процесс» данного института основывается на практическом овладении мастерству. Подобная методика обучения отличается своим практическим характером, наличием двух участников - мастера-наставника и подмастерья, индивидуальной формой обучения, ярко выраженным подчерком конкретного мастера. Поэтому данная традиционная методика и получила название «устод-шогирд» (мастер-подмастерье). Такая форма обучения известна у таджиков испокон веков в традиционной практике художественных ремесел и искусств.
Традиционно обучение конкретному ремеслу происходило в доме мастера. Подмастерье переходил жить в его дом. Процесс обучения охватывал навыки самого различного характера - от умения держать рабочие инструменты и до постепенного знакомства с основами ремесла и овладения умением и мастерством. Разумеется, это были умения мастера и, поэтому в определенной степени носили индивидуальный характер, проявляющийся в стиле и почерке. За своё обучение подмастерье «платил» мастеру службой (работой по дому, делами по хозяйству и пр.). Но самой главной обязанностью его всегда оставалось овладеть мастерством. Если это было обучение музыке, то подмастерье сопровождал наставника в базмах (творческих состязаниях), в гостях, на свадьбах и др. Данный процесс был длительным и продолжался около 10-15-ти лет. Таким образом, подмастерье, попав в дом мастера-наставника ребенком, покидал его вполне сформировавшимся человеком со своими собственными взглядами на жизнь. Вместе с тем, подмастерье, прожив-232
ший столь длительное время в доме наставника, находился под большим влиянием норм не только его жизнедеятельности, но и его мировосприятия. Этим объясняется наличие отличий в почерке, навыках мастерства и пр. у подмастерьев разных локальных институтов. В прежние времена мастер-наставник брал в качестве подмастерья лишь своих родственников. В настоящее время социальная необходимость привела к тому, что многие мастера воспитывают и чужих детей [13]. В этом случае у воспитанников формируется взаимное уважение друг к другу. Они поддерживают друг друга и после ухода из дома наставника, в дальнейшей самостоятельной деятельности, и даже в разных жизненных ситуациях. И для учеников сохранение чести и достоинства своего наставника приравнивается к семейной или родовой чести. Это олицетворение той морали, которую привили им в институте «устод-шогирд». Каждый мастер-наставник мог составить для своих учеников устав, значительную часть которого составлял этикет, соблюдение которого было устойчивой нормой и официальной частью обучения.
Надо сказать, что, появившись в древности, институт «устод-шогирд» в зависимости от времени и эпохи постоянно видоизменялся и находился в состоянии совершенствования. При этом, никогда не теряя своего образовательного стержня и метода воспитания, культивирующего высокую мораль. Его отношение к реалиям жизни чрезвычайно трезво. Методика «устод-шогирд» всегда питается из источника жизненного многообразия. В этом плане данный институт чрезвычайно практичен. Наставника и его подмастерье объединяет тяга к овладению мастерством, стремление к истинным основам - технологиям данного ремесла. И метод обучения основывается не столько на строгих обязанностях подмастерья в овладении мастерством, сколько на постепенном привитии ему большой любви к своему делу, к ремеслу или искусству, которому подмастерье собирается посвятить всю свою жизнь. Изучая биографию выдающегося корифея макомиста Фазлиддина Шахобова, исследователь Аълохон Афсахзод со слов макомиста описывает учебный процесс по составлению стихов на основе парадигм аруза, восточной системы стихосложения, когда ребёнку прививалось правильное ощущение чувства ритма и согласованности мелодии со словами. Эти упражнения помогали ребёнку прочувствовать мелодию таджикского языка, что, в свою очередь, давало возможность правильно подбирать стихи к мелодии. В результате, уже позже, в зрелом возрасте в его творчестве появились прекрасные музыкальные произведения.
Удивительным образом с учёбой в школе мастерства по методике обучения «устод-шогирд» сочетается соревновательный дух, который прививается подмастерью с первых шагов: он знает, что он должен быть лучше всех. Потому наставник передаёт своему подмастерью самый лучший опыт своего мастерства. Подмастерью уже в годы учёбы прививается ответственность передать будущему поколению обретенное умение и мастерство. Таким образом, образовательно-воспитательный опыт, имеющий место в институте «устод-шогирд», обретает особую ценность, когда передаётся будущему поколению. Эта святая обязанность, долг и честь мастера-наставника. И это связано с моральным кодексом института «устод-шогирд».
Особенно востребован данный традиционный художественный институт в современном таджикском обществе, когда идёт активный поиск национальной идентичности с одной стороны, и поиск истинных знаний и умений, отвечающих потребностям рынка труда, с другой. В связи с этим деятельность образовательных институтов «устод-шогирд» особенно активизировались в период независимости Таджикистана. Наличие множества локальных институтов - школ мастерства и в настоящее время просто поражает. Таджикские районная и сельская местности буквально изобилуют локальными Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Азизи Фарогат Абдукаххорзода, Рофиева Фотима Сироджевна ТРАДИЦИОННЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ...
образовательными институтами.
Например, исследования Ф.С. Рофиевой показывают, что к 2014 году в г. Пенджикенте и окружающих его селениях функционировали около 600 семейно-родовых школ мастерства по направлению ремесленничества, сказительского и музыкального искусства, а частных художественно-ремесленнических школ более 1000. При этом 1 детская школа искусств, 2 молодёжных центра сети дополнительного образования и 1 школа ранней профессионализации [14]. Аналогична картина складывается и в других городах и районах страны [15].
Возможно, в активизации деятельности данного института есть и социальный мотив. Ремесло даёт возможность зарабатывать на жизнь. Приоритетным является и тот фактор, что в качестве особенностей метода обучения «устод-шогирд» можно назвать воспитание через профессионализацию. Как правило, с моралью института «мактаби хунари» (школ мастерства) человек уже никогда не сталкивается с преступным миром. И это доказано самой жизненной практикой. А в смысле формирования навыков и умений, данным институтом предусматривается несколько стадий профессионализации будущего специалиста - ранняя и зрелая стадии. Если сопоставить данные стадии со ступенями нынешнего государственного образования, то оно будет соответствовать начальному и среднему звеньям. Но различия результатов данных систем в том, что школы мастерства профессионализируют обучающегося. Поэтому с активизацией в период государственной независимости ранней и средней стадий профессионализации именно сеть колледжей искусств и ремесел системы государственного профессионального образования беспрепятственно стали пользоваться методикой обучения «устод-шо-гирд».
Внедрение традиционной методики обучения «устод-шогирд» в систему государственную систему профессионального образования неслучайно. Это тот естественный процесс, который стал реально возможным лишь в период государственной независимости Таджикистана. Так как именно в период государственной независимости активизировался поиск путей и средств национальной самоидентификации и культурного самоопределения личности на основе возрождения этнических ценностей. С этой целью государством приняты официальные директивные документы - «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования», «Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан», «Этнокультурная концепция и программа этнокультурного образования в Республике Таджикистан», ряд государственных программ в сфере культуры и искусств и др.
Эти нормативно-правовые документы, определяющие конкретные задачи, подходы к содержанию, принципы национального образования, пути использования национально-культурных традиций, народной педагогики в современном обучении и воспитании подрастающего поколения явились благодатной почвой для того, чтобы традиционная методика обучения «устод-шогирд» проявилась во всей своей концептуальной сущности открыто и официально. А ведь не так давно, ещё в прошлом столетии, в советский период, данный метод не был признан государственной системой образования. И весь период он оставался и тихо развивался в сети семейственности. Но как справедливо отмечает исследователь Ф. Азизи: «Оставшись, не советизированной, и, соответственно, не модернизированной, в затененном положении, система «устод-шогирд» сохранилась лучше. В советское время устойчивым полем функционирования системы «устод-шогирд» явились семейные школы» [13]. Всё это говорит о том, что в основе содержания метода обучения «устод-шогирд» лежат этнокультурные и общечеловеческие ценности. А направленность данного метода имеет цель - профессионализировать подмастерье, и вместе с тем социализировать его как носителя
конкретного ремесла. Именно к профессионализации и социализации ещё совсем юного подмастерья стремится методика «устод-шогирд». Таким образом, социальное предназначение этого локального образовательного института в формировании человека, который является носителем национальной культуры в этнической среде, через что получает признание своей личности и своего творческого дарования, и в постоянной ежедневной деятельности, раскрывая свои индивидуальные творческие способности, обеспечивает себе средства на жизнь, сделало его глубоко востребованным. Так, методика «устод-шогирд» в сегодняшнем обществе Таджикистана - один из престижных институтов современности. В особенности в нём нуждается современная сельская местность. Выпускники ремесленнических колледжей полностью удовлетворяют потребности сельского населения. Это и послужило причиной того, что государственная система восприняла метод обучения «устод-шогирд» в соответствующих учебных заведениях. В качестве примера этих учебных заведений можно назвать Республиканский художественный колледж имени Олимова (г. Душанбе), Душанбинский колледж искусств имени А. Бобокулова, Республиканский колледж художественных ремёсел (г. Истравшан), Колледж искусств имени Кароматулло Курбона (г. Куляб), Колледж искусств имени Содирхона Хофиза (г. Худжанд). И, если некоторые названные учебные заведения лишь на отдельных своих отделениях используют методику обучения «устод-шогирд», то Республиканский колледж художественных ремёсел, находящийся в г. Истравшане, не признавая других методик, целиком основывается на этом традиционном методе. Этот колледж организован по личному предложению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона. Первоначальное признание Президентом города Истравшана как города ремесленников и побудило дать ему распоряжение об учреждении данного государственного учебного заведения. Действительно, в реальности, данный колледж - это яркий пример объединения множества локальных школ мастерства в единый колледж. Подобный шаг - яркое свидетельство тонкого понимания главой государства сущностного значения этих локальных школ в сохранении национальной идентичности таджикского народа и обеспечении нужд населения.
Определяя общие требования к содержанию образования, Закон Республики Таджикистан «Об образовании» на одно из главных мест поставил задачу обеспечить:
- адекватную мировому уровню общую и профессиональную культуру общества;
- интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры.
Традиционный художественный институт является именно тем институтом, который реализует эти задачи образования.
Таким образом, сегодня традиционный художественный институт «мактаби хунари» и его метод обучения «устод-шогирд» является структурным звеном государственной системы образования и сохраняет традиционную форму локальных школ мастерства. Первоначальные инициативы возрождения, превратившись в последующую институциализацию, преобразовали его в особый тип учебного заведения, имеющего специфику учебного плана, содержания обучения и воспитания. Реформирование традиционного художественного института в новых социально-экономических условиях связано не только с обоснованием образовательной концепции, реализовавшейся веками, а востребованностью этого метода обучения современной системой образования. Именно этот традиционный образовательный институт с его традиционным методом обучения «устод-шогирд» отвечает последним, направленным на формирование и развитие компетентности обучающегося, требованиям системы государственного образования
Azizi Farogat Abdukakhkhorzoda, Rofiyeva Fotima Sirodzhevna TRADITIONAL ART INSTITUTE AS PHENOMENON ...
pedagogical sciences
Республики Таджикистан.
Таким образом, традиционный художественный институт «мактаби хунари» устойчиво функционирует в современном Таджикистане. Он имеет свою структуру, организационно-методическую основу, отличаясь эффективностью в обучении и воспитании специалистов. В начале XXI века таджикская этнопедагогика по-новому представляет «устод-шогирд», этот многовековой метод обучения традиционным искусствам и ремеслам.
И немаловажное значение имеет тот факт, что вне зависимости от своей принадлежности к государственной системе образования или частному сектору, институт активно участвует в современной жизни общества, развивая главным образом, художественное умение таджикского народа. Учителя школ сертифицируются посредством международных и отечественных учебных семинаров и фестивалей, вовлекаются в отраслевые учебные заведения. При этом возрожденческие стремления направлены на структурирование трёхступенчатой, а если считать и дошкольное звено, то - четырёхступенчатой системы образования с конкретикой в направленности профессионализации. Профессионализация в среднем звене открывает выпускникам данного института широкие возможности дальнейшей учёбы в Таджикской национальной консерватории, где ещё в конце 70-х годов прошлого столетия было открыто отделение восточной музыки. Данное отделение, совершенствуясь и преобразовываясь, ныне функционирует как факультет традиционной таджикской музыки. Аналогичная связь по традиционным специальностям установилась между художественным колледжем и Государственным институтом изобразительных искусств и дизайна Таджикистана. В этом самом молодом вузе страны по традиционному методу обучения «устод-шогирд» проводятся занятия по традиционной росписи (наккоши), керамике (кулол-гари), резьбе по дереву (кандакори), работе с металлом (заргари и охангари).
Метод обучения, по мнению И.Я.Лернера, представляя собой «систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся», отличается тремя признаками: целью обучения, способом усвоения, характером взаимодействия субъектов обучения. Все эти три признака глубоко специфичны в «мактаби хунари» и его методе обучения «устод-шогирд».
Таким образом концептуальная сущность «мактаби хунари», этого традиционного художественного образовательного института во всей полноте выражена в её методике «устод-шогирд» и состоит в следующем:
- направлена на сохранение и непрерывное развитие традиции;
- функционирует в условиях школы;
- заимствована культурой Ислама из арийской цивилизации;
- представляет собой систему обучения;
- руководствуется практическим характером обучения;
- представляет научную рефлексию в аспекте практической теории;
- придерживается изустной формы передачи;
- предполагает занятия в форме «бесед» учителя с учеником;
- особо определяет почётный статус учителя;
- имеет тенденцию к развитию на основе принципа семейственности.
Несомненно, что в реалиях современности, в системе образования XXI века традиционный художественный институт - «мактаби хунари» с методом обучением «устод-шогирд» проявит новые стороны своей концептуальной сущности, поскольку её неотъемлемым свойством является постоянное совершенствование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лутфуллоев М. Педагогика гуманизма. - Душанбе, 2008. - 254 с.
2. Шарифзода Ф. Интегрированное обучение - яв-
ление в национальной педагогике. - Душанбе: Ирфон, 2010. - 136 с.
3. Каримова И.Х. Инновационная педагогика. - Душанбе: Ирфон, 2013. - 544 с.
4. Рахимов Б., Нуров А. Этнопедагогика таджиков. -Душанбе: Шарки озод, 2008. - 295с.
5. Латипов Д.Н. Этнокультурное образование и национальное единство. - Душанбе, 2011. - 316с.
6. Антология педагогической мысли таджиков / Под ред.. А.А. Рахмонова. В 3-х т.. - Душанбе: Матбуот, 2007, 2009.
7. Ашрафи М. Бехзад и развитие бухарской школы миниатюры XVI в. - Д., 1987. - 240с.
8. Кароматов Ф. Исполнительские традиции народов Ближнего и Среднего Востока и современность // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. - Москва: «Сов. комп.», 1987. - С.10-17.
9. Хакимов Н. Шашмаком в XX век: традиции и инновации. - Худжанд, 2000. - 408c.
10. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов. - Душанбе, 2001. -291с.
11. Рахимов С. Три этапа из истории эстетических воззрений таджикского народа. - Душанбе: СИЭМТ, 2006. - 247с.
12. Азизи Ф. Институт «устод-шогирд» и его роль в традиционной профессиональной музыке стран мусульманского Востока // Музыковедение. 2008, №5. С. 55-61.
13. Азизи Ф.А. Маком и Фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. - Душанбе: «Адиб». - 2009. - С. 116-172.
14. Рофиева Ф.С. Династия ремесленников города и селений Пенджикента // Осорхона. - 2014, №3. - С. 1-3.
15. Рофиева Ф.С. Воспитательная роль художественного ремесла. // Вестник педагогического университета (Республика Таджикистан). - 2014, №3-2. - С.170-172.
Статья поступила в редакцию 05.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
234
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)