Научная статья на тему 'Компоненты, влияющие на изучение русского языка'

Компоненты, влияющие на изучение русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алибекова Рано Худайбердиевна

Важнейшим инструментом познания окружающего мира и средством формирования личности является книга. Для быстрого чтения необходимо учитывать разработанные в науке стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты, влияющие на изучение русского языка»

Особое качество среды, которое стимулирует специалистов к инновационной деятельности, позволяет рассматривать ее как особый вид профессиональной среды - инновационной.

Социальная среда в инновационном контексте - это благоприятная профессиональная среда, подкрепляющая поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие. Мотивационная среда является основой для инновационной деятельности медиков, рефлексивная среда - это условие эффективного ведения инновационной деятельности.

В теории и практике филологической науки инновационная среда чаще рассматривается как условие совершенствования и развития будущего специалиста. Средовой подход как ключевое средство решения задач позволяет рассматривать инновационную среду в качестве средства профессионального развития будущих медиков.

Инновационная среда образовательного учреждения - это совокупность вводимых в учебное заведение новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность преподавателей. Инновационная среда есть качественное состояние профессиональной среды учреждения, имеющей очень высокий потенциал для развития. Она не всегда имеет сугубо положительные характеристики и оказывает позитивное влияние на педагогов. Инновационная среда как совокупность вводимых в образовательное учреждение новшеств может по-разному влиять на их профессиональное развитие. Чтобы влияние среды было позитивным, она должна быть специально организованной, а ее структурно-функциональная модель - включать представление о ней как об интегральном средстве достижения управленческих целей.

Инновационная среда будет иметь положительный эффект на совершенствовании профессиональной компетенции, если при ее моделировании исходить:

а) из задач формирования отношений педагогов к деятельности, обучающимся и к себе;

б) из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности.

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе дружеских отношений, хорошая обратная связь (со студентами, коллегами, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентаций, интересов, целевых установок и т.п.).

Таким образом, глобализационные процессы, происходящие в мировом сообществе, информатизация и интернационализация образования повысили статус предмета «иностранный язык», а также требования к профессиональной компетенции и качеству подготовки специалистов со знанием иностранного языка.

Значительную роль в формировании профессионально-компетентностных, конкурентоспособных специалистов играет инновационная образовательная среда.

Список литературы

1. Common European Framework, 1996.

КОМПОНЕНТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Алибекова Р.Х.

Алибекова Рано Худайбердиевна — преподаватель, кафедра языков,

Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: важнейшим инструментом познания окружающего мира и средством формирования личности является книга. Для быстрого чтения необходимо учитывать разработанные в науке стратегии.

Ключевые слова: русский язык, студент, преподаватель, вуз.

Известный педагог Ш.А. Амонашвили отмечал, что «современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования». Несмотря на появление новых средств массовой информации, основным средством обучения, инструментом познания окружающего мира, важнейшим средством формирования личности является чтение. Разнообразные знания каждый студент получает из книг, в том числе и учебных по различным дисциплинам. Настоящая литература не только учит добру, возвышает душу, но и помогает черпать из книг мудрость и силу, выполняя познавательную,

эстетическую и воспитательную функции. Если, на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе основное внимание уделялось формированию навыков чтения, то в профессиональном колледже, академическом лицее и вузе необходимо значительное время отводить работе с текстом, формировать приемы понимания прочитанного на уровне смысла.

Для быстрого и эффективного чтения следует опираться на следующие стратегии:

1. Предварительный анализ: просматривание заголовков, названий разделов, а также фотографий для понимания структуры и содержания читаемого раздела.

2. Прогнозирование: использование знаний по предмету для составления предположений по содержанию и словарным словам; использование знаний об авторе для составления предположений о стиле письма, словарному запасу и содержанию.

3. Поверхностное чтение и сканирование: использование простого исследования текста для понимания основной идеи, определения структуры, подтверждения или оспаривания предположений.

4. Угадывание из контекста: использование предварительных знаний по предмету и идеям в тексте в качестве подсказок для определения значения неизвестных слов.

5. Перефразирование: остановка чтения в конце каждого раздела для проверки понимания посредством предсказывания информации и идеи из текста [1, с. 17].

Для совершенствования данного навыка можно использовать совместное чтение, которое отличается от направленного тем, что преподаватель, демонстрируя выразительное беглое чтение, фокусируется на следующих стратегиях: распознавание слов, ключевые слова, контекст, ознакомительное чтение и ожидание.

Отличительная черта направленного чтения - самостоятельность работы малых групп (5-6 человек) с одинаковыми потребностями и уровнем. Навык чтения имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал: глубокое понимание прочитанного, овладение активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом позволят повысить культуру речи, эстетическое развитие, развить активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с текстом, информацией, формулировать выводы; интерпретировать и обобщать информации; анализировать и оценивать содержание.

Один из продуктивных и творческих навыков - это письмо. Оно одно из наиболее комплексных умений, формирующееся в процессе целенаправленного обучения, где формируется базовый графический и орфографический навык. Обучение письму теснейшим образом связано с отработкой у студентов других речевых навыков.

С первых дней обучения до окончания вуза студент совершенствуется в письменном изложении своих мыслей, так как ему приходится одновременно овладевать графическими, орфографическими и стилистическими навыками, из которых каждый сложен сам по себе. Чтобы преподавать навыки письма, преподаватель в своей практике должен использовать направленное и самостоятельное письмо. Во время совместного письма важно согласовать, как аудитория, цель и задачи письма определяют структуру, грамматические особенности и содержание; использовать определенные цели, которые ограничены; репетировать предложения перед их записью. А также понимать, как составить предложения; постоянно и в целом перечитывать, чтобы получить переход от одного предложения в другое и проверить на улучшения или ошибки; иногда делать преднамеренные ошибки, чтобы сосредоточиться на распространенных ошибках или на ошибках, связанных с определенной обучающей целью. Учить русскому языку - значит учить мыслить на этом языке. Здесь особое значение имеет речь студентов. Развитие речи и мышления - два неразрывных процесса. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Выделяя что-то общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами, через них он впервые узнаёт новое. Речь является формой и орудием мышления. Выражение мыслей в словесной форме способствует успеху мыслительной деятельности. Значит, речь помогает мыслить.

Список литературы

1. Андриянова В.И., Аннамуратова С.К. и др. Интерактивные технологии формирования

способностей самовыражения и самореализации у обучаемых в учебно-воспитательном процессе:

Научно-методическое пособие. Т.: УзНИИПН, 2013. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.