Научная статья на тему 'Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ)'

Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / УКРАИНСКАЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ / УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ / ФИЛОЛОГ / МАСТЕР ГРАМОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL SPACE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATION UKRAINIAN TRADITION / LITERATURE TEACHER / SCHOLAR / MASTER DIPLOMAS / TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Валентина Александровна

В статье проанализировано особенности украинской просветительской традиции. На основе образовательных традиций в ретроспективном аспекте автором разработана собственная периодизация становления профессиональной компетентности учителей-филологов, которая включает 4 этапа: IX–XIII вв. – период Киевской Руси; XIV–XVIII ст. – период просвещения; ХIХ–ХХ вв. – период формирования национальной системы образования и педагогической науки; XXI в. – период становления профессиональной подготовки учителей-филологов в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIZATION FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS, PHILOLOGISTS (RETROSPECTIVE ANALYSIS)

This paper analyzes the features of Ukrainian educational tradition. On the basis of educational traditions in the retrospective aspect of the author developed a periodization of formation of professional competence of teachers, philologists, which includes 4 stages: IX–XIII centuries. – The period of Kiev Rus; XIV–XVIII Art. – The period of education; nineteenth and twentieth centuries. – During the formation of the national education system and pedagogy; XXI century. – Period of the training of teachers, philologists in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ)»

trinitas.ru

5. Зыкин, Д. Нужны ли России иммигранты? // www. contr-tv.ru

6. Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 26 апреля 2007 г. // archive.kremlin.ru

7. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539с.

8. Путин, В.В. Россия: национальный вопрос / В.В.

Путин // Независимая газета, №7 от 23.01.12. М.,2012.

- 12 с.

9. Солдатова, Г.У. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии / Г.У. Солдатова, В.М. Макарчук. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.

10. Солдатова, Г.У. Разные, но равные: большие психологические игры / Г.У. Солдатова. - М.: МГУ, 2004. - 333с.

11. Чалдини, Дж. Психология влияния / Дж. Чалдини.

- СПб.: Питер. Серия «Мастера психологии», 2006. - 288 с. С.170.

PEDAGOGICAL EFFICIENCY OF XENOPHOBIA OVERCOMING IN THE YOUTH SPHERE

© 2013

L.A. Apanasyuk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of «Theory and Methods of Teaching of Foreign Languages and Cultures», Candidate for Doctoral Degree of Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The article presents some pedagogical factors overcoming xenophobia phenomenon in the youth sphere.

Keywords: xenophobia phenomenon, xenophobia overcoming, the youth sphere, cross-cultural interaction.

УДК 378

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ФИЛОЛОГОВ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ)

© 2013

В.А. Коваль, доктор педагогических наук, профессор кафедры украинского языка

и методики его обучения

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье проанализировано особенности украинской просветительской традиции. На основе образовательных традиций в ретроспективном аспекте автором разработана собственная периодизация становления профессиональной компетентности учителей-филологов, которая включает 4 этапа: IX-XIII вв. - период Киевской Руси; XIV-XVIII в. - период просвещения; Х1Х-ХХ вв. - период формирования национальной системы образования и педагогической науки; XXI в. - период становления профессиональной подготовки учителей-филологов в Украине.

Ключевые слова: образовательное пространство, профессиональное становление, украинская просветительская традиция, учитель словесности, филолог, мастер грамоты, педагогическое образование.

Процесс глобальных изменений в современном образовательном пространстве связан со сложным и противоречивым движением реформ, потерей нравственных ориентиров, падением престижа профессии учителя. Актуальны сегодня слова Г. Сковороды: «Лишь тот Учитель, кто живет так, как учит» [1, с. 25]. Осознавая значимость культурного и исторического смысла профессии, научно-педагогическое сообщество ведет активный поиск оптимальных условий, которые способствовали бы достижению нового качества профессионального становления педагога.

Цель статьи - проанализировать особенности украинской просветительской традиции, раскрыть сущность и выделить периоды становления профессиональной компетентности учителей-филологов.

Раскрывая профессиональные качества учителя родного языка, используем различные номинации «первоучитель» - учитель родного языка - учитель украинского языка - учитель словесности - словесник - филолог -учитель украинского языка и литературы - учитель-словесник, что объясняется традицией той или иной эпохи.

Развитие профессионального педагогического образования начинается в XVIII в. открытием первых государственных образовательных учреждений. Если началом становления методики преподавания украинского языка как науки считают 1844 г. - выход книги Ф. Буслаева «О преподавании отечественного языка», то истоки профессионального портрета учителя-словесника достигают времен Киевской Руси.

А. Джуринский указывает на то, что исторически именно языковая общность была «объединяющей силой славянских народов. Обучение языку было одним из главных способов осознания этнического единства славянского средневекового мира. Проявлением такой

общности стало создание в ^1-1Х вв. новой письменной речи - славянской» [2, с. 131].

Роль первых учителей словесности в славянском образовательном пространстве принадлежит братьям Кириллу и Мефодию. «Важную роль относительно особенностей славянского, в том числе древнерусского образования, сыграло использование и для богослужений, и для литературы, и для обучения единому старославянскому языку» [2, с. 131].

Письменность на Руси берет свое начало от языческого периода. В это время наблюдалась тенденция как индивидуального, так и группового обучения грамоте. Групповое обучение - первооснова появления школ, возникших в результате изобретения буквенно-звуковой системы письма. Первые школы до принятия христианства были двух типов: языческие и христианские.

Введение христианства способствовало развитию образования и школ на Руси и приобщило ее к античной науке и культуре, сблизило со многими европейскими странами.

Первыми учителями родного языка на Руси были мастера грамоты, которые обучали чтению, письму и счету детей всех сословий, руководствуясь, как сказано в летописи, методами «учит не яростию, не жестокостию, не во гневе, но многообразно страхом любовным обычаев, сладким наставлениям и ласковым рассуждением» [2, с. 136].

Немало идей позаимствовало отечественное педагогическое образование у Киевской Руси, ведь в монастырях и школах грамоты использовались такие приемы работы, как беседа, чтение и комментирование текста, показ конкретных действий. Учитывая эти особенности, были заложены основы важнейших принципов украинской педагогической мысли - принципов историзма и

народности.

Оживление просветительской деятельности в украинском государстве обусловило возникновение разных направлений книжного учения. Если мастера грамоты использовали натаскивание, заучивание текстов божественного писания без знания грамоты, то образованное духовенство выступало за «осмысленную» грамоту.

Проникновение западной культуры и образования и распространение невежества в государстве требовали приглашение в Киевскую Русь иностранных учителей. Педагогический опыт Украины, Белоруссии, Польши, в частности идеи Яна Амоса Коменского, постепенно становятся достоянием и украинского образования.

Никто до Яна Амоса Коменского так высоко ни преподносил профессию учителя. Великий педагог называет ее «самой почетной под солнцем» [3]. Я. Коменский выдвинул к личности педагога ряд требований: трудолюбие, добродетель, наполненность жизнью, деятельность и чуткость, настойчивость, религиозность, любовь к ученикам, стремление обогащать свои знания и опыт, честность, умение пробуждать интерес к знаниям. Наставник для воспитанников должен быть живой библиотекой. «Малосведущий учитель - облако без дождя, лампа без света, источник без воды, тело без души» [4].

В эпоху просвещения, как и во времена Киевской Руси, грамота является основой обучения, но теперь родной язык выступает предметом изучения. Идеальный учитель-филолог является носителем высших добродетелей, проводником нравственных ценностей, в совершенстве владеет методикой преподавания, всячески способствуя развитию учащихся.

Всестороннее развитие личности как основа воспитания - идея, воплощенная в произведениях просветителей XVIII в.: Ф. Прокоповича, Г. Сковороды, Т. Шевченко, А. Духновича, Л. Глебова, П. Грабовского, М. Коцюбинского, С. Васильченко и др., - цель украинской педагогики. Так, Г. Сковорода настаивал, чтобы обучение в школах осуществлялось только на родном языке, а главную роль в образовательном процессе отвёл учителям. Народные учителя достигали успеха в работе за счет идеи «сродности», то есть работа по призванию. Будущий педагог должен любить, обладать глубокими знаниями, постоянно повышать свой профессиональный уровень. Чтобы достичь этого, следует в первую очередь «долго самому учиться, если хочешь учить других» [1, с. 122], ибо «кто думает о науке, любит ее, а кто любит, тот никогда не перестает учиться [1, с. 221].

Особое значение придавал учителю А. Духнович [5]. Учителей он считал просветителями, деятельность которых способствует благотворительности. А. Духнович рассматривал такие дидактические проблемы, как индивидуализация учебного процесса, межпредметные связи, повторение и закрепление знаний, самообразование и т.п. В работе «Народная педагогия в пользу училищ и учителей сельского» он описал принципы обучения: доступность, прочность, наглядность, самостоятельность, активность, единство обучения и воспитания, которые и сегодня повседневно используют компетентные учителя-филологи.

В педагогике XIX века «Формируется национальная секуляризованная система образования, педагогическая мысль. Царизм способствовал прогрессу в образовании, осуществляя подготовку научно-технических специалистов и одновременно пытаясь избежать светского гражданского мышления, вольнодумства» [2].

Важную роль в научно-педагогической мысли сыграл М. Сумцов, разработавший общие положения концепции национальной школы, согласно которым обучение в школах проводилось только на родном языке. Ученый выделял в учебном процессе образовательную (обеспечение системы научных знаний), воспитательную (наука в сочетании с высоким уровнем преподавания становится одной из основных форм воспитательного воздействия на личность) и развивающую (развитие 16

«научного мышления») функции [6].

Продолжателем идей В. Сумцова стал Б. Гринченко, который подчеркивал, что педагог является основой для обучения и воспитания, поэтому он должен соответствовать следующим требованиям - быть высокообразованным, высоконравственным, в совершенстве знать свое дело, добросовестно выполнять учительский долг, быть справедливым, последовательным и целенаправленным в действиях [7].

В конце XIX - начале ХХ в. понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения. Учителями школ работали дьяки, пономари, отставные солдаты.

Выдающийся украинский ученый, деятель культуры М. Драгоманов отмечал, что «надо, чтобы науку нашему народу давали в его стране на его языке, потому что в чужой приобретать ему науку трудно, тогда и чужая наука станет народу своя» [8, с. 397]. Особое внимание в своих трудах уделял профессионализму учителя, задача которого не только дать определенные знания, но и развивать и формировать личность.

Конец XIX - начало ХХ века характеризуется появлением первых работ по методике обучения украинскому языку в школе. Так, в «Украинском буквари для науки чтения и письма» (1888) Б. Гринченко подаются советы по обучению детей грамоте, среди которых автор выделяет прием произношения слов, предлагает сначала изучать звуки, а потом уже буквы. В целом содержание пособия свидетельствует о попытке сделать его доступным для учащихся, поэтому в нем терминологическая лексика почти не употребляется.

Процесс внедрения методической лексики в украинской школе 1917-1920 гг. проходил в сложных условиях развития национальной системы образования. Остро стоят вопросы издания школьных программ и учебников по украинскому языку, профессиональной подготовки учителей и разработки устойчивой профессиональной терминологии, в частности лингводидакти-ческой, которая была бы понятна как преподавателям школ, учреждений педагогического образования, так и их слушателям.

С провозглашением IV Универсалом независимости Украины Центральный Совет принял Закон о государственном языке, в котором впервые украинский язык считается государственным. В проекте Конституции Украинской Народной Республики украинскому языку также предоставлялся статус государственного. В это время открываются первые украинские гимназии с украинским языком обучения - гимназии в Киеве им. Т. Г. Шевченка и Кирилло-Мефодиевского общества.

Февральский пленум ЦК КП (б) У (1925) поддержал курс на украинизацию. В 1930 г. русскоязычные образовательные учреждения приняли практически всех детей-украинцев (97,4%); создавались украинские учебники, программы по родному языку и литературе, методики обучения украинскому языку и литературе. Однако, украинский язык, как и украинское языкознание, находились под строгим партийным контролем, проводилась русификация.

Несмотря на то, что лингводидактическая терминология 20-30-х годов не была совершенной, в этот период начинается активное ее становления. Возникают новые понятия и термины, употребляемые в школьных программах, учебно-методических пособиях, учебниках, статьях и т.п. Авторы учебно-методического обеспечения (А. Курило, И. Огиенко, С. Русова, С. Чавдаров) и другие начинают употреблять новые лингводидак-тические термины: наблюдение над языком, самостоятельная работа, звуковка (метод обучения грамоте), чистописание (правописание), метод обучения грамоте, комплексный подход к изучению языка, орфографические навыки, стилистические навыки, свободный дик-Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3

тант, навыки речевых актов (коммуникативные умения), письменные навыки, коллективное и групповое обучение языку. Некоторые из этих терминов были заимствованы из русской лингводидактики, с общей педагогики, другие - образовались на украиноязычной основе.

Весомый вклад в развитие украинской лингводи-дактической лексики сделал И. Огиенко. Он определил принципы обучения в школе, обосновал соблюдение учителями межпредметных связей, и одним из первых использовал термины: межпредметные связи, дифференциация обучения, развитие мышления, анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д. Особую роль И. Огиенко отводил личности учителя, как проводнику национальных идей, национальной культуры, национального мировоззрения, и подчеркивал, что «каждый учитель должен в совершенстве знать Науку о родноязычных обязанностях», «воспитывать у своих учеников любовь, уважение и интерес к родному языку, а это приведет их к более глубокому ее изучению» [9, с. 43]. Педагог требовал от учителей, чтобы на их уроках «царила чистая литературная речь», «потому что мало сделает сам учитель родного языка, если его не поддержат и учителя других предметов» [9, с. 44]. По словам ученого, на учителя возлагается особая ответственность как в деле сохранения родного языка, так и в воспитании преданных народу, нации граждан. Каждый филолог должен прежде глубоко овладеть родным литературным языком, подробно знать науку о родноязычных обязанностях, своим поведением и образом жизни влиять на учащихся и окружение. Идеи выдающегося просветителя образуют почву, на которой формируются современные теории национального образования и воспитания, концепции подготовки нового поколения педагогов, формирование их профессиональной компетентности.

Активно исследуются в настоящее время вопрос методов, приемов и средств обучения языку. С. Русова разделяет методы на традиционные и новые, выделяя: метод индукции, метод синтеза, эвристический и генетический методы, метод игры, «урок-изложение» и др. Кроме того, исследовательницей описано современный принцип последовательности и перспективности обучения: «...Первое педагогическое дидактическое правило: всегда новое давать в связи со старым, нужно быть осторожным, потому что есть риск, что старое - плохо осознанное» [10, с. 84].

Об учителе С. Русова писала: «Это должно быть чрезвычайной нравственной красоты человек, непосредственно своими убеждениями, всем своим поведением должен влиять на своих учеников ... Учитель должен быть не каким-то ремесленником, а апостолом правды и науки, который имеет перед собой не только материальную награду за труд, а большое гуманное задание» [10, с. 85]. Главная задача педагога в учебно-воспитательном процессе - «пробуждение интереса к науке, к правде, добру и красоте, координация движений для лучшего выполнения всяких умелости» [10, с. 85].

Авторы методических пособий 20-30-х годов (А. Машкин, И. Огиенко, С. Русова и др.). Рассматривали преимущественно вопросы ликвидации неграмотности населения, усвоения грамматики, формирование орфографической и пунктуационной грамотности, развития речи учащихся, методов и приемов обучения. Преподавание всех школьных и вузовских дисциплин на украинском языке, создание и издание учебной литературы для школ разных типов обусловило необходимость создания украиноязычной терминологической лексики. Критикуя в «Методике обучения родному языку» (1930) комплексный подход к изучению языка в школе, А. Машкин разрабатывает методику изучения грамматики, стилистики, развития речи учащихся и использует термины: грамматические правила, грамматические упражнения, методы обучения языку, плян (план), тезис, павза (пауза), конспект, протокол, орфографические, стилистические навыки, систематическое

и эпизодическое обучения языку, общеобразовательный минимум по украинскому языку, умения и навыки, синтаксическое мышление (умение правильно строить синтаксические единицы), речевые акты, орфографические огрехи и ошибки, типичная ошибка, орфография, стержни рабочего пляну по украинскому языку - грамматико-орфографический и стилистический, горизонтальный и вертикальный перекротии (принципы построения) комплексов по языку, иллюстративный материал (наглядность) и другие.

В 40-60-х годах теоретические основы линг-водидактической науки продолжают разрабатывать В. Масальский, Н. Тищенко, С. Чавдаров, И. Чередниченко и др. Исследуются проблемы типологии уроков по украинскому языку, методов и приемов изучения языка, вопросы теории и практики развития речи, использование наглядности и т.д. Так, С. Чавдаров в своих трудах обосновал систему дидактических принципов: научность, связь теории с практикой, систематичность, осознание усвоенных знаний, наглядность, прочность знаний, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. От личности учителя педагог требует прежде всего знать свой предмет: «Существенной особенностью обучения является то, что познание действительности учащимися происходит под организованным руководством педагога, который уже имеет определенный багаж знаний» [11, с. 12].

В 60-80-е годы лингводидактика продолжает развиваться: разрабатывается теория развития речи, исследуются вопросы параллельного преподавания русского и украинского языков, формирования грамматических понятий, осуществляется работа по повышению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Так, в работах А. Беляева, И. Выхованца, В. Мельничайко, М. Пентилюк, И. Синицы исследуются проблемы развития устной и письменной речи, определяются факторы формирования речевых умений, пути выработки стилистических умений и навыков учащихся; вводятся термины: текстотворческие умения и навыки учащихся, творческий перевод, изложение-перевод, творческий диктант, типы речи, активный словарь ученика, выборочный перевод, подробное изложение, лингвистический анализ текста, краткое изложение, классификация произведений, сочинения-миниатюры и т.д.

Понимание высокого призвания учителя родного языка, его роли в воспитании молодого поколения представлено в педагогическом наследии В. Сухомлинского, который подчеркивал: «Школа - это, прежде всего, учитель. Личность учителя - краеугольный камень воспитания» [12, с. 158]. Он видел в учителе мастера, творческого, неординарного, духовно богатого человека, способного «выражать себя как личность, раскрывать свой внутренний мир перед людьми» [12, с. 159].

Высоко ценил роль учителя известный деятель отечественной культуры К. Ушинский, который считал, что подготовка кадров для школы является решающим фактором улучшения учебно-воспитательного дела. Он утверждал, что народным учителем может быть только человек, близкий к народу, тесно связан с ним, который знает народный язык, живет народными интересами. Учитель должен быть высокообразованным человеком с энциклопедическими знаниями, любить свою профессию, быть всегда заинтересованным в совершенствовании своего мастерства, владеть педагогическим тактом [13].

Плодотворным периодом в развитии методики преподавания украинского языка стал конец XX - нач. XXI в. Реформа школьного образования, инновационные процессы, охватившие общеобразовательную и высшую школу, способствовали введению новых линг-водидактических понятий и терминов. Методическая теория обогащается идеями совершенствования содержания, методов и приемов обучения, разных форм деятельности, видов упражнений, переводов, диктантов и т. д.

Проводится работа по совершенствованию школьных программ, создаются учебники для общеобразовательных школ нового типа.

Именно непрерывное языковое образование, начиная с материнской (семейной) школы и заканчивая профессиональным образованием в высшей школе, ориентированное на формирование национально-языковой личности, обеспечит расширение функций государственного языка, создание украиноязычной среды во всех сферах жизни и общественной деятельности.

На основе образовательных традиций в ретроспективном аспекте разработана собственная периодизация становления профессиональной компетентности учителей-филологов, которая включает 4 этапа:

- I этап - IX-XIII вв. - Период Киевской Руси: мастера грамоты учили детей читать, писать, считать. С принятием христианства учительство получило государственное значение. В монастырях и школах, обучая грамоте, учитель использовал приемы чтения и комментирования текста, беседы, показ конкретных действий, комментирование и т.д.

- II этап - XIV-XVIII ст. - Период просвещения: активизация просветительской деятельности. Создается сеть государственных общеобразовательных школ и коллегиумов разных типов. Важно отметить, что украинский язык в этот период не был предметом изучения в школе. Актуальными становятся новые требования к личности учителя: добродетель, деятельность, любовь к ученикам, настойчивость, стремление обогащать свои знания, опыт, владение методикой преподавания и др.

- III этап - XIX-XX вв. - Период формирования национальной системы образования и педагогической науки: распространение идеи всестороннего развития личности, которой можно достичь только при условии обучения на родном языке. Главная роль в образовательном процессе отводится учителю. Среди профессиональных качеств, которыми должен обладать педагог, выделяют: правильные и достаточные знания по конкретному предмету, легкость и ясность способа изложения, использование эффективных и конкретных методов и средств обучения (категорическое отрицание неосознанного запоминания), самообразование, саморазвитие, педагогический такт и такое др.

- IV этап - XXI век. - Период становления профессиональной подготовки учителей-филологов в Украине: на современном этапе развития образования от личности педагога требуют знаний для профессиональной деятельности, творческого подхода к профессиональной деятельности, тактичности, эмоциональной уравновешенности, особенности, самостоятельности. Внимание ученых впервые сосредотачивается на специфике ком-петентностного подхода.

В тоже время дальнейшего исследования требует вопрос определения педагогических условий становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сковорода Г. Повне зiбрання творiв: в 2 т. / Григорш Сковорода. - К. : Дншро, 1973. - Т. 1. - 531 с., Т. 2. - 574 с.

2. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли : учебн. для вузов / Александр Наумович Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 400 с.

3. Педагогическое наследие / Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г.; сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

4. Основш проблеми розвитку европейського шкшьництва та педагопчно! думки [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.horting.org.ua/ node/1440.

5. Духнович О. В. Народная педагогия в пользу училищ й учителей сельских / Олександр Васильович Духнович // Хрестомат з юторп вичизняно! педагопки / за заг. ред. С. А. Литвинова. - К. : Рад. школа, 1961. - С. 516-534.

6. Сумцов М. Ф. // Шудря £. Дослвдники народного мистецтва : бiобiблiографiчнi нариси / £. Шудря ; за ред. М. Сел1вачова. - К.: АНТ, 2008. - С. 13-16.

7. Гршченко Б. Укра1нська граматка до науки читан-ня й писання / Борис Гршченко. - К., 1907. - 64 с.

8. Драгоманов М. П. Лггературно-публщистичш пращ : в 2 т. / Михайло Петрович Драгоманов. - К. : Наукова думка, 1973. - Т. 2. - 595 с.

9. Опенко I. I. Наука про рщномовш обов'язки : рщномовний катехизис для вчителiв, робггаишв пера, духовенства, адвокалв, учшв i широкого громадянства. - Факс. вид. - К. : Обереги, 1994. - 72 с.

10. Руссова С. Нацюнальна школа // Вибраш педагопчш твори : в 2 кн. / Софiя Русова. - К. : Либщь, 1997. - Кн. 1 / за ред. £. I. Коваленко ; упор., передм., прим. £. I. Коваленко, I. М. Пшчук. - С. 83-85.

11. Чавдаров С. Х. Методика викладання украшсько! мови в середнш школi / С. Х. Чавдаров; за ред. В. I. Масальського. - К.: Рад. школа, 1962. - 372 с.

12. Сухомлинський В. О. Як виховувати справжню людину / Василь Олександрович Сухомлинський // Вибраш твори: в 5 т. - К.: Рад. школа, 1977. - Т. 2. - С. 158-199.

13. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. / К. Д. Ушинский ; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - Кн. 1. Проблемы педагогики. - 640 с.

PERIODIZATION FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS, PHILOLOGISTS (RETROSPECTIVE ANALYSIS)

© 2013

V. A. Koval, Ed.D, professor of Ukrainian Language and Methods of teaching

Uman State Pedagogical University named after Paul Tychiny, Uman (Ukraine)

Annotation: This paper analyzes the features of Ukrainian educational tradition. On the basis of educational traditions in the retrospective aspect of the author developed a periodization of formation of professional competence of teachers, philologists, which includes 4 stages: IX-XIII centuries. - The period of Kiev Rus; XIV-XVIII Art. - The period of education; nineteenth and twentieth centuries. - During the formation of the national education system and pedagogy; XXI century. -Period of the training of teachers, philologists in Ukraine.

Keywords: educational space, professional development, education Ukrainian tradition, literature teacher, scholar, master diplomas, teacher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.