УДК 37.017:172.15
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ
© 2014
С. И. Терпелюк, старший преподаватель кафедры филологии и методики начального образования
педагогического института
Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)
Аннотация: В статье рассматриваются концептуальные основы анализа понятий «патриотизм»; актуализируется проблема раскрытия содержания этого понятия в процессе формирования патриотических ценностей у студенческой молодежи; раскрываются основные факторы формирования патриотических ценностей у будущих учителей начальной школы средствами литературы в условиях учебно-воспитательной деятельности высшего ученого заведения, где определяющим принципом выступает формирование ценностного отношения молодежи к окружающей действительности.
Ключевые слова: патриотизм, патриотические ценности, учебно-воспитательная деятельность вуза, моральные качества, мотивы поведения, саморазвитие личности.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Украинское общество сегодня переживает сложное время. Гражданское сознание части украинцев характеризуется эгоизмом, индивидуализмом, цинизмом, немотивированной агрессивностью, неуважением к украинскому государству и его истории, что является испокон веков не приемлемым украинскому народу. Наблюдается снижение воспитательного влияния на личность культуры, искусства и образования, как важных факторов формирования патриотизма, которые несколько десятилетий назад были определяющими в учебно-воспитательном процессе образовательных и других учреждений. Возникла насущная потребность в создании новой системы патриотического воспитания молодежи и определение переосмысленного понятия «патриотическое воспитание», воссоздание общечеловеческих качеств гражданина Украины, восстановления духовно-нравственных ценностей. Настоящее требует новых подходов в формировании ценностных ориентаций, ценностных идеалов, ценностного мировоззрения молодого человека, который будет жить и работать в XXI веке в Украине - независимой европейской стране, где целевые и ценностные ориентации соединят творчество, новые оригинальные идеи с народными традициями и культурой.
Актуальность исследования определяется противоречиями между: потребностями общества и практикой современного воспитания; педагогическими стереотипами светской науки и православной системой воспитания (в том числе патриотического), негативными воздействиями массовой культуры на молодежное сознание и отсутствие эффективных механизмов противодействия его деструктивным последствиям; а также недостаточностью современных педагогических исследований проблемы формирования патриотических ценностей у будущих учителей как духовно-нравственного качества личности; недостаточным использованием воспитательного потенциала литературы в педагогическом процессе высшей школы, недостаточной разработанностью современной теории патриотического воспитания в Украине, неопределенностью путей формирования патриотических ценностей будущей интеллектуальной элиты. В этих условиях важным является создание новой системы патриотического воспитания.
Идея формирования ценностей нового общества воплощена в законах Украины «Об образовании» (1991), «О высшем образовании» (2002), Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века») (1993), Национальной доктрине развития образования (2002), Концепции национального воспитания студенческой молодежи (2009) и других государственных документах и научно-методических материалах.
Так, в Национальной доктрине развития образования указано, что главной целью украинской системы образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности как гражданина Украины,
формирования поколения, способного создавать и развивать ценности гражданского общества. Поэтому одним из приоритетных направлений развития образования является формирование ценностей у будущих специалистов [1].
Анализ последних исследований и публикаций. Проблема воспитания патриотизма молодежи, в частности формирование патриотических ценностей, была предметом исследования многих наук гуманитарной области.
Исторические корни проблемы патриотических ценностей личности рассматриваются через педагогические взгляды Я. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. Дистервега, К. Ушинского, И. Огиенко,
A. Духновича, Г. Ващенко, С. Русовой, А. Макаренко,
B. Сухомлинского; взаимосвязь патриотического, гражданского и национального воспитания освещены в трудах В. Гонского, М. Качура, А. Коркишко, И. Мартынюка, В. Паплужного, Ю. Рымаренко, О. Сухомлинской, Г. Шевченко и др.; национально- патриотическое воспитание на традициях украинского народа рассматривали
A. Вишневский, А. Гевко, М. Стельмахович, М. Щербань и др.; развитие теории и практики воспитания, в том числе национального и патриотического, на основе православной морали исследовано в работах М. Евтух,
B. Зеньковского, Т. Тхоржевского, К. Ушинского; писатели, историки, философы и литературоведы Н. Бердяев, М. Грушевский, С. Ефремов, Г. Сковорода, И. Франко, Д. Чижевский определяли основные составляющие патриотического воспитания сознательного украинца; методисты Т. Бугайко, В. Водовозов, В. Острогорский, В. Стоюнин, М. Рыбникова разрабатывали пути формирования патриотических чувств, убеждений средствами художественного слова; психологические основы патриотического воспитания исследовали Б. Ананьев, П. Блонский, Л. Выготский, Г. Костюк, А. Леонтьев, А. Петровский, И. Синица, П. Якобсон. В современной педагогической науке отдельные аспекты патриотического воспитания разрабатывают А. Бандура, Н. Волошина, А. Капская, В. Неделько, Е. Пасечник, Б. Степанишин и др.
Ученых, исследовавших проблему патриотизма, объединяет общее утверждение, что украинский патриотизм - это явление, отражающее ценностные аспекты в истории развития украинского общества, его государства. Украинский патриотизм определяет закономерность длительного исторического развития украинской нации, способствует процессу национально-государственного созидания, направленного на развитие демократического, гражданского общества, формирования гражданина нового времени, целенаправленной личности, способной переосмыслить страницы прошлого и воспитать в себе качества патриота.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является анализ различных подходов к определению основных факторов по формированию у
будущих учителей начальных классов патриотических ценностей.
Термин «патриотизм» уже исследовался в научной литературе. Это понятие изучалось многими учеными из разных отраслей: философами, психологами, социологами, педагогами. Философы определяют эту дефиницию как моральный и политический принцип, содержание которого включает любовь к отчизне, гордость за ее прошлое и настоящее, преданность интересам родины и стремлением ее защищать [2].
«Большой толковый словарь украинского языка» дает следующее определение «...патриотизм - это любовь к Родине, любовь к своему народу» [3].
Современная «Энциклопедия образования» трактует понятие «патриотизм» как общественный моральный принцип деятельного отношения к своему народу...»[4].
Педагогический словарь под редакцией М. Ярмаченко «патриотизм» определяет как «общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенных действиях и сложном комплексе общественных чувств, обычно называется любовью к родине» [5].
В исследовании К. Черной находим такое толкование категории «патриотизм»: «...важнейшая ценностная основа любого общества и является существенным внутренним мотивом для саморазвития и раскрытия всех потенциальных возможностей каждого человека в моральной, экономической и социально-политической сферах жизни общества» [6].
Ученые И. Бех, К. Черная выделяют такие составляющие патриотизма: действенность, любовь и верность Родине, в ее лучшее будущее, гражданское мужество, патриотическое сознание, гражданская ответственность, гражданский долг, этническая самоотверженность, национальное сознание, родной язык, законопослушность, гуманное отношение к другим народам [7; 8].
Анализируя выше сказанное, можно утверждать, что очерченное понятие многомерное, является духовно-моральным качеством личности и базируется на системе знаний, убеждений, активной деятельности и определяется отношением человека к себе, своему роду и народу, своему краю, Родине, готовностью к действенному участию в ее защите, приумножении ее богатств и т.п.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одним из показателей духовно-нравственного развития личности является воспитание патриотических взглядов и убеждений, отношение к своей стране, ее духовным и культурным ценностям, к соотечественникам. Изменения, которые произошли в общественном сознании в связи с событиями, происходящими в Украине, неопределенность и противоречивость в вопросах государственно-идеологической доктрины привели к тому, что наше общество фактически лишилось ценностных ориентиров, противоречивыми стали его духовные и нравственные идеалы.
Учитывая сказанное, становится очевидной необходимость создать новую систему ценностей, которая бы служила ориентиром в воспитании молодого поколения.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в учреждениях образования всех типов и видов; массовую патриотическую работу, которая организуется и осуществляется государственными структурами, общественными организациями и движениями; деятельность средств массовой информации, научных, творческих союзов, направленных на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Эта система предусматривает формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий учебно-воспитательной деятельности
на всех уровнях и включает комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и национального сознания молодого поколения.
Закономерно, что это ответственная задача возлагается государством, прежде всего, на учителя: главное внимание должно быть сосредоточено на подготовке нового поколения педагогов, повышении их общей культуры, профессиональной квалификации и социального статуса до уровня, который соответствует их роли в обществе.
В условиях распространения новейших электронных средств массовой коммуникации уменьшается интерес молодежи к чтению литературы, к изучению образцов украинского культурного наследия, и, как результат, современный молодой человек недостаточно владеет словом родного языка, не знает свои истоков, не способен оценить достояние национальной культуры, а значит, и сохранить их.
Сущность концепций воспитания состоит в рациональном и системном подборе базовых компонентов - цели, содержания, принципов, средств и форм. Такое представление о воспитательной системе ориентируется на отражение связи ценностно-целевого компонента системы с содержанием, основными направлениями ее деятельности, организационными формами, содержанием взаимодействия со средой и оперативным управлением состоянием системы [10].
Эффективным путем воспитания духовно-нравственных качеств личности, к которым относится и формирование патриотических ценностей у будущих учителей начальных классов, является использование в учебно-воспитательном процессе средств литературы. Национальные и общечеловеческие ценности, воспроизведены в украинской литературе, помогают формированию духовно богатой личности, гражданина-патриота, который обладает высокими этическими и нравственными принципами, уважает прошлое, заботится о будущем своего народа, Украины.
Литература является первоосновой духовного и социального развития общества. Она призвана воспитывать у студенческой молодежи любовь к родному краю, уважение к истории и традициям своего народа, осознание своей гражданской позиции. Формирование патриотических ценностей у будущих учителей средствами литературы должно стать основой патриотического воспитания студентов, их гражданского возмужания, высокой нравственности и национального сознания.
Основой действенности литературы является ее национально- эстетическая направленность и на сознание, и на подсознание личности. Литература как действенный компонент национального воспитания через эстетическое и мировоззренческое переживание произведений способствует национальному самоопределению личности, формированию ее национального сознания, влияет на создание духовных ценностей, усиливает интерес к обычаям и обрядам украинского народа, его языка, помогает осознать его самобытность. Углубление читателя в содержание произведений литературы, их осмысление, формирует духовно богатую личность, поскольку художественные образы произведения выступают носителями национальных, духовных ценностей. Результатом формирования патриотических ценностей должна быть сформирована личность - способна чувствовать свою сопричастность к украинской национальной культуре, которая идентифицирует себя с украинской нацией и реализует свои потенциальные возможности на благо Украины.
Процесс формирования патриотических ценностей у будущих учителей начальных классов средствами литературы обусловлен следующими факторами:
- направление содержания учебно-воспитательного процесса на приобщение студентов высших учебных заведений к духовным ценностям украинского народа, используя современные методы национального воспита-
ния и традиции этнопедагогики;
- обеспечение целенаправленного и систематического воздействия средств литературы на формирование интеллектуального, эмоционально-ценностного, патриотического компонентов гражданского самосознания студентов;
- углубление у студентов интереса к литературе, как носителя национальных ценностей, традиций, обычаев, духовных достижений украинского народа;
- обеспечение преемственности учебно-воспитательной работы в аудиторное и внеаудиторное время, направление возможностей студентов на детальное изучение литературы.
Литература, обладая действенным воспитательным потенциалом, аккумулирует и обогащает педагогический опыт народа, формирует духовно -нравственные качества и ценностные ориентации личности, утверждает принципы морали, учит сохранению ценностей нации и является неотъемлемой составляющей духовной жизни общества.
Средством литературы молодое поколение имеет возможность ознакомиться с духовной культурой своего народа, проникнуться национальной идеей, осознать себя в неразрывной связи с исторической судьбой своего народа, тем самым осознать свою национальную принадлежность, почувствовать себя причастным к национальной общности великого украинского народа.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Изучение предыдущих исследований по обозначенной проблеме дает возможность украинским исследователям вслед за А. Вишневским выделить следующие составляющие патриотизма: любовь к Родине, своему народу, готовность встать на ее защиту, знание языка и истории, сохранение достижений национальной культуры, уважения и подражания народным традициям. Это подтверждают исследования И. Беха и К. Черной, где выделяются геоцентрический, социоцентрический и антропоцентрический подходы к формированию патриотизма; ученые предпочитают антропоцентрический подход, который наиболее соотнесен с субъектом - личностью, как носителем патриотизма в социуме, а целью патриотического
воспитания считают становление гражданина - патриота Украины.
Итак, готовя высококвалифицированного специалиста, учителя начального образования, учебно-воспитательный процесс в высшей школе необходимо строить так, чтобы сформировать у студенческой молодежи осознания личной причастности к судьбе Родины, ее защиты, развития, приумножения ее богатств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепщя нацюнально-патрютичного виховання молод1 [Електронний ресурс] : Режим доступу: http:// petschool.at.ua/publ/vchitelju/ koncepcija_nacionalno_ patriotichnogo_vikhovannja_molodi/6-1-0-54
2. Фшософський словник /За ред. В.1.Шинкарука. 2. вид. I доп. К.: Голов. ред. УРЕ, 1986. 800 с.
3. Великий тлумачний словник сучасно! укрансько! мови (з дод. i допов.) / Уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел. К.: 1ршнь, 2005. 1728 с.
4. Енциклопедгя освгги / АПН Укра!ни; голов. ред. В. Г. Кремень; [заст. голов. ред. О. Я. Савченко, В. П. Андрущенко; ввдп. наук. секр. С. О. Сисоева]. К.: Юршком 1нтер, 2008. 1040 с.
5. Педагопчний словник / за ред. М. Д. Ярмаченко. К.: Пед. думка, 2001. 514 с.
6. Чорна К. I. Теоретичш i методичш засади оргашзацп мед1аосвгга. Науков1 записки. Сер1я: Педагопка. 2013. № 3. 62 с.
7. Бех I. Д. Цшносп як ядро особистосп // Цшносп освгга i виховання: Наук.-метод. зб. / За ред. О. В. Сухомлинсько!. К.: 1997. С. 8-11.
8. Чорна К. Громадянське виховання - нагальна потреба Укра!ни // Освгга Укра!ни. 2000. 20 грудня. С. 5.
9. Грунина С.О. Аксиологические и структурные подходы к моделированию воспитательной системы педагогического вуза / Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета № 2 (5), 2011. с. 73-76.
10. Вишневський О. Сучасне укра!нське виховання: педагопчш нариси. Льв1в.: 1996. 238 с.
11. Бех I. Д. Нацюнальна щея в становленш громадянина-патрюта Укра!ни: (програмно-виховний контекст). К.: 2008. 40 с.
BASIC FACTORS FORMATION IN THE FUTURE TEACHER ELEMENTARY SCHOOL, PATRIOT VALUES THROUGH LITERATURE
© 2014
S. I. Terpelyk, senior lecturer, department of philology and methods of primary education pedagogical institute
Eastern European national university named after Lesya Ukrainka, Lutsk (Ukraine)
Annotation: The article examines conceptual bases of analysis of concepts «patriotism», activation the problem of opening of maintenance of this concept in the process of forming of patriotic values for student young, exposes the basic factors of forming of patriotic values for the future teachers of initial classes by means of literature in the conditions of educational activity, where forming of the valued relation of young comes forward determining principle to surrounding reality Keywords: patriot, patriotism, values, patriot values, patriot education, civic education youth conception.