Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции у специалистов, владеющих английским языком'

Формирование профессиональной компетенции у специалистов, владеющих английским языком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ИННОВАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайджанова Комила Даврановна

Развитие каждого общества тесно связано с подготовкой квалифицированных кадров. Особенно это касается специалистов, владеющих английским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции у специалистов, владеющих английским языком»

компетентностей, которые в данный момент могут обеспечить самореализацию педагога в его профессиональной и социально-активной жизни. В настоящее время дискурсивная компетенция является одной из наиболее важной ключевой компетенцией. Н.И. Алмазова [4, с. 6] считает, что дискурсивная компетенция - это то, к чему должно стремиться современное образование в области обучения иностранным языкам. Дискурсивная компетенция студентов языкового вуза - это способность кодировать и раскодировать информацию с помощью иностранного языка в соответствии с его лексическими, грамматическими, синтаксическими нормами, а также учитывая стилистический, жанровый, социокультурный, психологический и эмоциональный факторы для достижения коммуникативной цели.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что содержание профессионально -педагогической компетентности будущего учителя включает в себя все виды компетенций, среди которых наиболее значима дискурсивная компетенция, направленная на становление студента в современных реалиях системы образования.

Список литературы

1. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

3. European Qualifications Framework, 2008.

4. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ, ВЛАДЕЮЩИХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

Сайджанова К.Д.

Сайджанова Комила Даврановна — преподаватель, кафедра языков,

Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: развитие каждого общества тесно связано с подготовкой квалифицированных кадров. Особенно это касается специалистов, владеющих английским языком. Ключевые слова: вуз, инновация, деятельность, компетенция, профессионализм.

Система вузовского образования нацелена на формирование у студентов качеств, необходимых для успешной деятельности в современных условиях. Решение данной задачи осуществляется посредством принятия комплекса мер, направленных на модернизацию образовательной политики республики. В первую очередь, это касается формирования будущих профессиональных компетенций у выпускников вузов. К примеру, авторы общеевропейского «Порогового уровня» называют лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, социальную и социокультурную компетенции наиболее востребованными в профессиональной деятельности. В программном документе по языковому образованию Совета Европы выделяются: языковая, социолингвистическая и прагматическая компетенции [1].

Исходя из этого, понятие профессиональная компетенция будущего медицинского работника определяется нами как его способность эффективно использовать свои профессиональные знания и умения, а также успешно действовать при принятии решений на основе практического опыта, познаний и навыков в рамках соответствующей профессиональной деятельности. В связи с инновациями, происходящими в системе непрерывного образования Узбекистана, возросла потребность в специалисте со сформированными отношениями к себе как к саморазвивающейся личности и своему делу как творческому и гуманному (И.А.Зимняя, Н.Г.Камилова, А.К. Маркова, Л.М. Митина).

Задача формирования данных личностных качеств у выпускников вузов становится серьезной задачей современности. Все больше исследователей связывают решение этой задачи с организацией в учреждениях высшего образования среды профессионального развития специалистов, с необходимостью моделирования особого качества профессиональной среды, адекватной новым задачам образования (Р.Х. Джураев, Х.И. Ибрагимов, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков).

Особое качество среды, которое стимулирует специалистов к инновационной деятельности, позволяет рассматривать ее как особый вид профессиональной среды - инновационной.

Социальная среда в инновационном контексте - это благоприятная профессиональная среда, подкрепляющая поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие. Мотивационная среда является основой для инновационной деятельности медиков, рефлексивная среда - это условие эффективного ведения инновационной деятельности.

В теории и практике филологической науки инновационная среда чаще рассматривается как условие совершенствования и развития будущего специалиста. Средовой подход как ключевое средство решения задач позволяет рассматривать инновационную среду в качестве средства профессионального развития будущих медиков.

Инновационная среда образовательного учреждения - это совокупность вводимых в учебное заведение новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность преподавателей. Инновационная среда есть качественное состояние профессиональной среды учреждения, имеющей очень высокий потенциал для развития. Она не всегда имеет сугубо положительные характеристики и оказывает позитивное влияние на педагогов. Инновационная среда как совокупность вводимых в образовательное учреждение новшеств может по-разному влиять на их профессиональное развитие. Чтобы влияние среды было позитивным, она должна быть специально организованной, а ее структурно-функциональная модель - включать представление о ней как об интегральном средстве достижения управленческих целей.

Инновационная среда будет иметь положительный эффект на совершенствовании профессиональной компетенции, если при ее моделировании исходить:

а) из задач формирования отношений педагогов к деятельности, обучающимся и к себе;

б) из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности.

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе дружеских отношений, хорошая обратная связь (со студентами, коллегами, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентаций, интересов, целевых установок и т.п.).

Таким образом, глобализационные процессы, происходящие в мировом сообществе, информатизация и интернационализация образования повысили статус предмета «иностранный язык», а также требования к профессиональной компетенции и качеству подготовки специалистов со знанием иностранного языка.

Значительную роль в формировании профессионально-компетентностных, конкурентоспособных специалистов играет инновационная образовательная среда.

Список литературы

1. Common European Framework, 1996.

КОМПОНЕНТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Алибекова Р.Х.

Алибекова Рано Худайбердиевна — преподаватель, кафедра языков,

Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: важнейшим инструментом познания окружающего мира и средством формирования личности является книга. Для быстрого чтения необходимо учитывать разработанные в науке стратегии.

Ключевые слова: русский язык, студент, преподаватель, вуз.

Известный педагог Ш.А. Амонашвили отмечал, что «современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования». Несмотря на появление новых средств массовой информации, основным средством обучения, инструментом познания окружающего мира, важнейшим средством формирования личности является чтение. Разнообразные знания каждый студент получает из книг, в том числе и учебных по различным дисциплинам. Настоящая литература не только учит добру, возвышает душу, но и помогает черпать из книг мудрость и силу, выполняя познавательную,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.