Научная статья на тему 'Воспитание в вузе в рамках локальной среды дисциплины «Иностранный язык / деловой Иностранный язык»'

Воспитание в вузе в рамках локальной среды дисциплины «Иностранный язык / деловой Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛОКАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СРЕДЫ / УПРАЖНЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A LOCAL ACADEMIC DISCIPLINE / PERSONAL AND SOCIALLY IMPORTANT COMPETENCIES / THE PROCESS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT MODELING / TASKS AND ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Надежда Ивановна, Алмазова Александра Борисовна

В статье рассматриваются вопросы организации образовательной среды дисциплины «Иностранный язык» с целью формирования личностных и социально-значимых компетенций у студентов неязыковых направлений обучения. Предлагаются принципы моделирования данной среды, прослеживается корреляция некоторых видов упражнений и видов деятельности с формируемыми компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова Надежда Ивановна, Алмазова Александра Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Students Personal Development by Means of Local Academic Discipline «Foreign Language / Foreign Business Language»

The focus of attention in the article is on the issues of modeling the educational environment of a local academic discipline «Foreign Language» in order to its contributing to personal development of university undergraduate students of non-linguistic major. Some principles of modeling this educational environment are suggested and the correlation between tasks and activities and the competencies to be formed are analyzed.

Текст научной работы на тему «Воспитание в вузе в рамках локальной среды дисциплины «Иностранный язык / деловой Иностранный язык»»

ПЕДАГОГИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ • LANGUAGE PEDAGOGY

УДК 81'243:81'33:81'372.881

Н. И. Алмазова, А. Б. Алмазова

Воспитание в вузе в рамках локальной среды дисциплины «Иностранный язык / Деловой иностранный язык»

В статье рассматриваются вопросы организации образовательной среды дисциплины «Иностранный язык» с целью формирования личностных и социально-значимых компетенций у студентов неязыковых направлений обучения. Предлагаются принципы моделирования данной среды, прослеживается корреляция некоторых видов упражнений и видов деятельности с формируемыми компетенциями.

Ключевые слова: воспитание, локальная образовательная среда, личностные и социально-значимые компетенции, моделирование среды, упражнения и виды деятельности

Nadezhda I. Almazova, Alexandra B. Almazova

University Students Personal Development by Means of Local Academic Discipline «Foreign Language / Foreign Business Language»

The focus of attention in the article is on the issues of modeling the educational environment of a local academic discipline «Foreign Language» in order to its contributing to personal development of university undergraduate students of non-linguistic major. Some principles of modeling this educational environment are suggested and the correlation between tasks and activities and the competencies to be formed are analyzed.

Keywords: personal development, educational environment of a local academic discipline, personal and socially important competencies, the process of educational environment modeling, tasks and activities

На современном этапе в образовании вообще и в вузовском образовании, в частности, весьма остро стоит вопрос не только о профессиональном становлении студентов, но и их личностном развитии. Исследователи говорят о многочисленных проблемах, которые характеризуют современное состояние студенчества. Это и отсутствие интереса к учебе в той форме, в какой она дана в вузе, быстрое угасание интереса к собственной специальности; ощущение глубокого чувства собственной некомпетентности при решении задач, где известен результат, но способ достижения не задан; трудности в принятии решений, самоорганизации в вопросах, касающихся учебы [1].

Исследователи также отмечают «сущностное перерождение высшей школы», замечая, что высшее образование теряет свою фундаментальность, позволяющую

сформировать у студентов целостное, системное видение картины мира. Ученые и педагоги-практики озабочены тем, что профессиональная подготовка все чаще не связана с обретением ориентиров и морали. Как результат, в жизнь выходят морально незрелые, социально безответственные, способные найти оправдание любым безнравственным поступкам люди [2, с. 3].

Все это требует рассматривать задачу подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра) как задачу воспитания человека с новым типом мышления, обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к творчеству, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном плане [2].

Как отмечают ученые, озабоченные данными проблемами, сегодня процесс возрождения воспитательной деятельности в высших учебных заведениях требует принципиально нового осмысления, новых идей, новых методов, ибо протекать он должен в новых социальных условиях, с учетом нового мироощущения и миропонимания молодежи, новых целей и задач общественного развития [3].

Анализ работ современных исследователей по проблемам вузовского образования и социализации молодежи [4; 2; 5; 6; 7; 8; 9; 10 и др.] позволяет сделать вывод о том, что проблему воспитания, социализации, развития студенческой молодежи можно и нужно решать не только с позиций администраторов и педагогов вузов, но также с позиций методистов, преподавателей-предметников, определяющих сущностную и деятельностную часть образовательной среды вуза, которая формирует профессиональное и личностное развитие студента.

Созидательный потенциал учащегося может быть актуализирован за счет создания оптимальных условий функционирования обучаемого в среде вуза; в среде факультета; в микросреде группы, в которой он обучается; в среде конкретной предметной области. Актуализирующий потенциал дисциплин, особенно дисциплин гуманитарного цикла, раскрывается за счет предложения и введения в практику преподавания инновационных технологий, ориентированных на формирование и развитие определенных компетенций человека [11], за счет отношения к студенту как равноправному партнеру, за счет актуализации личностного потенциала обучаемого.

В основе компетентностного подхода, характеризующего современный образовательный контекст лежит принцип деятельностной организации образоват-леьного процесса. Овладение способами мыслительной деятельности и способами практического использования полученной информации развивает обучаемого и ориентирует его на реализацию сформированных компетенций в профессиональном контексте. Деятельностный принцип ориентирован на формирование таких характеристик обучаемых, как самодисциплина, самоконтроль, проектные умения и навыки, творчество, умение критически мыслить и ряд других. Данные личност-

но-деятельностные компетенции являются социально востребованными и могут быть определены как социально и личностно значимые.

В этой связи исследователи определяют два круга проблем, которые становятся актуальными при переориентации образовательного процесса от знаниевого к деятельностному. Как отмечают исследователи, с одной стороны, это построение системы знаний, необходимой и достаточной для полноценного овладения обучающимися основами деятельности; актуализация взаимосвязи чувственных и рациональных, теоретических знаний, совершенствование системы представлений о деятельности, ее целях, способах, средствах, условиях. С другой стороны, формирование теоретических знаний обучающегося должно происходить в корреляции с его личными, в том числе практическими потребностями, его ценностными ори-ентациями [6]. В связи с этим, чрезвычайно важным моментом является создание таких условий образовательной деятельности, которые обеспечивают необходимость решать практические задачи на основе имеющихся знаний и сформированных компетенций.

Анализ практической педагогической деятельности в рамках обучения студентов факультета МВШУ СПбГПУ в течение 2-х лет, 4 семестров позволил определить данные условия, которые сводятся к следующим основополагающим факторам, влияющим на развитие и воспитание студентов в рамках конкретной дисциплины «Иностранный язык»:

1. Личностные и социально-значимые компетенции могут быть сформированы и существенно развиты в условиях управляемой (моделируемой) образовательной среды Моделирование среды предполагает создание технологии актуализации воспитательного и развивающего потенциала данной среды, включающей как новые содержательные компоненты данной среды (дидактические ресурсы), так и новые организационно-деятельностные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В этом случае можно говорить об инновационных компонентах данной среды.

2. Формирование ресурсного компонента иноязычной образовательной среды должно строиться на инновационных принципах отбора, организации и презентации информации. Данные дидактические ресурсы должны стать средством обеспечения педагогической поддержки становления личности будущего выпускника вуза, ориентированного на эффективную социализацию, профессиональный рост и нравственное совершенствование.

Предлагаемая технология (п. 1) актуализации воспитательного и развивающего потенциала образовательной среды определяется такими характеристиками, как концептуальность (строится на понимании интеграции множества подходов в иноязычном образовании); системность (целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательной среды); управляемость (целеполагание, планирование, ресурсное обеспечение, поэтапная диагностика); эффективность (достижение

определенного заданного целевыми установками уровня, сопоставимость затрат и результата); воспроизводимость (возможность повторения в образовательном процессе другими субъектами образовательного процесса).

В качестве ресурсного обеспечения данной технологии был разработан дополняющий базовые дидактические ресурсы комплементарный курс в виде учебно-методического пособия [12].

В содержание данного дидактического ресурса включен информационный материал, скореллированный с целевыми установками на формирование профессионально-ориентированных и социально-личностных компетенций. Система упражнений нацелена на формирование лингвистических (языковых, речевых) субкомпетенций; на актуализацию культурологических знаний; на формирование социолингвистической и прагматической компетенций; развитие лингвокомпью-терной компетенции; формирование и развитие рефлексивной компетенции, а также на развитие творческих и познавательных характеристик личности студента.

На основе анализа теоретических работ, а также опыта использования данного ресурса, были определены принципы организации содержательного и деятель-ностного компонентов моделируемой образовательной среды:

- принцип контекстно-обусловленного отбора материала (с учетом профессиональной, и социально значимой направленности курса);

- принцип лингвистической адекватности (с учетом уровня сформированно-сти лингвистической компетенции учащихся;

- принцип включенности обучаемых с учетом интересов обучаемых;

- принцип межкультурной насыщенности с учетом межкультурной составляющей дидактического ресурса;

- принцип межсубъектного равенства;

- принцип рефлексивности (возможность обучаемых определять самостоятельно свои достижения).

Приемы и упражнения комплементарного курса формируют компетенции социального взаимодействия; компетенции в сфере познавательной деятельности; компетенции ценностно-смысловой ориентации. Особое внимание уделяется приемам и упражнениям, формирующим такие интегративные компетенции, как профессионально-ориентированная иноязычная коммуникативная компетентность, лингвокомпьютерная, рефлексивная компетенции. Большое количество приемов и упражнений ориентировано на решение проблемных задач, критическое осмысление текста, выявление различий и тождеств родной и иностранной культур, актуализацию творческого потенциала обучаемых. Значительное место в комплементарном курсе уделено проектным работам по межкультурной коммуникации, а также использованию ролевых игр, которые характеризуются обязательным наличием профессионально-ориентированной или социально значимой задачи или проблемы. Анализ практической апробации данного дидактического ресурса

позволил определить воспитательный и развивающий потенциал различных приемов и упражнений, ориентированных на формирование или развитие различных компетенций. Результаты данного анализа представлены на следующей схеме:

Корреляция дидактических приемов и формируемых компетенций в комплементарном дидактическом ресурсе

ПРИЕМЫ КОМПЕТЕНЦИИ

Идентификация, дифференциация и поиск языковых, речевых и коммуникативных соответствий в различных источниках познавательная (поисковая, лингвокомпьютерная, аналитическая); иноязычная коммуникативная (лингвистическая, межкультурная, социолингвистическая)

Формулирование дефиниций познавательная (поисковая, аналитическая); иноязычная коммуникативная (лингвистическая)

Структурирование текстов иноязычная коммуникативная (лингвистическая, дискурсивная, прагматическая, социокультурная, профессионально-ориентированная, прогностическая)

Культурологи ческий комментарий иноязычная коммуникативная (лингвистическая, межкультурная, дискурсивная); поисковая; рефлексивная

Лингвистический комментарий лингвистическая; поисковая; рефлексивная

Оценка прочитанного или обсуждаемого рефлексивная; поисковая; иноязычная коммуникативная (дискурсивная, прагматическая, межкультурная, социолингвистическая)

Выражение собственного мнения иноязычная коммуникативная (дискурсивная, прагматическая, межкультурная, социолингвистическая); самоорганизационная; познавательная (поисковая, аналитическая); рефлексивная

Выявление и обсуждение проблемы (лингвистической, культурологической, профессиональной) иноязычная коммуникативная (дискурсивная, прагматическая, межкультурная, социолингвистическая); самоорганизационная; познавательная (поисковая, аналитическая); рефлексивная

Выполнение проектных заданий познавательная (поисковая, лингвокомпьютерная, аналитическая); иноязычная коммуникативная (лингвистическая, межкультурная, социолингвистическая, прагматическая); самоорганизационная; презентационная; рефлексивная

Выполнение заданий творческого характера (сочинения, эссе, презентации, конкурсные переводы и пр.) познавательная (поисковая, лингвокомпьютерная, аналитическая); иноязычная коммуникативная (лингвистическая, межкультурная, социолингвистическая, прагматическая); самоорганизационная; презентационная; рефлексивная

В качестве организационных форм, направленных на актуализацию воспитательного и развивающего потенциала дисциплины «Иностранный язык», были использованы: аудиторные занятия, организованные на основе сочетания базовых дидактических ресурсов и комплементарных дидактических ресурсов; факультативы, а также внеаудиторные формы (сессии Клуба Английского Языка, сетевые обсуждения, участие в Неделе английского языка, в конкурсах творческих работ, в конкурсах переводов и т. п.). Основными требованиями к организации подобных видов деятельности является системный характер их использования, определяющий взаимозависимость всех видов речевой деятельности и целевых установок, а также регулярность таких мероприятий, которая обеспечивается интегрированием комплементарных дидактических ресурсов в учебный процесс и внеучебную деятельность.

Таким образом, опираясь на концептуальную основу современного иноязычного образования и образовательную практику, мы пришли к выводу о возможности актуализации воспитательного и развивающего потенциала локальной дидактической среды конкретной дисциплины гуманитарного цикла «Иностранный язык» посредством моделирования данной образовательной среды.

Условиями, обеспечивающими данную актуализацию, являются соответствующая наполняемость содержательно-процессуальных компонентов локальной дидактической среды, ее ресурсный потенциал и структурированность (способы организации учебной и внеучебной деятельности субъектов образовательного процесса), а также принципы организации данной среды. При методической и педагогической целесообразности сгенерированной образовательной среды происходит овладение обобщенными способами действий по получению знаний; актуализация данных знаний, умений и навыков в ситуациях, приближенных к профессиональному контексту; личностное и профессиональное развитие студентов, то есть формируются личные качества, позволяющие говорить о воспитательном и развивающем влиянии дисциплины «Иностранный язык».

Литература

1. Игнатьева, В. Л. Теоретические основания организации системы психолого-педагогической поддержки студентов в вузе / В. Л. Игнатьева // Вестн. МГЛУ. Психологические науки. - 2011. - № 7 (613): Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. - С. 121-126.

2. Запесоцкий, А. С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России / А. С. Запесоцкий // Педагогика. - № 9. - 2011. - С. 3-15.

3. Горшкова, В. В. Диалог в деятельности современного учителя / В. В. Горшкова // Педагогика. - 2011. - № 2. - С. 68-76.

4. Бордовская, Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методика проектирования: учебное пособие / Н. В. Бордовская. - Санкт-Петербург: Книжный дом, 2007. - 407 с.

5. Курбатова, Л. Н. Правовая культура и нравственное сознание студентов / Л. Н. Курбатова // Alma mater. - 2012. - № 5. - С. 16-22.

6. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Педагогика. - № 6. - 2011 - С. 3-14.

7. Попов, Л. В. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения / Л. В. Попов, Н. Х. Розов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 3-11.

8. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - Москва: Высш. шк., 2007. - 639 с.

9. Чистяков, В. Б. Историческая сущность социализации студентов / В. Б. Чистяков // Alma mater. - 2012. - № 5. - С. 116-122.

10. Фельдштейн, Д. И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления / Д. И. Фельдштейн // Вопр. психологии. - 2001. - № 5. - С. 123-135.

11. Блинов, А. О. Самоориентированная компетентность как основа партнерства в обучении / А. О. Блинов // Alma mater. - 2012. - № 5. - С. 11-15.

12. Алмазова, А. Б. Английский язык. My way: практ. курс для студентов неязыковых факультетов: учеб. пособие / А. Б. Алмазова; Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2012. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.