УДК: 378.14
А.Б. Алмазова - Ильина
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия)
СОВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МНОГОПРОФИЛЬНОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)
Анализируются современные характеристики локальной образовательной среды в рамках дисциплины гуманитарного блока «Иностранный язык», определяется вклад данной среды в развитие и воспитание студентов многопрофильного вуза. Описан опыт использования дидактических ресурсов, и сформулирован ряд принципов, на основе которых данные ресурсы должны формироваться. Рассмотрены инновационные формы представления учебного материала на основе поликодовых текстов.
ЛОКАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ; ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ; ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК; МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ВУЗ; КОМПЕТЕНЦИИ; ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ
Глобальный кризис, охвативший все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества (экономическую, социальную, демографическую и др.), находит свое отражение и в российском социуме. Эти перемены заставляют переосмыслить многие современные процессы, включая процесс образования на всех уровнях, в том числе на уровне высшего образования.
Исследователи отмечают, что высшее образование теряет свою фундаментальность, позволяющую сформировать у студентов целостное, системное видение картины мира, что профессиональная подготовка все чаще оказывается не связанной с обретением ориентиров и морали [1]. В работах современных исследователей подчеркивается наличие многочисленных проблем, которые характеризуют современное состояние студенчества. Это и отсутствие интереса к учебе в той форме, в какой она дана в вузе, быстрое угасание интереса к собственной специальности; ощущение глубокого чувства собственной некомпетентности при решении задач, где известен результат, но способ достижения не задан; трудности в принятии решений, самоорганизации в вопросах, касающихся учебы [2]. Данные характеристики неизбежно вводят преподавателя вуза в плоскость организации воспитания в рамках образовательного пространства вуза.
Как считают исследователи, «сегодня процесс возрождения воспитательной деятельности в высших учебных заведениях требует принципиально нового осмысления, новых идей, новых методов, ибо протекать он должен в новых социальных условиях, с учетом нового мироощущения и миропонимания молодежи, новых целей и задач общественного развития [3: 5].
В рекомендациях по организации воспитательного процесса в вузах, подготовленных в 2006 году Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки, говорится о том, что воспитание должно стоять не отдельным элементом внеучебного педагогического действия, а необходимой органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Все это требует рассматривать задачу подготовки будущего бакалавра, магистра, специалиста как задачу воспитания человека с новым типом мышления, обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к творчеству, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, как в профессиональном, так и личностном плане [4].
Анализ работ современных исследователей проблем вузовского образования и социализации молодежи [5; 4; 1; 6; 7; 3; 8; 9; 10 и др.] позволяет сделать вывод о том, что проблему воспитания, социализации, развития студенческой молодежи можно и нужно решать не только с позиций администраторов и педагогов вузов, но также с позиций методистов, преподавателей-предметников, определяющих сущностную и деятельностную часть образовательной среды вуза, которая формирует профессиональное и личностное развитие студента. В этом случае можно говорить о влиянии локальной, т.е. предметно ориентированной, образовательной среды. Нам представляется совершенно оправданной мысль, красной нитью проходящая в этих исследованиях, о том, что задача методистов состоит не только в передаче определенной суммы знаний, но и в активизации (актуализации) созидательного потенциала молодого человека. Созидательный потенциал тем сильнее, чем более развита личность.
Актуализирующий потенциал дисциплин, особенно дисциплин гуманитарного цикла, например, дисциплины «Иностранный язык», раскрывается за счет предложения и введения в практику преподавания инновационных технологий, ориентированных на формирование и развитие определенных компетенций человека [11], за счет отношения к студенту как равноправному партнеру, за счет актуализации личностного потенциала обучаемого. В этой связи заслуживает внимания точка зрения ряда исследователей, которые пишут о модернизации практики в высшей школе [12]. Хотя речь идет о педагогической практике, нам представляется, что требования, предъявляемые к будущему педагогу, в том числе к педагогу высшей школы, отражают тот уровень требований, которые должны демонстрировать преподаватели-предметники в своей педагогической деятельности.
Н.А. Эверт и И.А. Дроздова формируют оценочную карту компетенций и компетентностей педагога в виде критериев, к которым относят следующие: готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение
процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся...; педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания обучающихся; способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающих и воспитанников [12: 32-36].
В данном подходе целесообразно отметить доминирующие характеристики, определяющие зоны интереса организаторов образовательной среды вуза, а именно: сосредоточенность на качестве образования, на вопросе социализации и духовно-нравственном развитии обучаемого; на организации партнерского сотрудничества субъектов образовательного процесса. Наличие таких сформированных характеристик является безусловной базой качественного образования и отход от такой образовательной модели, когда преподаватель требует заучивания материала, его точного воспроизведения, что не способствует формированию у студентов самостоятельных оценок, креативности, умения масштабно мыслить, что, как отмечают исследователи, «убивает сам дух предмета, творческие способности студентов, не способствуя качеству преподавания» [13: 68].
К инновационным характеристикам можно отнести, прежде всего, инновационные формы представления материала. В рамках этого подхода можно говорить о поликодовости дидактических ресурсов, используемых в современной образовательной практике, в частности, текстов. Среди наиболее удачных примеров поликодового текста можно отметить кинематограф, различные виды рекламы, в том числе и телевизионной, постеры рекламного и агитационного характера, газетные тексты, сопровождаемые изображением или схемой и т.д. В поликодовом тексте учебные сведения передаются не только вербально, но и при помощи иконических средств. Это позволяет говорить о ряде дополнительных коммуникативных возможностей такого высказывания (наглядность и образность информации, эмоциональность) [14]. В поликодовом дидактическом ресурсе вербальная часть высказывания, сочетающаяся с иконическим компонентом, образует текстовое единство, как на содержательном, так и на формальном уровне. Слово и наглядный материал представляют собой одно визуальное, структурное и функциональное целое, направленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата.
Как известно, все пять органов чувств выполняют в человеческом обществе семиотические функции, но наибольшая часть, как считают исследователи, социально значимых, богатых и существенных для общества знаковых систем ориентирована па восприятие посредством зрения и слуха, вот почему так высока степень информативности и воздействия на реципиента поликодового текста [14]. Один из наиболее удачных примеров поликодового текста для обучения может служить видеоклип или видеофрагмент. Отношения текст-изображение-мелодика весьма информативны, они делают возможным восприятие текста в двойном и даже
тройном контексте. Данные виды поликодового текста могут, на наш взгляд, использоваться в педагогической практике наряду с традиционными дидактическими ресурсами, применяемыми как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности, например, в рамках клубной работы. Помимо обучающего, образовательного потенциала данных текстов, можно говорить о повышении мотивации студентов за счет положительной реакции на поликодовую информацию.
К инновационным характеристикам современного учебного процесса можно отнести и новый формат взаимодействия студентов и преподавателей, определяемый как диалоговое взаимодействие, имеющее ряд особенностей [15]. В диалоговом общении преподаватель не столько имеет функцию «научить», сколько «направить» обучаемого. Основные принципы данного взаимодействия определяются исследователями как совместный поиск результата и межсубъектное равенство в диалоге. Равенство в диалоге - это, прежде всего, равноправие субъектов диалога в поиске истинного ответа, способность принять чужую точку зрения, го есть формирование толерантности, а также свобода и в то же время чувство ответственности за свои собственные мнения и действия. Так же одним из основных принципов является экологизация педагогического действия, то есть осознание педагогом пределов его собственной профессиональной деятельности, пределов, в которых он вправе воздействовать па личность другого, навязывать свою точку зрения, умение увидеть правоту другою [15].
Профессионально данная экологичность должна реализовываться в таких формах как определение самостоятельных образовательных тем, проектов, путей их реализации (грантовые проекты, групповые и индивидуальные поисковые проекты). Выражение неоднозначных взглядов, кажущихся противоречивыми суждений, появление новых идей (дискуссии, круглые столы, презентации по авторским темам), даже совместное обсуждение диагностических результатов анализа учебной деятельности. В результате межсубъектной диалогичности и формируется личность, у которой повышается продуктивность развития способов деятельности (формируются умения устанавливать системообразующие связи между отдельными компонентами деятельности; формируется желание быть инициативным, ответственным за самостоятельно принятое решение, способность задавать вопросы, критически относится к стереотипным решениям, самодиагностичность и ряд др. характеристик) [15].
Инновационными должны стать и методическая организация дидактических ресурсов, обеспечивающих реализацию как учебного, так и воспитывающего и развивающего потенциала предмета «иностранный язык». Опыт использования подобных дидактических ресурсов позволил сформулировать ряд принципов, на основе которых данные ресурсы должны формироваться, а именно:
• принцип контекстно-обусловленного отбора материала (учет профессиональной и социально значимой направленности курса);
• принцип лингвистической адекватности (учет уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся);
• принцип включенности обучаемых (учет интересов обучаемых); •принцип межкультурной насыщенности (учет межкультурной
составляющей дидактического ресурса);
•принцип межсубъектного равенства;
•принцип рефлексивности (возможность обучаемых определять самостоятельно свои достижения).
В качестве технологического многообразия предлагаются упражнения информационно-поискового характера; коммуникативные упражнения, предусматривающие реализацию лингвистической, социокультурной, стратегической и других компетенций в речи (стандартные или реальные ситуации; задания в смысловом прогнозировании, решение проблемных задач, резюмирование текста, критическое осмысление текста и ряд др.); задания-проекты, активизирующие интегративные компетенции учащихся и др. Существенным компонентом являются проектные работы по межкультурпой коммуникации. В качестве технологий рефлексивности предлагаются различные формы самооценки обучаемых своих достижений (эссе о достижениях, дневники, методический портфолио, анализ анкет и т.п.).
Таким образом, данные характеристики современного локального образовательного пространства вуза с учетом его инновационных изменений следует принять во внимание при разработке учебно-дидактических материалов, а также новых форм взаимодействия педагога и студента, способствующих развитию и воспитанию студентов; принципы построения дидактических ресурсов могут быть использованы при подготовке аналогичных материалов педагогами-практиками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Запесоцкий А.С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России // Педагогика. 2011. №9. С.3-15.
2. Игнатьева В.Л. Теоретические основания организации системы психолого-педагогической поддержки студентов в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. № 7(613). С. 121-126.
3. Попов Л.В., Розов Н.Х. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения // Педагогика. 2011. №9. С.3-11.
4. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методика проектирования: Уч. пос. СПб: 2007.407 с. ISBN: 978-5-94777-106-0
5. Акопова М.А., Алмазова Н.И., Жук Л.Г., Савушкина Т.Д. Гуманитарная составляющая образовательной среды в техническом вузе. СПб. - Изд-во политехнического Университета, 2011.138 с.
6. Курбатова Л.Н. Правовая культура и нравственное сознание студентов // Alma mater. 2012. № 5. С. 16-22.
7. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. С. 3-14.
8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Академия, 2008. 256 с. ISBN: 978-5-7695-4672-3
9. Чистяков В.Б. Историческая сущность социализации студентов // Alma mater.2012. № 5. С. 23-26.
10. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Педагогика. 2012. №1. С. 3-16.
11. Блинов А.О. Самоориентированная компетентность как основа партнерства в обучении // Alma mater. 2012. № 5. С. 11-15.
12. Эверт Н.А., И.А. Дроздова Концептуально-диагностические возможности модернизации педагогической практики высшей школы // Alma mater. 2012. № 5. С. 32-38.
13. Скляревская В.А. Основные направления повышения качества обучения в вузах с точки зрения действующих стандартов качества // Alma mater. 2012. № 5. С. 64-68.
14. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. - Учебн. пос. - М.: 2009. 248 с. ISBN: 978-5-397-00289-9
15. Горшкова В.В. Диалог в деятельности современного учителя // Педагогика. 2011. № 2. С. 68-76.
Алмазова-Ильина Александра Борисовна - ассистент кафедры «Лингводидактика и перевод» Гуманитарного Института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Almazova-Iliina Alexandra B. - Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
MODERN CHARACTERISTICS OF THE LOCAL MULTIDISCIPLINARY EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER SCHOOL (WITH "FOREIGN LANGUAGE"
DISCIPLINE AS AN EXAMPLE)
The article analyzes some modern characteristics of the local educational environment correlated with the discipline "Foreign language" and defines the contribution of this environment to the evolution of the students of a multidisciplinary higher educational institution. The experience of using teaching resources is described, and the principles on which these resources should be developed have been formulated. Innovative forms of educational materials presentation on the basis of multimodal texts are also considered.
LOCAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT; CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT; STUDENTS' EVOLUTION; FOREIGN LANGUAGE; VERSATILE HIGHER EDUCATION INSTITUTION; COMPETENCES; MULTIMODAL TEXT
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016