Научная статья на тему 'Педагог - универсальная личность современности'

Педагог - универсальная личность современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джумаева Cанобар Абсаатовна, Джураев Элер Гулямович

В данной статье приведены мысли известных в мире людей о роли педагога в воспитании обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагог - универсальная личность современности»

Педагог - универсальная личность современности Джумаева С. А.1, Джураев Э. Г.2

'Джумаева Cанобар Абсаатовна /Djumaeva Sanobar Absaatovna — старший преподаватель,

кафедра общей педагогики;

2Джураев Элер Гулямович /Djuraev Е1уог Gulyamovich — студент, исторический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье приведены мысли известных в мире людей о роли педагога в воспитании обучающихся.

Ключевые слова: личность, педагог, система образования, вуз, профессионализм, компетентность.

Выступая на открытии международной конференции «Историческое наследие учёных и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» с докладом «Наследие наших великих предков - достояние всего человечества», Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов обратил особое внимание на следующие факторы: «Становится очевидным, что недаром XXI век назван «веком знаний, интеллекта, человеческого разума» [1, с. 2].

Не случайно в мире всё больше укрепляется истина, что «самые востребованные и окупаемые средства - это средства, вкладываемые в человеческий капитал». А реализация этих средств напрямую происходит при непосредственном участии педагога. Поэтому учитель важная, востребованная, уникальная и необходимая личность для каждого человека.

О роли учителя говорил и основоположник узбекского языка и литературы Алишер Навои: «Учитель - это светоч на пути добра и просвещенья» [2, с. 165].

В наше время актуальна мысль Л.С. Выготского о роли педагога в воспитании личности. «На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него элементам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он перестает быть учителем» [3, с. 536].

Значит, педагог в современных условиях должен быть не только увлечённым своим предметом, уверенным в своей способности обучать, умеющим ставить проблемные вопросы учащимся, заботиться о них, убеждённым в способностях своих учеников, быть коммуникативным, но главное -он должен стремиться к своему профессиональному росту, развивать свои профессиональные (предметно-специализированные) компетенции. Поскольку образование сегодня является структурной частью жизнедеятельности современного общества, которая играет важную роль в различных аспектах его функционирования. Оно воздействует на процессы совершенствования социальной структуры общества и его эффективной деятельности, а также существенно влияет на стабильность развития социума в целом. Именно образование определяет личностные характеристики каждого человека: знания, умения и навыки, поведенческие и мировоззренческие приоритеты. Поэтому важно понять, что увлечённого учительской работой человека постоянно поддерживает интуиция. Это важное психологическое качество личности необходимо в любой профессии, педагогической тем более.

Интуиция подсказывает, что примеры мастерства можно найти из окружающей жизни, из кинофильмов различного жанра, театрального искусства, интересных и содержательных книг любого жанра, телевизионных и радиопередач. Надо внимательно читать, слушать и смотреть и самое главное - понимать, какие педагогические аспекты прямо или косвенно можно выделить, переосмыслить и перевести на язык методики воспитания и обучения, используя конкретные и яркие убеждающие примеры.

К профессионально значимым личностным качествам педагога относятся: вежливость, вдумчивость, воспитанность, выдержка, гражданственность, гуманность, деловитость, доброта, инициативность, настойчивость, критичность, любовь к детям, педагогическая эрудиция, самокритичность, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, эмоциональность и т.д. Эти и другие личностные качества учителя характеризуют психологическую структуру личности по предметно-практической деятельности и социальному контексту, создают её эмоционально-мотивационный фон.

Исходя из этого, педагог сегодня должен обладать профессиональными компетенциями. К ним относятся:

* способность к разработке актуальной научной проблемы и получению знания, значимого для развития теории и практики высшего образования;

* способность к самостоятельной исследовательской работе;

* готовность к проведению исследований с использованием современных информационных систем;

* готовность к организации и участию в работе исследовательских групп;

* знание основ теории высшего профессионального образования;

* владение современной методологией и методами исследований в области высшего образования;

* способность к проектированию и реализации на практике содержания учебных предметов с учетом процессов модернизации высшей школы;

* владение навыками рецензирования и анализа материалов по проблемам высшей школы и проблемам конкретной научной области;

* умение представлять результаты своей исследовательской деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, докладов, сообщений;

* владение методикой организации воспитательных мероприятий со студентами на основе инновационных технологий;

* умение использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;

* умение использовать профессиональные знания в конкретной научной области в качестве средств воспитания студентов;

* способность осуществлять работу в качестве куратора академической группы: проводить педагогическую диагностику личности студентов с целью организации индивидуальной воспитательной работы;

* планировать и проводить воспитательные мероприятия со студентами на основе личностно-ориентированного подхода и др.

Для этого в инновационной среде педагогического вуза должны быть следующие признаки:

* присутствие инновационных технологий в образовании. Развитие образовательной среды в педагогических вузах связано с внедрением в учебную работу новых педагогических технологий, выполнением творческих, а также проблемных заданий. Например, можно использовать такие технологии как: проектно-исследовательскую, технологию развития критического мышления, технологию проблемных вопросов, кейс-стади, портфолио, информационно-коммуникационные технологии [4, с. 883];

* наличие инновационных программ, которые отражают проектирование инновационного содержания образования;

* наличие инновационных методов воспитания, которые направлены на работу с молодежью в современных условиях;

* инновационные формы управления образовательной средой, основанные на создании в вузах центров планирования, организации, контроля, а также прогностических центров;

* безопасность образовательной среды вуза, основанной на непрерывном мониторинге и регуляции возникающих угроз, влияющих на качество образования в вузе.

Исходя из вышесказанного, выделим следующие функции инновационной образовательной среды в становлении профессионализма будущего учителя:

* гуманизация и гуманитаризация деятельности учителя. Разработка новых подходов к выбору содержания образования. Например, введение в практику образования программ или курсов, отвечающих современным образовательным парадигмам;

* формирование инновационных компетенций, которые предполагают выработку адекватного отношения к новшеству, к ситуации неизвестности, умению быстро реагировать и принимать грамотные решения на опережение;

* информационная функция. Реализация познавательной потребности педагога и потребности быть признанным, быть личностью;

* акмеологическая функция. Развитие стремления к самосовершенствованию, осознание необходимости восхождения к высшему уровню компетентности и профессиональному мастерству;

* содействие открытию будущим учителем для себя возможностей самореализции в учебной и профессиональной сфере, а также в межличностном общении;

* выявление личностных ресурсов педагогов и формирование навыков построения эффективных стратегий профессионального роста, карьеры, имиджа;

* ориентация будущего учителя на творческое, инициативное и активное преподавание;

• формирование инновационного мышления для дальнейшей модернизации учебно-воспитательного процесса;

• формирование передового опыта в использовании инновационных технологий, методов и приемов в преподавании;

• формирование умения прогнозировать результаты предстоящей инновационной педагогической деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что структура личности учителя способствует максимальному развитию тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности педагога, придают смысл всей его жизни и деятельности. Такая гармония обеспечивается педагогической направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном, и на бессознательном уровне.

Литература

1. Каримов И. А. Наследие наших великих предков - достояние всего человечества: Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Историческое наследие учёных и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» // Народное слово. Т., 2014. С. 2.

2. Андриянова В. И., Аннамуратова С. К и др. Самовыражение и самореализация обучающихся как базовые личностные качества в современных условиях: Научно-методическое пособие / Под общ. ред. д.п.н., проф. Р.Х. Джураева. - Т.: Изд-во «Fan va texnologiya», 2014. С. 165.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 536.

4. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый, 2015. № 7. С. 881 - 885.

Домашнее чтение на уроках английского языка Алиева А. Э.

Алиева Айше Эдемовна / АЬеуа Ау.чке ЕЛетсупа — преподаватель, кафедра английской филологии, филологический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается значение домашнего чтения в учебном процессе и в процессе воспитания учащихся и студентов. Анализируются такие функции, как культуросозидательная, развивающая и обучающая.

Ключевые слова: иностранный язык, домашнее чтение, внеаудиторное чтение, информация, функции.

Домашнее чтение является видом внеаудиторного чтения. Целью внеаудиторного чтения является ознакомление студентов с художественной литературой, с образцами устного народного творчества народов страны изучаемого языка, повышение у них культуры книгочитания. Поэтому чтение является важным средством нравственно-эстетического воспитания студентов. Обычно внеаудиторное чтение по содержанию программы делится на два основных этапа. На первом этапе студенты знакомятся со списком книг, которые они должны прочесть, с порядком их прочтения. На втором этапе на основе этого материала (то есть материала из прочитанных книг) студенты выполняют различные задания, у них формируются знания, умения и навыки по работе с книгой и с текстом. Кроме этого, у студентов расширяется кругозор, обогащаются знания, чтение благотворно влияет и на грамотность, и на пополнение словарного запаса [1].

Уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе, так как чтение художественной, научно-популярной литературы, газет и журналов на английском языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Однако, более всего рекомендуется использовать для домашнего чтения художественную литературу, так как использование научно-популярной и другой нехудожественной литературы для «углубленного» домашнего чтения не представляется эффективным. Восприятие такого рода литературы требует наличия определенного уровня фоновых знаний, в таких текстах преобладает отвлеченная и терминированная лексика.

На уроках домашнего чтения учащиеся и студенты соприкасаются с современным живым языком, у них появляется возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.