Научная статья на тему 'Формирование дискурсивной компетенции у обучающихся филологических направлений'

Формирование дискурсивной компетенции у обучающихся филологических направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ДИСКУРС / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурамонова Незире Энверовна

В данной статье отмечается процесс смены парадигмы результата образования. Показывается различие в терминах «компетентность» и «компетенция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование дискурсивной компетенции у обучающихся филологических направлений»

Список литературы

1. Фененко Н.А., Кретов А.А. Переводоведение: проблемы и решения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». В., 2002. № 1.

2. Дубровская О.Н. Проявление социокультурной специфики сложных речевых событий при переводе // Лингвометодические проблемы преподавания иностранного языка в высшей школе. Вып. 6. Саратов: СГУ, 2009. 180 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Абдурамонова Н.Э.

Абдурамонова Незире Энверовна — преподаватель, кафедра интеграционного курса английского языка-2, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье отмечается процесс смены парадигмы результата образования. Показывается различие в терминах «компетентность» и «компетенция».

Ключевые слова: английский язык, компетенция, обучение, развитие, дискурс, обучающийся, преподаватель.

Происходящие в Узбекистане и во всем мире существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста, способность к постоянному самосовершенствованию, что подчеркнуто в Законе «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров. Эти накапливающиеся изменения означают процесс смены образовательной парадигмы (а именно парадигмы результата образования), что отмечается многими современными исследователями (Н.Н. Азизходжаева, А.Н. Новиков и др.). Для начала рассмотрим, что же современные ученые подразумевают под новой парадигмой результата образования.

Как мы помним, существующая долгие годы «ЗУН - парадигма результата» образования включает теоретическое обоснование, определение, содержание умений и навыков, методик формирования, мониторинг и контроль. Эта парадигма принималась учеными и до сих пор считается основной. Однако происходящие в мире и в нашей республике изменения в области целей образования, в частности, с обеспечением более эффективного вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в обществе вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно- и социально-интегрированного результата. В качестве такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования выступили понятия «компетенция» и «компетентность». Они в совокупности волевых, ценностных, когнитивных и этических составляющих образуют некий новый стандарт для будущего профессионала. Так, происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Понятие «компетентность» часто отождествляется с другим понятием «компетенция». Эти термины имеют латинский корень. Компетенция (лат. competentia - принадлежность по праву) понимается как «знание и опыт в определенной сфере, осведомленность или узаконенный круг полномочий и прав» [1, с. 147].

Под компетентностью (от лат. competens - соответствующий, способный) понимается: «обладание компетенцией, то есть знанием, опытом, либо обладание правомочиями в решении определенных вопросов» [1, с. 190]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова трактуется только понятие «компетенция», как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён [2, с. 94]. В английском языке данные понятия также не разграничиваются. Так, в контексте Европейского квалификационного стандарта компетентность описана с точки зрения профессионального и личностного развития человека: "Competence" means the proven ability to use knowledge, skills and personal, social and/or methodological abilities, in work or study situations and in professional and personal development" [3]. На наш взгляд, сам процесс профессионального обучения должен быть ориентирован как на формирование базовых компетентностей, так и на формирование в процессе осуществления профессиональной деятельности творческого потенциала развития и совершенствования

компетентностей, которые в данный момент могут обеспечить самореализацию педагога в его профессиональной и социально-активной жизни. В настоящее время дискурсивная компетенция является одной из наиболее важной ключевой компетенцией. Н.И. Алмазова [4, с. 6] считает, что дискурсивная компетенция - это то, к чему должно стремиться современное образование в области обучения иностранным языкам. Дискурсивная компетенция студентов языкового вуза - это способность кодировать и раскодировать информацию с помощью иностранного языка в соответствии с его лексическими, грамматическими, синтаксическими нормами, а также учитывая стилистический, жанровый, социокультурный, психологический и эмоциональный факторы для достижения коммуникативной цели.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что содержание профессионально -педагогической компетентности будущего учителя включает в себя все виды компетенций, среди которых наиболее значима дискурсивная компетенция, направленная на становление студента в современных реалиях системы образования.

Список литературы

1. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

3. European Qualifications Framework, 2008.

4. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ, ВЛАДЕЮЩИХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

Сайджанова К.Д.

Сайджанова Комила Даврановна — преподаватель, кафедра языков,

Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: развитие каждого общества тесно связано с подготовкой квалифицированных кадров. Особенно это касается специалистов, владеющих английским языком. Ключевые слова: вуз, инновация, деятельность, компетенция, профессионализм.

Система вузовского образования нацелена на формирование у студентов качеств, необходимых для успешной деятельности в современных условиях. Решение данной задачи осуществляется посредством принятия комплекса мер, направленных на модернизацию образовательной политики республики. В первую очередь, это касается формирования будущих профессиональных компетенций у выпускников вузов. К примеру, авторы общеевропейского «Порогового уровня» называют лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, социальную и социокультурную компетенции наиболее востребованными в профессиональной деятельности. В программном документе по языковому образованию Совета Европы выделяются: языковая, социолингвистическая и прагматическая компетенции [1].

Исходя из этого, понятие профессиональная компетенция будущего медицинского работника определяется нами как его способность эффективно использовать свои профессиональные знания и умения, а также успешно действовать при принятии решений на основе практического опыта, познаний и навыков в рамках соответствующей профессиональной деятельности. В связи с инновациями, происходящими в системе непрерывного образования Узбекистана, возросла потребность в специалисте со сформированными отношениями к себе как к саморазвивающейся личности и своему делу как творческому и гуманному (И.А.Зимняя, Н.Г.Камилова, А.К. Маркова, Л.М. Митина).

Задача формирования данных личностных качеств у выпускников вузов становится серьезной задачей современности. Все больше исследователей связывают решение этой задачи с организацией в учреждениях высшего образования среды профессионального развития специалистов, с необходимостью моделирования особого качества профессиональной среды, адекватной новым задачам образования (Р.Х. Джураев, Х.И. Ибрагимов, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.