УДК 159.9.075 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-210-215
ББК 88.62-6
КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
COMPONENTS OF STUDENT MOTIVATION DEVELOPMENT TO PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN DISTANCE LEARNING
Цыганенко Олеся Сергеевна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана E-mail: ustimenko-o@mail.ru
Tsyganenko Olesya S.
Senior Lecturer at the Department of Physical Education, Bauman Moscow State Technical University E-mail: ustimenko-o@mail.ru
Маркова Ольга Александровна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана E-mail: markovaoa75@mail.ru
Markova Olga A.
Senior Lecturer at the Department of Physical Education, Bauman Moscow State Technical University E-mail: markovaoa75@mail.ru
Величко Татьяна Ивановна
Доцент кафедры физического воспитания Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, кандидат биологических наук E-mail: tivelichko@mail.ru
Velichko Tatyana I.
Assistant Professor at the Department of Physical Education, Bauman Moscow State Technical University, PhD in Biology E-mail: tivelichko@mail.ru
Смирнов Алексей Геннадьевич
Доцент кафедры физического воспитания, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана E-mail: eismont2@mail.ru
Smirnov Alexey G.
Assistant Professor at the Department of Physical Education, Bauman Moscow State Technical University E-mail: eismont2@mail.ru
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Цыганенко О. С., Маркова О. А., Величко Т. И., Смирнов А. Г., 2022
Аннотация. Авторами статьи предпринята попытка обобщения опыта работы профессорско-преподавательского состава кафедры «Физическая культура и спорт» МГТУ им. Н. Э. Баумана в условиях перехода на дистанционное обучение в период действия карантинных мер, введенных в период пандемии коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2. Приведены результаты исследования, на основе которых даны рекомендации преподавателям вуза по целенаправленному формированию мотивации в учебно-тренировочной деятельности студентов в условиях локдауна. Доказано взаимное влияние мотивации на результаты онлайн-обучения. Выявлены тендерные особенности формирования мотивационных компонентов студентов. Представлены возможные перспективные направления сотрудничества со студентами в учебно-тренировочной деятельности в формате дистанционного обучения. Изложены основные особенности организации дистанционного обучения и перспектива внедрения в образовательный процесс физического воспитания студентов дистанционных технологий на современном этапе. Данные исследования необходимо учитывать для успешной реализации программы профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов.
Ключевые слова: студенты, пандемия, дистанционное обучение, физическая культура и спорт, компоненты развития мотивации, мотивационное обучение.
Для цитирования: Цыганенко О. С., Маркова О. А., Величко Т. И., Смирнов А. Г. Компоненты развития мотивации студентов к занятиям физической культурой при дистанционном обучении // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 210-215. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-210-215.
Abstract. The authors of the article attempt to generalize the experience of the faculty members of the Department of «Physical Culture and Sports» of Bauman Moscow State Technical University in the context of transition to distance learning, during the quarantine measures introduced during the pandemic of coronavirus infection caused by the SARS-CoV-2 virus. The results of the study are presented, on the basis of which recommendations are given to university lecturers on the purposeful development of motivation in the educational and training activities of students under the lockdown conditions. The mutual influence of motivation on the results of online learning is proved. The gender features when forming the students' motivational components are revealed. Possible promising areas of cooperation with students in educational and training activities in the format of distance learning are presented. The main features of the organization of distance learning and the prospect of introducing distance technologies into the educational process of physical education of students at the present stage are described. This study data should be considered for the successful implementation of the professional and applied training in physical education of students of technical universities.
Keywords: students, pandemic, distance learning, physical education and sports, components of motivation development, motivational training.
Cite as: Tsyganenko O. S., Markova O. A., Velichko T. I., Smirnov A. G. Components of student motivation development to physical education classes in distance learning. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 210-215. DOI: 10.31862/22188711-2022-2-210-215.
Введение. Решение задач по обеспечению высокого уровня обучения в Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н. Э. Баумана, в условиях угрозы возможного возникновения новой волны пандемии коронавирусной или иной инфекции, основывается на дальнейшем развитии дистанционных образовательных технологий с учетом результатов исследований, проведенных во время пандемии COVID-19.
Одним из важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация студентов. Поскольку большую часть времени онлайн-обучающи-еся проводят в самостоятельных занятиях, следовательно, для данного режима обучения необходимы предельная концентрация внимания, поддержание желания учиться в дистанционном формате, дисциплинированность и настойчивость.
Напрашивается закономерный вывод: многие виды традиционной мотивации, зарекомендовавшие себя во время учебно-тренировочного процесса в очном режиме, не работают эффективно при дистанционном формате обучения. Другие методы, напротив, приобретают особое значение, к примеру, работа по формированию самооценки занятий и повышение роли преподавателя, которые должны быть способными гибко перестраивать содержание своей деятельности согласно требованиям стремительно развивающейся окружающей действительности. Данное положение было принято как гипотеза исследования.
Цель исследования. На первоначальном этапе была сформулирована цель исследования: определить факторы развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом в формате дистанционного обучения. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) путем опроса обучающихся собрать данные для исследования;
2) охарактеризовать и проанализировать результаты социологического исследования;
3) обсудить полученные результаты с коллегами;
4) опубликовать результаты исследования.
Методика и организация исследования. Объектом исследования являлся дистанционный процесс физического воспитания студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана, находящихся на дистанционном обучении, предметом исследования были выбраны механизмы, повышающие мотивированность студентов к занятиям физической культурой и спортом в формате дистанционного обучения.
Хотелось бы отметить, что преимуществом дистанционного образования является предоставляемая студентам возможность в современных социальных и экономических условиях заниматься профессиональным саморазвитием в удобное для них время. Таким образом, дистанционное образование можно рассматривать как пространство актуализации личности [1].
Авторы учебника под ред. А. В. Родионова [2] дают следующее определение мотивации к занятиям физической культурой и спортом: «Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности» [2, с. 107].
Поскольку стойкий эффект имеет внутренняя когнитивная мотивация, следовательно, при дистанционном обучении особое значение приобретает критерий успешности, который является результатом оценивания преподавателем.
Обучающемуся в онлайн-режиме мало простой информации о количестве набранных в результате тестирования баллов, в данной ситуации важна даваемая преподавателем более развернутая характеристика результатов самостоятельной работы студента. Иными словами, ведущую роль при электронном обучении приобретает диалог между преподавателем и студентом. Следует особо отметить тот факт, что при дистанционном обучении студент не может непосредственно сравнивать свои достижения с успехами других обучающихся.
Мотивируя обучающихся к физической активности, преподаватель обязан не просто призывать студента к физической деятельности, подобные призывы должны иметь осмысленный характер. В данном случае необходимо найти рациональное сочетание практической деятельности с теоретической.
Теоретические положения помогают раскрывать понимание важности занятий физической культурой и спортом, иными словами, помогают сформировать у человека желание получать знания для развития и оздоровления своего организма [3].
Результаты исследования. Изложенное ранее подтверждается результатами социологического исследования (опросом), проведенного автором среди студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана при дистанционном обучении во время действия карантинных мер.
Объем выборки составил 119 человек, в числе которых 67% юношей и 33% девушек в возрасте от 18 до 24 лет.
Большинство респондентов - 86% отметили влияние индивидуального подхода и личности преподавателя на повышение мотивации к обучению физической культуре в дистанционном формате, на мотивацию 12% опрошенных положительно повлияли новые формы проведения занятий. Многие студенты, «зажатые» на занятиях в спортзале, добились хороших успехов во время дистанционных занятий. У 2% опрошенных студентов мотивация, по их мнению, снизилась.
Среди дополнительных факторов, мотивирующих к занятиям физической культурой дистанционно, участники опроса назвали:
• комфортность занятий в привычных условиях - 34% респондентов;
• опасение за ухудшение здоровья в условиях самоизоляции - 12% респондентов;
• моральная поддержка со стороны родственников - 8% респондентов;
• увеличение количества свободного времени - 32% респондентов;
• осознание самоценности здоровья и личной ответственности за него - 13% респондентов;
• затруднились с ответом - 1% респондентов.
Больше половины респондентов, 64%, в качестве стимула, повышающего интерес к занятиям физической культурой, назвали возможность и в дальнейшем самостоятельно заниматься физической культурой.
Исследование выявило, что до введения дистанционного формата обучения физической культурой 73% респондентов в свободное от учебы время предпочитали физически активно заниматься самостоятельно как в домашних условиях, так и в спортивных
городках Workout. 11% студентов посещали секции и спортивные группы в университете, 16% не занимались спортивно-физической деятельностью, при этом отмечали недостаток собственной физической активности.
По мнению большинства опрошенных, 74%, студенческая жизнь невозможна без физической культуры, что говорит о положительной установке у большинства студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана на ведение здорового образа жизни.
Необходимо отметить, как показало исследование, что существуют гендерные различия в мотивация.
Для большинства девушек занятия физической культурой и спортом, в первую очередь, важны как фактор формирования внешней привлекательности, в то время как юношей в занятиях физической культурой, которые для них являются способом развития физической выносливости и силы воли, привлекает соревновательность.
Анализ результатов описываемого исследование показал также, что респонденты осознают ценностные смыслы настоящей и будущей деятельности, дают самооценку учебно-тренировочной деятельности в формате дистанционного обучения.
Формирование самооценки учебно-тренировочной деятельности является одной из важнейших задач профессорско-преподавательского состава кафедры «Физическая культура и спорт» МГТУ им. Н. Э. Баумана, поскольку правильная самооценка повышает положительные мотивации учебной деятельности студентов, стремление быть активными и получить справедливую оценку результатов профессиональной деятельности.
Наше общество и государство заинтересовано в креативных и конкурентоспособных специалистах, мыслящих инновационно и владеющих универсальными компетенциями, умеющих преодолеть сложности информационно-коммуникативной эпохи [4].
Заключение. В период пандемии коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2, и действия карантинных мер постоянная готовность людей к опасности, нахождение более двух месяцев в замкнутом пространстве, недостаток живого общения с родными и друзьями приводит к пребыванию организма в течение длительного времени в состоянии стресса.
Социологическое исследование, проведенное автором статьи, показало, что студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, находившиеся в вынужденной самоизоляции, пришли к пониманию необходимости ежедневных занятий физической культурой для сохранения здоровья и удовлетворения потребности в движении, что повысило мотивированность обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Таким образом, преподавателями кафедры «Физическая культура и спорт» МГТУ им. Н. Э. Баумана было найдено верное рациональное решение конкретной проблемной ситуации: повышение мотивации студентов к занятиям при онлайн-обучении в период действия карантинных мер, одним из ключевых моментов которого является возрастание роли преподавателя в диалоге с обучающимся.
Список литературы
1. Кузняк Н. Б., Гаген Е. Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 466-469.
2. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник / под общ. ред. А. В. Родионова. М.: Юрайт, 2020.
3. Абакумова Д. М., Лебедева М. П. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Студенческий научный форум: материалы X Междунар. студенч. науч. конф. URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018000924 (дата обращения: 25.05.2021).
4. Базалий Р. В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. С. 23-35.
5. Мазуров Е. Ю., Курдюков А. Б., Колесникова Н. В. Проблемы экзистенциального вакуума в неопределенном мире // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов с междунар. участием / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 578-582.
References
1. Kuznyak N. B., Gagen E. Yu. Sovremennoe distantsionnoe obuchenie. Preimushchestva i nedostatki. Molodoy uchenyy. 2017, No. 11 (145), pp. 466-469.
2. Rodionov A. V. (ed.) Podgotovka pedagoga dopolnitelnogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kultury: psikhologicheskoe soprovozhdenie v detsko-yunosheskom sporte: uchebnik. Moscow: Yurayt, 2020.
3. Abakumova D. M., Lebedeva M. P. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy v vuze. In: Studencheskiy nauchnyy forum. Proceedings of the X International student scientific conference. Available at: http://scienceforum.ru/2018/article/2018000924 (accessed: 25.05.2021).
4. Bazaliy R. V. Razvitie motivatsii studentov v usloviyakh distantsionnogo obucheniya. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2020, Vol. 8, No. 3, pp. 23-35.
5. Mazurov E. Yu., Kurdyukov A. B., Kolesnikova N. V. Problemy ekzistentsialnogo vakuuma v neopredelennom mire. In: Sochivko D. V. Psikhologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya. Proceedings of All-Russian Symposium of Psychologists with international participation. Ryazan: Akademiya FSIN Rossii, 2019. Pp. 578-582.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2
Статья поступила в редакцию 12.10.2021 The article was received on 12.10.2021