упражнений, снижающих иррадиацию нервных процессов за счет перераспределения внимания от процесса выполнения движений к достижению результата игры.
Состязательно-игровые ситуации, выступившие регуляторами адаптивно-приспособительных реакций, способствовали вариативному применению освоенных навыков плавания в изменяющихся условиях обстановки. При автоматическом применении навыков в условиях состязательных игр и заданий совершенствовался как технический, так и энергетический компонент двигательных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность начального обучения навыкам плавания младших школьников достигается целенаправленным применением состязательных игр и заданий игровой направленности. Эмоциональность и двигательно-формирующая направленность состязательно-игровой методики обучения плаванию стимулирует процессы межмышечной координации, автоматизации и вариативности освоенных навыков плавания. Состязательно игровые упражнения и задания могут рекомендоваться к применению с целью наиболее эффективного обучения начальным навыкам плавания детей в возрасте 8-9 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барченко С.А. Управление временными параметрами структурного цикла плавания на базовом этапе подготовки / С.А. Барченко, О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 25-28.
2. Коршунова А.В. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки / А.В. Коршунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 70-75.
3. Ольховская О.Г. Структурирование амплитудно-пространственных характеристик цикла плавания юных кролистов / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, А.В. Антонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 325-328.
4. Попов, Л.А. Модифицированная методика освоения наиболее важных навыков техники плавания / Л.А. Попов, О.И. Попов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 9 (175). - С. 243-246.
REFERENCES
1. Barchenko, S.A., Olkhovskaya, O.G. and Ponimasov, O.E. (2019), "Control of time parameters of the structural swimming cycle at the basic stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 25-28.
2. Korshunova, A.V. (2010), "Experimental verification of the program for teaching children to swim at the stage of basic training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 61, No. 3, pp. 70-75.
3. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E and Antonov, A.V. (2019), "Structuring the amplitude-spatial characteristics of the swimming cycle of young crawl-swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 325-328.
4. Popov, L.A. and Popov, O.I. (2019), "Modified method of mastering the most important skills of swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 243-246.
Контактная информация: maltsev268886@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.07.2021
УДК 796.011.3
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Максим Владимирович Манжела, старший преподаватель, Аркадий Александрович Долгов, старший преподаватель, Владимир Михайлович Поздняк, старший препода-
ватель, Дмитрий Сергеевич Борисов, старший преподаватель, Наталья Викторовна Кузнецова, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет
Аннотация
В статье представлены результаты анализа последних исследований по итогам дистанционного обучения в апреле-мае 2020 учебного года. А также изучены основные формы проведения занятий по физической культуре в период дистанционного обучения. Определены возможные дальнейшие исследования в данной области. Цель исследования-выяснить основные методы и формы дистанционного обучения в процессе преподавания физической культуры для совершенствования учебного процесса. Опрос проводился в Волгоградском государственном техническом университете с использованием анкеты. В опросе приняли участие 230 респондентов: педагоги и студенты. Результаты были обсуждены и представлены в виде диаграмм. Категория респондентов была определена в начале опроса. Согласно результатам опроса, из 230 респондентов, количество студентов и педагогов составило 42 процента, а педагогов - 58 процентов.
Ключевые слова: пандемия, дистанционное обучение, физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p167-171
TEACHING OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF DISTANCE
LEARNING
Maxim Vladimirovich Manzhela, the senior teacher, Arcady Alexandrovich Dolgov, the senior teacher, Vladimir Mikhailovich Poznyak, the senior teacher, Dmitry Sergeevich Borisov, the senior teacher, Natalia Viktorovna Kuznetsova, the senior teacher, Volgograd State Technical University
Abstract
The article presents the results of the analysis of the latest research on the results of distance learning in April-May 2020 academic year. The main forms of conducting physical culture classes during the distance learning are also studied. Possible further research in this area has been identified. The purpose of the study is to find out the main methods and forms of distance learning in the process of teaching physical culture to improve the educational process. The survey was conducted at the Volgograd State Technical University using a questionnaire. 230 respondents took part in the survey: teachers and students. The results were discussed and presented in the form of diagrams. The category of respondents was determined at the beginning of the survey. According to the survey results, out of 230 respondents, the number of students and teachers was 42 percent, and teachers-58 percent.
Keywords: pandemic, distance learning, physical education.
Стремительное развитие технологий, постоянное увеличение объемов данных, модернизация и усложнение учебных и рабочих процессов и, как следствие, настоятельная потребность в качественном обучении на всех уровнях. Эти факторы являются неотъемлемой частью современного мира. Но в 2020 году появился еще один фактор, изменивший систему образования во всем мире: пандемия. Пандемия относится к распространению инфекционного заболевания, которое значительно превышает нормальный уровень заболеваемости в данном регионе. Но даже без пандемии современные образовательные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни.
Поэтому в соответствии со стратегией развития образования к 2020 году в нашей стране ожидается рост и активное развитие современных образовательных технологий, в том числе Интернета. Можно предположить, что пандемия только ускорила информатизацию образовательного процесса. И если система высшего образования уже имеет опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс через различные платформы, такие как система электронного обучения Moodle. Затем системы первого и среднего образования освоили дистанционные технологии непосредственно в учебном процессе.
Согласно совместным опросам Школы экономики и профсоюза работников образования России в целом, за время перехода к дистанционному образованию в школах доля тех, кто пользуется онлайн-ресурсами, увеличилась с 64% до 85%. Из тех, кто не пользовался никакими электронными учебными ресурсами, 74% начали ими пользоваться.
Введение системы повышенной готовности и, как следствие, массовое закрытие школ оказалось неожиданным явлением не только для России, но и для мира в целом. В то же время Министерство образования подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации "О реализации пилотного проекта в 2020-2022 годах по принятию целевой модели цифровой образовательной среды для общего образования, среднего профессионального образования и связанного с ним дополнительного профессионального образования, профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых". Согласно постановлению, эксперимент будет проводиться на добровольной основе в 14 регионах. Согласно опросам, 47 процентов тех, кто начал пользоваться электронными онлайн-ресурсами, заявили, что, скорее всего, продолжат использовать их в своей работе.
85%
Рисунок 1 - Использование ресурсов электронного обучения после завершения дистанционного обучения
Не нужно забывать о трудностях, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе дистанционного обучения. В результате около 40 процентов опрошенных учителей испытывали трудности с подключением всех детей к трансляции. И 42 процента имели перебои в работе из-за переполненности платформ. Кроме того, около 13 процентов учителей, ответивших на опрос, указали на ряд других трудностей:
- большинство детей и родителей не готовы работать условиях дистанционных технологий (они не знают, как использовать ресурсы);
- уровень знаний в области ПК учителя не позволяет подключаться к платформам;
- у преподавателя, и у студентов нет необходимого оборудования.
приходится прерывать занятие из-за того, что кто-то из студентов отсоединяется от трансляции
другое 13%
13%
некоторые студенты не могут справиться с подключением к видеотрансляции самостоятельно
низкая скорость интернета мешает проводить уроки 33%
36%
перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки 40%
41%
сложно подсоединить обучающихся к видеотрансляции
0% 10% 20% 30% 40% 50% Рисунок 2 - Проблемы учителей
Учитывая специфические особенности преподавания дисциплины "Физическая культура", учебная программа в этой академической области не может быть реализована
в полном объеме. Поэтому была сформулирована цель исследования [1].
Цель исследования-выяснить основные методы и формы дистанционного обучения в процессе преподавания физической культуры для совершенствования учебного процесса.
студенты
преподаватель физкультуры преподаватели других дисциплин
Рисунок 3 - Группа респондентов, участвовавших в опросе
В ходе опроса, на который был дан ответ, был задан следующий вопрос о форме, в которой занятия по физкультуре проводятся в вашем университете во время дистанционного обучения. Более 57% (130 человек) заявили, что их занятия проводились онлайн с использованием различных онлайн-платформ, в то время как 30% заявили, что студенты изучали теорию с помощью различных обучающих платформ и видеоуроков. Между тем, доля тех, у кого не было занятий или они проходили в других форматах, составляет всего 13 процентов.
онлайн занятия ссылки на РЭШ и др. другое
Рисунок 4 - Формы проведения занятий по физической культуре в ходе дистанционного обучения
В то же время в группах, где учителя проводили онлайн-курсы, в качестве домашних заданий использовались различные виды письменных работ. И 13% респондентов использовали видеозапись для заданий, в которых учащиеся должны были продемонстрировать практические навыки и умения.
просмотр ссылок письменные задания запись видео
Рисунок 5 - Формы домашних заданий
Стоит отметить, что в контексте дистанционного обучения именно онлайн-курсы и мониторинг выполнения домашних заданий с видеозаписью являются одним из наиболее распространенных и практических методов преподавания физической культуры в контексте дистанционного обучения.
ВЫВОДЫ
Проведённое педагогическое исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Использование дистанционных методик оказывает положительное влияние на усвоение теоретических аспектов предмета по физической культуре в начальных и сред-
них школах. В частности, студенты более мотивированы выполнять физические упражнения и участвовать в практических занятиях. А при изучении игровых видов спорта (волейбол, баскетбол и т.д.) студенты лучше понимали необходимость технико-тактических упражнений. Учитывая специфические особенности преподавания дисциплины "Физическая культура" в области науки, учебная программа в этой академической области не может быть реализована в полном объеме. Другими словами, существует необходимость в дальнейших исследованиях и разработках в этой области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матвеев, Л.П. Применение дистанционных образовательных технологий как средство индивидуальной формы организации обучения по физической культуре на уроке, во внеурочное и внеучебное время / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 5-8.
REFERENCES
1. Matveev, L.P. (2020), "The use of distance educational technologies as a means of an individual form of organization of training in physical culture in the classroom, in extracurricular and extracurricular time", Theory and practice physical culture, No. 5, pp. 5-8.
Контактная информация: natulek0684@mail.ru
Статья поступила в редакцию 31.07.2021
УДК 796.093.6
АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ЗИМНЕМ ОФИЦЕРСКОМ
ТРОЕБОРЬЕ
Александр Игоревич Матвиенко, помощник командира полка по физической подготовке - начальник физической подготовки, г. Тверь
Аннотация
В статье проведён анализ существующей практики подготовки спортсменов в зимнем офицерском троеборье. Методами исследования являлись анкетный опрос и анализ анкетных данных. В анкетном опросе приняли участие 57 тренеров различной категории. В результате проведённого исследования сделаны следующие выводы: вопросы, касающиеся методики подготовки спортсменов в зимнем офицерском троеборье, носят фрагментарный, разрозненный и противоречивый характер; большинство тренеров в своей практической деятельности опираются на личный опыт подготовки спортсменов; при подготовке спортсменов специалистами не учитывается его специфичность и многогранность; большинство тренеров отдают предпочтение ведущим для спортсменов видам; у подавляющего большинства респондентов вызывает затруднение вопрос разработки тренировочного процесса; по роду соревновательной деятельности наиболее сложным и для большинства спортсменов являются состязания в стрельбе и плавании.
Ключевые слова: зимнее офицерское троеборье, спортсмены, военно-прикладные виды спорта, тренировочный процесс, двигательные навыки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p171-176
ANALYSIS OF THE PREPARATION OF ATHLETES IN THE WINTER OFFICER
TRIATHLON
Aleksandr Igorevich Matvienko, the assistant to the regiment commander for physical training
- head of physical training, Tver
Abstract
The article analyzes the existing practice of training athletes in the winter officer triathlon. The research methods included the questionnaire survey and analysis of the personal data. 57 coaches of various