Научная статья на тему 'Компоненты психологической готовности студентов к работе в команде самоуправления'

Компоненты психологической готовности студентов к работе в команде самоуправления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / АВТОНОМНОСТЬ / ЦЕЛЬ / МОТИВ / ВЗАИМООТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ВКЛЮЧЁННОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / SELF GUIDED TEAM / AUTONOMY / GOAL / MOTIVE / INTERRESPONSIBILITY / STRESS STABILITY / INCLUSION / ACTIVITY / FACULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семова А. А.

Самоуправляемая команда это группа индивидов, которые демонстрируют исключительно высокий уровень развития, осуществляют наряду с выполнением функциональных задач и функции управления; их основные отличия от других типов команд состоят в комбинации наделения властью, обучении планированию, управлению, мониторингу и контролю собственной деятельности в значительной автономии и самостоятельности, в полной командной ответственности. Способствуя личностному росту каждого члена команды, они достигают высоких результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The components of students' psychological Readiness for working in the self guided team

A self-guided team is one of the most progressive ways in the present management. It is necessary to form psychological preparation of the students for working in such team, making conditions for development their persons. The considering matter of the idea of the self-guided team lets us to pick out the components of psychological preparation which includes certain indicators of efficiency of the self-guided teams.

Текст научной работы на тему «Компоненты психологической готовности студентов к работе в команде самоуправления»

УДК 159.9

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В КОМАНДЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ

© А. А. Сёмова

Волжский Университет имени В.Н. Татищева (институт)

Россия, г. Тольятти, 445020, ул. Ленинградская, 16.

Тел./факс: +7 (482) 48 65 89.

E-mail: Semaa66@mail.ru

Самоуправляемая команда — это группа индивидов, которые демонстрируют исключительно высокий уровень развития, осуществляют наряду с выполнением функциональных задач и функции управления; их основные отличия от других типов команд состоят в комбинации наделения властью, обучении планированию, управлению, мониторингу и контролю собственной деятельности в значительной автономии и самостоятельности, в полной командной ответственности. Способствуя личностному росту каждого члена команды, они достигают высоких результатов.

Ключевые слова: команда, самоуправление, автономность, цель, мотив,

взаимоответственность, стрессоустойчивость, включённость, активность, способности.

Значимость самоуправляемых команд неизменно и закономерно возрастает в современном обществе, в частности, на производстве, ориентированном на достижение качественно нового уровня экономического благосостояния людей.

Так как актуальность работы в самоуправляемой команде возрастает, в нашей работе акцентируется мысль о необходимости формирования психологической готовности студентов к работе в команде данного типа.

Проблему готовности студентов к работе в самоуправляемой команде нельзя назвать новым, отдельно существующим направлением в современной педагогической психологии, хотя оно и приобретает в настоящее время особую актуальность. Ориентирование студентов на единоличное, «закрытое» сосредоточение информации, собственной деятельности, на стремление получить лишь индивидуальный результат, по мнению Ю. П. Платонова, приводит к уменьшению лояльности членов группы, к потере человеческих, информационных, временных ресурсов. «Изолированная деятель-

ность» не создаёт единства устремлений и соединения индивидуальной воли людей в командную волю, не способствует повышению уровня свободы, инициативы, ответственности, не формирует профессиональной готовности к командной деятельности [1].

Формирование психологической готовности студентов к работе в команде самоуправления определяется необходимостью создания условий для развития личности студентов и способности продуктивно взаимодействовать внутри команды.

В связи с этим рассмотренное нами содержание понятия самоуправляемой команды позволяет выделить следующие компоненты психологической готовности к работе в команде самоуправления: мотивационный, когнитивный, личностный, эмо-

ционально-волевой, поведенческий. Каждый из компонентов характеризуется совокупностью критериев и показателей. Критерии - это качества, свойства, признаки изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне развития, а показатели - количественные или качественные характеристики каждого свойства, признака изучаемого объекта, то есть мера сформированно-сти того или иного критерия.

Мотивационный компонент рассматривали в своих исследованиях Р. С. Немов, А. В. Петровский, А. Л. Журавлёв, Б. Ф. Ломов, А. И. Донцов, Ю. П. Платонов, А. И. Китов, О. В. Аллахвердова, Г. В. Суходольский, А. А. Русалинова, В работах этих авторов в качестве ведущего параметра мотивационного компонента называется целеустремлённость, которая характеризует готовность команды к достижению поставленных целей. Цель, по мнению К. К. Платонова, Л. И. Уманского, В. В. Кумарина, определяет способ и характер действия членов самоуправляемой команды, связывает их с социальной средой.

Преподаватели, работающие в вузах и готовящие специалистов для работы в командах самоуправления, не могут начинать обучение студентов без наличия у них соответствующей мотивации. Но, даже начав обучение, невозможно успешно его осуществлять, пока положительная, направленная на результат мотивация не станет доминирующей.

Процессу выбора взаимодействия в команде самоуправления способствуют, прежде всего, такие мотивы, как преобразовательный - стремление решать интересные задачи, ориентация на процесс получения результата и сам результат, стремление достичь навыков, умений; коммуникативный -стремление устанавливать контакт с другими людьми, помогать им, стремление сохранить и упрочить достигнутое другими, иметь позитивные

межличностные отношения; прагматический -стремление делать только то, что приносит пользу, позволяет удовлетворять потребности и интересы, не связанные с деятельностью, желание сохранить своё здоровье, не тратить лишнюю энергию; кооперативный - стремление быть первым среди лучших, иметь высокий авторитет, успех в глазах окружающих, либо стремление быть не хуже других, получать одобрение, позитивную оценку; мотив достижения - стремление преодолевать трудности в решении поставленной цели, стремление к успеху либо стремление к самосовершенствованию, ориентация на себя как на объект преобразования.

Таким образом, в процессе мотивации студентов к работе в команде самоуправления можно выделить три группы стремлений: экономические (деньги, материальные блага), социальные (команда, окружение) и содержание выполняемой работы (труд).

Перспективный и эпизодический характер цели будет зависеть от обстоятельств определённого момента. Однако цель должна обязательно сохраняться в течение всего времени выполнения командной деятельности, т. к. является идеальным представлением будущего результата. Формирование цели происходит в условиях творчества всех участников самоуправляемой команды, хотя вклад каждого из них может быть различным, поэтому цель принимается как «общая» и вместе с тем каждым как «своя» (Б. Ф. Ломов).

Согласно исследованиям Л. А. Туровской, процесс целеполагания в командной деятельности -сложное явление, поскольку цель команды не всегда возникает из суммации индивидуальных целей. Этот процесс можно разбить на ряд взаимосвязанных этапов: выработка и соотнесение целей команды - согласование с общественными целями - усвоение индивидами командной цели - объективизация личных целей - гармонизация индивидуальных и командных целей, задач. Цели командной деятельности даже при изначально малой привлекательности для членов команды, но при правильно организованной учебно-воспитательной работе могут восприниматься большинством субъектов положительно. Влияние на формирование командной цели оказывают следующие факторы: социальная значимость общей цели; степень первоначальной идентификации общей и индивидуальной целей; уровень организационно-воспитательной работы.

Потребность студента в принадлежности к группе людей выступает основой командной деятельности и оказывает значительное влияние на эффективность деятельности субъекта. Реализация этой потребности обусловлена характером межличностных отношений, возникающих в группе студентов.

Изменение бытия, которое ожидает студента после окончания вуза, на наш взгляд, означает необходимость получения определённых навыков работы в команде самоуправления ради выхода на новый, самостоятельный уровень социального статуса, характеризующийся материальной самодостаточностью.

Когнитивный компонент - одно из условий психологической готовности к работе в команде самоуправления переживается личностью как неосознаваемая уверенность в своих способностях, помогает разрешению кризисных и проблемных ситуаций, несмотря на то, что до этого у индивида не было опыта разрешения подобных ситуаций. Студент - будущий специалист с развитым интеллектом проявляет оптимизм, эффективно использует профессиональный потенциал, свободен и открыт в профессионально-коммуникативных позициях, может принимать нестандартные решения и четко планировать необходимые действия в критических ситуациях [2, 3].

Высокая степень обучаемости также является важным признаком при формировании организаторских, коммуникативных знаний, навыков и умений индивидов в работе в команде самоуправления.

Личностный компонент как одно из условий психологической готовности к управлению включает в себя содержание и направленность системы жизненных ценностей, совокупность психологических и социальных свойств человека как субъекта деятельности [4]. Личностный компонент значимым образом обусловливает формирование профессиональных знаний, умений, навыков: «Чем выше уровень развития человека, тем богаче его личностный потенциал и наоборот, чем богаче его личностный потенциал, тем выше уровень развития человека. Слабая сформированность личностных качеств порождает неудовлетворенность трудом, снижает мотивацию профессионального роста» [5]. К профессионально важным качествам, составляющим личностный компонент человека, В. С. Безрукова относит профессиональную и социальную мобильность, самостоятельность, коллективизм, ответственность, индивидуальность.

Рассматривая свойства личности как относительно устойчивые, постоянные, высокообобщенные отношения человека к самому себе, окружающим, к природе, к материальным и духовным ценностям, В. М. Минияров показал множественность индивидуально-психологических вариаций, сочетающихся между собой характерологическими чертами. Данный подход позволяет прогнозировать ситуативное проявление различных типов личности в жизнедеятельности, а также определять актуальную выраженность тех или иных личностных качеств. Это положение является для нас особенно

значимым, так как личностные свойства влияют на успешность работы в самоуправляемой команде. Поэтому знание себя как личности приводит к пониманию другого, что является непременным условием формирования психологической готовности студентов к работе в команде самоуправления.

С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. М. Шепель, К. К. Платонов, Б. Д. Парыгин эмоционально-волевой компонент связывали с удовлетворённостью и стрессоустойчивостью команды.

Удовлетворённость как характеристика направленности команды раскрывает модальность эмоциональной оценки хода реализации общих целей. Удовлетворённость проявляется в командной деятельности как эмоциональность.

Стрессоустойчивость подразумевает способность каждого члена преодолевать возникающие в самоуправляемой команде стрессы и кофликты. В командной деятельности стрессоустойчивость проявляется в противостоянии членов команды деструктивным и дезорганизующим воздействиям и в консолидации условий для достижения общих целей.

Обобщая вышеизложенный материал, можно отметить, что конструктивное реагирование членов самоуправляемой команды на стрессовые ситуации повышает сопротивляемость, сплочённость, организованность, продуктивность работы, способствует возрастанию внутренней активности, направляет на блокирование фрустратора.

Содержание поведенческого компонента раскрывают в своих работах Г. В. Суходольский, Г. М. Андреева, В. Ф. Рубахин, А. В. Филиппов, Г. М. Гак, Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, В. Н. Панфёров, Г. А. Ковалёв, Ю. Л. Ханин, Р. Л. Кричевский.

Поведенческий компонент характеризуется рядом параметров, которые отражают особенности командного взаимодействия, структуру и динамику развития команды как субъекта деятельности. Эти параметры раскрываются через такие характеристики самоуправляемой команды, как сплочённость (интегрированность), организованность, социальная и трудовая активность (включённость). В командной деятельности они лежат в основе психологических факторов интегративности, организованности и командности. Командность является индикатором включённости её членов в трудовой процесс. Она показывает и уровень воспитанности субъектов командного труда.

Рассмотренные нами компоненты психологической готовности к работе в команде самоуправления отражены в схеме (рис. 1).

Представленная пятикомпонентная структура психологической готовности к работе в команде самоуправления включает в себя большое многообразие показателей, выделенных различными авто-

рами. Нам необходимо выделить лишь те, которые являются основными: интерес к командной деятельности; целенаправленность; индивидуальнопсихологические свойства личности; коммуникативные и организаторские способности; взаимодоверие; осуществление командной роли; гибкая стратегия поведения в конфликте; стрессоустойчи-вость.

Эмоционально-волевой (сознательные мобилизующие усилия и управление своими чувствами, эмоциями, настроением и поведением, жизненная энергия, уверенность в успехе, воодушевление, преодоление сомнений, болезни, развитие стрессоустойчивости, выработка гибкой стратегии в конфликте)

Рис.1. Компоненты психологической готовности к работе в команде самоуправления.

Данные показатели были выделены и обоснованы в соответствии со следующими требованиями:

- критерии должны отражать основные закономерности формирования самоуправляемой команды;

- с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы;

- качественные показатели должны выступать в единстве с количественными;

- критерии должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей выраженности данного критерия.

Данная схема - результат авторского осмысления собранных по крупицам теоретических предпосылок и собственного эмпирического опыта участия автора в становлении самоуправляемых команд. Выделенные показатели эффективности деятельности самоуправляемых команд должны стать предметом диагностики и коррекции личностных возможностей каждого члена самоуправляемой команды и процесса взаимодействия между ними, что и будет являться для нас материалом дальнейшего исследования.

Выводы

Анализ научной литературы помог нам конкретизировать определение «психологическая готовность к работе в команде самоуправления», которая рассматривается как психическое состояние,

характеризующееся целеустремлённостью, высокой степенью осознания членами данной команды потребности в достижении общих целей, удовлетворённостью процессом реализации командных целей, способностью преодолевать возникающие в команде стрессы и конфликты, динамической концентрацией внутренних сил на основе знания своих индивидуально-личностных особенностей и особенностей членов команды. Это позволяет индивидам целесообразно регулировать свою деятельность, взаимодействовать внутри команды в процессе организации и планирования работы, проявлять поведенческую активность и положительный эмоциональный настрой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 184 с.

2. Авдеев В. В. Формирование команды. М.: Пед. общ-во России, 2001. - 510 с.

3. Гертер Г., Оттл К. Работа в команде: Практические рекомендации для работы в группе. Харьков: гуманитарный центр, 2006. - 192 с.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. Минск: Харвест, 2006. - 416 с.

5. Журавлёв А. Л. Психология совместной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2005. - 639 с.

Поступила в редакцию 14.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.