Научная статья на тему 'Понятие способности к работе в самоуправляемой команде'

Понятие способности к работе в самоуправляемой команде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
701
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ КОМАНДА / ЦЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сёмова А. А.

Исследуется проблема формирования у студентов способности к работе в самоуправляемой команде для развития способностей и навыков управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие способности к работе в самоуправляемой команде»

ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТИ К РАБОТЕ В САМОУПРАВЛЯЕМОЙ КОМАНДЕ

Сёмова А. А., преподаватель кафедры «Менеджмент организации»

Волжский университет имени В.Н.Татищева, Тольятти

Исследуется проблема формирования у студентов способности к работе в самоуправляемой команде для развития способностей и навыков управления.

Учитывая, что в целом на протяжении последних десяти лет растёт понимание значимости создания самоуправляемых команд, проведённый нами анализ материала по данной проблеме подводит к осознанию того, что необходимо формировать у студентов способность к успешной работе в самоуправляемой команде.

Гармоничное развитие студента тесно связано с такими его особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность к тому или иному виду деятельности, отмечал в своей работе М.В.Гомезо. Автор на основе своих исследований в этой области пришёл к выводу о том, что от уровня развития способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками.

Проблемой способности к работе в самоуправляемой команде занимались такие авторы как Ю.П.Платонов, Б.Ф.Ломов, Б.Д.Парыгин, А.А.Русалинова, А.Л.Журавлёв,

A.В.Петровский и др. Они считали, что решение этой проблемы возможно только с

помощью системного подхода: диагностика индивидуально-личностных качеств,

необходимых для работы в команде данного типа, психо-физиологических показателей на всех этапах довузовской профориентации (Б.А.Федоршин); выявление ограничений и неразвитых возможностей, значимых в плане работы в самоуправляемой команде (Т.Хохлова); обучение навыкам командного взаимодействия (В.Лобанова); овладение технологией самостоятельного командного проектирования и строительства (В.А.Ильин); изучение особенностей поведения членов самоуправляемой команды с помощью таких методов, как социометрия и анализ внутригруппового взаимодействия (М.Т.Громкова); теоретические и методические консультации по командообразованию (Т.Хохлова,

B.Лобанова); создание условий для развития сплочённости (Т.П.Галкина).

Способности для работы самоуправляемой команды характеризуются наличием у

специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свои действия на уровне поставленной цели, выдвинутых задач, норм и правил взаимодействия членов такой команды. Поскольку любая деятельность есть решение бесчисленного ряда задач, профессионализм в ней обнаруживается, прежде всего, в умении видеть задачи, формулировать, применять методологию и методы специальных наук для установки их диагноза и прогноза, оценивать и выбирать методы, наиболее подходящие для их решения.

Таким образом, способности для работы в самоуправляемой команде - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения, характеризующиеся определённым уровнем развития функциональных и операционных механизмов психических свойств, перестройка которых происходит в зависимости от содержания конкретной деятельности (

А.В.Петровский, А.Л.Журавлёв, Б.Ф.Ломов, Ю.П Платонов, Л.П.Буева, В.А.Якунин,

Н.И.Лапин, А.Л.Свеницкий, А.И.Китов, А.С.Чернышов, А.Н.Лутошкин,

О.В.Аллахвердова, Г.В.Суходольский, Е.И.Головаха, И.Г.Кокурина, А.А.Русалинова, Л.Д.Козырь, А.Г.Здравомыслов, И.П.Волков и др.).

Проанализировав современную научную литературу, выделив из нее необходимые для понимания способностей положения, мы конкретизировали понятие «способности к работе в самоуправляемой команде» и на базе определения выделили психологическую структуру способности к работе в команде такого типа, в которую входит следующие

компоненты: мотивационный, личностный, поведенческий. Каждый из компонентов является свойством, признаком изучаемого объекта, который даёт возможность судить о его состоянии и уровне развития.

Мотивационный компонент способности к работе в самоуправляемой команде включает в себя направленность личности на выполнение задачи в профессиональной деятельности и понимается как стремление каждого члена самоуправляемой команды к основной, общественно значимой цели. Цель, по мнению К.К. Платонова, Л.И.Уманского,

В.В.Кумарина, определяет способ и характер действия членов такой команды, связывает их с социальной средой.

Направленность личности на выполнение задачи в профессиональной деятельности характеризуется содержанием целей, групповыми социальными интересами, установками, убеждениями, идеалами. Близость или сходство ценностных ориентаций участников самоуправляемой команды проявляется во взаимодополняемой направленности командного субъекта на какую-либо цель. Это служит важной предпосылкой успешного выполнения совместной деятельности.

Перспективный и эпизодический характер цели будет зависеть от обстоятельств определённого момента. Однако цель должна обязательно сохраняться в течение всего времени выполнения командной деятельности, так как является идеальным представлением будущего результата. Формирование цели происходит в условиях творчества всех участников самоуправляемой команды, хотя вклад каждого из них может быть различным. Поэтому цель принимается как «общая» и вместе с тем каждым как «своя» (Б.Ф.Ломов).

Каждая личность в самоуправляемой команде характеризуется динамическим «полем целей», благодаря чему создаётся возможность согласования индивидуальных целей и формирования цели командной. Так, например, в работе А.И.Донцова «общая цель - это не только совпадение целей, которые ставятся отдельными членами самоуправляемой команды, важно, чтобы она была связана с потребностями такой команды, как целостного образования».

Общая цель является основой интеграции команды и проявляется на трёх уровнях: 1) способность удовлетворять запросы общественной системы; 2) способность организовывать внутри- и межгрупповое взаимодействие, результирующееся в некотором продукте; 3) значимость данной деятельности для осуществляющих её индивидов.

По определению авторов отношение к участию в совместной деятельности представляет собой активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к деятельности в команде. Оно характеризует такое состояние мотивационной сферы участников команды, при котором, имеют место эмоциональные переживания потребности, влечения, желания действовать вместе, а также осознание необходимости командной деятельности и пристрастное, увлечённое отношение к ней. Проявляется такое отношение в особенностях активности и заинтересованности членов коллектива в командной деятельности. Основными показателями отношения командного субъекта к участию в совместной деятельности является уровень активности участников командной деятельности, напряжённость (интенсивность) их деятельности, степень удовлетворения участием в командной деятельности, глубокий или поверхностный уровень включённости его членов в командную деятельности, который свидетельствует в первую очередь об их отношении к ней.

В условиях самоуправляемой команды активная позиция её участников вырабатывается без каких-либо специально прилагаемых усилий по мере решения задач, соответствующих содержанию конкретной деятельности. Это имеет особенно большое значение для развития самоуправляемой команды и её динамики. При этом Ю.П.Платонов подчёркивает, что развитие самоуправляемой команды и развитие личности оказываются тесно связанными в этом процессе.

Согласно исследованиям Л.А.Туровской, процесс целеполагания в самоуправляемой

команде - явление сложное, поскольку цель команды не всегда возникает из суммации индивидуальных целей. Этот процесс можно разбить на ряд взаимосвязанных этапов: выработка и соотнесение целей самоуправляемой команды - согласование с общественными целями - усвоение индивидами командной цели - объективизация личных целей - гармонизация индивидуальных и командных целей, задач. Цели командной деятельности даже при изначально малой привлекательности для членов самоуправляемой команды, но при правильно организованной учебно-воспитательной работе, могут восприниматься большинством субъектов положительно. Влияние на формирование командной цели оказывают следующие факторы: социальная значимость общей цели; степень первоначальной идентификации общей и индивидуальной целей; уровень организационно-воспитательной работы.

В процессе активной командной деятельности по реализации первоначально поставленной общей цели происходит своеобразное присвоение и одновременное повышение значимости этой цели для членов самоуправляемой команды. Каждая общая цель имеет подцели, образующие так называемое «дерево целей». Многоуровневая взаимосвязанность различных целей позволяет конкретизировать их и средства достижения целей вышестоящего уровня. Важной задачей для членов самоуправляемой команды является определение приоритета целей совместной деятельности, их значимости и последовательности достижения (Ю.Козелецкий, В.А.Якунин).

Личностный компонент способности к работе в самоуправляемой команде включает в себя следующие личностные храктеристики, необходимые студентам для работы в самоуправляемой команде: согласованность, сплочённость, взаимопомощь, взаимодополняемость, взаимозаменяемость, гармония характеров.

Определение такого компонента способности к работе в самоуправляемой команде как типологические особенности членов самоуправляемой команды описывается в иследованиях А.Л.Журавлёва плотностью функциональных связей между её членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними; уровнем функциональной взаимосвязанности; отношением числа совместно выполняемых функций к общему их числу; типом целостности командного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами самоуправляемой команды.

Рассматривая свойства личности как относительно устойчивые, постоянные, высокообобщенные отношения человека к самому себе, окружающим, природе, материальным и духовным ценностям, В.М. Минияров показал множественность

индивидуально-психологических вариаций, сочетающихся между собой характерологическими чертами. Данный подход позволяет прогнозировать ситуативное проявление различных типов личности в жизнедеятельности, а также определять актуальную выраженность тех или иных личностных качеств. Это положение является для нас особенно значимым, так как личностные свойства менеджера влияют на успешность профессиональной деятельности. Поэтому знание себя как личности приводит к пониманию другого, что является непременным условием формирования психологической готовности студентов к управлению.

Большинство авторов, оценивая содержание этого компонента считают, что понятие психологического климата наиболее ёмкое и отражает характер взаимоотношений между членами самоуправляемой команды, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности учебной и внеучебной деятельности в самоуправляемой команде (Е.С.Кузьмин).

Следует отметить, что одним из первых, кто попытался раскрыть содержание понятия «психологический климат в студенческой группе» был В.М.Шепель. «Психологический климат» рассматривается автором как эмоциональная окраска психологических связей студентов группы, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. В дальнейшем автор

уточняет своё определение понятия психологический климат и подразделяет его на три «климатические зоны»: социальный климат (определяет, насколько высока осознанность членами команды общих целей, задач); моральный климат (определяет, какие моральные ценности в данной команде являются общепринятыми); психологический климат (неофициальная атмосфера, которая складывается между членами команды, находящимися в непосредственном контакте друг с другом).

Как отметили А.Г.Ковалёв, В.В.Бойко и В.Н.Панфёров на разных стадиях развития студенческой группы можно наблюдать и разные эмоциональные отношения между её членами. Если на первых двух стадиях становления команды эмоциональный фактор наиболее выражен и играет главную роль (идёт интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных взаимоотношений), то на стадии самоуправления всё большее значение приобретают когнитивные процессы, и каждый член команды выступает не только как потенциальный объект эмоционального общения, но и как носитель определённых личностных качеств, социальных норм, установок.

Интересен подход А.И.Папкина к изучению интерперсональных взаимоотношений в самоуправляемой команде. Иными словами, эмоции одного члена команды мотивируют поведение других членов, направляя их на осуществление целей деятельности, на устранение фрустрирующих воздействий.

Устойчивость команды к деструктивным воздействиям обусловлена эмоциональноволевыми состояниями её членов, возникающими в процессе совместной деятельности и способствующими преодолению дезинтеграционных процессов и стрессовых ситуаций. Достоинством работ В.Я.Подороги, Л.И.Уманского является то, что они доказали способность команд с высоким уровнем социально-психологического развития сплачиваться и блокировать отрицательные влияния факторов, вызывающих стресс. В команде, обладающей высоким уровнем зрелости, присутствует целостность анализа возникшей стрессогенной ситуации, поиск и умение принять самостоятельное решение с учётом командных, а не индивидуальных частных целей и задач. Наличие «центробежных» психологических детерминант приводит команду такого типа на ещё более высокий уровень развития (уровень самоконтроля, взаимоответственности, взаимодополняемости).

Обобщая результаты исследований, можно отметить, что субъекты с высоким уровнем развития на стрессовые ситуации отвечают повышением сопротивляемости, компесаторными реакциями, возрастанием внутренней активности, направленной на блокирование фрустратора, сплочённостью, организованностью и продуктивностью работы.

Поведенческий компонент способности студентов к работе в самоуправляемой команде характеризуется склонностью к внешней и внутренней локализации контроля при получении результата. Содержание этого компонента подчёркивает её упорядоченность, собранность, подчинённость определённому порядку выполнения деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность), внешнюю и внутреннюю локализацию контроля. Для обозначения этого компонента в данном контексте Б.Г.Ананьев предлагает использовать термин «регулируемость», управляемость, под которой понимается способность следовать управляющим воздействиям.

В данном компоненте можно выделить два основных аспекта: способность членов самоуправляемой команды следовать внешним организационным и управляющим воздействиям, то есть их исполнительность; способность членов данного типа команды самому организовываться и управлять своей деятельностью. В этом смысле организованность и управляемость характеризуются сплочённостью в решении внутригрупповых задач и степенью развития самоуправления. Уровень самоорганизованности изучается через формально-динамические показатели (количество членов, принимающих участие в управлении командой; количество выполняемых ими

управленческих и других функций) и содержательные (потенциал лидерства, способы включения членов команды в управление, его направленность и др.)

Осознанию значимости этого элемента для работы в самоуправляемой команде также способствует анализ стадий её развития, становления. Самый высокий уровень «объединённости» группы, по мнению Л.И.Уманского, зависит от уровня её социальнопсихологической зрелости. Чем выше уровень зрелости группы, тем быстрее группа превращается в качественно новое социальное образование, в новый социальный организм - в команду самоуправления. Скорость движения группы от одной стадии до другой определяется противоречиями между возросшими потребностями группы и возможностями их реализации в деятельности, а также между растущими стремлениями каждого члена группы реализовать в ней свои интересы, самоутвердиться, включиться во внутригрупповую структуру, идентифицироваться с ней. При определении организованности группы А.С.Чернышёв характеризует её на основании двух аспектов: 1) способность следовать внешним организационным воздействиям, т.е. исполнительность; 2) способность самому организовываться и управлять своей деятельностью, т.е. самоуправляемость.

Процессы интеграции обеспечивают необходимую для самоуправляемой команды монолитность, единство, структурированность, согласованность, позволяющие рассматривать её как единое целое.

Авторы вводят такое понятие, характеризующее способности к работе в самоуправляемой команде, как умение определять свою групповую роль в соответствии с характерологическими свойствами личности, под которым понимают чёткость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами такой команды, определённость её структуры.

Содержание умения определять свою групповую роль в соответствии с характерологическими свойствами личности как показателя структуры способностей к работе в самоуправляемой команде раскрывают в своих работах Г.М.Андреева, А.В.Филиппов, Ю.Л.Ханин, Р.Л.Кричевский и др. Согласно их идеям данный показатель способностей к работе в самоуправляемой команде обладает свойством легко разделяться на основные элементы, которые соответствуют выполняемым функциям и задачам в совместной деятельности, то есть каждому её звену определено своё место.

По мнению А.С.Чернышева, практический компонент из структуры способностей к работе в самоуправляемой команде, можно охарактеризовать типом распределения обязанностей и ответственности в самоуправляемой команде, характером его статусноролевой структуры, соответствием организационной структуры деятельности организационным отношениям, доминирующими способами распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование и др.), способами принятия ответственности за выполнение функций в команде (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристиками делового взаимоотношения и др.

Основным проявлением умения определять свою групповую роль в соответствии с характерологическими свойствами личности как показателя из структуры способностей к работе в самоуправляемой команде Б.Д.Парыгин считает степень вхождения человека в систему требований, норм, ролей, прав, обязанностей и ожиданий, которые предъявляет такая команда и определил её как «психологическую включённость», как факт причастности индивида к деятельности. Впоследствии А.И.Китов рассматривал данный компонент как влияние активности на других участников самоуправляемой команды, обеспечивающее включённость в решение общекомандных задач.

Использование оптимальной стратегии поведения в конфликте как элемент

практического компонента способности к работе в самоуправляемой команде

представляет тип или характер соотношения действий членов самоуправляемой команды, который может оцениваться с помощью следующих показателей: доминирующих способов разрешения разногласий, противоречий, ведущей тактикой согласования

действий членов команды, уровнем конфликтности и стратегией поведения её членов в конфликтных ситуациях.

Психологическая структура способности к работе в самоуправляемой команде включает в себя большое многообразие показателей, выделенных разными авторами. Выделяем главные показатели, такие как: в мотивационном компоненте - это направленность личности на выполнение профессиональной задачи, отношение к командной деятельности; в личностном компоненте - это определение социальнопсихологических типов личности с целью обеспечения гармоничного сочетания членов самоуправляемой команды; в практическом компоненте - склонность к внешней и внутренней локализации контроля при получении результата, сознательное управление собой, определение групповой роли с учётом характерологических свойств личности, использование оптимальной стратегии поведения при разрешении конфликта.

Таким образом, опираясь на анализ психолого-педагогических источников, под способностями студентов к работе в самоуправляемой команде мы будем понимать совокупность личностных качеств, обеспечивающих определённую социальную направленность и активное отношение к участию в профессиональной деятельности, где каждый участник максимально реализует умения определять собственную групповую роль с учётом характерных свойств личности и использовать оптимальные стратегии разрешения конфликтных ситуаций, позволяющие им сознательно управлять собой и предъявлять к себе и другим требования для успешного достижения поставленной цели.

Библиографический список

1. Белбин, Р. Мередит. Типы людей в командах менеджеров. Пер. с англ. М.: Н1РРО, 2003.-232с.

2. Бронштейн, Марти. Управление командами для «чайников». - Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 320 с.

3. Галкина, Т.П. Социология управления: От группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2003. - 224с.

4. Гертер, Г., Оттл, К.. Работа в команде. Харьков: Гуманитарный центр, 2006. -192 с.

5. Джозеф Г. Бойетт, Джимми Т. Бойетт. Создание высокоэффективных организаций посредством рабочих команд /Лучшие идеи мастеров управления. СПб: Питер, 2000.- 185 -208 с.

Ключевые слова: самоуправляемая команда, цель, мотивация, социальная

направленность, социально-психологический тип личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.