Научная статья на тему 'Корреляция личностных характеристик с показателями организаторских способностей учителя начальных классов'

Корреляция личностных характеристик с показателями организаторских способностей учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / КОНТРЭРГИЧНЫЕ СВЯЗИ / ORGANIZING ABILITIES / TEMPERAMENT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TYPE / LOCUS OF CONTROL / INVERSE RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна

В статье выдвигается предположение и доказывается существование корреляционных связей между личностными особенностями и показателями организаторских способностей учителя начальных классов. Демонстрируя результаты корреляционного анализа, автор показал взаимосвязь организаторских способностей учителя начальных классов с разными типами темперамента, социально-психологического типа личности и локус-контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE PERSONALITY CHARACTERISTICS WITH THE INDICATORS OF ORGANIZING ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The speculation and the existence of correlative relations between personality characteristics and indicators of organizing abilities of primary school teachers are being put forward and proved in the article. The author shows the relationship of organizational abilities of primary school teachers with different types of temperament, social and psychological personality types and locus-control demonstrating the results of the correlation analysis.

Текст научной работы на тему «Корреляция личностных характеристик с показателями организаторских способностей учителя начальных классов»

УДК 37

КОРРЕЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

© 2013 С.В.Иванова

Белебеевский педагогический колледж. Республика Башкортостан

Статья поступила в редакцию 23.11.2012

В статье выдвигается предположение и доказывается существование корреляционных связей между личностными особенностями и показателями организаторских способностей учителя начальных классов. Демонстрируя результаты корреляционного анализа, автор показал взаимосвязь организаторских способностей учителя начальных классов с разными типами темперамента, социально-психологического типа личности и локус-контроля.

Ключевые слова: организаторские способности, темперамент, социально-психологический тип, локус контроля, контрэргичные связи.

Динамичность современного общества рассредоточила цели профессионального образования не только над усвоением знаний, приобретением профессиональных умений, но и на способности к самоорганизации, принятию решений в изменяющихся условиях. Такие преобразования делают востребованными организаторские способности. В связи с этим в процессе обучения в профессиональном учреждении возникает проблема их формирования. Поскольку данная статья посвящена подготовке учителей начальных классов, в ней мы рассматриваем один и аспектов формирования организаторских способностей именно у них.

Анализ литературы (Г.М.Иващенко, А.Л.Карпова, А.В.Косов, Б.Д.Красовский, В.С.Кузнецова, А.Н.Лутошкин, З.Г.Матвеев, Т.В.Невская, В.Н.Николаев, Т.Л.Пономаренко, И.Л.Руденко, В.Д.Сапоровская, В.Н.Тарасюк, Л.И.Уманский, А.А.Эм, Г.Ю.Ярославова и др.) позволил сделать вывод о том, что организаторские способности учителя начальных классов представлены: когнитивным, эмоционально-волевым, поведенческим компонентами. При этом когнитивный компонент представлен знаниями о целях и задачах педагогической организаторской деятельности и учебной деятельности, на которую она направлена; о методах и формах осуществления педагогической организаторской деятельности; об особенностях личности и коллектива; об особенностях взаимодействия участников педагогического процесса; о требованиях, предъявляемых к процессу и результатам организаторской деятельности и к организатору. Содержание эмоционально-волевого компонента составляют эмпатия к окружающим лю-

Иванова Светлана Владимировна, преподаватель. E-mail: karb-svetlana@yandex. ru

дям и волевые качества. В состав поведенческого компонента входят: мобилизационные, ори-ентационные, развивающие, коммуникативные, прогностические, проектировочные, аналитические умения.

Но это, как было выяснено нами в ходе исследования, далеко не весь диапазон показателей, определяющих содержание организаторских способностей учителя начальных классов. Так, в своих работах Л.И.Уманский доказал, что любому организатору должны быть присущи такие качества, как самообладание и выдержка, общительность, психологическая избирательность, которые по своим психологическим характеристикам сочетаются с компонентами оценки темперамента, выделенными В.М.Русаловым1: эргичностью (выносливостью), пластичностью, скоростью и эмоциональностью (чувствительностью). Выявленный факт дает основание предположить, что склонность будущего учителя начальных классов к осуществлению организаторской деятельности, а отсюда и проявление организаторских способностей зависит от темперамента. В доказательство этому выступает утверждение Р.С.Не-мова, Е.А.Климова2 и др. о том, что некоторые сочетания свойств темперамента определяют индивидуальный стиль деятельности. Отсюда мы предполагаем, что сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов также определяют стиль организаторской деятельности.

Следующая детерминанта, определяющая содержание организаторских способностей бу-

1 Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - №11. - С. 19 - 33.

2 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности// Психология индивидуальных различий: Тексты. - М.: 1982.

дущего учителя начальных классов обозначилась, исходя из работ П.Ф.Лесгафта, В.М.Ми-ниярова и др. Авторы, среди главных характерологических качеств социально-психологических типов личности, выделили: сознательность и правдивость, определяющие отношение человека к людям, к деятельности, к своим возможностям, к коллективу, к себе, к критике, к предъявлению волевых усилий. Все эти качества выделены А.Л.Карповой, А.Н.Лутош-киным, Л.И.Уманским и у хороших организаторов. Отсюда можно предположить о взаимосвязи организаторских способностей и социально-психологического типа личности. Наконец,

можно предположить, что содержание организаторских способностей определяется еще одной характеристикой - локус контролем. К такому выводу мы пришли на основании того, что организаторам свойственно принятие на себя ответственности за происходящие с ним события.

Для подтверждения выдвинутых предположений был проведен корреляционный анализ перечисленных личностных характеристик с показателями организаторских способностей, который мы отразили в таблицах. Так, в таб. 1 продемонстрированы корреляты между типами темперамента и показателями организаторских способностей.

Таб.1. Зависимость проявления организаторских способностей от темперамента

Темперамент Компоненты организаторских способностей

Когнитивный Эмоционально-волевой Поведенческий

Знания орг.деят-ти Саморегуляция Эмпатия Коммун.умен. Рефлексив.ум. Аналитич. ум. Прогност. ум. Проектир. ум. Мобил. ум. Развив. ум. Ориентац.ум. Пед. орг.опыт

Холерик -0,09 -0,30 знач. -0,14 0,01 0,05 -0,28 знач. -0,06 -0,16 -0,17 -0,04 -0,17 0,01

Сангвиник 0,15 -0,55 знач. 0,16 -0,11 -0,08 -0,01 0,07 0,15 0,08 -0,10 0,09 0,08

Флегматик -0,11 0,73 знач. 0,02 0,02 0,14 0,26 знач. -0,01 0,01 0,05 0,09 0,06 -0,03

Меланхолик 0,08 0,23 -0,14 0,20 -0,23 -0,03 -0,04 -0,07 0,00 0,12 -0,02 -0,14

По содержанию таб.1 видно, что большинство взаимосвязей носят контрэргичный характер, то есть по своим психологическим характеристикам противоположны содержанию необходимых показателей организаторских способностей. При этом статистически значимую обратную связь продемонстрировали холерики по показателю «аналитические умения», и, также как и сангвиники, по саморегуляции эмоционального состояния. Это свидетельствует об испытываемых ими затруднениях в ситуациях, где требуются умения педагогически мыслить, находить новые знания из практики, осмысливать и разрабатывать новые способы действия. То есть у холериков в процессе осуществления организаторской деятельности появятся трудно-

сти при необходимости проявления не только аналитических умений, но и когнитивного компонента организаторских способностей. Обратная статистически значимая зависимость у холериков и сангвиников по показателю «саморегуляция эмоционального состояния» - свидетельство плохого управления респондентами собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками. Как следствие, холерикам и сангвиникам будут присуща эмоциональная неуравновешенность, за которой может стоять некорректное отношение к членам коллектива в процессе организаторской деятельности. В связи с этим при формировании эмоционально-волевого компонента организаторских способностей необходимо усилить ра-

боту с респондентами холерического и сангвинического темперамента по коррекции саморегуляции.

Отметим, что у сангвиников в процессе диагностики 58,3% психологических качеств были проявлены как сопутствующие содержанию организаторских способностей. Среди них: знания об организаторской деятельности; эмпатия к окружающим людям; прогностические, проектировочные, мобилизационные, ориентацион-ные умения; педагогический организаторский опыт. Однако статистически значимых значе-

ний по этим показателям не обнаружено. Отсюда можем сделать вывод, что у сангвиников они находятся в зоне ближайшего развития. Поскольку на констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что большую часть респондентов экспериментальной (49,4%) и контрольной (51,7%) групп составляют сангвиники, при формировании у них организаторских способностей необходимо усилить работу по инициированию и активизации всех перечисленных показателей.

Таб. 2. Зависимость проявления организаторских способностей от социально-психологического

типа личности

Компоненты организаторских способностей

Когни- Эмоционально- Поведенческий

к тивныи волевой

н

Соц.-псих. Знан. орг.д-ти Саморегул-я Эмпатия Ком.умен. Реф. ум. Анал. ум. Прог. ум. Проект. ум. Мобил. ум. Развив. ум. Ориентац. ум.

к

к Е 00 ю о 00 о £4 £4 ю о о £4 о 00

о" ,0- ,0- ,0- ,0- ,0- ,0- ,0- ,0 0,- ,0

Сен- зит. £4 СЧ £4 0, 00 00 ю £ 2а «5 00 ю 0, £4 о,

о 0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,н 0з ,0 ,0 ,0 0

а £4 О 00 0 00 0 00 2 00 £4 0 0 £Ч 0

1-4 О ,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,0

Тре- вож. -0,04 -0,16 0,00 -0,01 0,02 0,07 -0,01 0,02 0,09 - 0,09 0,01

н К -0,01 -0,12 -0,12 0,00 -0,13 -0,08 -0,02 -0,22 -0,01 0,01 0,07

Интров. 0,13 0,03 0,18 -0,04 0,13 0,04 0,22 0,15 -0,03 0,08 -0,11

р о

н ю о 0 4 0 0 «5 0 о «5 0 0 8 0 9

о ,0- ,0- ,0 ,0 ,0- ,0- ,0- ,0- ,0 ,0 ,0

Наибольший процент (75%) психологических качеств, находящихся в прямой зависимости от показателей организаторских способностей продемонстрировали флегматики. При этом по показателям «саморегуляция эмоционального состояния» и «аналитические умения» результаты были статистически значимыми.

Большой процент проявления сопряженных с организаторскими способностями психологических качеств дает нам возможность прогнозирования положительной динамики формирования организаторских способностей у респондентов флегматического темперамента. Однако при этом не надо забывать о малой активности та-

ких студентов, а также, обнаруженных в ходе диагностики, контрэргичных связях по показателям «педагогический организаторский опыт», «прогностические умения» и «организаторские знания», и есть результат их малой подвижности. Поэтому при формировании организаторских способностей у респондентов флегматического темперамента необходимы корректирующие занятия, направленные на формирование этих показателей.

Наконец, психологические характеристики меланхоликов прямую зависимость от организаторских способностей продемонстрировали только по показателям «знания об организаторской деятельности», «саморегуляция эмоционального состояния», «коммуникативные умения», «мобилизационные умения» и «развивающие умения». При этом статистически значимых результатов ни по одному показателю не было обнаружено. Это свидетельствует о том, что со студентами меланхолического темперамента при формировании организаторских способностей необходимо проводить более длительную и кропотливую работу по всем направлениям разработанной нами модели.

Следующим шагом корреляционного анализа было установление зависимости психологических характеристик респондентов разных социально-психологических типов от показателей

организаторских способностей. Результаты отражены в таб. 2. Данные таблицы демонстрируют статистически значимую прямую зависимость только у респондентов сензитивного типа личности. Студенты этого типа показали хорошее проявление прогностических умений, то есть способности респондентов этого типа прогнозировать развитие коллектива, личности, педагогического процесса в целом. Однако по всем остальным показателям, также как и у респондентов других типов, статистически значимых коррелятов не обнаружено.

Незначимые, но прямые зависимости психологических характеристик с некоторыми показателями организаторских способностей продемонстрировали респонденты доминирующего (25%), сензитивного (58,3%), гармоничного (83,3%), тревожного (50%), инфантильного (25%), интровертивного (66,7%), конформного (41,7%) типов. Таким образом, предрасположенность к позитивной динамике формирования организаторских способностей можно констатировать у студентов гармоничного, интро-вертивного и сензитивного типов. То есть интерналы продемонстрировали предпосылки к положительной динамике формирования организаторских способностей, тогда как экстерна-лы, в основном, проявляют противоположные организаторским способностям характеристики.

Таб. 3. Зависимость проявления организаторских способностей от направленности личности

Компоненты организаторских способностей

Когни-

Эмоционально-волевой

Поведенческий

о н н

е л в

а р

п

а

Я

р о

н а н З

у

г

е р

о м а С

Э

о оК

.му.

.в и

с к е

л ф

е Р

и л а н А

у

с о н г

о р

П

у

р и

о р

П

у

.л и б о

в и в з а Р

ц

а т н е

и р

О

р

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ты сл ка го К

,7 ча

,0 н

,3 ча ,0 н

0 0

0

,0

ы

л а

н р

е т н и

ч

,3 ан

0 0

0, ,0

Также мы проанализировали психологические качества социально-психологических типов личности с позиции отношения респондентов к осуществлению педагогической организаторской деятельности. При этом были получены следующие результаты: респонденты доминирующего типа личности проявляют активность и настойчивость в достижении цели; ориентиро-

ваны на результат педагогической организаторской деятельности, а не на ее процесс. У студентов сензитивного типа: отношение к деятельности направлено на получение внутреннего интеллектуального и творческого удовлетворения; проявляется эмпатия. В то же время отсутствует настойчивость. У респондентов инфантильного типа личности отношение к дея-

тельности основано на желании; они нерешительны, беспомощны, исполнительны, пока находятся под контролем; идут на поводу своих желаний. Респонденты интровертивного типа: целеустремленны, организованы и требовательны к себе. Но безынициативны и неуверенны в себе. Респонденты конформного типа личности отличаются высокой социальной активностью, направленной на поиск личной выгоды; недобросовестным отношением к обязанностям; стремлением соответствовать общественным стандартам; желанием произвести впечатление. Хорошо адаптируются к ситуации. Респондентам тревожного типа характерен страх возникновения препятствий, который становится причиной бездействия человека3. Наконец, нормальный тип личности характеризуется самостоятельностью, активностью в осуществлении педагогической организаторской деятельности ради собственной выгоды, уверенностью и требовательностью к себе.

Наконец, последние корреляты были установлены между направленностью респондентов (в нашем исследовании под направленностью мы понимаем локус-контроля) и показателями организаторских способностей (таб. 3). Из таблицы видно, что статистически значимые корреляты, как у экстерналов, так и у интерналов обнаружены по показателям «саморегуляция

эмоционального состояния» и «коммуникативные умения». Так, насколько экстерналам не свойственна саморегуляция эмоционального состояния (-0,7), настолько она присуща интерналам (0,7). Подобные результаты были получены и по коммуникативным умениям. Их яркая выраженность у интерналов (0,3), ровно на столько же не нашла своего проявления у экс-терналов. Таким образом, интерналы выдержаны, и общительны. Экстерналы неуравновешенны, при общении проявляют проекцию.

Наряду со статистически значимыми коррелятами, прямая зависимость с организаторскими способностями была обнаружена также у интерналов (по 58,3% показателей) и экстерна-лов (по 50% показателей).

Итак, корреляционные связи, установленные нами между личностными особенностями и проявлением организаторских способностей, доказывают наше предположение об их зависимости. Таким образом, приходим к выводу, что темперамент, социально-психологический тип, направленность (локус контроля) личности -составляют личностный компонент организаторских способностей учителя начальных классов.

3 Минияров В.М., Ружникова И.Г. Психология позитивного отношения учащихся к учебной деятельности: Монография. - Самара: 2010.

CORRELATION OF THE PERSONALITY CHARACTERISTICS WITH THE INDICATORS OF ORGANIZING ABILITIES OF PRIMARY

SCHOOL TEACHERS

© 2013 S.V.Ivanova Belebey Teachers training college. Republic of Bashkortostan

The speculation and the existence of correlative relations between personality characteristics and indicators of organizing abilities of primary school teachers are being put forward and proved in the article. The author shows the relationship of organizational abilities of primary school teachers with different types of temperament, social and psychological personality types and locus-control demonstrating the results of the correlation analysis. Key words: organizing abilities, temperament, social and psychological type, locus of control, inverse relations.

Ivanova Svetlana Vladimirovna, a teacher. E-mail: karb-svetlana@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.