Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ'

КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1453
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный институт / культура / становления / признаки / структурные компоненты / позитивные и негативные функции культурных институтов / social institution / culture / formations / signs / structural components / positive and negative functions of cultural institutions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хидиров Сухроб Норбутаевич

в данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов. Культура является важной частью жизни каждого человека. Ее значимость достаточно высока как для отдельных социальных процессов, так и для общества в целом. Культура оказывает непосредственное влияние на формирование личности, ее социализацию, а также воздействует на социум путем создания ценностей и их внедрения в общественное сознание через образцы поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS AND FUNCTIONS OF SOCIAL INSTITUTIONS

this article examines the concept of "social institution of culture", as well as analyzes the stages of formation, signs, structural components, positive and negative functions of cultural institutions. Culture is an important part of every person's life. Its significance is quite high both for individual social processes and for society as a whole. Culture has a direct impact on the formation of the personality, its socialization, and also affects society by creating values and their introduction into public consciousness through patterns of behavior.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ»

COMPONENTS AND FUNCTIONS OF SOCIAL INSTITUTIONS Khidirov S.N. (Republic of Uzbekistan) Email: Khidirov574@scientifictext.ru

Khidirov Sukhrob Norbutaevich - Head of Department, EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL DEPARTMENT, INTERNATIONAL ISLAMIC ACADEMY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article examines the concept of "social institution of culture", as well as analyzes the stages of formation, signs, structural components, positive and negative functions of cultural institutions. Culture is an important part of every person's life. Its significance is quite high both for individual social processes and for society as a whole. Culture has a direct impact on the formation of the personality, its socialization, and also affects society by creating values and their introduction into public consciousness through patterns of behavior.

Keywords: social institution, culture, formations, signs, structural components, positive and negative functions of cultural institutions.

КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Хидиров С.Н. (Республика Узбекистан)

Хидиров Сухроб Норбутаевич - начальник отдела,

учебно-методический отдел, Международная исламская академия Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов. Культура является важной частью жизни каждого человека. Ее значимость достаточно высока как для отдельных социальных процессов, так и для общества в целом. Культура оказывает непосредственное влияние на формирование личности, ее социализацию, а также воздействует на социум путем создания ценностей и их внедрения в общественное сознание через образцы поведения.

Ключевые слова: социальный институт, культура, становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.

В социологической науке категориальным понятием «культура» обозначают «специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения» [5]. При рассмотрении такой категории, как «культура», невозможно обойти стороной и явление, которое выступает главным распространителем культуры в обществе. Речь идет о социальных институтах культуры или культурных институтах — комплексе социальных культурных структур и учреждений, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. В человеческом обществе постоянно возникают и развиваются социальные связи, взаимодействия, отношения, которые необходимо закреплять и делать обязательными для всех людей. Эта функция отведена социальным институтам культуры. Без их вмешательства эти процессы приобрели бы противоречивый и нестабильный характер. «Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе» [6]. В узком смысле под культурными институтами понимают инструмент организации и регулирования духовной среды деятельности человека, а именно

системы образования, научной работы, художественного творчества, религиозной жизни и информационных потоков. В широком смысле социальные институты культуры выступают основными средствами обеспечения эффективности творческой деятельности человека во всех сферах жизни общества. Социальные институты культуры осуществляют укрепление и распространение культуры в социуме, способствуют социализации личности и овладению ею культурных ценностей, позволяют человеку стать творческой и образованной личностью, создают возможности для культурной деятельности, обеспечивают взаимодействие членов социальной группы и их коммуникацию, хранят и передают накопленный опыт. К культурным институтам относят религию, образовательные учреждения, средства массовой информации, музеи, библиотеки, семью и др. Формирование социального института культуры представляет собой достаточно длительный и многоступенчатый процесс, в котором можно выделить следующие основные этапы:

1) зарождение потребности человека в культурной деятельности [1];

2) появление неорганизованных специальных норм и правил, регулирующих культурную деятельность человека и оказывающих скорее негативное влияние на общество, чем позитивное [2];

3) формирование закрепленного свода норм, правил, регламентов и санкций в форме социального института культуры, организующего способы культурной деятельности [3];

4) образование совокупности статусов и ролей, охватывающей все стороны культурной деятельности;

5) становление четкой системы статусов и ролей, соответствующей закрепленному своду правил и норм и одобряемой большинством.

Каждый социальный институт культуры представляет собой четко слаженную систему. Это означает, что все элементы в нем взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом. В структуру культурного института входят три основных компонента. В первую очередь, кадры, которые набираются согласно целям, задачам и принципам конкретного социального института культуры. Во-вторых, материальные средства, которые обеспечивают деятельность культурного института (финансы, необходимое оборудование, помещение и др.). И, в-третьих, система функций, предусмотренная уставом культурной структуры или культурного учреждения. Главная цель любого социального института — это удовлетворение той или иной общественной потребности. Социальный институт культуры в данном случае не является исключением. Но помимо этого культурные институты выполняют и другие, не менее важные функции. К ним относятся:

1) регулирование деятельности культурных субъектов путем использования системы норм и правил, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие в обществе;

2) создание возможностей и необходимых условий для культурной деятельности различного характера;

3) социализация индивидов, интеллектуальный и творческий рост личности, приобщение человека к культурным ценностям;

4) обеспечение культурной интеграции и устойчивости культурного института, то есть взаимодействия, взаимозависимости и взаимной ответственности между членами социальной группы;

5) обеспечение коммуникации, передача информации в рамках общества;

6) сохранение культурно-значимых форм и феноменов культурной деятельности, преемственность в развитии культурных традиций, хранение и передача накопленного опыта.

Данные функции социального института культуры оказывают положительное воздействие и на отдельного индивида, и на общество в целом. Однако культурные институты могут и отрицательно влиять на человеческое общество. Данный процесс можно рассмотреть на примере средств массовой информации.

Социальные институты культуры представляют собой совокупность структур и учреждений, которые регулируют культурную деятельность людей в обществе. Они имеют определенное

74

строение и ряд характерных признаков, процесс их становления проходит в несколько этапов. Социальные институты культуры могут влиять на людей как положительно, так и отрицательно. Но, тем не менее, они твердо укрепились в жизни каждого человека, и их исчезновение приведет к культурному упадку и деградации общества.

Список литературы /References

1. Akramova Surayo Renatovna. Interpretation of lexical and semantic features of uzbek-tajik words in jamal kamal's poem "Uzbek language. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 2020. Volume: 10. Issue: 5. Р. 1434- 1440. Online ISSN: 2249-7137. Article DOI: 10.5958/2249-7137.2020.00342.0.

2. Akramova G.R. Modern approaches to the development of critical thinking of students. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. 7. № 11, 2019. ISSN 2056-5852.

3. Akramova G.R., Akramova S.R. Developing critical thinking on elementary class pupils is the most important factor for preparing social relationship. JOURNAL OF CRITICAL REVIEWS. ISSN- 2394-5125 VOL 7, ISSUE 17, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jcreview.com/?sec=cissue/ (дата обращения: 23.09.2020).

4. Kasimova Z.Kh. Professional orientation of communicative competence of students. European science № 2 (51). 2020. Part II. P. 53-55.

5. Kasimova Zebo Khamidovna. Application of interactive methods in teaching psychology. Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://saarj.com., 2020. Volume: 10. Issue: 9. P. 197-205. Article DOI:10.5958/2249-7137.2020.01046.0/ (дата обращения: 26.10.2020).

6. Samarova Shoxista Rabidjanovna, Rakhmonova Muqaddas Qahramanovna, Mirzarahimova Gulnora, Ikromovna, Maratov Temur Gayrat ugli, Kamilov Bobir Sultanovich. Psychological aspects of developing creative personality and the concept of reduction of creativity to intellect. JCR, 2020. 7 (17): 498-505. doi: 10.31838/jcr.07.17.69.

7. Акрамова С.Р. Роль интерактивных технологий в развитии информационной компетенции учащихся // European research № 2(60), 2020. С. 85-88.

8. Касимова З.Х. Особенности национальных ценностей и межкультурных коммуникаций в содержании гуманитарного образования. Вестник науки и образования. № 22 (76). Часть 3, 2019. Стр. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.