Научная статья на тему 'ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ'

ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая мораль / взаимоотношений между воспитателями / творчество / личность. / pedagogical morality / relations between educators / creativity / personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулова Нилуфар Тулкуновна

данная статья посвящена теоретическим основам педагогической морали в деятельности педагога. Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF PEDAGOGICAL ETHICS IN THE PERSONALITY OF THE TEACHER

this article is devoted to the theoretical foundations of educational morality in the activities of the teacher. Pedagogical morality is a system of moral requirements imposed on a teacher in his attitude to himself, to his profession, to society, to children and other participants in the educational process. Pedagogical morality recognizes such norms of the relationship between educators and educators, which contribute to the development of a creative personality, the formation of a person who has a sense of self-esteem.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

THE IMPORTANCE OF PEDAGOGICAL ETHICS IN THE PERSONALITY OF THE TEACHER Rasulova N.T. (Republic of Uzbekistan) Email: Rasulova574@scientifictext.ru

Rasulova Nilufar Tulkunovna - Lecturer, DEPARTMENT PSYCHOLOGY OF RELIGION AND PEDAGOGY, INTERNATIONAL ISLAMIC ACADEMY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the theoretical foundations of educational morality in the activities of the teacher. Pedagogical morality is a system of moral requirements imposed on a teacher in his attitude to himself, to his profession, to society, to children and other participants in the educational process. Pedagogical morality recognizes such norms of the relationship between educators and educators, which contribute to the development of a creative personality, the formation of a person who has a sense of self-esteem.

Keywords: pedagogical morality, relations between educators, creativity, personality.

ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ЛИЧНОСТИ

УЧИТЕЛЯ Расулова Н.Т. (Республика Узбекистан)

Расулова Нилуфар Тулкуновна - преподаватель, кафедра психологии религии и педагогики, Международная исламская академия Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена теоретическим основам педагогической морали в деятельности педагога. Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Ключевые слова: педагогическая мораль, взаимоотношений между воспитателями, творчество, личность.

Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.

Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде [1]. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием. Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.

Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует [2].

Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками.

Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности. Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям [3]. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности, он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности.

Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса [4]. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к своей профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.

Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого - сочетание разумной требовательности и доверия к нему.

В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Список литературы /References

1. Akramova Surayo Renatovna. Interpretation of lexical and semantic features of uzbek-tajik words in jamal kamal's poem "Uzbek language. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 2020. Volume: 10. Issue: 5. Page 1434-1440. Online ISSN: 2249-7137. Article DOI: 10.5958/2249-7137.2020.00342.0.

2. Akramova G.R. Modern approaches to the development of critical thinking of students. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. 7. № 11, 2019. ISSN 2056-5852.

3. Akramova G.R., Akramova S.R. Developing critical thinking on elementary class pupils is the most important factor for preparing social relationship. JOURNAL OF CRITICAL REVIEWS. ISSN- 2394-5125. VOL. 7, ISSUE 17, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwjcreview.com/?sec=cissue/ (дата обращения: 23.09.2020).

4. Kasimova Z.Kh. Professional orientation of communicative competence of students. European science. № 2 (51), 2020. Part II. P. 53-55.

5. Kasimova Zebo Khamidovna. Application of interactive methods in teaching psychology. Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://saarj.com. ,2020. Volume 10, Issue 9. P. 197-205. Article DOI: 10.5958/2249-7137.2020.01046.0/ (дата обращения: 26.10.2020).

6. Samarova Shoxista Rabidjanovna, Rakhmonova Muqaddas Qahramanovna, Mirzarahimova Gulnora, Ikromovna, Maratov Temur Gayrat ugli, Kamilov Bobir Sultanovich. Psychological aspects of developing creative personality and the concept of reduction of creativity to intellect. JCR, 2020. 7(17): 498-505. doi: 10.31838/jcr.07.17.69.

7. Акрамова С.Р. Роль интерактивных технологий в развитии информационной компетенции учащихся // European research. № 2(60), 2020. С. 85-88.

8. Касимова З.Х. Особенности национальных ценностей и межкультурных коммуникаций в содержании гуманитарного образования. Вестник науки и образования. № 22 (76). Часть 3, 2019. Стр. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.