Научная статья на тему 'УЗБЕКСКИЙ ФОЛЬКЛОР СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА'

УЗБЕКСКИЙ ФОЛЬКЛОР СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
узбекского устного народного творчества / патриотическое воспитание / Алпомыш / Жалолиддин Мангуберди / Uzbek folklore / patriotic education / Alpomysh / Zhaloliddin Manguberdi

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Раджабова Севара Шокировна

в данной статье раскрыта роль узбекского устного народного творчества в патриотическом воспитании молодёжи. В народных воззрениях патриотическому воспитанию предоставляется роль решающего фактора в формировании подрастающего поколения. Самый яркий и знаменитый дастан – «Алпомыш». Герой-богатырь Алпомыш борется за свободу и независимость своей земли, за объединение своего племени кунграт. Жалолиддин Мангуберди, мужественно сражавшийся с монголо-татарскими завоевателями за свободу своего народа и за процветание Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZBEK FOLKLORE IS A MEANS OF EDUCATING YOUNG PEOPLE IN THE SPIRIT OF PATRIOTISM

this article reveals the role of Uzbek folklore in the patriotic education of young people. In popular beliefs, patriotic education is given the role of a decisive factor in shaping the younger generation. The brightest and most famous dastan is Alpomysh. The hero-hero Alpomysh is fighting for the freedom and independence of his land, for the unification of his tribe Kungrat. Zaloliddin Manguberdi, who courageously fought with the Mongol-Tatar conquerors for the freedom of his people and for the prosperity of the motherland.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКСКИЙ ФОЛЬКЛОР СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА»

UZBEK FOLKLORE IS A MEANS OF EDUCATING YOUNG PEOPLE IN

THE SPIRIT OF PATRIOTISM Radjabova S.Sh. (Republic of Uzbekistan) Email: Radjabova574@scientifictext.ru

Radjabova Sevara Shokirovna - Teacher, DEPARTMENT OF MUSICAL, DRAMA THEATER AND CINEMATOGRAPHY, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article reveals the role of Uzbek folklore in the patriotic education of young people. In popular beliefs, patriotic education is given the role of a decisive factor in shaping the younger generation. The brightest and most famous dastan is Alpomysh. The hero-hero Alpomysh is fighting for the freedom and independence of his land, for the unification of his tribe Kungrat. Zaloliddin Manguberdi, who courageously fought with the Mongol-Tatar conquerors for the freedom of his people and for the prosperity of the motherland.

Keywords: Uzbek folklore, patriotic education, Alpomysh, Zhaloliddin Manguberdi.

УЗБЕКСКИЙ ФОЛЬКЛОР - СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА Раджабова С.Ш. (Республика Узбекистан)

Раджабова Севара Шокировна - преподаватель, кафедра музыкального, драматического театра и кинематографии, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыта роль узбекского устного народного творчества в патриотическом воспитании молодёжи. В народных воззрениях патриотическому воспитанию предоставляется роль решающего фактора в формировании подрастающего поколения. Самый яркий и знаменитый дастан - «Алпомыш». Герой-богатырь Алпомыш борется за свободу и независимость своей земли, за объединение своего племени кунграт. Жалолиддин Мангуберди, мужественно сражавшийся с монголо-татарскими завоевателями за свободу своего народа и за процветание Родины.

Ключевые слова: узбекского устного народного творчества, патриотическое воспитание, Алпомыш, Жалолиддин Мангуберди.

Патриотизм - это не прирожденное чувство, не биологическое свойство человека. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания в педагогике была и остается одной из актуальных, проблем.

Исследуя эту проблему, продолжая разработку содержания патриотического воспитания, необходимо уделять должное внимание его средствам, методам, приемам, усилить эффективность их педагогического воздействия на молодёжи.

Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами формирования нравственных качеств личности, патриотических и гуманных чувств воспитанников, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни [2]. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения, так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников. Герои-богатыри, их подвиги во имя Родины описываются в дастанах - поэтических произведениях. Самый яркий и знаменитый дастан - «Алпомыш». Герой-богатырь Алпомыш борется за свободу и независимость своей земли, за объединение своего племени кунграт. В семилетнем возрасте

64

Хаким (первое имя героя) совершает свой первый подвиг: натягивает лук своего деда и сбивает верхушку горы Аскар. За небывалую силу его называют Алпомышем (алп -великан, богатырь). По тюркским обычаям, юноше присваивалось его второе, «настоящее», имя тогда, когда он совершал свой первый воинский подвиг. Но истинное богатырство Алпомыша впереди: он участвует в байги (конные скачки), в борьбе алпов (великанов), сражается с Кукельдашем. Защищая свою Родину, он всегда побеждает и готов в одиночку вступить в борьбу с грозными чудовищами, полчищами врагов, не думая о себе. Не только герои дастанов, но и реальные люди тоже иногда превращались в легенду. Одним из таких легендарных героев стал Хашим ибн Хаким, по прозванию «Муканна», что в переводе с арабского означает «закрытый покрывалом». Он скрывал своё лицо под зелёной накидкой, потому что оно было обезображено оспой. Муканна возглавил восстание против арабских завоевателей, пришедших на его родину, в долину Зарафшана и Кашкадарьи. Но силы оказались неравны, и восставшие были разбиты. Несмотря на это, еще много лет Муканна со своими единомышленниками вёл мужественную борьбу. В 783 году арабы захватили крепость, в которой находился Муканна. Все защитники крепости погибли, а Муканне предложили сдаться. Но он, не желая попасть в плен к врагу, предпочёл смерть и шагнул в огонь раскалённой печи. Слова «герой», «патриот», «подвиг» всегда вызывали в народе самые возвышенные чувства. «Патриотизм» - одно из самых глубоких чувств, закреплённых в сознании народа веками и тысячелетиями. Служение Родине, её благу считалось нормой во все времена. Люди, совершающие во имя своего народа самоотверженные поступки, которые требуют личного мужества и стойкости, во все времена назывались героями. А поступок, требующий от людей мужества, готовности к самопожертвованию, стойкости и преданности идеалам, называется подвигом. Хорезмиец Жалолиддин Мангуберди, мужественно сражавшийся с монголо-татарскими завоевателями за свободу своего народа и за процветание Родины, является героем, чьё имя служит многие столетия воспитанию молодёжи в духе патриотизма и гуманизма, человеческой отваги и преданности Родине. Дела и подвиги народных героев служат для становления личности подрастающего поколения, в формировании и развитии в них патриотических чувств, социальной и жизненной активности.

В народных воззрениях патриотическому воспитанию предоставляется роль решающего фактора в формировании подрастающего поколения. Это находит своё отражение в устном народном творчестве, в том числе и в пословицах: «На чужбине огонь не так ярок, как на Родине дым», «Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной - всю жизнь», «Родина - мать, сумей её защищать», «Твой край богат - и ты богат», «Землю родную утративши - весь век плачут», «На чужой земле - что ни шаг, то яма», «На чужой земле и весна не красна», «С народом ты прав, без народа ты - прах», «Разъединились -стали болотом, объединились - стали рекой» и др. [5].

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. Таким образом, вопросы патриотического воспитания в народной педагогике явно свидетельствуют о мыслях и чаяниях народа. Для формирования патриотического воспитания у молодежи целесообразно использовать различные методы, приемы, способствующие решению данной проблемы.

Список литературы /References

1. Абдуллаева Ш.А., Сайитов С.С., Халикова Г.И. История педагогики. Т.: «Фан ва ахборот технологиялари», 2010. С. 52.

2. Akramova Surayo Renatovna. Interpretation of lexical and semantic features of uzbek-tajik words in jamal kamal's poem "Uzbek language. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal Year: 2020, Volume: 10, Issue: 5. Рage 1434-1440. Online ISSN: 2249-7137. Article DOI: 10.5958/2249-7137.2020.00342.0.

3. Akramova G.R. Modern approaches to the development of critical thinking of students. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. 7. № 11, 2019. ISSN 2056-5852.

4. Akramova G.R., Akramova S.R. Developing critical thinking on elementary class pupils is the most important factor for preparing social relationship. JOURNAL OF CRITICAL REVIEWS. ISSN- 2394-5125 VOL 7, ISSUE 17, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwjcreview.com/?sec=cissue/ (дата обращения: 23.09.2020).

5. Kasimova Z.Kh. Professional orientation of communicative competence of students. European science № 2 (51). 2020. Part II. P. 53-55.

6. Kasimova Zebo Khamidovna. Application of interactive methods in teaching psychology. Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://saarj.com. ,2020. Volume 10, Issue 9. P. 197-205. Article DOI: 10.5958/2249-7137.2020.01046.0 / (дата обращения: 26.10.2020).

7. Samarova Shoxista Rabidjanovna, Rakhmonova Muqaddas Qahramanovna, Mirzarahimova Gulnora, Ikromovna, Maratov Temur Gayrat ugli, Kamilov Bobir Sultanovich. Psychological aspects of developing creative personality and the concept of reduction of creativity to intellect. JCR, 2020. 7(17): 498-505. doi: 10.31838/jcr.07.17.69.

8. Акрамова С.Р. Роль интерактивных технологий в развитии информационной компетенции учащихся // European research № 2(60), 2020. С. 85-88.

9. Касимова З.Х. Особенности национальных ценностей и межкультурных коммуникаций в содержании гуманитарного образования. Вестник науки и образования. № 22 (76). Часть3, 2019. Стр. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.