Научная статья на тему 'Интегративный подход в формировании базовых компетенций учащихся в образовательном процессе'

Интегративный подход в формировании базовых компетенций учащихся в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегративный подход / формирования / компетенция / образовательный процесс. / integrative approach / formation / competence / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифзода Сардорбек Уразбой Табиб Угли

в статье рассматривается интегративный подход в формировании базовых компетенций учащихся в образовательном процессе. Информатизация и информационные технологии создают новые условия транснационального образования, способствующие, с одной стороны, повышению мобильности студентов и преподавателей в виртуальном пространстве (многообразие учебных материалов, гибкие режимы обучения, выбор провайдеров высшего образования и др.). С другой стороны, это ставит проблему обновления отечественного образования с ориентацией на международные требования, полипредметный характер образовательных программ, высокий уровень информационной компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRATIVE APPROACH IN THE FORMATION OF BASIC COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

the article discusses an integrative approach to the formation of basic competencies of students in the educational process. Informatization and information technologies create new conditions for transnational education, contributing, on the one hand, to increase the mobility of students and teachers in the virtual space (variety of educational materials, flexible learning modes, choice of providers of higher education, etc.). On the other hand, this poses the problem of updating domestic education with an orientation towards international requirements, the multidisciplinary nature of educational programs, and a high level of information competence of students.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в формировании базовых компетенций учащихся в образовательном процессе»

13. Касимова З.Х. Особенности национальных ценностей и межкультурных коммуникаций в содержании гуманитарного образования // Вестник науки и образования. № 22 (76), 2019. [Electronic Resource]. URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2019/VNO-76/osobennosti-natsionalnykh_1.pdf/ (date of access: 23.09.2020).

14.Amonov Sultonovich Ulugmurod. Abdurauf fitrat is one of the earliest researchers of Uzbek folklore. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. Year: 2020, Volume: 10, Issue: 6. First page: (669) Last page: (673). Online ISSN: 2249-7137. Article DOI: 10.5958/2249-7137.2020.00616.3

15.Makhmudova Darmonjon Bozorboevna. DESIGN AS A MEANS OF AESTHETIC EDUCATION. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 2020. Vol. 10 Issue 9. First page: (176) Last page: (182) Online ISSN: 2249-7137. DOI 10.5958/2249-7137.2020.01040.

AN INTEGRATIVE APPROACH IN THE FORMATION OF BASIC COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS Sharifzoda S.U. (Republic of Uzbekistan) Email: Sharifzoda573@scientifictext.ru

Sharifzoda Sardorbek Urazboy tabib ugli - Doctoral Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, FACULTY OF PEDAGOGY, URGENCH STATE UNIVERSITY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses an integrative approach to the formation of basic competencies of students in the educational process. Informatization and information technologies create new conditions for transnational education, contributing, on the one hand, to increase the mobility of students and teachers in the virtual space (variety of educational materials, flexible learning modes, choice ofproviders of higher education, etc.). On the other hand, this poses the problem of updating domestic education with an orientation towards international requirements, the multidisciplinary nature of educational programs, and a high level of information competence of students.

Keywords: integrative approach, formation, competence, educational process.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Шарифзода С.У. (Республика Узбекистан)

Шарифзода Сардорбек Уразбой табиб угли - докторант, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, Ургенчский государственный университет, г. Ургенч. Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается интегративный подход в формировании базовых компетенций учащихся в образовательном процессе. Информатизация и информационные технологии создают новые условия транснационального образования, способствующие, с одной стороны, повышению мобильности студентов и преподавателей в виртуальном пространстве (многообразие учебных материалов, гибкие режимы обучения, выбор провайдеров высшего образования и др.). С другой стороны, это ставит проблему обновления отечественного образования с ориентацией на международные требования, полипредметный характер образовательных программ, высокий уровень информационной компетентности обучающихся.

Ключевые слова: интегративный подход, формирования, компетенция, образовательный процесс.

Методологическая стратегия интегративного подхода ориентирует исследователя на целостное объединение (интеграцию) однородных и разнородных компонентов систем при решении образовательных задач. Интегративный подход в образовании позволяет смягчить недостатки дифференциации в рамках междисциплинарной расчлененности содержания образования на основе выбора некоторого интегрирующего основания [1]. В частности, междисциплинарная интеграция имеет своей целью синтез обобщенных междисциплинарных структур некоторого нового уровня их содержания и выделения способов деятельности, переносимых на разные дисциплинарные области.

Междисциплинарная интеграция реализуется в разных моделях её осуществления:

- интеграция дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область;

- интеграция дисциплин, входящих в разные образовательные области: такой вид интеграции осуществляется, например, при синтезе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин учебного плана;

- интеграция на основе доминирования одной из дисциплин, когда другие выступают в качестве дополнительного вспомогательного средства.

В условиях междисциплинарной интеграции у обучающихся формируется целостное представление об изучаемом (исследуемом) объекте на основе использования общенаучных методов познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, сравнение, индукция, дедукция, моделирование, аналогия), которые выступают основанием интеграции. Отметим, что междисциплинарная интеграция базируется на синтезе содержания учебных дисциплин [5]. Другим основанием интеграции может выступать усиление практической или практико-профессиональной направленности образовательного процесса в соответствии с уровнем образования. Это определяет интеграцию во имя достижения новых результатов образования, выражающихся в освоенных способах деятельности на основе получения опыта при самостоятельном решении проблем.

Компетентностный подход определяет результат образования как «общий интегральный социально-личностно-поведенческий феномен в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных, интерактивных и эмпирических составляющих» [3].

Контекст новых требований к человеку в этих условиях определяет необходимость формирования в образовании особых качеств личности:

- способности решать проблемы современной жизни в политической, экологической, межкультурной сферах;

- способности решения проблем аксиологической сферы посредством ориентации в мире духовных ценностей с учетом многообразия социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, а также средств и способов межкультурных коммуникаций;

- способности к исполнению необходимых социально-ролевых функций гражданина, избирателя, члена семьи, родителя и др.;

- универсальных умений в поиске и анализе информации;

- способности принимать решения в случаи многовариантной ситуации, в том числе и в условиях неопределенности, нести ответственность за принятые решения, работать в команде и организовывать командную деятельность;

- способности к непрерывному образованию, развитость познавательной деятельности.

Сущность компетентности выражается в её деятельностной природе (присвоенная

компетенция), которая определяется как динамическая личностная характеристика субъекта продуктивной деятельности в определенной сфере, в то время как компетенция задает общие требования, которые предъявляются к человеку для выполнения определенной деятельности.

Формирование и развитие компетентности обучающихся в образовательном процессе вуза рассматривается исследователями через создание специальных педагогических условий, конкретизирующих компоненты педагогической системы. Эти условия касаются углубления, расширения, обогащения содержания образования, выбора адекватных

педагогических технологий, вовлекающих обучающихся в деятельность, соответствующих субъект-субъектному взаимодействию участников образовательного процесса.

Глобализационные процессы в мире проектируют новую модель мироздания, расширяющего возможности человека в образовательной, профессиональной и социальной сферах.

Информатизация и информационные технологии создают новые условия транснационального образования, способствующие, с одной стороны, повышению мобильности студентов и преподавателей в виртуальном пространстве (многообразие учебных материалов, гибкие режимы обучения, выбор провайдеров высшего образования и др.). С другой стороны, это ставит проблему обновления отечественного образования с ориентацией на международные требования, полипредметный характер образовательных программ, высокий уровень информационной компетентности обучающихся.

Список литературы /References

1. Akramova G.R., Akramova S.R. Developing critical thinking on elementary class pupils is the most important factor for preparing social relationship. Journal of critical reviews. ISSN- 23945125. Vol. 7. ISSUE 17, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwjcreview.com/?sec=cissue/ (дата обращения: 23.09.2020).

2. Renatovna A.S. Interpretation of lexical and semantic features of uzbek-tajik words in jamal kamal's poem "Uzbek language. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 2020. Volume: 10. Issue: 5. Р. 1434-1440). Online ISSN: 2249-7137. Article DOI: 10.5958/2249-7137.2020.00342.0.

3. Акрамова С.Р. Роль интерактивных технологий в развитии информационной компетенции учащихся // European research. № 2 (60), 2020. С. 85-88.

4. Kasimova Z.Kh. Professional orientation of communicative competence of students. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientific-publication.com/images/PDF/2020/51/EUR0PEAN-SCIENCE-2-51-II-A.pdf/ (дата обращения: 23.09.2020).

5. Mirzayeva Sayyora Rustamovna. Psychological features of attitudes of students to their own health in conflict situations. journal of critical reviews. ISSN- 2394-5125. Vol. 7. ISSUE 17, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jcreview.com/?sec=cissue/ (дата обращения: 23.09.2020).

6. Ruziyeva Mohichehra Yokubovna. About color symbols in folklore. JCR. 2020; 7(17): 461-466 » Abstract » PDF» doi: 10.31838/jcr.07.17.64;

7. Amonov Sultonovich Ulugmurod. Abdurauf fitrat is one of the earliest researchers of Uzbek folklore. Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal, 2020, Volume 10, Issue: 6. Р. 669-673. Online ISSN: 2249-7137. Article DOI: 10.5958/2249-7137.2020.00616.3.

8. Makhmudova Darmonjon Bozorboevna. Design as a means of aesthetic education. academicia: An International Multidisciplinary Research Journal, 2020. Vol. 10 Issue 9. Р. 176-182. Online ISSN: 2249-7137. DOI: 10.5958/2249-7137.2020.01040.

9. Тилавова М.М. Приёмы формирования трудолюбия у младших школьников [The methods of forming diligence in younger schoolchildren] // II International scientific review of the problems of pedagogy and psychology (Boston, USA.22 May, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.