Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации'

Развитие профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / профессиональные компетенции воспитателя дошкольного учреждения / competence / professional competence of a preschool teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлдашева Наргиза Эгамбердиевна

статья посвящена развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации. У дошкольного образовательного учреждения появляется возможность развивать профессиональные компетенции воспитателей через обучающее и консультационное сопровождение специалистами учреждений профессионального образования, у учреждений профессионального образования повысить эффективность подготовки будущих воспитателей на основе анализа потребностей дошкольных образовательных учреждений разных видов в профессиональных компетенциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлдашева Наргиза Эгамбердиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

the article is devoted to the development of professional competence of a preschool educator. preschool educational institutions have an opportunity to develop professional competencies of educators through training and consulting support by specialists of vocational education institutions, in vocational education institutions to increase the effectiveness of training future educators based on an analysis of the needs of preschool educational institutions of various types in professional competencies

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации»

This article, of course, does not cover all the methodological problems of a foreign language teacher, and we did not set such a goal. They touched upon only the main, in our opinion, significant methodological issues of foreign language education.

References / Список литературы

1. Kolesnikova I.L. Anglo-Russian terminological reference book on methods of teaching foreign languages: a reference manual / I.L. Kolesnikova, O.A. Dolgina. M.: Bustard, 2008.

2. Kuzmina N.V. Methods of research of pedagogical activity / N.V. Kuzmina. L.: Publishing house of Leningrad State University, 1070.

3. Chaudron C. Second Language Classrooms: Research on Teaching and Learning. Cambridge: CUP, 1993.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION Yuldasheva N.E. (Republic of Uzbekistan) Email: Yuldasheva573@scientifictext.ru

Yuldasheva Nargiza Egamberdiyevna - Head of the Department, DEPARTMENT OF PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, FERGANA BRANCH

CENTER FOR SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT, RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS MINISTRY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the development of professional competence of a preschool educator. preschool educational institutions have an opportunity to develop professional competencies of educators through training and consulting support by specialists of vocational education institutions, in vocational education institutions - to increase the effectiveness of training future educators based on an analysis of the needs ofpreschool educational institutions of various types in professional competencies.

Keywords: competence, professional competence of a preschool teacher.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ Юлдашева Н.Э. (Республика Узбекистан)

Юлдашева Наргиза Эгамбердиевна - заведующая кафедрой, кафедра педагогической психологии, Ферганский филиал

Центр научно-методической поддержки, переподготовки и повышения квалификации специалистов

по физической культуре и спорту Министерство физической культуры и спорта Республики Узбекистан, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации. У дошкольного образовательного учреждения появляется возможность развивать профессиональные компетенции воспитателей через обучающее и консультационное сопровождение специалистами

учреждений профессионального образования, у учреждений профессионального образования - повысить эффективность подготовки будущих воспитателей на основе анализа потребностей дошкольных образовательных учреждений разных видов в профессиональных компетенциях.

Ключевые слова: компетенция, профессиональные компетенции воспитателя дошкольного учреждения.

Дошкольное образование - первая ступень образовательной системы. В последнее время вопросы дошкольного образования актуализируются в приоритетных направлениях государственной политики в сфере образования, что связано с увеличением численности неорганизованных детей дошкольного возраста, необходимостью удовлетворения образовательных потребностей детей разного уровня развития, и, как следствие, развитием видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и обновлением требований к содержанию их деятельности. Условием реализации данных направлений становится организация инновационной деятельности воспитателей.

Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат -развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения, предполагает высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей ДОУ и формирующих ее компетенций. Нормативные требования к педагогической деятельности воспитателя ДОУ отражены в квалификационных характеристиках и документах образовательного учреждения. Базовое образование, полученное воспитателем, создает лишь предпосылки для формирования профессиональной компетентности, включающие обучение комплексу «деятельностей», необходимых для решения текущих образовательных и педагогических задач молодым специалистом в ДОУ. Развитие востребованных образовательной ситуацией профессиональных компетенций у воспитателей в связи с появлением новых форм дошкольного образования и видов ДОУ является тенденцией последнего десятилетия. Однако стандарты профессионального образования содержательно и технологически ориентированы в основном на подготовку будущих воспитателей к работе в ДОУ общеразвивающего вида и не всегда учитывают быстроменяющуюся ситуацию в дошкольном образовании (наращивание видового разнообразия ДОУ с учетом образовательных потребностей различных детей и уровня их развития).

Кроме того, в педагогической практике ДОУ отмечается отрицательная динамика в увеличении числа воспитателей без специального образования, чья профессиональная подготовка не отвечает современным потребностям дошкольного образования, и воспитателей с большим педагогическим стажем, имеющих, в своем большинстве, сложившиеся педагогические стереотипы деятельности. Современные же нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций, отличающихся содержательно от традиционно реализуемых воспитателями функций. Так, воспитатели профессионально действуют в стандартной образовательной ситуации, а в условиях развития сети разновидовых ДОУ оказываются не способными к реализации приоритетных направлений конкретного вида ДОУ У воспитателей разновидовых ДОУ появляются дефицитные компетенции, снижающие качество педагогического результата. В связи с этим развитие профессиональных компетенций воспитателей разновидовых ДОУ становится актуальным.

Основываясь требований государственного стандарта среднего профессионального образования, определены основные позиции в определении сущности профессиональных компетенций воспитателей разновидовых ДОУ:

1) профессиональные компетенции представляют собой обобщенные способы действий воспитателя, обеспечивающие продуктивное выполнение педагогической деятельности в условиях видового разнообразия ДОУ [2];

2) структура компетенции включает в себя: умения как основу компетенции; знания, обеспечивающие усвоение умения; ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и

83

новых профессионально-педагогических ситуациях, а не на компетентность специалиста, трактуемая, как адекватное поведение педагога в образовательном учреждении [4];

3) содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.

Учитывая, что под компетенцией понимается определенное профессиональное поведение при решении педагогических задач, каждой компетенции мы подобрали поведенческие признаки, которые можно зафиксировать в деятельности воспитателя ДОУ.

Таким образом, развитие профессиональных компетенций воспитателей разновидовых ДОУ - это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций воспитателей ДОУ, определения образовательных траекторий для воспитателей конкретного вида ДОУ, методического обеспечения повышения квалификации воспитателей ДОУ, организации профессионального обучения (на основе модульных программ) и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности воспитателей. При этом источником целей и содержания повышения квалификации воспитателей ДОУ является противоречие между современными требованиями к дошкольному образованию, конкретным видом ДОУ и реальным уровнем профессиональных компетенций воспитателя [3].

Результативный компонент процесса повышения квалификации определен нами с двух позиций: во-первых, критерии эффективности связаны с результатами повышения квалификации, выражающимися в уровне профессиональных компетенций воспитателей и направленности на их дальнейшее развитие; во-вторых, критерии эффективности связаны с влиянием профессиональных компетенций воспитателей ДОУ на качество инновационных изменений в педагогической деятельности, способствующих созданию условий для оптимального развития детей дошкольного возраста с учетом уровня их развития и психофизиологических особенностей в условиях конкретного вида ДОУ.

Таким образом, у ДОУ появляется возможность развивать профессиональные компетенции воспитателей через обучающее и консультационное сопровождение специалистами учреждений профессионального образования, у учреждений профессионального образования - повысить эффективность подготовки будущих воспитателей на основе анализа потребностей ДОУ разных видов в профессиональных компетенциях.

Список литературы /References

1. Renatovna A.G. Psychological and pedagogical foundations for the development of critical thinking of students // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 2020. Т. 10. № 4. С. 581-584.

2. Акрамова С.Р. Роль интерактивных технологий в развитии информационной компетенции учащихся // European research № 2 (60), 2020. С. 85-88.

3. Makhmudova Darmonjon Bozorboevna. Design as a means of aesthetic education. academicia: An International Multidisciplinary Research Journal, 2020. Vol. 10. Issue 9. Р. 176-182. Online ISSN: 2249-7137. DOI: 10.5958/2249-7137.2020.01040.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.