Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий в обучении слушателей'

Использование интерактивных технологий в обучении слушателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактив / технология / обучения / слушатель / interactive / technology / training / listener.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холматов Элер Содикович

в данной статье расмотрено использование интерактивных технологий в обучении слушателей. Интерактивное обучение предполагает отличную от традиционного образования логику образовательного процесса, при котором обучение происходит не от изучения теоретического материала к практике, а от формирования новой информационной базы к ее теоретическому осмыслению. Опыт и знания всех участников при интерактивном обучении служат источником их взаимного обучения. Когда участники интерактивного обучения делятся своими знаниями и опытом, то они берут на себя часть функций преподавателя, что повышает их мотивацию в обучении и способствует его большей эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING LISTENERS

this article discusses the use of interactive technologies in teaching students. Interactive learning assumes a logic of the educational process different from traditional education, in which learning proceeds not from the study of theoretical material to practice, but from the formation of a new information base to its theoretical comprehension. The experience and knowledge of all participants in interactive learning serves as a source of mutual learning. When participants in interactive learning share their knowledge and experience, they take on part of the teacher's functions, which increases their motivation in learning and contributes to its greater effectiveness.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий в обучении слушателей»

3. Mirzayeva Sayyora Rustamovna. Psychological features of attitudes of students to their own health in conflict situations. journal of critical reviews. ISSN- 2394-5125. Vol 7. ISSUE 17, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jcreview.com/?sec=cissue/ (дата обращения: 23.09.2020).

4. Makhmudova Darmonjon Bozorboevna. DESIGN AS A MEANS OF AESTHETIC EDUCATION. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal Year: 2020, Vol. 10. Issue 9. Р. 176-182. Online ISSN: 2249-7137. DOI: 10.5958/22497137.2020.01040.

USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING LISTENERS Kholmatov E.S. (Republic of Uzbekistan) Email: Kholmatov573@scientifictext.ru

Kholmatov Eler Sodikovich - Senior Lieutenant, Teacher-Methodologist, EDUCATIONAL DEPARTMENT, FERGANA TRAINING CENTER OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN,

FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the use of interactive technologies in teaching students. Interactive learning assumes a logic of the educational process different from traditional education, in which learning proceeds not from the study of theoretical material to practice, but from the formation of a new information base to its theoretical comprehension. The experience and knowledge of all participants in interactive learning serves as a source of mutual learning. When participants in interactive learning share their knowledge and experience, they take on part of the teacher's functions, which increases their motivation in learning and contributes to its greater effectiveness. Keywords: interactive, technology, training, listener.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ Холматов Э.С. (Республика Узбекистан)

Холматов Элер Содикович - старший лейтенант, педагог-методист, учебный отдел,

Ферганскийучебный центр Национальной гвардии Республики Узбекистан, г. Фергана. Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье расмотрено использование интерактивных технологий в обучении слушателей. Интерактивное обучение предполагает отличную от традиционного образования логику образовательного процесса, при котором обучение происходит не от изучения теоретического материала к практике, а от формирования новой информационной базы к ее теоретическому осмыслению. Опыт и знания всех участников при интерактивном обучении служат источником их взаимного обучения. Когда участники интерактивного обучения делятся своими знаниями и опытом, то они берут на себя часть функций преподавателя, что повышает их мотивацию в обучении и способствует его большей эффективности.

Ключевые слова: интерактив, технология, обучения, слушатель.

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и

взаимодействия с другими людьми. [2] В психологии интеракция - это процесс взаимодействия, диалога с чем- либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»).

Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие слушателам взаимодействовать между собой».

«Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» [3]. Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех слушателей и преподавателя (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие в процессе обучения

По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие слушатели не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности слушатели в процессе обучения.

Активность преподавателя уступает место активности слушатели, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяя общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролируя время и порядок выполнения намеченного плана работы, давая консультации, разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений.

К активным и интерактивным методам относят, таким образом, лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. [5] Такие методы являются инновационными образовательными технологиями.

Учебный процесс, опирающийся на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех слушатели группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Интерактивные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые.

Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.

Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения.

К числу активных и интерактивных методов обучения относится интерактивная лекция. Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Этот формат лекции имеет смысл использовать в тех случаях, когда носителем уникальной информации являетесь Вы (или другой предметный эксперт) и когда ресурс времени и других информационных источников ограничен (проблемная лекция, лекция-консультация, лекция - пресс-конференция, лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция-дисскусия, лекция-провокация, лекция-исследование, лекция-визуализация и др.).

Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций.

Интерактивные технологии помогают снять нервную нагрузку обучающегося, переключить его внимания, а так же в ходе занятия происходит постоянная смена форм обучения.

Интерактивное обучение предполагает отличную от традиционного образования логику образовательного процесса, при котором обучение происходит не от изучения теоретического материала к практике, а от формирования новой информационной базы к ее теоретическому осмыслению. Опыт и знания всех участников при интерактивном обучении служит источником их взаимного обучения. Когда участники интерактивного обучения делятся своими знаниями и опытом, то они берут на себя часть функций преподавателя, что повышает их мотивацию в обучении и способствует его большей эффективности.

Список литературы /References

1. Akramova G.R., Akramova S.R. Developing critical thinking on elementary class pupils is the most important factor for preparing social relationship. JOURNAL OF CRITICAL REVIEWS. ISSN- 2394-5125 VOL 7, ISSUE 17, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwjcreview.com/?sec=cissue/ (дата обращения: 23.09.2020).

2. Акрамова Г.Р. Modern approaches to the development of critical thinking of students. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 7. № 11, 2019 ISSN 2056-5852.

3. Renatova A.G. Psychological and pedagogical foundations for the development of critical thinking of students // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 2020. Т. 10. № 4. С. 581-584.

4. Renatova A.S. Interpretation of lexical and semantic features of uzbek-tajik words in jamal kamal's poem "Uzbek language. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal Year: 2020, Volume: 10, Issue: 5. Р. 1434-1440. Online ISSN: 2249-7137. Article DOI: 10.5958/2249-7137.2020.00342.0.

5. Акрамова С.Р. Роль интерактивных технологий в развитии информационной компетенции учащихся // European research. № 2 (60), 2020. С. 85-88.

6. Ruziyeva Mohichehra Yokubovna. About color symbols in folklore. JCR, 2020; 7 (17): 461-466. doi: 10.31838/jcr.07.17.64;

7. Makhmudova Darmonjon Bozorboevna. DESIGN AS A MEANS OF AESTHETIC EDUCATION. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal Year: 2020, Vol. 10 Issue 9. P. 176-182. Online ISSN: 2249-7137. DOI: 10.5958/22497137.2020.01040.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.