Научная статья на тему 'Технология мониторинга качества образовательного процесса в системе повышения квалификации'

Технология мониторинга качества образовательного процесса в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / качества / повышения квалификации педагогических работников. / monitoring / quality / professional development of teaching staff

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташбаев Наим Садыкович

в статье рассматриваются сущность мониторинга качества курсовой подготовки педагогов в системе повышения квалификации и условия его организации, обозначены основные признаки его технологизации. Определено содержание понятия «образовательная услуга» в системе повышения квалификации. Образовательная услуга в сфере повышения квалификации педагогических работников — это комплексный процесс, направленный на деятельностную передачу педагогам знаний, умений и навыков профессионального характера в ходе образовательной программы, с целью удовлетворения личных, групповых и общественных потребностей в повышении квалификации, развития интеллектуального потенциала личности, организации образования, общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR MONITORING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM

the article discusses the essence of monitoring the quality of course training of teachers in the system of advanced training and the conditions for its organization, identifies the main features of its technologization. The content of the concept of "educational service" in the system of advanced training has been determined. An educational service in the field of advanced training of teachers is a complex process aimed at the active transfer of knowledge, skills and abilities of a professional nature to teachers during the educational program, in order to meet personal, group and social needs in professional development, development of the intellectual potential of a person, organization of education , society.

Текст научной работы на тему «Технология мониторинга качества образовательного процесса в системе повышения квалификации»

TECHNOLOGY FOR MONITORING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM Tashbaev N.S. (Republic of Uzbekistan) Email: Tashbaev573@scientifictext.ru

Tashbaev Naim Sad^ovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, INSTITUTE FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF MANAGERS AND SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the essence of monitoring the quality of course training of teachers in the system of advanced training and the conditions for its organization, identifies the main features of its technologization. The content of the concept of "educational service" in the system of advanced training has been determined. An educational service in the field of advanced training of teachers is a complex process aimed at the active transfer of knowledge, skills and abilities of a professional nature to teachers during the educational program, in order to meet personal, group and social needs in professional development, development of the intellectual potential of a person, organization of education , society.

Keywords: monitoring, quality, professional development of teaching staff.

ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Ташбаев Н.С. (Республика Узбекистан)

Ташбаев Наим Садыкович - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются сущность мониторинга качества курсовой подготовки педагогов в системе повышения квалификации и условия его организации, обозначены основные признаки его технологизации. Определено содержание понятия «образовательная услуга» в системе повышения квалификации. Образовательная услуга в сфере повышения квалификации педагогических работников — это комплексный процесс, направленный на деятельностную передачу педагогам знаний, умений и навыков профессионального характера в ходе образовательной программы, с целью удовлетворения личных, групповых и общественных потребностей в повышении квалификации, развития интеллектуального потенциала личности, организации образования, общества. Ключевые слова: мониторинг, качества, повышения квалификации педагогических работников.

Одним из основных компонентов структуры педагогического менеджмента является мониторинг как процесс получения и переработки информации о ходе и результате образовательной деятельности для принятия на этой основе определенного управленческого решения.

Мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций (непрерывный сбор информации, ее структурирование, анализ, передача данных для использования в управлении и др.). Во-вторых, можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают его от других близких или похожих педагогических и психологических процессов: • непрерывность (постоянный сбор данных);

• диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса) [4];

• проблемная ориентированность (включение в состав критериев отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы о недостатках в отслеживаемых процессах);

• технологичность критериев отслеживания (включение в критерии максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания);

• широкий спектр обнаружения изменений (возможность выявления необычных или нетипичных результатов);

• научность (научная обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

• совершенствуемость (возможность внесения изменений в структуру мониторинга). Итак, любая система управления качеством должна иметь адекватную поддержку

посредством мониторинга как процесса сбора, обработки и передачи информации.

Образовательная услуга в сфере повышения квалификации педагогических работников — это комплексный процесс, направленный на деятельностную передачу педагогам знаний, умений и навыков профессионального характера в ходе образовательной программы, с целью удовлетворения личных, групповых и общественных потребностей в повышении квалификации, развития интеллектуального потенциала личности, организации образования, общества [1].

Цель мониторинга в системе повышения квалификации — содействие обеспечению качества образовательных услуг, предоставляемых педагогам регионов республика.

Признаки технологизации, которые отличают мониторинг качества повышения квалификации, выглядят следующим образом:

• разделение процесса на этапы, процедуры, операции;

• координация и последовательность действий, направленных на получение прогнозируемого результата;

• однозначность выполнения процедур и операций.

Образовательные потребности слушателей характеризуются следующими особенностями:

• предпочтение активных методов и тренинговых форм обучения;

• участие в выездных практических занятиях на базе образцовых организаций образования;

• приобретение в период курсовой подготовки информации об инновационном международном опыте в системе образования;

• осуществление взаимодействия с ИПК в сфере издательского дела;

• участие в работе сетевого сообщества.

Качественная организация образовательного процесса в системе повышения квалификации также предполагает возможность оперативного обмена информацией между всеми его участниками, предупреждение перегрузки, чёткое распределение функций между всеми субъектами. Организация курсов повышения квалификации, прежде всего, предполагает создание благоприятных условий для профессионального и личностного роста учителя в образовательной среде респубиканского ИПК.

Список литературы /References

1. Акрамова С.Р. Роль интерактивных технологий в развитии информационной компетенции учащихся // European research. № 2 (60), 2020. С. 85-88.

2. Kasimova Z.Kh. PROFESSIONAL ORIENTATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientific -publication.com/images/PDF/2020/51/EUROPEAN-SaENCE-2-51-II-A.pdf/ (дата обращения: 23.09.2020).

3. Mirzayeva Sayyora Rustamovna. Psychological features of attitudes of students to their own health in conflict situations. journal of critical reviews. ISSN- 2394-5125. Vol 7. ISSUE 17, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jcreview.com/?sec=cissue/ (дата обращения: 23.09.2020).

4. Makhmudova Darmonjon Bozorboevna. DESIGN AS A MEANS OF AESTHETIC EDUCATION. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal Year: 2020, Vol. 10. Issue 9. Р. 176-182. Online ISSN: 2249-7137. DOI: 10.5958/22497137.2020.01040.

USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING LISTENERS Kholmatov E.S. (Republic of Uzbekistan) Email: Kholmatov573@scientifictext.ru

Kholmatov Eler Sodikovich - Senior Lieutenant, Teacher-Methodologist, EDUCATIONAL DEPARTMENT, FERGANA TRAINING CENTER OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN,

FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the use of interactive technologies in teaching students. Interactive learning assumes a logic of the educational process different from traditional education, in which learning proceeds not from the study of theoretical material to practice, but from the formation of a new information base to its theoretical comprehension. The experience and knowledge of all participants in interactive learning serves as a source of mutual learning. When participants in interactive learning share their knowledge and experience, they take on part of the teacher's functions, which increases their motivation in learning and contributes to its greater effectiveness. Keywords: interactive, technology, training, listener.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ Холматов Э.С. (Республика Узбекистан)

Холматов Элер Содикович - старший лейтенант, педагог-методист, учебный отдел,

Ферганскийучебный центр Национальной гвардии Республики Узбекистан, г. Фергана. Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье расмотрено использование интерактивных технологий в обучении слушателей. Интерактивное обучение предполагает отличную от традиционного образования логику образовательного процесса, при котором обучение происходит не от изучения теоретического материала к практике, а от формирования новой информационной базы к ее теоретическому осмыслению. Опыт и знания всех участников при интерактивном обучении служат источником их взаимного обучения. Когда участники интерактивного обучения делятся своими знаниями и опытом, то они берут на себя часть функций преподавателя, что повышает их мотивацию в обучении и способствует его большей эффективности.

Ключевые слова: интерактив, технология, обучения, слушатель.

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.