Научная статья на тему 'Совершенствование дистанционного повышения квалификации учителей физики'

Совершенствование дистанционного повышения квалификации учителей физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ / КУРСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНО-ВАРИАТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / TRAINING / PHYSICS TEACHERS / REMOTE TRAINING COURSES / FORMS OF TRAINING / METHODS / TECHNOLOGIES / MODULAR-VARIABILITY CURRICULUM / CONTINUING EDUCATION / E-LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибраймов Аскар Есбосынович

Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров и совершенствование их профессиональных знаний и умений считается одной из приоритетных задач в образовательной политике нашего государства. В сложившейся системе повышения квалификации существует ряд проблем, обусловленных коренным реформированием общей системы образования, изменившимися требованиями к личности педагога, его профессиональной компетентности. В данной статье проанализированы основные направления и возможности традиционного и дистанционного повышения квалификации учителей физики общеобразовательных школ, раскрыты преимущества дистанционного повышения квалификации как наиболее перспективной формы обучения, отвечающей уровню развития современного общества. Изложены мысли относительно единого учебного плана повышения квалификации учителей физики, включающего модульно-вариативный план и программу, которые были апробированы в процессе экспериментальной работы. Особое внимание уделено созданию электронной информационно-образовательной среды, способствующей непрерывному повышению квалификации учителей физики на самостоятельном уровне в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибраймов Аскар Есбосынович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF DISTANCE TRAINING OF TEACHERS OF PHYSICS

Preparation of highly qualified teaching staff and improve their professional knowledge and skills is one of the priorities in the educational policy of our state. In the current system, training a number of problems caused by the fundamental reform of the general education system to the changing requirements of the teacher’s personality, his professional competence. This article analyzes the main trends and opportunities of traditional and distance training physics teachers of secondary schools, revealed the advantages of remote training the most promising forms of education that meets the level of development of modern society. The article presents thoughts about a unified curriculum training of teachers of physics, including modular variability of plans and programs that have been tested in the course of experimental work. Particular attention is paid to the creation of electronic information-educational environment conducive to the continuous professional development of teachers of physics on a separate level in distance learning.

Текст научной работы на тему «Совершенствование дистанционного повышения квалификации учителей физики»

УДК 374.6 ББК 74.262.22

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

I А.Е. Ибраймов

62

Аннотация. Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров и совершенствование их профессиональных знаний и умений считается одной из приоритетных задач в образовательной политике нашего государства. В сложившейся системе повышения квалификации существует ряд проблем, обусловленных коренным реформированием общей системы образования, изменившимися требованиями к личности педагога, его профессиональной компетентности.

В данной статье проанализированы основные направления и возможности традиционного и дистанционного повышения квалификации учителей физики общеобразовательных школ, раскрыты преимущества дистанционного повышения квалификации как наиболее перспективной формы обучения, отвечающей уровню развития современного общества. Изложены мысли относительно единого учебного плана повышения квалификации учителей физики, включающего модуль-но-вариативный план и программу, которые были апробированы в процессе экспериментальной работы. Особое внимание уделено созданию электронной информационно-образовательной среды, способствующей непрерывному повышению квалификации учителей физики на самостоятельном уровне в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: повышение квалификации, учителя физики, курсы дистанционного повышения квалификации, формы обучения, методы, технологии, модульно-вариативный учебный план, непрерывное повышение квалификации, электронно-образовательная среда.

IMPROVEMENT OF DISTANCE TRAINING OF TEACHERS OF PHYSICS

I A.E. Ibraymov

Abstract. Preparation of highly qualified teaching staff and improve their professional knowledge and skills is one of the priorities in the educational policy of our state. In the current system, training a number of problems caused by the fundamental reform of the general education system to the changing requirements of the teacher's personality, his professional competence.

This article analyzes the main trends and opportunities of traditional and distance training physics teachers of secondary schools, revealed the advantages of remote training the most promising forms of education that meets the level of development of modern society. The article presents thoughts about a unified curriculum training of teachers of physics, including modular - variability of plans and programs that have been tested in the course of experimental work. Particular attention is paid to the creation of electronic information-educational environment conducive to the continuous professional development of teachers of physics on a separate level in distance learning.

Keywords: training, physics teachers, remote training courses, forms of training, methods, technologies, modular-variability curriculum, continuing education, e-learning environment.

В Законе Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров в качестве главного условия реформирования системы народного образования обозначены подготовка учителя, повышение методического мастерства и общего культурного уровня педагога.

Сегодня в условиях быстро развивающегося общества, внедрения инноваций в систему школьного образования особое значение имеет личность учителя. Как бы ни обновлялись школьные программы и ни усовершенствовались государственные образовательные стандарты, степень их усвоения целиком зависит от школьного учителя.

В настоящее время в Республике действуют 14 региональных институтов переподготовки и повышения квалификации учителей общеобразовательных школ, в которых учителя повышают свою квалификацию каждые 5 лет.

Ученые нашей Республики Ж.Т. Йулдошев, Х.К. Йулдошев, А Аб-дукодиров, У.Ш. Бегимкулов, М.С. Яхь-яев, Ш.К. Мардонов, А Аминов, Д. Са-фуров, М. Жуманиезова и другие ис-

следовали проблему повышения квалификации учителей и выявили ряд недостатков в традиционной системе повышения квалификации.

М. Яхьяев в своем исследовании отметил, что при существующей системе (повышение квалификации 1 раз в 5 лет) 30% учителей остаются не охваченными курсами по объективным причинам — нехватка мощности в институтах повышения квалификации и по субъективным причинам — семейные условия, инвалидность, трудности выезда за пределы региона проживания [4].

Х.К. Йулдошев утверждал, что повышение квалификации учителя в течение одного месяца имеет свои отрицательные стороны. Во-первых, учителей вызывают на курсы в разгар учебного года, во-вторых, их нагрузки должны выполнять другие учителя за дополнительную оплату, а самому слушателю необходимо оплатить расходы на проезд и суточные. Отсутствие учителя в течение даже небольшого времени негативно сказывается на успеваемости учеников, кроме того, нерационально расходуются государственные средства [3].

63

ВЕК

М. Жуманиезова указала на такой недостаток, как неразработанность механизма формирования мотивации педагога к постоянной самостоятельной работе над собой в процессе обучения на курсах повышения квалификации [1].

Анализ ряда работ показал, что в организации процесса повышения профессиональной компетентности учителей в традиционной форме существуют проблемы, которые необходимо решать. Это, прежде всего, неполное соответствие современным требованиям.

В целях устранения отмеченных недочетов в республике были приняты правительственные документы в указанном направлении. В их числе постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан: от 16 февраля 2006 г. "О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки педагогических кадров и повышения их квалификации" (постановление № 25) и от 15 августа 2014 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки работников народного 64 образования и повышению их квалификации" и внедрению на этой основе дистанционного повышения квалификации (постановление № 234). На основе данных документов были разработаны учебные планы и программы, а также учебные материалы по 15 предметам для курсов дистанционного повышения квалификации, соответственно организовано дистанционное повышение квалификации.

В частности, в процессе научного исследования автором настоящей статьи был разработан модульный учебный план из расчета 82 часа для учителей физики, повышающих квалификацию дистанционным путем.

При определении содержания курсов мы опирались на зарубежный опыт и требования Государственного образовательного стандарта. В модульном учебном плане представлены блоки по теории и методике обучения физике, по использованию педагогических и информационных технологий. Из 82 часов учебного плана 50 выделено на изучение учебных материалов по физике и выполнение заданий, 6 часов — на занятия в сети и получение консультаций, 6 часов — на выполнение контрольных работ и 20 часов — на личное участие в сессии непосредственно в институте повышения квалификации.

Разработанные учебно-методические материала для учителей физики средних общеобразовательных школ размещены на специальном сервере платформы MOODLE и иср пользуются с помощью кейс-технологий, сетевых и мобильных технологий через учебные порталы www. avloniymtk.uz, www.masofa.uz.

Для дистанционного обучения учителей физики на курсах повышения квалификации важно не только отобрать специальные технологии этого вида обучения, но и правильно определить формы, методы и средства, специфические для преподавания физики как учебного предмета. Большая часть учителей при самостоятельном изучении материалов по физике или самостоятельном повышении квалификации испытывает определенные трудности, а дистанционное повышение квалификации как раз предполагает их участие в форумах, видеоконференциях, общение с тьютором, когда учителя могут обсудить возникающие проблемы и наметить пути их решения.

В процессе дистанционного повышения квалификации используются следующие формы обучения:

Электронная лекция представляет собой одну из электронных форм в сборнике учебных материалов для учителей физики на курсах дистанционного повышения квалификации. Электронная лекция, помимо основного материала, предусмотренного учебным планом, содержит дополнительную информацию. Особенностью электронной лекции является многократное повторение сложных понятий, расположение учебного материала таким образом, чтобы слушатели могли размышлять над фактами и анализировать их. Это облегчает восприятие содержания лекции.

Электронная версия имеет определенные преимущества по сравнению с традиционной лекцией, так как учебный материал представлен в анимационной форме и в форме виртуальной лаборатории, что создает возможность для слушателей изучать их в удобное для них время и в удобном месте, где установлен Интернет.

Виртуальные лабораторные работы также отличаются от традиционных лабораторных работ и практических занятий. Лабораторная работа проводится на основе специальной компьютерной программы с помощью моделирования, в котором заложены порядок действий и все необходимое оборудование (виртуальное). При этом имеется возможность проведения опыта, тогда как при традиционном повышении квалификации это было затруднено. В практику внедрено несколько виртуальных лабораторных работ по физике на уровне средних общеобразовательных школ [2].

Контрольные работы. Цель контрольной работы является проверка и оценка результатов усвоения теоретических и практических аспектов учебного материала учителями физики в процессе дистанционного повышения квалификации.

Контрольные работы включают в себя первичный контроль (через вводные тесты), промежуточный контроль (после изучения отдельных тем и разделов) и итоговый контроль (на основе всех модулей курса). Последний проводится в форме итоговой аттестации. При организации контроля используются различные методы.

Методы наблюдений за учебной деятельностью. Платформа MOODLE дает возможность осуществлять контроль за всеми учебными действиями в системе дистанционного повышения квалификации. Тьютор по физике ведет послеледоватеь-ное наблюдение за тем, кто (из слушателей) и как участвует в изучении учебных материалов, сколько времени затрачивает на изучение модулей, выполнение тестов, какие допускает ошибки, и в результате составляет конкретное заключение.

Метод тестирования. В системе дистанционного повышения квалификации основное внимание обращается на проведение тестирования, которое отражает качество и интеграцию процесса обучения. Тестирование упорядочивает структуру обучения в системе MOODLE и осуществление контроля. Благодаря тестированию обучающиеся видят результаты выполнения заданий на всех этапах и определяют для себя степень усвоения учебных материалов. По результатам тестов тьютор и компьютер автоматические оценива-

65

66

ют уровень профессиональной подготовки учителя по данному предмету.

Метод анкетирования. Одной из форм осуществления контроля в процессе дистанционного повышения квалификации учителей является анкетный опрос. Анкета представляет собой гибкий инструмент, поскольку вопросы в ней могут быть сформулированы в самых разнообразных формах.

Самопроверка. При самопроверке у учителя вырабатываются такие навыки, как критическая оценка выполненного задания, корректирование недочетов. На курсах дистанционного повышения квалификации появляется возможность несколько раз выполнить тесты и перепроверить результаты путем самоконтроля. Самоконтроль помогает выявить недостатки, ошибки и определить правильное решение. Все эти операции способствуют активизации учебно-познавательной деятельности.

Самостоятельная работа. Дистанционное повышение квалификации учителей физики, в частности самостоятельная работа на курсах, может осуществляться в индивидуально, парной и групповой формах. При работе в группах слушатели консультируют друг друга, оказывают поддержку и помощь своим коллегами.

Консультации. Учителя физики, повышающие свою квалификацию дистанционными путем, имеют возможность пользоваться консультациями тьютора и преподавателей физики институтов усовершенствования, материально технических базой по месту работы, принимая консультации и рекомендации по телефону или электронной почте. В процессе консультаций раскрываются интеллектуальный потенциал и индивиду-

альные особенности учителей физики, нравственные качества, психологический настрой и мышление, свойственные им. Консультации могут проводиться в индивидуальном порядке или для группы слушателей.

Семинары. Для повышения квалификации характерна такая форма обучения, как семинары. При традиционном повышении квалификации семинары проводятся в строго определенное время в соответствии с учебным планом. В дистанционном обучении семинары могут заменить видеоконференции или вебинары. Отметим, что автором «запущена в работу» программа проведения вебинаров (www.masofa.uz).

Для проведения вебинаров модератором центра развития дистанционного обучения определяются тема, день и время, составляется список участников. К вебинарам привлекаются слушатели курсов дистанционного повышения квалификации учителей физики со всех регионов республики. Участников можно разделить на группы или работать с каждым в индивидуальном порядке.

На основе программы дистанционного повышения квалификации тьюторы и слушатели работают в сотрудничестве и в ходе вебинара решают специфические для методики обучение физике проблемы. Дистанционные курсы организуются в синхронной и асинхронной формах. В определенное время слушатели имеют возможность обмениваться мнениями и опытом при обсуждении вопросов методики преподавания физики, что называется «лицом к лицу».

Кроме того, учителя физики виртуально общаются при проведении диспутов, ролевых и деловых игр, используя методы ситуативного анали-

за, проектирования и другие педагогические технологии.

Технологии, направленные на работу в сотрудничестве, деятельность в группе, вызывают большой интерес участников дистанционного повышения квалификации. Обучение в сотрудничестве способствует повышению активности познавательной деятельности учителей, особенно при работе с различными источниками информации. Исследовательские и проблемные методы, применяемые в индивидуальной или совместной деятельности, помогают не только в развитии критического мышления, но и в совершенствовании культуры общения и в выполнении социальной деятельности в различных ее проявлениях.

Названные педагогические технологии направлены также на решение задач личностно-ориентирован-ного обучения. Учителя физики могут проявить свои индивидуальные способности, добиться конкретных результатов по различным направлениям науки, сознательно овладеть знаниями, особенно по тем разделам, где чувствуют пробелы.

Использование сетевых и мобильных технологий при организации курсов дистанционного повышения квалификации учителей физики общеобразовательных школ включает в себя применение кейс-технологий.

Разработанные учебно-методические материалы, предназначенные для самостоятельного изучения учителями, повышающими свою квалификацию в дистанционном режиме, помещены в специальном сборнике (кейсе). Они содержат упражнения, задания, контрольные работы в соответствии с изучаемыми модулями, которые учителя выполняют после-

довательно (поэтапно) и представляют их на контактных сессиях в институте по определенному графику — представляют тьютору по физике и размещают на платформе MOODLE.

Тьютор же, в соответствии с установленными правилами, систематизирует выполненные слушателями задания в бумажном варианте и проводит экспертизу. Слушатели, встречаясь с проблемами в процессе повышения квалификации, могут связываться время от времени с тьютором по физике и консультироваться с ним по телефону, факсу или электронной почте.

Таким образом, с учетом реальных условий и на основе конкретных технологий, форм и методов обучения слушатели могут повышать квалификацию, находясь дома, по месту работы в школе или непосредственно в центре дистанционного обучения в соответствии с модульным учебным планом, последовательно изучая темы, и по окончании курса получить сертификат государственного образца.

В целях совершенствования системы дистанционного повышения квалификации учителей физики на- 67 ми в качестве эксперимента были организованы курсы повышения квалификации на основе специально разработанного учебного плана и программы и общего модульно-вари-ативного учебного плана. Слушатели курса в зависимости от уровня подготовки, потребностей и условий, а также от уровня профессионально-педагогического мастерства могли восполнить пробелы в специальных знаниях и методике преподавания на основе выбранной учебной программы.

Модульно-вариативная учебная программа повышения квалификации оказалась более приемлемой по

68

сравнению с традиционной, поэтому слушатели курсов показали более высокие результаты усвоения учебного материала. Итоги эксперимента показали, что в условиях использования единой программы для традиционного и дистанционного повышения квалификации учителей физики перспективным представляется направление, когда каждый учителей может опираться на модульно-вариативную программу, принимая во внимание свой опыт, уровень педагогического мастерства, современные требования и личные запросы. А главное, модуль-но-вариативной программа дает возможность восполнить пробелы в профессиональных знаниях, поэтому назрела необходимость внедрения указанной программы в систему дистанционного повышения квалификации.

Выше, было отмечено, что действующая система повышения квалификации ориентирована на обучение с периодичностью один раз в 5 лет. Но в современных условиях информация стремительно обновляется, модернизируются информационно-коммуникационные технологии и средства обучения, и, соответственно, каждый учитель должен быть готов к происходящим изменениям в содержании и технологиях образования. Это означает, что каждый учитель физики должен владеть современными знаниями и осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Следовательно, перед системой повышения квалификации поставлены задачи развития критического и творческого мышления, стремления оптимально использовать интерактивные методы обучения, возможности глобальной сети Интернет, потребности постоянного самообразования и вне-

дрения современных педагогических и информационных технологий.

В республике осуществляются исследования проблемы обеспечения непрерывного повышения квалификации учителей физики, создаются учебно-методические материалы сопровождения данного процесса. В частности, Комитетом по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан (протокол № 1 от 9 марта 2016 года), а также Министерством народного образования (приказ № 91 от 4 апреля 2016 года) утвержден конкурс прикладных исследовательских проектов молодых ученых по проблеме «Создание и внедрение электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей постоянное самостоятельной повышение квалификации учителей физики в общеобразовательных средних школах».

Результатом разработки проекта будут электронные учебно-методические материалы и научно-практические рекомендации по постоянному повышению квалификации учителей физики на самостоятельном уровне.

Содержание самообразования учителей физики предусматривает ознакомление их с результатами доктор -ских и кандидатских научных исследований в области физики, с научно-методическими статьями, публикуемыми в профильных журналах и сборниках научно-практических конференций, с научным наследием выдающихся мыслителей мира и Средней Азии, научными открытиями лауреатов Нобелевской премии в области физики, новой информацией в сфере педагогических технологий обучения предмету. Подача материалов организуется в наглядной, анимационной форме, в традицион-

ных лабораторных работах применяются информационно-коммуникационные технологии, используется виртуальное моделирование и таким образом создается информационная образовательная среда, способствующая обогащению учителей специальными знаниями и овладению методами работы с электронными ресурсами.

В условиях информационно-образовательной среды учителя физики получают возможность знакомиться с передовым опытом своих коллег и виртуально сотрудничать с ними, получать консультации преподавателей институтов повышения квалификации, специалистов Республиканского центра образования, обмениваться мнениями с авторами учебников и учебных пособий по физике. Посредством информационно-образовательной среды приобретается навык самостоятельной работы с источниками информации, выполняются задания разного уровня сложности и самостоятельно оцениваются результаты, используются различные тесты для закрепления знаний и самопроверки.

Таким образом, разработанная нами система создания электронной информационно-образовательной среды как условия функционирования традиционной и дистанционной форм повышения квалификации (1 раз в 5 лет) поможет решить задачи непрерывного освоения современных знаний учителями физики, овладения инновационными технологиями и осуществления на практике компетентносного подхода в образовательном процессе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джуманезова, М.Т. Педагогической основы учебной подготовки учителей в процессе инновационной деятельности [Текст] / М.Т. Джуманезова: Дис. ... канд. пед. наук. - Ташкент: УзПФИТИ, 2007. - 176 с.

2. Ибраймов, А.Е. Коллекция виртуальных лабораторий по физике электронных мультимедийных образовательных ресурсов для средних школ [Текст] / А.Е. Ибраймов // Патентное ведомство Республики Узбекистан. Номер сертификата DGU 02251. 07.07.2011 г.

3. Йулдошев, Х..Ц. Дистанционное обучение -эффективный, удобный, читаемый [Текст] / ХД. Йулдошев // Физика, математика и информатика. - Ташкент, 2006. - № 1. - С. 6-8.

4. Яхьяев, М.С. Дистанционное обучение и повышение квалификации учителей: цели, перспективы и проблемы [Текст] / М.С. Яхьяев // Образовательные технологии. - Ташкент, 2006. - № 3. - С. 11-15.

REFERENCES

5. Dzhuma^zova M.T., Pedagogical bases of training of teachers in the process of innovation, PhD Dissertation in Pedagogy, Tashkent, 2007, 176 p. (in Uzbek)

6. Ibraymov A.E., "A collection of virtual labs in physics electronic multimedia educational resources for secondary schools", in: Patent Of- 6U fice of the Republic of Uzbekistan, Certificate number DGU 02251, 07.07. 2011. (in Uzbek)

7. Yahyaev M.S., Distance education and teacher training: aims, prospects and challenges, Educational Technology, Tashkent, 2006, No. 3, pp. 11-15. (in Uzbek)

8. Yuldoshev ХД., Distance learning - an effective, user-friendly, readable, Physics, Mathematics and Computer Science, Tashkent, 2006, No. 1, pp. 6-8. (in Uzbek)

Ибраймов Аскар Есбосынович, соискатель, Ташкентский государственный педагогический

университет, Республика Узбекистан, [email protected] Ibraymov A.E., Competitor, Tashkent State Pedagogical University, Uzbekistan, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.